Экспериментальная и опытническая деятельность детей среднего дошкольного возраста.
Экспериментальная и опытническая деятельность детей среднего дошкольного возраста.
Наша задача – в рамках ФГОС ДО, сформировать у детей познавательную инициативу, умение сравнивать вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними.
Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Экспериментальная и опытническая деятельность детей среднего дошкольного возраста.»
Экспериментальная и опытническая деятельность детей
среднего дошкольного возраста.
Автор: Солейникова Любовь Васильевна
Воспитатель МБДОУ "Теремок"
г. Черногорск
Академик педагогических наук Н.Н. Подъяков отмечал, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе игровую. Последняя деятельность возникает значительно позже деятельности экспериментирования.
Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6)
Наша задача – в рамках ФГОС ДО, сформировать у детей познавательную инициативу, умение сравнивать вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними.
Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Всё потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.
Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются Как говорил философ Конфуций. В свете данного аспекта особую значимость приобретает детское экспериментирование. Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Вместе с тем, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами.
Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).
Экспериментальную деятельность частично включили во второй младшей группе (3-4 года). В этом возрасте дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях и эти действия представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму.
У детей средней группы (4 – 5 лет) познавательное развитие становится более целенаправленным: развивается умение принимать и правильно понимать информацию. Появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим – для обеспечения безопасности и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырёхлетнего ребёнка быстро затухает.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников мы используем различные стимулы:
· внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
· тайна, сюрприз;
· мотив помощи;
· познавательный мотив (почему так);
· ситуация выбора.
В этой возрастной группе можно проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, дети изучают свойства воды и снега, песка.
Цель экспериментальной деятельности :
· Создание условий для удовлетворения любознательности, их стремления к эксперименту, желание находить решения в проблемной ситуации.
· Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи экспериментальной деятельности :
· Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
· Развивать у детей представлений о химических свойствах веществ.
· Развивать у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, отражение и преломление света, звук, тепло, замерзание и таяние воды).
· Развивать представления о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камня.
· развитие элементарных математических представлений (упражнять в количественном счёте).
2. Развивать у детей умение пользоваться приборами - помощниками при проведении игр - экспериментов (увеличительное стекло, песочные часы).
3. Развивать у детей умственные способности (анализ, классификация, сравнение, обобщение).
4.Социально – личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности.
В средней группе работу по экспериментированию осуществляется согласно плану с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, в совместной деятельности и в свободное от занятий время во второй половине дня, а так же во время прогулки с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.
Работу по экспериментированию организовали по двум направлениям, каждое из которых представлена несколькими темами:
живая природа – многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.,
неживая природа – воздух, вода, вес, свет, песок, цвет и др. С детьми мы проводили следующие опыты и эксперименты:
1. Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем.
Задача: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык – определять на вкус).
2. Прозрачная вода.
Задача: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льётся, имеет вкус).
3. Вода принимает форму, цвет.
Задача: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.
4. Какие предметы могут плавать?
5. Делаем мыльные пузыри. Подушка из пены.
6. Воздух повсюду. Воздух работает.
7. Свет повсюду. Свет и тень
8. Замёрзшая вода. Тающий лёд.
9. Песочная страна. Фокусы с магнитом и т.д.
3. Игры с песком
А сейчас мы хотим провести с вами небольшие эксперименты.
«Волшебный магнит»
1. Взять стакан с водой.
2. Положить в него деревянный кубик и канцелярские скрепки.
3. Подставить магнит к стенке стакана: магнит притягивает только металлические предметы, даже через стекло и воду.
Рисование магнитами
2 одноразовые тарелки Краски разных цветов Магнитные шарики Магниты
Детям предлагается налить в тарелку чуть краски и водя магнитом под тарелкой, двигать шарики.
На вводном занятии мы детей познакомили с оборудованием и правилами поведения, а так же предложили детям стать
«сыщиками», которые должны «расследовать дело» - выявить свойства, качества того или иного явления, вещества, материала. Во время каждой образовательной деятельности «сыщики» изучают объект исследования в соответствии с темой.
Во время занятия проводим один-два эксперимента (в зависимости от сложности).
После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Мы не торопимся с ответом, а способствуем тому, чтобы дети нашли его самостоятельно или с помощью взрослого, так возникают мини проекты.
Овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.