Просмотр содержимого документа
«"Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания»»
Сообщение к педсовету №3
на тему: «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания»
Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Для него эмоции выполняют оценочную роль, и побуждают ребенка к деятельности. Здоровый ребенок очень эмоционален. У него еще мало жизненного опыта и все с чем он встречается впервые для него уникально, интересно и ново. Именно поэтому детей очень легко заинтересовать и удивить. Физическое воспитание в детском саду открывает, широкие возможности не только для развития физических качеств юных спортсменов, но и для развития их эмоционально волевой сферы.
Больше всего эмоций возникает во время игр, соревнований и эстафет. Игра привлекательна и интересна детям. В игре ребенок пополняет свой арсенал эмоциональных проявлений. Чувства, которые развиваются в процессе игры, становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств. Самая же большая эмоциональная нагрузка возникает во время физкультурных досугов и праздников. На это влияет настроение инструктора по ф.к., музыкальное сопровождение мероприятий, а так же красочный оформление зала.
Дошкольники еще не умеют в полной мере управлять своими эмоциями. Их эмоции стремительно возникают и так же быстро гаснут. Поэтому дети подвержены переменам настроения чаще, чем взрослые. Их легко развеселить и рассмешить, но так же легко огорчить или расстроить. Как например есть такие детки, которые при проигрыше даже командном начинают плакать. И такая резкая смена настроения от смеха до слез, совершенно нормальна для дошкольника. Иногда из-за этой возрастной особенности возникают конфликты между детьми в игровой или соревновательной деятельности. Задача инструктора быстро и объективно оценить ситуацию, грамотно ее интерпретировать и направить детей на разрешение конфликта простым и мирным способом. Например, самая распространённая тема для соперничества - кто будет стоять сегодня первым в строю, для урегулирования этого вопроса можно использовать считалочки или построить детей по росту и т. д., тогда дети с удовольствием следуют предложенной схеме и конфликтов не возникает.
Воспитание же положительных эмоций у детей достигается созданием благоприятных условий для эмоционального и физического развития личности. Этому способствует правильный подбор упражнений, эмоциональное их проведение, музыкальное сопровождение. А так же, конечно, внешний вид и жизнерадостное настроение самого инструктора.
Иногда работа инструктора осложняется тем, чтобы обеспечить полную безопасность на занятиях по физкультуре при повышенной эмоциональности детей. Если дети в процессе игры сильно возбуждены, необходимо вводить игры на расслабление, внимание. При наличии в группе проблемного ребенка, который мешает другим играть, инструктор должен привлекать такого ребенка в игру через собственное общение с ним, предложить играть с ним в паре. Иногда возникает необходимость ребенка мягко вывести из игры, заменив его деятельность на индивидуальную игру. Как правило, в скором времени ребенок вновь присоединяется к общей игре, стараясь при этом не нарушать ее правил.
Мне необходимо планировать целенаправленную и последовательную работу по развитию эмоциональной сферы дошкольников. Способствовать активизации эмоций через разные виды деятельности, безусловно отдавая предпочтение игре. Подбирать подходящие приёмы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности эмоционального развития детей.
Подвижная игра – один из наиболее эмоциональных видов детской деятельности, обусловленный правилами. В процессе подвижных игр дети дошкольного возраста в полной мере могут удовлетворить свою потребность в положительных эмоциях, а также обогатить свой двигательный опыт. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Каждый ребенок может на месте оценить себя, особенности своего взаимодействия с другими детьми, научиться справляться с неудачами и переживать успех. Как правило, у ребенка успешных случаев бывает больше, чем неудач. Действия, которые предлагается сделать ребенку (справиться с проблемой, принять практическое решение, достичь определенного результата), повышают его способность делать над собой усилия, стремление совершенствоваться. Подвижная игра, имеющая эмоциональной настроенностью, является главнейшим фактором, способствующим этому развитию. Значение игр заключается не только в том, что они доставляют детям громадное удовольствие, но они являются наиболее для ребенка приспособленным и психологически обоснованным средством, ведущим к развитию всех его физических и духовных сил. Игра является основным содержанием в жизни ребенка, его работой и развлечением в одно и то же время .Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями: удивлением, волнением, радостью и восторгом.
И в заключение надо сказать, что важной психологической особенностью детей дошкольного возраста является подражательность педагогу. Дети повторяют движения, речь и даже проявление эмоций педагога. Поэтому очень важно быть для воспитанников примером. В поведении, во внешнем опрятном виде и в проявлении эмоций.