Тема: Как растения к зиме приспосабливаются? Цель: решить проблемную ситуацию: как растения выживают в суровых зимних условиях. Задачи: - определить способы приспособления деревьев, кустарников и травянистых растений к наступлению холодов, зимы; определить различия в этих способах на основе их анализа; - формировать умение деятельностного применения экологических знаний: забота о подготовке растений к зиме (укрытие многолетних цветов ветками для накопления снега, укрытие снегом кустарников, корней деревьев); - воспитывать любознательное отношение к природным объектам, чувство сопричастности, отвественности к происходящему в природе.
Объекты наблюдения и исследований на экскурсии: - лиственные деревья и кустарники: тополь, рябина, сирень; - хвойные деревья: ель, сосна; - травянистые растения: куртинки прощлогодней травы на незаснеженных участках, кустики травы под снегом (аккуратно раскапываются от снега).
Оборудование:изображения растений – объектов наблюдения –в зимний и летний период; карточки с изображением почки древесного растения (целой и в разрезе); схемы-модели: дерево + почка, кустарник + почка, травянистое растение с почками на корневищной части и перечеркнутой (отмершей) наземной частью; лупы (на каждого ребенка), лопатки и совочки.
Предварительная работа:непосредственная образовательная деятельность по темам «Как зимуют дикие животные?», «Зимующие птицы нашего края. Как они приспособились к зиме?»; опыт о теплопроводности снега (вода в пластиковой бутылке, закопанной глубоко под снег, не замерзает, а в бутылке, лежащей на поверхности снега, замерзает), чтение русской народной сказки «Морозко».
Ход экскурсии: 1. Постановка проблемы исследования (в группе): воспитатель напоминает детям о трудных условиях зимы, о приспособленности к зиме диких животных (одни прячутся от холода: насекомые, лягушки, ящерицы; другие впадают в спячку: еж, медведь, барсук; у многих отрастает густой мех), птиц: перелетные покидают родные края до наступления весны, многие зимующие перебираются ближе к человеческому жилью, у них отрастает густой теплый пух. А вот растения совсем беззащитны перед морозной зимой: они прикреплены к одному месту, не могут его покинуть в поисках лучших условий. - Как же растения выживают в таких суровых, тяжелых условиях зимы? Ответ на вопрос, как приспособились к зимовке различные растения (деревья, кустарники, травянистыерастения) мы будем искать на нашей экскурсии. 2.Объекты 1 – 3. Лиственные деревья и кустарники: тополь, рябина, сирень. Воспитатель предлагает вспомнить: - Почему деревья сбросили листья и стоят голые?…(потому, что необходимая им вода зимой замерзает и корни не могут ее всасывать из почвы). - Откуда листья снова появятся весной?...(Дети называют почки, находят их на ветках тополя, ощупывают и рассматривают в лупу.Результат исследования: почки плотные, жесткие, смолистые). Воспитатель срезает одну почку и разрезает ее пополам вдоль. Дети исследуют разрез с помощью лупы: внутри видны мелкие зеленые частички, покрытые несколькими слоями чешуек. Воспитатель показывает карточку с крупным изображением разреза тополиной почки: - Несколько слоев почечных чешуек и смолистая пропитка защищают от зимних холодов побег будущего года, именно побег с листьями и цветами, а не только лист, как часто считают многие. Вывод:деревья и кустарники приспособились защищать от зимних холодов свои будущие побеги с листьями и цветами с помощью почечных чешуек в несколько слоев и смолистой пропитки. 3. Объекты 4 – 5. Хвойные растения: ель, сосна. Дети исследуют листья ели и сосны. Результат: листья ели и сосны очень жесткие, похожи на иголки, а на концах веточек смолистые комочки. Воспитатель: - Листья сосны и ели называются «хвоя», иногда мы их зовем иголками. Хвоинки покрыты восковым налетом, поэтому расходуют очень мало воды и могут зимой обходиться без воды из почвы. А смолистые комочки – это почки хвойного дерева, запечатанные смолой от холода. Вывод:хвойные растения защищаются от холода, запечатав свои побеги в почечные чешуйки смолой, и видоизменив листья, превратив их в «иголки» - в хвою. 4. Объекты 6 – 7. Травянистые растения: кустики прошлогодней травы(у забора, где мало снега). Детирассматриваютих: наземная часть их вся отмерла, ничем не защищенная от мороза. Воспитатель предлагает раскопать снег и проверить, что произошло с травой под толстым слоем снега. Дети раскапывают снег: в основании сухих отмерших стеблей видны маленькие зеленые почки и даже мелкие листочки травы. Вывод:у травянистых растений отмерла незащищенная наземная часть, но под землей, укутанной снегом, в корневищах растений спят почки, из которых на будущий год вырастут новые побеги. 5. Подведение итога экскурсии (в группе): На доске изображения наблюдаемых на экскурсии растений в летний и зимний период попарно. Дети подбирают схемы-модели приспособленности растений к выживанию в зимних условиях и вместе с воспитателем формулируют вывод – ответ на решение проблемной ситуации экскурсии. Вывод: все растения, древесные и травянистые, приспособились к выживанию в зимних холодах, но по-разному: - надземные сочныестебли травянистых растений полностью отмирают осенью, а древесные лишь сбрасывают листья; -почки травянистых растений перезимовывают под землей на корневищах, а у древесных растений побеги будущего года прячутся на ветках в почках, укрытые несколькими слоями чешуек зачастую запечатанные смолой. Воспитатель с детьми обсуждают,как можно помочь растениям выжить в суровые зимы: подсыпать и подгребать снег на открытые участки травы для ее сохранения, засыпать снегом кустарники для сохранения их почек, подкармливать птиц, чтобы они не склевывали почки на деревьях.