развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.
Задачи:
Продолжать формировать представления о свойствах магнита, о его особенности притягивать
Учить решать познавательные и экспериментальные задачи через опыты. Развивать инициативу, активность и познавательный интерес у детей
Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам, интерес к экспериментированию, аккуратность при работе с магнитом, позитивное отношение к окружающему миру и желание исследовать его всеми доступными способами.
Развитие речи: обогащать словарный запас детей (магнит, пластмассовый, деревянный, стеклянный, бумажный).
Материал и оборудование: халаты, магниты на каждого, скрепки, гвозди, тарелочки с манкой на каждого ребёнка. Деревянные, пластмассовые, железные, резиновые, бумажные, маленькие игрушки. Стаканы с водой.
Ход занятия:
Воспитатель.
Сегодня, ребята, я расскажу вам одну старинную легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название "магнит".
Существует и другое объяснение слова "магнит" — по названию древнего города Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются магнитные камни. Кусочки найденных камней называют магнитами или природными магнитами. Со временем люди научились сами изготавливать магниты, намагничивая куски железа.
Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей удивление. Сегодня мы поближе познакомимся с их свойствами.
Воспитатель.
Я предлагаю вам отправиться в лабораторию! (звучит музыка, дети проходят в мини-лабораторию группы и надевают халаты)
Опыт №1: «Всё ли притягивает магнит? »
Воспитатель.
Какие материалы вы видите на столе?
Дети.
Предметы из дерева, железа, пластмассы, бумаги, ткани, резины.
(Дети берут по одному предмету, называют материал и подносят к нему магнит)
Вывод детьми: железные предметы притягиваются, а не железные нет.
Опыт №2: «Действует ли магнит через другие материалы? »
Воспитатель:
Для следующего опыта нам потребуется магнит, стакан с водой, скрепки, ткань, пластмассовые дощечки, лист бумаги, резина.
Как вы думаете, ребята, может ли магнит действовать через другие материалы: бумагу, ткань, пластмассовую перегородку?
Дети самостоятельно проводят опыт и делают вывод, что магнит может притягивать через бумагу, ткань, через пластмассу.
Возьмите стакан с водой и бросьте в него скрепку. Затем прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх.
Что мы видим? Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. Может магнит притягивать через препятствия?
Дети:
Магнит может действовать через стекло и воду.
Опыт №3: «Задачка на сообразительность».
Тарелка с манкой в ней закопаны скрепки и грозди (маленькие), как их
можно быстро собрать?
Дети предложили варианты:
Найти на ощупь, просеять через дуршлаг, воспользоваться магнитом он притягивает все железное.
Воспитатель:
Что нового вы сегодня узнали?
(Магнит притягивает железные предметы, действует через бумагу, ткань,
стекло, воду. Магниты притягиваются друг к другу, действуют на
расстоянии.)
А где в нашей группе можно встретить магнит? А дома?