ЦЕЛЬ: РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ К ПОИСКОВО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕТО – САМОЕ ХОРОШЕЕ ВРЕМЯ ГОДА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТОВ С ВОДОЙ, СОЛНЕЧНЫМ СВЕТОМ, ВОЗДУХОМ, ПЕСКОМ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Эксперименты с дошкольниками»
Тема: "ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ НА ПРОГУЛКЕ ЛЕТОМ.
ЦЕЛЬ: РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ К ПОИСКОВО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЛЕТО – САМОЕ ХОРОШЕЕ ВРЕМЯ ГОДА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТОВ С ВОДОЙ, СОЛНЕЧНЫМ СВЕТОМ, ВОЗДУХОМ, ПЕСКОМ.
ЗАДАЧИ:
- ФОРМИРОВАТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ, ТО ЕСТЬ СПОСОБНОСТИ ВИДЕТЬ МНОГООБРАЗИЕ МИРА В СИСТЕМЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ И ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЕЙ.
- РАЗВИВАТЬ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ, МЫШЛЕНИЕ, ПАМЯТЬ, УМЕНИЕ АНАЛИЗИРОВАТЬ, СРАВНИВАТЬ, ОБОБЩАТЬ, УСТАНАВЛИВАТЬ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ, ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ.
- ОБОГАЩАТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС ДЕТЕЙ, РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ. РАЗВИВАТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ.
Экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: самостоятельная деятельность детей; совместная деятельность педагога с детьми; специально организованное обучение.
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТОВ:
1. УСТАНОВИТЬ ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: ДЛЯ ЧЕГО МЫ ПРОВОДИМ ОПЫТ.
2. ПОДОБРАТЬ ВСЕ НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТА.
3. УСТАНОВИТЬ ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ.
4. УТОЧНИТЬ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОДЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТОВ.
5. РАСПРЕДЕЛИТЬ ДЕТЕЙ НА ПОДГРУППЫ.
6. ПРОВЕСТИ АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ДЕТЬМИ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ.
7. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА ОТОБРАЗИТЬ В ОДИН ИЗ ПРОЕКТОВ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
ВИДЫ ЭКСПЕРИМЕНТОВ.
1. ДЕМОНСТРАЦИОННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ – ЭТО ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРИ КОТОРОМ ОБЪЕКТ НАБЛЮДЕНИЯ ОДИН, ОН НАХОДИТСЯ У ПЕДАГОГА, КОТОРЫЙ ПРОВОДИТ И ДЕМОНСТРИРУЕТ ОПЫТ ДЕТЯМ.
2. ФРОНТАЛЬНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ – ЭТО ТОТ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРИ КОТОРОМ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ НЕСКОЛЬКО ОБЪЕКТОВ, КОТОРЫЕ ИССЛЕДУЮТ ДЕТИ САМОСТОЯТЕЛЬНО.
ОПЫТЫ С ВОДОЙ
1. «Рыбалка».
Задачи. Обогащать представления детей о свойствах воды (льется сквозь отверстия, можно процедить через сачок). Доставить радость, закаливать детей.
2. «Окрашивания воды».
Задачи. Познакомить детей с таким свойством воды, как способность растворять вещества, учить путем экспериментирования получать разные оттенки основных цветов, называть их. Подвести к выводу о том, что чем больше в воде красящего вещества, тем интенсивнее цвет.
3. «Тонет - не тонет».
Задачи. Учить детей опытным путем проверять заданное в названии опыта свойство предметов, формулировать на основе накопленного опыта предположения относительно различных предметов. При помощи использования кукол показать, как работают спасательные круги, жилеты.
«ВОДА ПРОЗРАЧНАЯ»
Задача: выявить свойство воды – прозрачность. Опустить в стакан с водой мелкие предметы разного цвета. Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная, через нее виден предмет. «ВОДА НЕ ИМЕЕТ ЗАПАХА».
Задача: выявить, что вода не имеет запаха. Понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь? Вывод: вода ничем не пахнет, у нее нет запаха
«ВОДА ПРОЗРАЧНАЯ»
Задача: выявить свойство воды – прозрачность. Опустить в стакан с водой мелкие предметы разного цвета. Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная, через нее виден предмет. «ВОДА НЕ ИМЕЕТ ЗАПАХА».
Задача: выявить, что вода не имеет запаха. Понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь? Вывод: вода ничем не пахнет, у нее нет запаха.
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТОВ С ВОДОЙ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СЛЕДУЮЩИЙ ИНВЕНТАРЬ:
ПРОЗРАЧНЫЕ И НЕПРОЗРАЧНЫЕ СОСУДЫ РАЗНОЙ ФОРМЫ И ОБЪЁМА: ПЛАСТМАССОВЫЕ ТАЗИКИ, МИСКИ, БУТЫЛКИ, СТАКАНЧИКИ.
ПРОДУКТЫ: МОЛОКО, СОЛЬ, САХАР, ЛИМОН, ВАНИЛИН.
ПЛАСТМАССОВЫЕ ЛОЖКИ И МЕНЗУРКИ, ВОРОНКИ РАЗНОЙ ВЕЛИЧИНЫ.
РЕЗИНОВЫЕ ГРУШИ РАЗНОГО ОБЪЁМА.
ПИПЕТКИ С ЗАКРУГЛЁННЫМИ КОНЦАМИ, ПЛАСТИКОВЫЕ ШПРИЦЫ БЕЗ ИГЛ.
ТРУБОЧКИ ДЛЯ КОКТЕЙЛЯ.
КРАСИТЕЛИ: ПАСХАЛЬНАЯ КРАСКА ДЛЯ ЯИЦ, ГУАШЕВАЯ КРАСКА, ЗЕЛЕНКА, КРИСТАЛЛЫ МАРГАНЦОВКИ.
Задачи. Формировать у детей представления о том, что сухой песок сыпучий, не сохраняет придаваемую форму, из него нельзя сделать постройки, будет больно если он попадет в глаз.
2. «Следы на мокром песке».
Задачи. Формировать у детей представления о том, что мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, он может принимать и некоторое время сохранять придаваемую ему форму. Учить путем перебора выявлять того, кто оставил следы (сравнивать игрушки по форме) .
3. «Испеки мне бабка, колобка».
Задачи. Предложить детям вспомнить и рассказать начало знакомой сказки, экспериментальным путем выбрать песок, из которого можно слепить колобка. Учить применять представления о свойствах сухого и мокрого песка.
4. «Песочный тоннель».
Задачи. Предложить детям вспомнить, как и зачем строят тоннели обитатели пустыни. самостоятельно при помощи различных приспособлений (карандаш, свернутая в цилиндр бумага) построить тоннель в сухом песке. Учить делать выводы.
5. «Погружение предметов мокрый и сухой песок»
Задачи. Учить детей выявлять глубину погружения предметов в сухой и мокрый песок, подбирать условия эксперимента, делать выводы. Учить по следу (контуру) определять предмет.
6. «Песчаный конус».
Задачи. Предложить детям рассмотреть разные слои песка, сравнить их. пояснить, почему верхние слои сухие, а нижние влажные, подобрать условия с помощью которых можно подтвердить (опровергнуть) гипотезы.
ОПЫТЫ С ВОЗДУХОМ
1. «Теплый – холодный».
Задача. Предложить детям подержать руку над нагретым и холодным предметом, постоять (соблюдая правила безопасности) на солнце и в тени, передать в речи свои впечатления. Формировать представления о таком свойстве воздуха как способность нагреваться.
2.«Мыльные пузыри».
Задача. Предложить детям надуть мыльные пузыри, обратить их внимание на то, что они получаются большими или маленькими в зависимости от того сколько воздуха оказалось в нутрии. Формировать представление о способности воздуха занимать определенное место.
3. «Куда дует ветер? »
Задача. Учить детей обнаруживать факт и направление движения воздуха при помощи вертушек, воздушного змея. Учить формулировать предположения, делать выводы.
1. «Как отделить песок от воды? »
Задачи. Учить детей принимать знания о свойствах различных веществ, подбирать необходимые предметы для решения практической задачи.
2. «Окрашивание воды».
Задачи. Предложить детям сформулировать гипотезу: окрасит ли краска лед. подобрать условия проведения опыта, сделать вывод.
3. «Волшебные камешки».
Задачи. Учить детей применять знания о том, что уровень воды в емкости повышается, если в нее класть предметы – предложить достать из воды предмет (семечко тыквы, не намочив руки. Формировать умение решать практические задачи на основе знаний, полученных в ходе экспериментирования.
4. «Что больше? ».
Задачи. Предложить вниманию детей следующий инвентарь: емкость до краев наполненную водой, помещенную на поднос, набор различных предметов. Для того чтобы ответить на вопрос, стоящий в названии задания. Нужно в новых условиях применить свои знания о том, что предметы вытесняют воду.
5. «В реке купался, да сух остался».
Задача. Предложить детям опытным путем подобрать вещества, которые позволяют перьям птиц оставаться сухими в воде, пояснить, как это работает.
6. «Превращения воды».
Задача. Предложить детям выяснить при каких условиях быстрее испаряется вода, высказать предложения, придумать как их проверить. Актуализировать и дополнить представления о круговороте воды в природе.