Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково-исследовательской деятельности через использование элементов методики исследовательского обучения дошкольников А.И. Савенкова и элементов ТРИЗ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Экспериментирование с тканью»
опыты с тканью.
Цель: расширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково-исследовательской деятельности через использование элементов методики исследовательского обучения дошкольников А.И. Савенкова и элементов ТРИЗ.
Задачи:
1. Познакомить детей с некоторыми свойствами ткани (прочная, мокнет, окрашивается, мнется) в процессе выполнения с ней различных действий (мять, разрывать, рисовать, окрашивать, мочить), с историей ткани.
2. Учить накапливать информацию о предмете опытным путем.
3. Учить опираться на ранее полученный опыт в экспериментальной деятельности и в повседневной жизни.
4. Развивать познавательную активность, интерес в процессе исследовательской деятельности, мышление, мелкую моторику кистей рук, умение работать в микрогруппах (пары).
5. Ввести новый символ «Узнай у специалиста».
6. Воспитывать любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.
Материалы и инструменты: разные виды ткани в виде птиц, постельное белье, полотенце, одежда, бумажные предметы, мыло, 5 образцов ткани (по 2 каждого), 2 чашки с соком свеклы и моркови, 10 белых платочков с бахромой, модель: волшебный компьютер, символы: восклицательный знак, глаз, нос, рука, нитки (распущенная ткань детьми дома с родителями), черная ткань с пекинской капустой, белая акриловая краска, опрыскиватель, зонт.
Предварительная работа: чтение сказки «Как рубашка в поле пришла» К. Ушинского, «Голый король» Г.Х. Андерсена, совместный с родителями опыт «Из чего состоит ткань», изготовление коллекции тканей в виде птицы, изготовление подарка для мамы «платочек с бахромой».
НОД
Здравствуйте, ребята. Вы снова в моей лаборатории. Вспомните, что означает это слово? Сегодня в лаборатории мы будем исследовать новый объект, мы будем исследовать ткань.
- Проходите в выставочный зал лаборатории.
- Что означает этот символ («Подумайте самостоятельно»).
На выставке представлены разные вещи. Подумайте самостоятельно, что нам подходит для исследования, а что лишнее. Почему?
- У нас новый символ «Телефон». Он означает: спроси у специалиста. Разделитесь на пары. Каждой паре я даю образец ткани. У нас в лаборатории есть ученые. Найдите ученого с таким же образцом ткани, как у вас. Спросите, как называется эта ткань и что из неё шьют.
Оставайтесь рядом с учеными. А я буду спрашивать, что вы узнали.
Вывод: из ткани шьют вещи. Она может быть разной по составу: из шерсти, меха, льна, хлопка, шелка, капрона.
- Проходите в 1 кабинет (работа за столом). Откуда к нам пришла ткань поможет узнать наш «Волшебный компьютер». Показ иллюстраций:
В глубокой древности одежду мастерили из шкур животных. Самые первые иглы были из костей. Потом люди научились изготовлять ткани из растений. Они заворачивались в куски разной ткани и закрепляли их.
Затем появились мастера – портные, они умели рисовать на ткани, кроить и сшивать куски. Портные ходили по городам и шили одежду на заказ. Сейчас портные шьют удобную, модную и красивую одежду. Самых лучших называют кутюрье. Модную одежду можно увидеть на показах мод.
- Вспомните, что означает символ «Глаз» (можем увидеть, посмотреть).
Поднимает накидку. Там птички из разных видов ткани, сделанные ранее дома.
- Возьмите в руки птичек. Что вы увидели? Какой формы крылышки из ткани? Какой формы клюв? Хвостик? Какого цвета грудка у птички?
- Что означает символ «Нос»? (можно понюхать). Понюхайте ткани, из которых сделана ваша птичка. Как они пахнут?
Вывод: ткани можно придать разную форму, цвет, размер. У ткани есть свой запах.
- Дома вы с родителями делали опыт «Из чего состоит ткань?». Расскажите, что вы узнали? Давайте, поиграем нитками, которые вы принесли из дома. Берут нитки из пакета. Вы – котята, повторяйте за мной.
Физминутка «Шаловливые котята»
Хозяйка видала спросонок,
Как маленький черный котенок
Разматывал возле калитки
Какие-то белые нитки,
Как, длиною ниткой играя,
Забрался на крышу сарая.
Хозяйка полгода вязала –
Фуфайки в минуту не стало,
Остались одни только спицы.
Ну как на котят не сердиться?
- Мы весело провели время и не заметили, как оказались во 2 кабинете. Здесь есть символ «Рука». Вспомните, что это значит? (потрогать руками). Сейчас проведем опыты с тканью.
Опыт № 1 «Что происходит с тканью в воде?»
1) Возьмите белые платочки. Попробуйте их порвать. Рвется так же, как бумага? (Нет. Ткань прочнее, крепче). Попробуйте смять ткань. Мнется?
2) Раньше мы проводили опыт с овощами «Можно ли самим сделать сок?». Какого цвета сок моркови? (оранжевый) Из свеклы? (бордовый, красный).
Узнаем, намокнет ли ткань в воде, в соке. Опустите платочки в чашки с соком. Осталась ли ткань сухой? (Нет. Намокает).
Узнаем, осталась ли прочной мокрая ткань или рвется так же, как мокрая бумага? Попробуйте порвать (не рвется).
Вывод: ткань прочнее, чем бумага. Она мнется, мокнет в воде, ее можно красить самим.
Опустите платочки в чашки с соком. Позже мы придем и узнаем, окрасилась ли ткань.
Опыт № 2 «Все ли ткани намокают?»
Игра «Волшебный зонт»
- Отгадайте загадку:
В руки ты его возьмёшь –
И тебе не страшен дождь!
Дождь пройдёт: его ты сложишь
И гулять под солнцем сможешь.
Если ясен горизонт,
Что оставишь дома? (Зонт)
- Ой, ребята, кажется, будет дождь. Прячьтесь под зонтом.
Профессор обрызгивает зонт распылителем.
- Почему вы не промокли? Ведь ткань намокает? Это специальная ткань. Называется «Болонья» (от названия итальянского города Болонья, из которого происходит эта ткань). Это ткань, сделанная с помощью химических веществ, из неё делают плащи, куртки и другую водонепроницаемую одежду.
Вывод: не все ткани намокают.
Эксперимент с тканью и утюгом
Почему вещи мнутся? Ребята посмотрите как красиво выглажены вещи. Давайте посмотрим легко ли вещи мнутся. По очереди мните в кулаке ткани (лен, шёлк, шерсть). Посмотрим что произошло. Лен мнется сильнее чем шёлк и шерсть. Чтобы они хорошо разгладились: лен нужно гладить с использованием увлажнителя, шёлк нужно в слегка влажном состоянии а шерсть через влажную хлопковую ткань.
Ребята что мы узнали про ткань – ответы детей ( прочная, впитывает воду и упругая).