kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования, который давно занял прочное место в высшей и средней школе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»

12


Экспериментальная деятельность детей


Когда птица очаровательно щебечет

и когда червяк, только что появившийся на свет,

ползет по листу, прекрати упражнения в языке.

Птица учит, и червяк учит больше и лучше. Молчи!

И.Г. Песталоцци


В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования, который давно занял прочное место в высшей и средней школе.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира.

Анализируя работу по временным (примерным) требованиям к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым дошкольным образовательным учреждением мы выяснили, что для успешного выполнения направлений «Развитие элементарных естественно представлений - научных представлений», «Развитие экологической культуры», необходимо обеспечить специальную предметно - пространственную среду, Сложившуюся ситуацию мы обсудили и пришли к выводу, что необходимо в каждой группе создать «Центры науки» и отдельную лабораторию для экспериментирования, ввести в штаты специалиста для этой работы. Кроме этого нашему коллективу предстояло решить задачи повышения квалификации и компетентности в данном направлении, составить перспективные планы по экспериментированию в каждой возрастной группе. Для этого в годовой план внесли соответствующие задачи. Решая их, для педагогов были организованы консультации «Требования к подготовке и проведению экологических экспериментов», «Развитие познавательных интересов в процессе элементарной исследовательской деятельности», «Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в саду».

Провели педагогический совет «Наука - это исследования, наблюдения и экспериментирование». В ходе работы по этому направлению мы разработали памятку по организации мини- лабораторий в «Центрах науки» в группах.


Организация мини-лаборатории и центра науки в детском саду

В мини-лаборатории (центре науки) может быть выделено:

  1. Место для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины камни, кристаллы, перья)

  2. Место для приборов.

  3. Место для выращивания растений.

  4. Место для хранения материалов (природного, бросового)

  5. Место для проведения опытов.

  6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок - вода» или емкости для воды, песка, мелких камней)





Приборы и оборудование мини-лабораторий (примерные)

  1. Микроскопы, лупы, зеркала, различные весы (безмен, напольные, аптечные, настольные); магниты, термометры, бинокли, цепь, веревки, песочные часы, глобус, лампа, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, пинетки, желоба, одноразовые шприцы без игл, пищевые красители, пипетки, вешалки, клеи, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, колесики, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса, металл).

  2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.

  3. Материалы:

  • природные (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы дерева, крупа и т. п.)

  • бросовые (пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля и т. п.)

4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья, измельченный пенопласт.


Материалы для организации детского экспериментирования в группах

Младший и средний дошкольный возраст:

- Бусины и пуговицы.

- Семена бобов, фасоли, гороха, косточки и скорлупа орехов. Спилы деревьев

- Пластиковые бутылочки разного размера.

- Разноцветные прищепки

- Камешки разного размера

- Винтики, гайки, шурупы

- Веревки, шнурки, тесьма, нитки.

- Пробки

- Пух и перья

- Разноцветные резинки

- Фотопленка

- Полиэтиленовые пакеты

- Вата, ватин, синтепон

- Деревянные катушки, упаковки от киндер - сюрпризов

- Глина, песок

- Вода и пищевые красители

- Бумага разного сорта


Старший дошкольный возраст:

- Прозрачные и не прозрачные сосуды разной формы и разного объема (стаканы, ковшики, миски, бутылки, мерные ложки)

- Сита и воронки разного объема из разного материала

- Резиновые груши разного объема

- Половинки мыльниц, формы для изготовления льда, контейнер для яиц, пластиковые упаковки от конфет.

- Резиновые и пластиковые перчатки

- Пипетки с закругленными концами, пластиковые шприцы без игл

- Резиновые, пластиковые трубочки, соломка для коктейля

- Пищевые красители/ растворимые продукты (соль, сахар)

- Взбивалка, деревянная лопатка, шпатели, палочки от мороженного

- Бросовый материал (кожа, поролон, пенопласт, коробки)

- Технические материалы (гайки, болты) в контейнерах

- Прихватки, пинцеты с закругленными концами

- Увеличительные стекла, микроскоп, спиртовки, пробирки

- Рулетка, портновский метр, линейка, треугольник

- Часы механические, песочные

- Свеча в подсвечнике

- Календари

- Бумага для записей, зарисовок, карандаши фломастеры

- Клеенчатые фартуки, нарукавники, щетка, совок

- Тальк, детский крем

- Тематические материалы


Практическая работа с детьми при проведении опытов, экспериментов показала, что дошкольники в силу возрастных особенностей еще не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь своей работой, они забывают об этом, поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге. Воспитатели вместе с детьми разработали правила работы с разными материалами и оформили их в ширму. Затем определились с примерным алгоритмом и структурой занятия - экспериментирования.


Примерный алгоритм подготовки и проведения занятия - экспериментирования

  1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса.

  1. Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.

  2. Выбор цели, задач; работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи).

  3. Игровой тренинг, внимания, восприятия, памяти, логики мышления

  4. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини-лаборатории или центре науки).

  5. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы.

  6. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и: пр.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.


  1. Структура занятия-экспериментирования (примерная)

  1. Постановка исследовательской задачи виде того или иного варианта проблемной ситуации.

  2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления (может быть организован до занятия).

  3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления.

  4. Уточнение плана исследования.

  5. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования

  6. Распределение детей на подгруппы, выбор, ведущих, капитанов, (лидеров группы), помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты: совместной деятельности детей в группах.

  7. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.


Экспериментирование можно включать в разные формы работы с детьми: экскурсии, прогулки, трудовую деятельность, наблюдения, проведение опытов, организованных как самостоятельная или совместная деятельность.

В проведении экспериментально - исследовательской работы выделяются следующие этапы:

- определение и постановка проблемы

- поиск и предложение возможных вариантов решения

- непосредственное проведение эксперимента

- обобщение полученных данных

- вывод

В течение года в детском саду была проведена работа по составлению картотеки опытов, экспериментов с водой, воздухом, магнитами, бумагой, животными, растениями.

Составлена картотека публикаций по экспериментальной деятельности детей в методических, периодических изданиях.

Часть опытов наши дети имеют возможность проводить самостоятельно по карточкам - схемам в группе в «Центре наука». Более сложные эксперименты дети проводят в лаборатории с педагогом. При формировании основ естественно - научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Дети с удовольствием спешат на эти занятия. Нами обобщен опыт работы по теме «Экспериментальная деятельность детей в детском саду» В результате целенаправленной, планомерной, систематической работы у детей сформировался устойчивый интерес к приобретению знаний.


Примерный перспективный план по экспериментальной деятельности в средней группе


п/п

Тема недели

Тема занятий

Лето

Где ночует солнышко? Почему происходит смена времени года?

Здравствуй осень

У кого какие детки? Где прячутся детки? В тепле и холоде.

Путешествие хлебного колоска

Рассматривание зерна под микроскопом. Проращивание пшеницы

Хлеб

Заплесневелый хлеб, дырочки


Профессии

Волшебная монета. Монета в стакане. Звучащий стакан.

Путешествие капельки

Круговорот в воде в природе. Откуда берется вода? Куда делась вода?

Вода

Холодный кипяток. Двухцветный цветок друзья - враги.


Моря и океаны

Плавает – тонет. Почему не выливается


Мое тело

Наши помощники - глаза. Сколько ушей?


Основы безопасности

Прикрываем рот и нос когда чихаем. Опыты с распылителями, блеском для тела.

В гости к мастерам

Тайнопись. Послушное яйцо. Скорлупа бежит за расческой. Рисуем, глядя в зеркало

Россия - родина моя

Извержение


Здравствуй Новый год!


Зачем Д. Морозу и Снегурочке шубы? Сделай снегопад

Зимушка - зима

Почему шуба греет. Лед и пламя. Почему лед не тонет?

Сказки

Живые тени. Теневой театр.


Динозавры

Сделай окаменелость. Что кроме костей может стать окаменелостью.

Воздух

Тесная бутылка. Вверх - вниз. Подлодка. Чернеющее яблоко

Бумага

Волшебная бумага. Свойство бумаги.


Книги

Бумажная гармошка. Бумажки попрыгунчики. Бумажный рупор

Защитники отечества

Парящий самолет. Пузырьки спасатели.


Мамы


Вкусный опыт. Творог и сыворотка.

Моя семья

Мир ткани. Опыты с нитками. Нить - линейка и музыкальная нить. Нить - циркуль.

Люди

Как органы человека помогают друг другу.


Вокруг света


Чем можно измерять?


Земля и ее соседи

Далеко - близко. Дневные звезды. День - ночь.


Космос

Запусти спутник. На орбите. Темный космос.


Наши пернатые друзья

Как с гуся вода. Как легче плавать. У кого какие клювы. Умная галка.

Мы любим спорт

Сильнее двоих. Что лучше: руки или ноги?


Дома


Что из чего? Родственники стекла. Свойство воды, глины, песка.

Насекомые

Спрятанная картинка. Как спрятаться бабочкам. Радуга смешивания цветов.

Права

Свойства твердых вещей и жидкостей. Мы - фокусники. Свойства магнита

Мусор

Свойства почвы. Нефтяная речка - показать насколько сложно удалить нефтяную пленку с поверхности воды.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста

Автор: Мощенко Вера Александровна

Дата: 06.11.2020

Номер свидетельства: 562662

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Опытническо-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста на прогулке"
    ["seo_title"] => string(80) "opytnichesko_eksperimentalnaia_deiatelnost_detei_starshego_doshkolnogo_vozrasta_"
    ["file_id"] => string(6) "623380"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1673983699"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Интегрированный подход в экологическом образовании детей  старшего дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(99) "intieghrirovannyi-podkhod-v-ekologhichieskom-obrazovanii-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "302049"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457033249"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста на тему «Волшебное тесто»"
    ["seo_title"] => string(105) "poznavatielnoissliedovatielskiiproiektdliadietieistarshieghodoshkolnoghovozrastanatiemuvolshiebnoietiesto"
    ["file_id"] => string(6) "288230"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454599232"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности"
    ["seo_title"] => string(127) "razvitiie_poznavatiel_noi_aktivnosti_dietiei_starshiegho_doshkol_nogho_vozrasta_sriedstvami_ekspierimiental_noi_dieiatiel_nosti"
    ["file_id"] => string(6) "345984"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1474880696"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Занятие по экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Почему земля кормит»"
    ["seo_title"] => string(80) "zaniatie_po_eksperimentalnoi_deiatelnosti_detei_starshego_doshkolnogo_vozrasta_p"
    ["file_id"] => string(6) "533446"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1577203887"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства