Просмотр содержимого документа
«Экосистема лес. Этажи леса»
Конспект занятия.
Тема: Экосистема лес. Этажи леса
(подготовительная группа).
Цель:
• Донести до сознания детей, что лес – наше богатство.
• Активизировать знания детей, учить использовать их в жизни.
• Сформировать представление о том, как важно сохранить лес для будущего.
Задачи:
Обучающие:
• Учить детей понимать, что лес – наше богатство.
• Уточнить и расширить представления детей о лесе как многоярусном и многоэтажном доме, где все растения занимают определенную экологическую нишу и находятся в тесных взаимосвязях. Исчезновение какого-либо звена ведет к гибели других звеньев. Учить детей устанавливать взаимосвязи между растениями и животными леса, развивать логическое мышление.
• Познакомить детей с деревом, как материалом, профессиями людей деревообрабатывающей промышленности, изделиями из дерева.
• Учить соблюдать правила поведения в лесу, понимать последствия экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений)
Развивающие:
• Развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны.
• Формировать бережное отношение к природе, побуждать желание охранять её от разрушений, а при необходимости восстанавливать.
Воспитательные
• Воспитывать бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям.
• Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства.
Ход занятия:
- Ребята, я вас сегодня приглашаю в необычное путешествие. Закройте глаза и представьте, что мы с вами очутились в лесу.
Звучит грамзапись «Голоса леса» (вывешиваются картины леса в разные сезоны года) .
-Откройте глаза. Посмотрите - мы в лесу! Птицы поют, деревья листьями шелестят.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Ты нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре.
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь - мы свои!
(Погореловский) .
-Летом и зимой, весной и осенью хорош наш лес! Рядом с осинкой березка, рядом с елью - осина. В лесах нашей области встречаются и липы, и дубы, и клены. Много в нашем лесу и разных кустарников, трав, цветов.
Модель «Лес - многоэтажный дом».
- Посмотрите, какое высокое дерево. Вы его узнали?
-Правильно, это сосна. Сосны вырастают стройными и высокими.
- Какие еще высокие деревья есть в лесу? (Ели) .
- Много в лесу деревьев.
- Растут в лесу деревья и невысокие. Например, липа, клен. Помогайте.
Дети называют: рябина, черемуха, осина, ольха.
- Между деревьями растет кустарник. Чем кустарник отличается от дерева? (Кустарник обычно ниже дерева, у него нет ствола, ветви растут от корня)
- Какие лесные кустарники вы знаете? (можжевельник, шиповник, малина, смородина и др.)
- Что растет под кустами? (Трава, цветы, мох, грибы.)
- Ребята, вот как много растений леса мы назвали. Все растения составляют этажи леса. Посмотрите на картину - слева многоэтажный дом, а справа - лес, разделенный тоже на этажи. Давайте посчитаем сколько этажей в лесу. Самый высокий этаж - пятый - в старом лесу: это верхушки сосен, елей, могучих дубов (показ на схеме) .
- Третий - кусты и молодые деревца. Этот этаж носит особое название:
подлесок. Повторите: п о д л е с о к.
- А два нижних этажа - второй и первый - образуют травы, цветы, мхи.
- Во всяком лесном доме есть что-то вроде подвала. Тут прячутся корни зеленых обитателей леса.
- Как и в настоящем доме, в лесном тоже есть квартиры и в каждой квартире - свои жильцы. Давайте заселим наш лесной дом.
- Кого из животных мы поселим в подвал? Кто живет под землей? (крот, мышь (и вставляют их изображения в прорези на схеме) .)
- А знаете ли вы какой лесной зверь самый большой? Отгадайте про него загадку:
Горбоносый, длинноногий
Великан ветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге,
Коль такого довелось встретить,
Знайте, это. (лось) .
- А какой зверь в нашем лесу самый хищный? (Волк)
- Какой самый хитрый? (Лиса) .
- Кто самый быстроногий? (Заяц) .
Возле дуба, острым рылом
Деловито землю рыл он.
Видно, желуди искал.
я пугать его не стал,
Не спугнул и мой Полкан,
Очень грозен был. Кто?
- Правильно, это кабан. Волк, лиса, заяц, лось и кабан - все живуг на нижнем этаже леса. Как вы думаете, почему? (не могут лазать по деревьям, на земле находят корм, устраивают себе жилище.)
- Какие еще животные живут на этом этаже?
Дети называют и помещают их изображения на схеме: лягушки, ежи, ящерицы и др.
- Ребята, а знаете ли вы, что большинство певчих птиц леса тоже живет на l-м этаже. Они вьют свои гнезда на ветвях кустов и маленьких деревьев. А гнезда дятлов, сорок чуть выше.
- Кто из лесных животных занимает средний этаж? (Куницы, совы, филин) .
-Эти животные селятся в дуплах старых деревьев. Они сверху высматривают свою добычу.
- В наших лесах живут и белки. Как вы думаете, свои гнезда они делают выше или ниже куницы?
- Правильно, выше, ведь белка меньше и легче куницы, она может передвигаться по тонким веткам, которые куницу не выдержат.
- Кто еще живет на верхних этажах? (Это бабочки, жуки, лесные осы и пчелы, комары
- Много в лесу самых разных насекомых. А вот о какой истории рассказывает нам Незнайка в своем письме. Послушайте.
Читаю логическую задачу:
«Здравствуйте, ребята! Со мной произошла необычная история. Я очень люблю ходить в лес. Да вот беда: в лесу столько разных букашек, комаров, муравьев. И летают, и ползают, и жужжат над ухом. Пользы от них никакой - только вред! Идешь по тропинке, а там сидит лягушка или еще хуже - жаба. Какие противные! Зачем они в лесу? А бабочки? Целый день летают! Какая от них польза? А муравьи? Только кусаются? А червяки? Не поймешь, где у них хвост, а где голова. И, вообще, что они под землей делают? Наверное, корни у деревьев подъедают. Надоели все. Один раз пришел я в лес, да как закричал: «Уходите все из леса. Видеть вас не хочу! ». Они и ушли. Хорошо стало в лесу: никто не летает, не прыгает, не жужжит. Только вот листья на деревьях пожелтели, цветы перестали цвести, птицы улетели, звери разбежалась. Почему, не пойму. Может, вы мне поможете разобраться? »
- Ребята, почему же случилась беда в лесу? Дети высказываются.
- Правильно, все в лесу взаимосвязано: не стало букашек, комаров улетели птицы, а птиц не стало - развелось гусениц видимо-невидимо, погрызли листву, траву, засох лес. Мы с вами напишем письмо Незнайке и объясним ему, как поступить.
Физкультминутка
Выросли деревья на поле
Хорошо расти на воле!
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется.
Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки.
Даже толстые стволы,
Наклонились до земли.
Вправо – влево, взад – вперёд
Так деревья ветер гнёт.
Он и вертит их, и крутит
Да когда же отдых будет?
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. Руки вверх.
Руки в стороны.
Потягиваемся вверх, поднимая руки.
Покачиваем руками из стороны в сторону.
Наклоны всем корпусом.
Повороты туловища.
-Давайте ребята вспомним правила поведения в лесу:
Дети вспоминают пословицы и поговорки о лесе:
- Рощи да леса - всему свету краса.
- По лесу ходи - под ноги гляди.
- Лес не школа, а всех учит.
- Лес и вода-брат и сестра.
- Срубили кусты -прощай птицы.
- Не высок лесок, а от жары защита.
Люди восхищаются красотой леса. Нужно бережно относится к природе и ее богатствам, но и останавливать других, тех, кто относится к природе потребительски, не бережет ее.
Ребята, помните эти слова: «Лес-богатство и краса, береги свои леса».
Дети говорят по одной строке из стихотворения Е. Каргановой: