kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экономическое воспитание дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети с малых лет должны знать как зарабываются деньги и как их потратить.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экономическое воспитание дошкольников»

ГАУ ДПО Институт развития образования Республики Башкортостан



Кафедра дошкольного и начального образования



Проектная работа

Использование сказок в формировании элементарных экономических представлений детей дошкольного возраста



Разработчик проекта:

Тувальбаева Разалия Наиловна

МДОБУ «ЦРР—д/с «Алёнушка» г.Сибай



Руководитель проекта:

Сибаева Г.М.,канд.пед.наук, доцент

кафедры дошкольного образования и начального образования





Уфа, 2021





Тема моего проекта называется «Использование сказок в формировании элементарных экономических представлений детей дошкольного возраста ». «Сказка—великая культура народа, которую мы собираем крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа», - сказал А.Н.Толстой. Но, сегодня каждый из нас понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была и будет неотъемлемой частью жизни человека. С момента появления людей на Земле возникают и экономические отношения, поскольку человек отличается от всего остального живого мира тем, что может изменить мир согласно своим потребностям и приспосабливаться к окружающим его условиям жизни. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.

Актуальность проекта.

Экономическое воспитание приближает дошкольников к реальной жизни, помогает ориентироваться в происходящем, формирует деловые качества личности. Поэтому экономическое воспитание – важное направление в дошкольной педагогике – в настоящее время актуально и востребовано особенно остро.

Вид (тип) проекта. По типу, мою проектную работу можно смотреть как информационный. Целью которого является сбор, анализ и представлении информации.

Цель: формирование представлений об элементах экономики у старших дошкольников, через обогащение различных видов деятельности экономическим содержанием.

Сказка—источник мудрости. С древнейших времен применяется как уникальный инструмент для воспитания детей. Недаром говорится: «Сказка—ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Все сказки «обучают» и «воспитывают». Они несут в себе большой образовательный и воспитательный потенциал. В педагогическом процессе ДОУ применения сказок экономического содержания чрезвычайно широки. Экономика и дошкольник, на первый взгляд, кажутся понятиями абсолютно не совместимыми. Но современный ребёнок уже с первых лет своей жизни попадает в экономическую среду, наполненную экономическими понятиями и процессами. Различные профессии, покупка и продажа товаров, реклама по телевизору, разговоры родителей о бюджете семьи – это далеко не полный перечень того, с чем постоянно сталкивается дошкольник. Современная жизнь весьма непредсказуема, но в тоже время очень интересна, именно поэтому сложные экономические процессы, так привлекают малышей.

В соответствии с целью поставлены задачи:

1. Формировать экономическое сознание детей посредством сказки;

2.Побуждать здоровый интерес к экономическим понятиям;

3. Способствовать формированию экономического мышления через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, бюджет, потребности, труд);

4. Дать представление о денежных знаках ( монета, купюра) России;

5.Раскрыть сущность понятия «семейный бюджет» (заработная плата, стипендия, пенсия);

6.Формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий « труд-продукт-деньги»;

7. Воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях.

Участниками проекта являются дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет, воспитатели группы, родители). Проект долгосрочный – сентябрь 2021г. – май 2022г.

Проект по экономическому воспитанию включает следующую информацию:

― актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость,

― цель и задачи образовательной деятельности с детьми в рамках предложенного проекта,

― сроки и этапы реализации проекта,

― управление и обеспечение проекта,

― ожидаемые результаты после реализации проектных мероприятий и показатели эффективности проекта,

― планируемые мероприятия в рамках проекта,

― заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.




Обучение детей носит интегративный характер, позволяющий знакомить детей с основами экономики в тесной взаимосвязи со всеми образовательными областями ФГОС ДО.

Ожидаемые результаты:

1.Создание предметно-развивающей среды по данной теме.

2. Активное использование в различных видах деятельности основных экономических понятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

3. Умение осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.

4. Формирование знаний о том, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, уменьшить.

5. Осознавать, что сбережения семьи—это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы. Потом эти же деньги могут быть потрачены для отдыха всей семьи или для приобретения на что-то нужное.

6. Осознание на доступном уровне взаимосвязи таких понятий, как «труд-продукт-деньги» и «стоимость этого продукта в зависимости от качества».

В процессе повседневной деятельности группы закрепляются экономические знания детей, полученные во время занятий, игр, бесед в разных видах труда в рамках самостоятельной деятельности детей.

Развивающая предметно-пространственная среда стала более насыщенной, доступной, вариативной для партнерского взаимодействия детей и взрослых.

Этапы реализации.

1) Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы;

2) Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту;

3) Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике;

4) Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

6) Составление перспективного плана дидактических игр по экономике;

7) Создание обогащённой развивающей среды в группах:

- проведение бесед, рассказывание историй и сказок, сюжетно-ролевых игр, создание игровых ситуаций;

-совместные с детьми размышления на темы: «Что такое экономика?», «Что мы знаем об экономике?», «Что хотим узнать?», «Как мы будем это узнавать?»

8) Консультации для воспитателей детского сада и родителей детей.

9) Проведение экономических ярмарок, аукционов, развлечений.

Дети понимают и ценят окружающий предметный мир (вещный мир как результат труда людей);

- уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;

- осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;

- видят красоту человеческого творения;

- признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.);

- ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях;

- контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.

Проект «Использование сказок в формировании элементарных экономических представлений детей дошкольного возраста» позволит совершенствовать навыки сотрудничества воспитателей, родителей и ребенка по формированию и развитию реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям.

Ресурсы проекта.

1. Компьютерное оборудование (ноутбук, проектор, экран)

2. Денежные знаки: современные, других стран, недавнего прошлого и пр.

3. Художественная литература: «Заработанный рубль» башкирская сказка, Романов А. «Чудеса в кошельке», К.И. Чуковский «Муха-цокотуха», Г.Х.Андерсен «Дюймовочка», Ш.Перро «Кот в сапогах», басня И.Крылова «Стрекоза и муравей», пословицы, поговорки по теме.

4. Мультфильмы: С.Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама».

5. Сюжетные картины: «В магазине», «На рынке», «На ферме»

6. Атрибуты к сюжетно-ролевым играм:

«Магазин», «Кафе», «Шофёры», «Поликлиника», «Рынок» («банкомат», одежда, соответствующая принятой роли и пр.)

7. Дидактические игры: «Змейка», «Идем в магазин», «Заплатки (деньги)», «Что нужно для профессии», «Какие ошибки допустил художник», «Пазлы- монеты», «Доходы-расходы», «Тематические шнуровки» и т.д.

8. Материалы для изобразительной деятельности, бросовый и природный материалы.

В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста,- когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребѐнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймѐт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.


Экономическое воспитание приближает дошкольников к реальной жизни, помогает ориентироваться в происходящем, формирует деловые качества личности. Поэтому экономическое воспитание – важное направление в дошкольной педагогике – в настоящее время актуально и востребовано особенно остро.


Экономика и дошкольник, на первый взгляд, кажутся понятиями абсолютно не совместимыми. Но современный ребѐнок уже с первых лет своей жизни попадает в экономическую среду, наполненную экономическими понятиями и процессами. Различные профессии, покупка и продажа товаров, реклама по телевизору, разговоры родителей о бюджете семьи – это далеко не полный перечень того, с чем постоянно сталкивается дошкольник. Современная жизнь весьма непредсказуема, но в тоже время очень интересна, именно поэтому сложные экономические процессы, так привлекают малышей.


В научных исследованиях последних лет (Л.М. Клариной, А.Д. Шатовой, Е.А. Курак, Л.И. Галкиной и др.), посвященных экономическому воспитанию личности на этапе дошкольного детства, прежде всего, акцентируется внимание на подборе доступных для ребенка знаний из области экономики. А.Д. Шатова полагает, что «смысл работы по экономическому воспитанию состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создан «предметный мир, облагораживающий жизнь».


Старший дошкольный возраст является благоприятным для начала работы по экономическому воспитанию дошкольников, так как именно в этот период дети начинают осознавать и оценивать такие экономические понятия, как «выгодно – невыгодно», «дорого - дешево», «честно – нечестно».


В последнее время появилось очень много художественных произведений и игр с экономическим содержанием, адресованных дошкольникам. Они направлены на ознакомление детей с экономическими понятиями, категориями, законами, с учѐтом психолого-физиологических особенностей дошкольников.


Наличие произведений с экономическим содержанием, с одной стороны, и отсутствием целенаправленного экономического воспитания с другой, послужило причиной для углублѐнного изучения данной проблемы. Несомненно проблема экономического воспитания детей актуальна, современна и достаточно сложна и еѐ необходимо начинать как можно раньше и эта одна из причин того что подтолкнуло меня на работу над этой проблемой.


Пониманию многих экономических явлений, понятий, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка.


Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Сюжеты сказок и сказочные персонажи привлекают детей. Вживаясь в события сказки ребѐнок, как бы становиться еѐ действующим лицом. Потребность в сказке сохраняется у него на многие годы.


Любая сказка: народная, авторская - «обучает» и «воспитывает», т.е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.


Сказка – это особый литературный жанр, и у неѐ огромные дидактические возможности, поэтому я решила, что в начале нужно ввести ребѐнка в проблему экономического воспитания посредством сказки. Необходимо было выбрать хорошо знакомые детям сказки, достаточно актуальные в которых сюжет отражает экономическое содержание.









В научных исследованиях последних лет (Л.М. Клариной, А.Д. Шатовой, Е.А. Курак, Л.И. Галкиной и др.), посвященных экономическому воспитанию личности на этапе дошкольного детства, прежде всего, акцентируется внимание на подборе доступных для ребенка знаний из области экономики. А.Д. Шатова полагает, что «смысл работы по экономическому воспитанию состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создан «предметный мир, облагораживающий жизнь».



Старший дошкольный возраст является благоприятным для начала работы по экономическому воспитанию дошкольников, так как именно в этот период дети начинают осознавать и оценивать такие экономические понятия, как «выгодно – невыгодно», «дорого - дешево», «честно – нечестно».



В последнее время появилось очень много художественных произведений и игр с экономическим содержанием, адресованных дошкольникам . Они направлены на ознакомление детей с экономическими понятиями, категориями, законами, с учётом психолого-физиологических особенностей дошкольников.



Наличие произведений с экономическим



включает 6 блоков:



- потребности, содержанием, с одной стороны, и отсутствием целенаправленного экономического воспитания с другой, послужило причиной для углублённого изучения данной проблемы .Несомненно проблема экономического воспитания детей актуальна , современна и достаточно сложна и её необходимо начинать как можно раньше и эта одна из причин того что подтолкнуло меня на работу над этой проблемой.



Пониманию многих экономических явлений, понятий, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка.



Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Сюжеты сказок и сказочные персонажи привлекают детей. Вживаясь в события сказки ребёнок, как бы становиться её действующим лицом. Потребность в сказке сохраняется у него на многие годы.

Сказка – это особый литературный жанр, и у неё огромные дидактические возможности, поэтому я решила , что в начале нужно ввести ребёнка в проблему экономического воспитания посредством сказки. Необходимо было выбрать хорошо знакомые детям сказки, достаточно актуальные в которых сюжет отражает экономическое содержание.



Взяв это направление для исследования, я поставила перед собой цель– изучить возможности сказки в обучении детей азам экономики и формировании экономических представлений, а внедрить в работу с



Принципы построения проекта:



1. Возрастное соответствие - предлагаемые сказки учитывают возможности детей данного возраста.



2. Доступность предлагаемого материала.



3.Системность и постепенность его усвоения.



4.Преемственность- каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития».



5.Наглядность -использование наглядно-дидактического материала, информационно-коммуникативных технологий.



6.Коллективное взаимодействие.



7.Здоровьесберегающий принцип - обеспечено сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности.



В качестве средств экономического воспитания использовались:



- сказочные персонажи,



- игровые формы,



- чтение сказок с дальнейшим их обсуждением,



- создание проблемных ситуаций и проекта выхода из них,



Новизна проекта.



Посредством обыкновенной сказки, переложив её на современный лад – формируется экономическое образование детей.



Для реализации поставленной цели и задач я наметила работу по двум направлениям:



- с детьми,



- с родителями.



Работу по экономическому воспитанию начала с исследования сказочных произведений разных видов: народные сказки, авторские , что позволило отобрать серию сказок, наиболее ценных с точки зрения как экономического содержания, так и решения задач нравственного воспитания. И в народных , и в авторских сказках экономическое содержание развёртывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.



Затем разработала перспективный план, который



- деньги,



-труд,



- бюджет семьи,



- доход и расход,



- товар.



Сказки расположила в последовательности, позволяющей сначала сформировать у детей представления о потребностях, затем о труде, товаре, деньгах.



Для раскрытия этих экономических категорий выбрала следующие сказки:



- Раскрывающая потребности: К. И. Чуковского « Телефон», А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».



- Для раскрытие труда, использую сказки: « Терем – Теремок», «Петушок и бобовое зёрнышко»



- Русская народная сказка «Каша из топора» - уточняет у детей представления о смекалке, осуждение жадности.



- Понятие «товар» раскрывается в сказке К. И. Чуковского « Федорино горе»



- Формирующая представление о рациональном выборе матриала английская сказка « Три поросёнка».



- Понятие «деньги» раскрывается в сказке К.И. Чуковского « Муха- Цокотуха».



- В сказке А. Толстого «Приключения Буратино» - формируется представление о способах увеличения дохода и другие.



Опираясь на ведущий в педагогике дошкольного детства, принцип наглядности я старалась подбирать доступный для воспитания иллюстративный материал, атрибутику к сюжетно- ролевым, сюжетно-дидактическим играм , с помощью которых направляла детей на развитие экономического мышления, воспитания таких качеств личности как хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилежность, расчетливость и для ознакомления с экономическими понятиями («труд», «потребность», «товар», «деньги»



« бюджет»).



Организуя работу по данному направлению, опиралась на ведущие для дошкольников виды деятельности:



- игровую,



- продуктивную,



- театрализованную.



Знакомя детей со сказкой старалась вызвать интерес к сказке, эмоциональное отношение к ее героям, подвести к пониманию содержания сказочного произведения. Направить детей на «экономическое» содержание сказки, овладеть средствами взаимодействия со сказочными героями, умением высказывать оценочные суждения о поступках героев с «экономических» позиций.



Например, когда проводила игру- занятие « Товар и бережное отношение к нему по сказке К. И. Чуковского « Федорино горе». Эта сказка заставила детей задуматься над вопросами:



1.Почему все вещи убежали, ускакали от Федоры?



2.Любили ли вещи свою хозяйку?



3. Когда они вернуться?



4. Каким образом Федора их вернула?



5. Как Федору отблагодарила за труд?



6. Кого называют бережливым, трудолюбивым?



Разработала дидактические игры, такие как: « Кто, что делает?», « Кто трудиться, кто играет?», « Какие бывают доходы?» и другие, проблемные ситуации « Обязанности козлят», « Письмо ослику», « Загадка бельчат» и другие, которые помогают закреплять экономические понятия, развивать экономическое мышление.



Много с детьми разыгрывали экономических ситуаций из сказок, которые позволяют по- новому взглянуть на известные сюжеты- А. Толстого « Золотой ключик, или Приключения Буратино», К.Чуковского « Муха- цокотуха» и другие.



Параллельно вела работу с родителями т.к. работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможно без участия родителей, понимания ими значимости проблемы. Ведь семья – реальная экономика, и в ней дети не учатся жить, а живут. Прежде всего мы провели анкетирование на тему: « Отношения родителей к экономическому воспитанию дошкольников» Результаты проведённого анкетирования показали, что родители, в основном, теоретически признают необходимость и полезность экономического воспитания, обосновывая это требованиями времени, а практически мало делают для приобщения к миру экономики. Это позволило определить некоторые направления совместной деятельности с родителями:



1. Информирование родителей через встречи в семейном клубе « У очага», за круглым столом, за чашкой чая и другое.



2. Участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы);



С родителями проводились консультации « Нужна ли экономика дошкольникам?», беседы, давались рекомендации о том, как следует общаться с их ребёнком в плане экономического воспитания. Родители активно начали принимать участие в изготовлении дидактических игр, атрибутов к занятиям.











Экономическое воспитание продолжаю осуществлять на включение ребёнка в естественные виды деятельности: дидактические игры, занятия, изобразительную деятельность, игры-драматизации, театрализованную деятельность.



Заключительная часть моего проекта:



Ожидаемый результат:



- сформировать экономическое мышления дошкольников, которое приблизит его к реальной жизни,



- социализация ребёнка, постепенный переход с позиции « ребёнок- наблюдатель» на позицию « ребёнок- участник» в практической деятельности.











Экономическое воспитание приближает дошкольников к реальной жизни, помогает ориентироваться в происходящем, формирует деловые качества личности. Поэтому экономическое воспитание – важное направление в дошкольной педагогике – в настоящее время актуально и востребовано особенно остро.



Экономика и дошкольник, на первый взгляд, кажутся понятиями абсолютно не совместимыми. Но современный ребёнок уже с первых лет своей жизни попадает в экономическую среду, наполненную экономическими понятиями и процессами. Различные профессии, покупка и продажа товаров, реклама по телевизору, разговоры родителей о бюджете семьи – это далеко не полный перечень того, с чем постоянно сталкивается дошкольник. Современная жизнь весьма непредсказуема, но в тоже время очень интересна, именно поэтому сложные экономические процессы, так привлекают малышей.



В научных исследованиях последних лет (Л.М. Клариной, А.Д. Шатовой, Е.А. Курак, Л.И. Галкиной и др.), посвященных экономическому воспитанию личности на этапе дошкольного детства, прежде всего, акцентируется внимание на подборе доступных для ребенка знаний из области экономики. А.Д. Шатова полагает, что «смысл работы по экономическому воспитанию состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создан «предметный мир, облагораживающий жизнь».



Старший дошкольный возраст является благоприятным для начала работы по экономическому воспитанию дошкольников, так как именно в этот период дети начинают осознавать и оценивать такие экономические понятия, как «выгодно – невыгодно», «дорого - дешево», «честно – нечестно».



В последнее время появилось очень много художественных произведений и игр с экономическим содержанием, адресованных дошкольникам . Они направлены на ознакомление детей с экономическими понятиями, категориями, законами, с учётом психолого-физиологических особенностей дошкольников.



Наличие произведений с экономическим содержанием, с одной стороны, и отсутствием целенаправленного экономического воспитания с другой, послужило причиной для углублённого изучения данной проблемы .Несомненно проблема экономического воспитания детей актуальна , современна и достаточно сложна и её необходимо начинать как можно раньше и эта одна из причин того что подтолкнуло меня на работу над этой проблемой.



Пониманию многих экономических явлений, понятий, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка.



Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Сюжеты сказок и сказочные персонажи привлекают детей. Вживаясь в события сказки ребёнок, как бы становиться её действующим лицом. Потребность в сказке сохраняется у него на многие годы.



Любая сказка : народная, авторская - «обучает» и «воспитывает», т.е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.



Сказка – это особый литературный жанр, и у неё огромные дидактические возможности, поэтому я решила , что в начале нужно ввести ребёнка в проблему экономического воспитания посредством сказки. Необходимо было выбрать хорошо знакомые детям сказки, достаточно актуальные в которых сюжет отражает экономическое содержание.



Взяв это направление для исследования, я поставила перед собой цель– изучить возможности сказки в обучении детей азам экономики и формировании экономических представлений, а внедрить в работу с детьми.



В соответствии с целью поставлены задачи:







Принципы построения проекта:



1. Возрастное соответствие - предлагаемые сказки учитывают возможности детей данного возраста.



2. Доступность предлагаемого материала.



3.Системность и постепенность его усвоения.



4.Преемственность- каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития».



5.Наглядность -использование наглядно-дидактического материала, информационно-коммуникативных технологий.



6.Коллективное взаимодействие.



7.Здоровьесберегающий принцип - обеспечено сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности.



В качестве средств экономического воспитания использовались:



- сказочные персонажи,



- игровые формы,



- чтение сказок с дальнейшим их обсуждением,



- создание проблемных ситуаций и проекта выхода из них,



Новизна проекта.



Посредством обыкновенной сказки, переложив её на современный лад – формируется экономическое образование детей.



Для реализации поставленной цели и задач я наметила работу по двум направлениям:



- с детьми,



- с родителями.



Работу по экономическому воспитанию начала с исследования сказочных произведений разных видов: народные сказки, авторские , что позволило отобрать серию сказок, наиболее ценных с точки зрения как экономического содержания, так и решения задач нравственного воспитания. И в народных , и в авторских сказках экономическое содержание развёртывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.



Затем разработала перспективный план, который включает 6 блоков:



- потребности,



- деньги,



-труд,



- бюджет семьи,



- доход и расход,



- товар.



Сказки расположила в последовательности, позволяющей сначала сформировать у детей представления о потребностях, затем о труде, товаре, деньгах.



Для раскрытия этих экономических категорий выбрала следующие сказки:



- Раскрывающая потребности: К. И. Чуковского « Телефон», А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».



- Для раскрытие труда, использую сказки: « Терем – Теремок», «Петушок и бобовое зёрнышко»



- Русская народная сказка «Каша из топора» - уточняет у детей представления о смекалке, осуждение жадности.



- Понятие «товар» раскрывается в сказке К. И. Чуковского « Федорино горе»



- Формирующая представление о рациональном выборе матриала английская сказка « Три поросёнка».



- Понятие «деньги» раскрывается в сказке К.И. Чуковского « Муха- Цокотуха».



- В сказке А. Толстого «Приключения Буратино» - формируется представление о способах увеличения дохода и другие.



Опираясь на ведущий в педагогике дошкольного детства, принцип наглядности я старалась подбирать доступный для воспитания иллюстративный материал, атрибутику к сюжетно- ролевым, сюжетно-дидактическим играм , с помощью которых направляла детей на развитие экономического мышления, воспитания таких качеств личности как хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилежность, расчетливость и для ознакомления с экономическими понятиями («труд», «потребность», «товар», «деньги»



« бюджет»).



Организуя работу по данному направлению, опиралась на ведущие для дошкольников виды деятельности:



- игровую,



- продуктивную,



- театрализованную.



Знакомя детей со сказкой старалась вызвать интерес к сказке, эмоциональное отношение к ее героям, подвести к пониманию содержания сказочного произведения. Направить детей на «экономическое» содержание сказки, овладеть средствами взаимодействия со сказочными героями, умением высказывать оценочные суждения о поступках героев с «экономических» позиций.



Например, когда проводила игру- занятие « Товар и бережное отношение к нему по сказке К. И. Чуковского « Федорино горе». Эта сказка заставила детей задуматься над вопросами:



1.Почему все вещи убежали, ускакали от Федоры?



2.Любили ли вещи свою хозяйку?



3. Когда они вернуться?



4. Каким образом Федора их вернула?



5. Как Федору отблагодарила за труд?



6. Кого называют бережливым, трудолюбивым?



Разработала дидактические игры, такие как: « Кто, что делает?», « Кто трудиться, кто играет?», « Какие бывают доходы?» и другие, проблемные ситуации « Обязанности козлят», « Письмо ослику», « Загадка бельчат» и другие, которые помогают закреплять экономические понятия, развивать экономическое мышление.



Много с детьми разыгрывали экономических ситуаций из сказок, которые позволяют по- новому взглянуть на известные сюжеты- А. Толстого « Золотой ключик, или Приключения Буратино», К.Чуковского « Муха- цокотуха» и другие.



Параллельно вела работу с родителями т.к. работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможно без участия родителей, понимания ими значимости проблемы. Ведь семья – реальная экономика, и в ней дети не учатся жить, а живут. Прежде всего мы провели анкетирование на тему: « Отношения родителей к экономическому воспитанию дошкольников» Результаты проведённого анкетирования показали, что родители, в основном, теоретически признают необходимость и полезность экономического воспитания, обосновывая это требованиями времени, а практически мало делают для приобщения к миру экономики. Это позволило определить некоторые направления совместной деятельности с родителями:



1. Информирование родителей через встречи в семейном клубе « У очага», за круглым столом, за чашкой чая и другое.



2. Участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы);



С родителями проводились консультации « Нужна ли экономика дошкольникам?», беседы, давались рекомендации о том, как следует общаться с их ребёнком в плане экономического воспитания. Родители активно начали принимать участие в изготовлении дидактических игр, атрибутов к занятиям.



Оценку результативности экономического воспитания осуществляла на основе использования системы объективных критериев.





















Дети научились: различать виды потребности ( Хочу - Надо), выделять последовательность трудовых действий, определяют зависимость цены товара от его качества и количества, различают достоинства купюр, умеют определять семейный бюджет и её составные: доход и расход.



Экономическое воспитание продолжаю осуществлять на включение ребёнка в естественные виды деятельности: дидактические игры, занятия, изобразительную деятельность, игры-драматизации, театрализованную деятельность.



Заключительная часть моего проекта:



Ожидаемый результат:



- сформировать экономическое мышления дошкольников, которое приблизит его к реальной жизни,



- социализация ребёнка, постепенный переход с позиции « ребёнок- наблюдатель» на позицию « ребёнок- участник» в практической деятельности.



В заключении хотелось бы отметить: Введение экономического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях – это не дань моде, а , прежде всего необходимость еще в раннем возрасте дать детям представление о экономике и ее закономерностях, способствовать развитию самостоятельности детей.









По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста посредством сказки. Старшая группа

Перспективный план работы по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста посредством сказкиСтаршая группа Месяц Экономическиекатегории...



Презентация проекта " Экономическое воспитание детей дошкольного возраста посредством сказки"

Эпиграфом к моему проекту служат словаДжанни Родари« Сказка для ребёнка – такое же серьёзное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя,измерить, ...



Педагогический опыт на тему: "Экономическое воспитание детей дошкольного возраста средствами сказки"

« Экономическое воспитание старших дошкольников»? Да, безусловно, ведь вся страна пришла в движение, заговорили о рыночной экономике, об экономической революции, о пользе рекламы, об отношениях произв...





Педагогический опыт на тему: "Экономическое воспитание детей дошкольного возраста средствами сказки"

laquo; Экономическое воспитание старших дошкольников»? Да, безусловно, ведь вся страна пришла в движение, заговорили о рыночной экономике, об экономической революции, о пользе рекламы, об...





Презентация проекта " Экономическое воспитание детей дошкольного возраста посредством сказки"

laquo; Сказка для ребёнка – такое же серьёзное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя,измерить, оценить свои возможности!» ...





Инновационный проект на тему:"Экономическое воспитание детей дошкольного возраста посредством сказки"

Инновационный проект на тему:"Экономическое воспитание детей дошкольного возраста посредством сказки"...





Проект «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста посредством сказки »

Сегодня каждый из нас понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни ч...





Мне нравится

Поделиться: Актуальность выбранной темы на современном этапе очевидна: новые механизмы хозяйствования требуют от современного человека особых качеств, особой экономической культуры. Очевидно, необходимо знакомить малышей с такими понятиями, как разумное ведение домашнего хозяйства, экономия средств, использование сбережений. Область экономической действительности – одна из жизненно важных областей, в которую ребенок «включается» с детских лет.



Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка. «Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности» (Джанни Родари).



Существует несколько функций сказки:



помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;

способствует развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей

Работы О.И. Меньшиковой, Т.Л. Поповой, Л.В. Кнышовой, И.М. Лукьяновой и других авторов доказывают целесообразность применения сказки в экономическом воспитании детей.



В связи с этим необходимо решить следующие задачи:



Построить систему применения сказок, позволяющую вводить детей в новую – экономическую – сферу социальной жизни людей и способствующую формированию нравственных качеств, необходимых в экономической деятельности.

Разработать методику использования сказок с целью экономического образования старших дошкольников

Реализация первой задачи предполагает исследование сказочных произведений разных видов (народные сказки, авторские), что позволит отобрать серию сказок, наиболее ценных с точки зрения, как экономического содержания, так и решения задач нравственного воспитания. Следующий этап работы заключается в детальном анализе содержания сказок, вычленении в них экономических категорий («деньги», «товар», «доход» и др.) и нравственных качеств личности, проявляющихся в различных ситуациях, что предполагает создание программы работы со сказкой экономического содержания.



Также стоит обратить внимание на педагогические условия построения системы экономического воспитания старших дошкольников.



использование сказки не только как средства «обучения» экономике, но и как средства развития личности;

организация комплексной работы со сказкой;

создание экономически развивающей среды в дошкольном учреждении

Выделено несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:



Сказки, отражающие труд людей: «Крошечка-Хаврошечка» , Морозко

Сказки о потребностях и возможностях: «Иван – царевич и серый волк», «Сказка о рыбаке и рыбке»

Сказки о деньгах: «Муха-Цокотуха», «Огниво»

Сказки о рекламе: «Как старик корову продавал», «Кот в сапогах»

Сказки о купле – продаже: «Аленький цветочек», «Мальчик - с - пальчик»

Сказки о бартере: «Мена», « Лисичка со скалочкой»

В каждой сказке выделяются основные экономические категории, социально-нравственные качества. Возможности применения сказок экономического содержания в педагогическом процессе ДОУ чрезвычайно широки: на занятиях, в совместной деятельности взрослых и детей, в свободной деятельности детей.



Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок. Этой присказкой обычно заканчивались наши сказки. Интересовались ли вы, а в чем, собственно, состоит урок?



Рассмотрим пример.



В сказке «Лисичка со скалочкой» раскрывается вся лисья сущность, а также способы и методы наживы. В эпоху Лисы люди честные и открытые становятся наивными жертвами обмана. А на первый план выходит получение наживы и обман любой ценой. Не это ли мы сейчас наблюдаем? "Умение жить" превозноситься, а честность, ответственность, семейные ценности и совесть не в почете. Но все же за своих детей, за свое будущее надо постоять.

Лиса же в конце сказки несет наказание, подставляя сама себя. Избавляясь от того, что ей мешает, она забывает о том, что «хвост» является ее частью.



Новые механизмы хозяйствования требуют от современного человека особых качеств, особой экономической культуры, порождают ряд социальных проблем. Поэтому-то экономическое образование надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста. Очевидно, необходимо знакомить малышей с такими понятиями, как разумное ведение домашнего хозяйства, экономия средств, использование сбережений.



Высказывание педагога, психолога Ефима Ароновича Аркина, может быть лейтмотивом экономического развития дошкольников «Оттого, что желания детей часто не совпадают с возможностями их родителей, возникают конфликты, огорчения, разочарования и как следствие – комплекс несостоятельности будущих граждан общества. Ведь семья – это «реальная экономика» и в ней «…дети не учатся жить, а живут…» (Е. А. Аркин)

На сегодняшний день вопросы финансовой грамотности и решения этих вопросов путём применения художественной литературы достаточно интересны и многогранны, никогда точно не знаешь, как откроется тот или другой вопрос, учитывая программу, требования, интересы родителей, детей и пути его решения. В моей практике именно так и было, с удовольствием с вами поделюсь опытом.



Современные дети полноправно участвуют в финансовых вопросах, и чем раньше они у них могут быть сформированы полезные финансовые привычки. В дошкольном возрасте основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре и зле, красивом и некрасивом, хорошем и плохом. Все это есть в художественной литературе.



Цель:



формирование экономической грамотности дошкольников через использование художественной литературы.



Задачи:



- сформировать первичные экономические понятия посредством чтения художественной литературы;



- ввести детей в мир человеческих отношений, нравственно – этических ценностей;



- способствовать владению речевой и коммуникативной культурой, развитию творческих способностей детей;



- развивать интерес к чтению художественной литературы, к самому процессу чтения.



Для усвоения детьми основ финансовой грамотности я использую самые разнообразные методы, приемы и средства обучения. Овладение основами финансовой грамотности осуществляется и в процессе чтения художественной литературы: рассказы с экономическим содержанием, народный фольклор (сказки, пословицы, поговорки).



Путешествие в мир финансов – интересное и увлекательное занятие, которое нравится даже дошколятам. Малыши с большим удовольствием осваивают азы экономики: разгадывают кроссворды, играют в дидактические и сюжетные игры, коллекционируют монеты и т.д. Но самым лучшим методом становления основ финансовой грамотности у дошкольников считается сказка.



Почему? Во-первых, именно через сказку мы можем дать понять детям, как не потеряться сегодня в новом финансово-экономическом пространстве, как правильно распоряжаться деньгами, учитывая свои потребности, желания и возможности. Чем раньше дети узнают финансовую науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни. Во-вторых, сказка – это самая интересная и увлекательная форма познания действительности. Совместное чтение сближает взрослого и ребенка, через сказку взрослый поможет разобраться ребенку в тех случаях, когда он сам чего-то не понимает.



Прочитала я достаточно много литературы, программ, рассмотрела методических разработок и пришла к выводу, что самый оптимальный вариант решения задач по формированию финансовой грамотности старших дошкольников это чтение художественной литературы. Не скрою, мне было любопытно узнать, что существует множество финансовых, экономических сказок, что довольно необычно и даже конкурсы реализуются на эту тему среди родителей совместно с детьми и публикуются издания. Но, как же так? Что, взять и начать сразу с детьми читать такие сказки? Необходим, на мой взгляд переход от наших любимых, знакомых сказок: «Репка», например, учит труду; «Кот в сапогах» - реклама; «Муха Цокотуха» - денежку нашла. Я провела среди родителей экспресс – опрос, что они думают по этому вопросу, что знают. К моему удивлению родители были даже рады постановке вопроса, согласились сотрудничать и содействовать. Буквально на следующий день у нас появилась книга Эдуарда Матвеева «Дима и Совёнок». И тут легко появилось первое решение, путь познания элементарных основ финансовой грамотности. В нашей группе дети очень любят играть в разные сказки одна из них это сказка «Муха Цокотуха». Конечно, дети её знают, с удовольствием играю героев, меняются ролями, но вопросы: что такое денежка? Зачем она? Какие бывают денежки? История происхождения и так далее, мы с детьми не задумывались. Я стала задавать эти вопросы, тут подробно мы нашли ответ в книге Эдуарда Матвеева «Дима и Совёнок». Совёнок рассказал, что у них в лесу есть золотые жёлуди, они вместо денег и мама Совёнка меняет их на труд, тут ребята знакомятся ещё с одним экономическим понятием. В сказке подробно и доступно дети узнают ответы на элементарные вопросы.



Уважаемые коллеги, получается, что всё взаимосвязано, да дети узнали о денежке из одной сказки, а другая сказка с не менее интересным сюжетом рассказала о функциях, но тут опять возникает вопрос о труде, а мы знаем много пословиц одна из них «Без труда не выловишь и рыбку из пруда!»



Детям такого возраста порой сложно понять глубину и смысл любой пословицы и нам пришла с родителями идея создать альбом «Пословицы в рисунках». Дети рисовали, так как они видят и понимают смысл пословиц, кто- то впервые для себя открыл не буквальность понимания слов данной пословицы. Пословица «На чужое не зарься своё береги», также с помощью рисунка дети смогли проанализировать свои поступки и товарищей, привели примеры из собственного опыта.



На данном этапе, уважаемые коллеги, всё складывается удачно, дети развиваются, образовываются, воспитываются в данном направлении. Но возникает ещё одна не маловажная проблема, и путь её решения опять нашёл во взаимоотношениях детей и родителей, а проблема эта – низкая заинтересованность детей чтения художественной литературы, требующая постоянной мотивации.



В нашей группе большинство детей читают и достаточно хорошо. В один из вечеров, мы читали произведения на выбор детей, это оказалась книга одной из девочек, она просто принесла её в гимназию и оставила. Пускай в группе будет, в итоге рассказ о последнем драконе так всех ребят заинтересовал, что девочка вдруг вспомнила, что это её книжка, увидела, что там ещё очень много интересного и в этот же вечер унесла её домой. Вот в этот момент возникла идея провести детско-родительский конкурс «Реклама моей любимой книги».



Родители поддержали эту идею, читали с детьми литературу заранее нами взрослыми выбранную, конечно учитывали и интересы ребёнка. В итоге, ребята обменялись опытом, книгами, повысились интерес к чтению и стремление узнавать новое и не известное. Трудности возникали в подаче рекламы, больше было похоже на пересказ произведений, но тут на помощь, возникает необходимость обратиться к финансовым сказкам, где дети подробно могут узнать, что такое реклама, как научиться рекламировать, даже любимую книжку. А мы с родителями и литературу подобрали соответствующую, а вопросов ещё будет много и пути решения, вместе мы всегда найдём.



Из выше сказанного, можно сделать вывод. Решение задач формирования экономической грамотности старших дошкольников, через чтение художественной литературы находит своё подтверждение целиком и полностью. На моём примере дети познакомились: и через чтение, и через игру, и через продуктивную деятельность, работу с родителями - с элементарными понятиями: деньги, труд, реклама. Благодаря полученным знаниям дети легко играют в упрощённый вариант игры «Монополия», сюжетно - ролевую игру «Банкир», постепенно дети будут всё больше применять приобретённые знания в играх, общении, а в дальнейшем это станет надёжным фундаментом экономической осведомлённости и защитит от ошибок.



Рекомендую использовать сказки, притчи, рассказы, как средство развития финансовой грамотности. Проведя целенаправленную работу, я убедилась, что использование художественной литературы играет важную роль в развитие детей дошкольного возраста, в решении задач формирования экономической грамотности дошкольников. У детей появился интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, по новому подходят к решению игровых задач, в лучшую сторону изменились взаимоотношения со сверстниками.

Цель: Расширить знания педагогов об использовании сказок в экономическом воспитании дошкольников; учить переосмысливать и анализировать полученную информацию, делать выводы, творчески подходить к решению поставленных задач; совершенствовать умение результативно работать в микрогруппах.



Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей основам экономики, это обусловлено необходимостью в современных условиях формировать жизненные компетентности наших воспитанников. Существуют различные формы и методы ознакомления детей с азами экономики, но мы должны выбрать наиболее приемлемые и результативные. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике в значительной степени способствует сказка.



Сказки могут очень много, их потенциал огромен: Ими можно просто заинтересовать ребенка, усыпить его на ночь, подвигнуть на изменения, произвести воспитательный эффект и даже решить какую-либо психологическую проблему, пополнить знания. Сказки и внутренний мир ребенка неотделимы друг от друга. В любом обществе детские рассказы собирают большую аудиторию маленьких слушателей. Для этого есть веские причины. Взрослым, следует помнить, что если они хотят научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было интересно и понятно.



Сказки передавались и передаются из поколения в поколение на протяжении веков и находят отражение в культурах разных народов. В них поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. В "Золушке", например, говорится о соперничестве между сестрами. "Мальчик с пальчик" рассказывает о беззащитности маленького героя, который оказался в мире, где все подавляет своими размерами, масштабами и мощью. «Заработанный рубль» - деньги ценятся, когда заработаны своим трудом. «Три поросенка»- только хорошо потрудившись, можно обеспечить себе хорошие условия жизни.



В сказках противопоставляются добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие, жадность и щедрость. Они говорят ребенку, что мир - очень сложная штука, что в нем есть немало несправедливости, что страх, сожаление и отчаяние - в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное - они говорят ребенку, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безвыходным, если он не изменит своим нравственным принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он, в конце концов, обязательно победит. Сказка — это как чудо. Если бы не было чудес, жизнь была бы скучной и неинтересной. Лишь только там, в сказке, есть то, что заставляет людей верить в чудо. Если сказку внимательно читать или слушать, то обязательно поймешь, что в ней главное, всегда отыщешь зерно мудрости. Без намека сказок не бывает, недаром же они часто кончаются лукавой присказкой: «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!»



Выделяют основные экономические сферы, с которыми мы знакомим детей: труд, производство, обмен, потребности, деньги, доход, едение хозяйства.



Игра «Угадай сказку»



Задание выбрать правильный ответ о определение экономическому термину: деньги, банк, доход, расход, бизнес, сделка, акция, обмен.





1. В какой сказке мастерство героя-строителя спасло жизнь ему и его друзьям? (Три поросенка).



2. Кто из героев сказок сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря. (Колосок).



3. В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? (Кот в сапогах).



4. В какой сказке реклама сыграла злую шутку с главным героем? (Как старик корову продавал)



5. В какой сказке здобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть? (Колобок).



6. В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? (лисичка со скалочкой).



7. Герои какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном сосуществовании? (Теремок)



8. В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получать доход? (вершки и корешки).



9. В каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход? (Морозко, Крошечка-Хаврошечка, Дедова и бабина дочка, Царевна-лягушка).



10. В какой сказке бездумные траты золотых монет главного героя привели к его обнищанию и только волшебная вещь помогла достичь цели?



( Огниво).





Практикум:



СЛАЙД 9



Пониманию многих экономических явлений, понятий, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка.



«Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности» Джанни Родари





Игра «Угадай сказку»



1. В какой сказке мастерство героя-строителя спасло жизнь ему и его братьям? (Три поросенка).



2. В какой сказке реклама сыграла злую шутку с главным героем? (Как старик корову продавал)



3. Герои какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном сосуществовании? (Теремок)



4. В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получать доход? (Вершки и корешки).



5. В каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход? (Морозко, Крошечка-Хаврошечка, Царевна-лягушка).



6. Назовите сказку «Возвращалась старикова дочь с большой прибылью, отправилась и мачехина дочка, но вернулась с одними убытками» (Морозко)



7. Назовите сказку, в которой героиня поменяла кухонную утварь на живой товар. (Лисичка со скалочкой).



8. Герой этой сказки при помощи простой рекламы помог простому крестьянину занять высокий статус в обществе? (Кот в сапогах).



9. Герой какой сказки стал жертвой неправильного вложения денег? (Приключения Буратино)



10. В какой сказке описывается нелегкий путь хлебобулочного изделия до потребителя? (Колобок)



11. В какой сказке описывается эффективность коллективного труда? (Репка)



12. В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из драгоценного металла и что это за металл? («Курочка Ряба», золото).





СЛАЙД 10



Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Сюжеты сказок и сказочные персонажи привлекают детей. Вживаясь в события сказки ребёнок, как бы становиться её действующим лицом. Потребность в сказке сохраняется у него на многие годы.



Сказка – это особый литературный жанр, и у неё огромные дидактические возможности, поэтому в начале нужно ввести ребёнка в проблему экономического воспитания посредством сказки. Необходимо выбрать хорошо знакомые детям сказки, достаточно актуальные в которых сюжет отражает экономическое содержание.



Любая сказка: народная, авторская - «обучает» и «воспитывает», т.е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.



Почти все народные сказки (сказки о животных, волшебные, фантастические, бытовые), аккумулирующие вековой экономический опыт народа, используются для воспитания таких нравственных качеств личности как старание, трудолюбие, доброта, справедливость, честность.



Авторские сказки в основном предназначены для детей старшего дошкольного возраста, т.к. они значительно сложнее по содержанию, больше по объему.



В них экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно – познавательные навыки.





СЛАЙД 11



В связи с этим необходимо решить следующие задачи:



1. Построить систему применения сказок, позволяющую вводить детей в новую – экономическую – сферу социальной жизни людей и способствующую формированию нравственных качеств, необходимых в экономической деятельности.



2. Разработать методику использования сказок в целях экономического образования старших дошкольников.





СЛАЙД 12



Работу по экономическому воспитанию необходимо начать с исследования сказочных произведений разных видов: народные сказки, авторские, что позволит отобрать серию сказок, наиболее ценных с точки зрения как экономического содержания, так и решения задач нравственного воспитания. Народные сказки (сказки о животных, волшебные или фантастические бытовые), аккумулировавшие вековой экономический опыт народа, используются, прежде всего, для воспитания таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилежность, расчетливость и др., и для ознакомления с некоторыми экономическими категориями («труд», «производство», «распределение», «обмен» и др.).



Каждая из авторских сказок может быть рассмотрена как мини-программа по ознакомлению детей с экономическими понятиями.



И в народных , и в авторских сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.





СЛАЙД 13



Реализация второй задачи предполагает создание программы работы со сказкой экономического содержания. Основными педагогическими условиями построения системы экономического воспитания старших дошкольников на основе сказок являются:



- использование сказки не только как средства «обучения» экономике, но и как средства развития личности;



- организация комплексной работы со сказкой;



- создание экономически развивающей среды в дошкольном учреждении.







СЛАЙД 14



Рассмотрим группы сказок, ориентированных на освоение экономических представлений.



— Сказки, раскрывающие потребности и возможности их удовлетворения. С их помощью у детей формируются представления о видах потребностей (материальные, духовные, социальные), дети устанавливают взаимосвязь потребностей и возможностей, знакомятся с понятиями: потребности, возможности, долг, обязанность.



— Сказки, отражающие труд людей. В процессе работы с данными сказками, дети уточняют и расширяют знания о видах труда (сельскохозяйственный, ремесленный, домашний), выделяют цепочку трудовых действий, устанавливают связь между качеством материала и продуктом труда, самостоятельно выстраивают цепочку трудового процесса. Дети знакомятся с понятиями: награда, расплата, убытки.



— Сказки, знакомящие с понятием «деньги», «доходы», «расходы», «выгода», экономическими представлениями о труде, распределении, обмене, производстве. Они формируют представление детей о достоинстве денег, воспитывают бережливость, трудолюбие.



— Сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость.



— Сказки, знакомящие с понятием «реклама».





Экономика в сказках.



Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия.



- Определите, какие экономические понятия можно рассмотреть в данных сказках



1. «Сказка о рыбаке и рыбке» (потребности для жизни)



2. «Федорино горе» (Труд)



3. «Телефон» (Потребности)



4. «Муха-цокотуха» (Деньги)



5. «Терем-теремок» (распределение труда)



6. «Иван царевич и Серый волк» (потребности, обмен, бартер)



7. «Кот в сапогах» (реклама)



8. «Огниво» (обмен, деньги)





Картотека сказок по формированию у детей старшего дошкольного возраста экономических представлений





СЛАЙД 15 Сказки, раскрывающиеся потребности (в производстве и потреблении товара, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения





«Жадная старуха»; «Иван-Царевич и Серый Волк»; «Как коза избушку построила»; «Морозко»; «Каша из топора»; «Терем-теремок», «Морозко» «Хаврошечка», «Мужик и медведь»



«Телефон» К. И. Чуковский «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкин



«Жадная старуха» Смоленцова А.А



«Петушок и бобовое зернышко» К.Д. Ушинский





СЛАЙД 16 Сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы», экономическими категориями: труд, распределение, обмен, производство



Обмен: «Мена»; «Лисичка со скалочкой»; «Зайкина избушка»; «Кот и лиса»;



«За локоток- курочка, за курочку-гусочку»;



«Гуси – лебеди» «Выгодная сделка»;



«Кошелечек» «Золотая антилопа»,



«Али-баба и сорок разбойников»



«Муха-Цокотуха»К. И. Чуковский



«Золотой ключик или приключение Буратино» А.Н.Толстой



«Огниво» Г. -Х. Андерсен



«Дудочка и кувшинчик» В.Катаев





СЛАЙД 17 Сказки отражающие труд людей



«Так сойдет»; «Трудовые деньги»; «О том как труд лень победил»; «Краденым сыт не будешь»; «Воловий труд»; «Терешечка»; «Про нужду»; «Мужик и Медведь»;



«Бобовое зернышко»



«Федорино горе» К. Чуковский



«Трое из Простоквашино» Э.Успенский



«Наши пряли, а ваши спали» Смоленцова А.А





СЛАЙД 18 Сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость



«Мальчик с пальчик»;



«Чудесный мешочек»;



«Чудесная рубашка»;



«Сынок-с-кулачок»;



«Как кот ходил с лисом сапоги покупать»;



«Хитрая наука»



«Как старик корову продавал» С. Михалков



Книга Т.Смирновой «Белка и компания» (сказка



« Как Миша из покупателя превратился в продавца »)



С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»



Смоленцева А.А «Как барин овцу купил»





СЛАЙД 19 Сказки, знакомящие с понятием «реклама»



«Лиса и козел»; «Сказка о молодильных яблоках»;



«Дятел и лиса»; «Два мороза»; «Колобок»; «О щуке зубастой»



«Кот в сапогах» Ш.Пьеро



«Новое платье короля» Г. -Х. Андерсен





Знакомя детей со сказкой нужно стараться вызвать интерес к сказке, эмоциональное отношение к ее героям, подвести к пониманию содержания сказочного произведения. Направить детей на «экономическое» содержание сказки, овладеть средствами взаимодействия со сказочными героями, умением высказывать оценочные суждения о поступках героев с «экономических» позиций.





Задание «Проблемная ситуация»



Интерес у дошкольников вызывают проблемные ситуации. С помощью героев сказок и мультфильмов их легко разрешить. При решении таких ситуаций у ребенка развивается логика, нестандартность, самостоятельность мышления, коммуникативно-познавательные навыки, способность ориентироваться в ситуации поиска.





Ситуация № 1. . «Письмо Ослику».



Ослик получил от своих друзей – Пятачка, Вини-Пуха и умного Кролика – письмо. Они сообщили ему, что у каждого из них есть интересная работа: Пятачок печет булочки, Вини-Пух строит дома, а Кролик – сочиняет сказки для детей.



Вопросы к детям:



? Где работают друзья Ослика, и какие у них профессии?





Ситуация № 2 «Заработанные деньги».



Мышата Пик и Пак помогали Белочке собирать лесные орехи. Они очень старались. Пик собрал одну корзину орехов, а Пак за это же время – две корзины. У Белочки было два яблока: большое и маленькое.



Вопросы к детям:



? Как Белочке заплатить за работу мышатам?



? Кому дать большое яблоко, а кому маленькое?





Ситуация № 3. «Требуется звукорежиссер».



Черепаха и Львенок услышали по радио объявление. Рекламному агентству «Радиобельчонок» требуется звукорежиссер, который владеет компьютером и имеет музыкальное образование. Черепаха и Львенок решили участвовать в конкурсе на эту должность: Черепаха хорошо пела, а Львенок умел работать на компьютере.



Вопросы к детям:



? Кого из них примут на работу? Почему?





Ситуация № 4. «Богатство Буратино».



Буратино заработал 100 золотых. Получив деньги, он задумался, как лучше ими распорядиться. «Закопай их в землю», - советует кот Базилио. «Лучше купи машину», - перебивает его лиса Алиса. «Не слушай их. Спрячь деньги дома», - говорит пес Артемон. «А я думаю, лучше всего положить деньги в банке», - размышляет Мальвина.



Вопросы к детям:



? Как вы думаете, чье предложение следует принять? Почему?





Ситуация № 5. «Подарки друзьям».



Незнайка сообщает своим друзьям о поездке в другую страну, которая называется Германией. «Я возьму с собой 100 рублей, чтобы своим друзьям купить там подарки».



Вопросы к детям:



? Сможет ли Незнайка купить на рубли подарки для друзей? Почему?





Ситуация № 6. «Где купить?».



Домовенок Кузя получил от Нафани денежный перевод. Он решил купить холодильник, машину и новую игрушку для Наташи, чтобы она не скучала, когда Кузя занят домашними делами.



Вопросы к детям:



? Где можно сделать покупки?



? Чем будет отличаться товар, купленный в разных местах?

Ситуация № 7. «Любимое варенье».



Карлсон, который живет на крыше, открыл свой магазин. В ассортименте имелся богатый выбор варенья. К сожалению, покупателей было мало. Карлсону очень хотелось, чтобы все жители дома узнали о продаже его любимого варенья «Лесные ягоды».



Вопросы к детям:



? Что можно сделать Карлсону, чтобы все узнали о вкусном варенье?





Ситуация № 8. «Куда пойти?».



Встретились у развилки трех дорог три монеты – Рубль, Франк и Марка. Прямо пойдешь – к бременским музыкантам придешь, налево пойдешь – к Красной Шапочке придешь, направо повернешь – у сестрицы Аленушки и братца Иванушки окажешься.



Вопросы к детям:



? По какой дорожке должна пойти каждая из монет, чтобы попасть в свою страну?





Ситуация № 9. «Где держать деньги?»



Однажды Мальвина встретила Буратино, который сидел на пенёчке, разглядывая монеты. Он признался, что у него не хватает денег на покупку букваря. Мальвина сообщила Буратино, что неподалёку есть интересный дом, где можно вложить свои денежки, а через некоторое время забрать уже большую сумму.



Вопросы к детям:



О каком доме идёт речь? Что такое сберегательный банк?





Ситуация № 10. «Распродажа»



Карабас-Барабас решил открыть свой магазин одежды. В первый день пришли покупатели (Буратино, Мальвина, Пьеро, Артемон) и приобрели несколько вещей. На другой день никто ничего не купил. И тут КарабасБарабас заметил, что одежда имеет непривлекательный внешний вид — где- то оторвана пуговица, где-то есть пятно и пр. И тогда он придумал ход: зачеркнул цену товара и написал новую — меньшую. На витрине же появилось объявление о скидках. Скоро все товары раскупили.



Вопросы:



Что придумал Карабас-Барабас? Выгодно ли продавать товар со скидкой?







Ситуация №11. «Дом»



Три поросёнка заспорили, из чего можно выстроить самый прочный домик. Ниф-Ниф утверждает, что из соломы — это самый дешёвый материал. Нуф-Нуф хочет строить из прутьев — они подороже, но прочнее. А Наф-Наф выбирает кирпич, хотя он и самый дорогостоящий.



Вопросы:



Какой материал самый дешёвый? Какой самый прочный? Из чего можно было бы ещё построить дом, если бы герои жили на севере, юге?





Ситуация №12.»Салон красоты»



Крёстная фея открыла для Золушки собственный салон красоты. Принц приказал слугам разнести весть об этом по всему королевству. Одни громко рассказывали о салоне на улицах и площадях, зазывая посетителей, другие разместили объявление в газете. Сама Золушка разослала всем своим знакомым открытки-приглашения, где указывались услуги и цены.



Вопросы:



Как жители королевства узнали о новом салоне? Что такое реклама?





МОЖНО НА ОСНОВЕ ОДНОЙ СКАЗКИ СМОДЕЛИРОВАТЬ СИТУАЦИИ, ОБЪЯСНЯЮЩИЕ РАЗНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ.





СЛАЙД 23



Полученные фактические данные подтверждают, что сказка является эффективным средством формирования у старших дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, развития предпосылок экономического мышления, воспитания личностных качеств, эмоционального развития детей. Экономическое содержание осваивается не только со стороны его технологии, но, прежде всего, оно развивает системный взгляд на мир, формирует новую социо-культурную позицию ребенка.



Сказка будет служить эффективным средством формирования у старших дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, развития предпосылок экономического мышления, воспитания личностных качеств, эмоционального развития детей. Экономическое содержание позволит развить у дошкольников системный взгляд на мир, сформировать новую социо – культурную позицию ребенка.





- Вот и подошла к концу наш практический семинар.



Копилка в хозяйстве всегда пригодится,



В ней разная мелочь надёжно хранится,



А если ты что-то захочешь купить,



То будет не жалко копилку разбить.



На полке стоит пусть она украшеньем



И верно хранит все твои сбереженья,



Монеты и сдачу в копилку бросай,





Пока весь запас не пойдёт через край!






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Экономическое воспитание дошкольников

Автор: Тувальбаева Разалия Наиловна

Дата: 28.03.2022

Номер свидетельства: 603554

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Научная статья "Особенности экономического воспитания дошкольников""
    ["seo_title"] => string(69) "nauchnaia_statia_osobennosti_ekonomicheskogo_vospitaniia_doshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "565894"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1607358616"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Педагогический проект "Экономическое воспитание дошкольников" (4-5 лет)"
    ["seo_title"] => string(69) "pedagogicheskii_proekt_ekonomicheskoe_vospitanie_doshkolnikov_4_5_let"
    ["file_id"] => string(6) "610921"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1656865277"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Презентация "Экономическое воспитание дошкольников""
    ["seo_title"] => string(52) "prezentatsiia_ekonomicheskoe_vospitanie_doshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "599605"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1644066086"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Освоение детьми  дошкольного возраста мер стоимости в контексте экономического воспитания "
    ["seo_title"] => string(100) "osvoieniie-diet-mi-doshkol-nogho-vozrasta-mier-stoimosti-v-kontiekstie-ekonomichieskogho-vospitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "176208"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424369452"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Викторина по экономическому воспитанию"
    ["seo_title"] => string(40) "viktorina_po_ekonomicheskomu_vospitaniiu"
    ["file_id"] => string(6) "517622"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1565681130"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства