Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста
Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования, который давно занял прочное место в высшей и средней школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»
12
Экспериментальная деятельность детей
Когда птица очаровательно щебечет
и когда червяк, только что появившийся на свет,
ползет по листу, прекрати упражнения в языке.
Птица учит, и червяк учит больше и лучше. Молчи!
И.Г. Песталоцци
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования, который давно занял прочное место в высшей и средней школе.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира.
Анализируя работу по временным (примерным) требованиям к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым дошкольным образовательным учреждением мы выяснили, что для успешного выполнения направлений «Развитие элементарных естественно представлений - научных представлений», «Развитие экологической культуры», необходимо обеспечить специальную предметно - пространственную среду, Сложившуюся ситуацию мы обсудили и пришли к выводу, что необходимо в каждой группе создать «Центры науки» и отдельную лабораторию для экспериментирования, ввести в штаты специалиста для этой работы. Кроме этого нашему коллективу предстояло решить задачи повышения квалификации и компетентности в данном направлении, составить перспективные планы по экспериментированию в каждой возрастной группе. Для этого в годовой план внесли соответствующие задачи. Решая их, для педагогов были организованы консультации «Требования к подготовке и проведению экологических экспериментов», «Развитие познавательных интересов в процессе элементарной исследовательской деятельности», «Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в саду».
Провели педагогический совет «Наука - это исследования, наблюдения и экспериментирование». В ходе работы по этому направлению мы разработали памятку по организации мини- лабораторий в «Центрах науки» в группах.
Организация мини-лаборатории и центра науки в детском саду
В мини-лаборатории (центре науки) может быть выделено:
Место для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины камни, кристаллы, перья)
Место для приборов.
Место для выращивания растений.
Место для хранения материалов (природного, бросового)
Место для проведения опытов.
Место для неструктурированных материалов (стол «песок - вода» или емкости для воды, песка, мелких камней)
Приборы и оборудование мини-лабораторий (примерные)
Микроскопы, лупы, зеркала, различные весы (безмен, напольные, аптечные, настольные); магниты, термометры, бинокли, цепь, веревки, песочные часы, глобус, лампа, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, пинетки, желоба, одноразовые шприцы без игл, пищевые красители, пипетки, вешалки, клеи, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, колесики, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса, металл).
- Бумага для записей, зарисовок, карандаши фломастеры
- Клеенчатые фартуки, нарукавники, щетка, совок
- Тальк, детский крем
- Тематические материалы
Практическая работа с детьми при проведении опытов, экспериментов показала, что дошкольники в силу возрастных особенностей еще не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь своей работой, они забывают об этом, поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге. Воспитатели вместе с детьми разработали правила работы с разными материалами и оформили их в ширму. Затем определились с примерным алгоритмом и структурой занятия - экспериментирования.
Примерный алгоритм подготовки и проведения занятия - экспериментирования
Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса.
Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.
Выбор цели, задач; работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
Игровой тренинг, внимания, восприятия, памяти, логики мышления
Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини-лаборатории или центре науки).
Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы.
Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и: пр.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
Структура занятия-экспериментирования (примерная)
Постановка исследовательской задачи виде того или иного варианта проблемной ситуации.
Тренинг внимания, памяти, логики мышления (может быть организован до занятия).
Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления.
Уточнение плана исследования.
Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования
Распределение детей на подгруппы, выбор, ведущих, капитанов, (лидеров группы), помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты: совместной деятельности детей в группах.
Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
Экспериментирование можно включать в разные формы работы с детьми: экскурсии, прогулки, трудовую деятельность, наблюдения, проведение опытов, организованных как самостоятельная или совместная деятельность.
В проведении экспериментально - исследовательской работы выделяются следующие этапы:
- определение и постановка проблемы
- поиск и предложение возможных вариантов решения
- непосредственное проведение эксперимента
- обобщение полученных данных
- вывод
В течение года в детском саду была проведена работа по составлению картотеки опытов, экспериментов с водой, воздухом, магнитами, бумагой, животными, растениями.
Составлена картотека публикаций по экспериментальной деятельности детей в методических, периодических изданиях.
Часть опытов наши дети имеют возможность проводить самостоятельно по карточкам - схемам в группе в «Центре наука». Более сложные эксперименты дети проводят в лаборатории с педагогом. При формировании основ естественно - научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Дети с удовольствием спешат на эти занятия. Нами обобщен опыт работы по теме «Экспериментальная деятельность детей в детском саду» В результате целенаправленной, планомерной, систематической работы у детей сформировался устойчивый интерес к приобретению знаний.
Примерный перспективный план по экспериментальной деятельности в средней группе
№ п/п
Тема недели
Тема занятий
Лето
Где ночует солнышко? Почему происходит смена времени года?
Здравствуй осень
У кого какие детки? Где прячутся детки? В тепле и холоде.
Путешествие хлебного колоска
Рассматривание зерна под микроскопом. Проращивание пшеницы
Хлеб
Заплесневелый хлеб, дырочки
Профессии
Волшебная монета. Монета в стакане. Звучащий стакан.
Путешествие капельки
Круговорот в воде в природе. Откуда берется вода? Куда делась вода?