kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Эмоциональное выгорание. Методы и приемы профилактики у педагогов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы и приемы профилактики  и предупреждения эмоционального выгорания педагогов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Эмоциональное выгорание. Методы и приемы профилактики у педагогов.»

Приемы релаксации


Упражнения на сплочения коллектива, установления чувства доверия, для активизации и хорошего настроения

  1. «Здравствуй друг»

Участники делятся на пары и выполняют движения в соответствии с текстом

- Здравствуй друг! (здороваются за руку),

-Как ты тут? (хлопают друг друга по плечу),

- Где ты был? ( качаем головой),

- Я скучал (скалываем руки на груди),

-Ты пришел! (разводим руки в стороны),

- Хорошо! (обнимаемся)



  1. «Комплименты»

Участники стоят в парах в кругу, образуя внешний и внутренний круг, и обмениваются друг с другом комплиментами, по хлопку внешний круг двигается вправо. Новые пары обмениваются комплиментами. И так, пока все участники не вернутся на свои места.



  1. «А, это ты молодец!»

По очереди каждый из участников рассказывает, что он сегодня сделал, чем мог бы гордиться, а все остальные хором, говорят ему: – «а, это ты - молодец!». Игра продолжается, пока все участники не выскажутся.



  1. Коллективное рисование

На доске или на большом ватмане кто-то из участников рисует линию или закорючку. Все участники по очереди добавляют свой элемент. Игра продолжается до тех пор, пока все участники решат, что образ завершен и добавить к нему не чего. Далее все вместе придумывают

- что это или кто это?

- придумывают ему название,

- для чего это?,

- чем бы оно могло помочь коллективу?

Упражнения для поиска собственных ресурсов

1.Упражнение «Трансформация образа»


Цель: поиск собственных ресурсов для изменения отношения к себе и жизни.

1.Нарисуй животное, которое будет обладать качествами, которое тебе в данный момент мешает.

2.Дай имя этому животному, но такое, которое могло бы его оберегать (мышка – норушка).

3.Придумай ему девиз жизни – убеждение, которому он мог бы следовать.

4.Дорисуй своему животному то, чего ему не хватает по твоему мнению, то что могло бы ему помочь в достижении целей.

5.Далее педагог показывает и рассказывает о своем животном.





2. Техника «Мой ресурс - что мне поможет»»

Техника используется для повышения осознанности участников, активизации внутренних ресурсов, расширения своих собственных возможностей, актуализации конкретной жизненной ситуации.

Описание техники:

Ведущий предлагает каждому участнику на своем листе, держа в обоих руках простые карандаши начать одновременно рисовать каракули – беспорядочные, непрерывные линии. Затем каждый, вглядываясь в свои каракули, фломастером дорисовывает какой-либо увиденный образ.

На следующем этапе участники по очереди презентуют свой образ, рассказывая о том, что этот образ значит для него в настоящий момент, что этот образ хочет сказать участнику, что ему поможет.


3.Упражнение «Рисование по кругу»

Каждый из участников изображает свой рисунок на заданную тему (Например: какие чувства я испытываю в отношении своей работы?, Что меня объединяет со своим коллективом? и т. д.). Через 1 минуту творческая работа передается следующему по часовой стрелке участнику, который продолжает рисунок, в соответствии со своими представлениями, продолжая рисунок. Работа заканчивается, когда творческие работы вернуться к своим хозяевам.

Обсуждение:

- Какие чувства возникают, глядя на вернувшийся рисунок?

- Какое было первое впечатление, когда к вам вернулся рисунок. Почувствуйте, есть ли что-то, что вам мешает, чего не должно быть, что не вписывается в общий образ?

- Подумайте, хотите ли вы это исправить? Что стоит за этим желанием исправить?

- Можете исправить.

- Участники высказываются по поводу вернувшихся рисунков.


Упражнения, направленные на снятие напряжения и релаксацию


Прием 1.

Сидя или стоя постарайтесь, по возможности, расслабить мышцы тела и сосредоточить внимание на дыхании.

На счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна);

На следующие четыре счета проводится задержка дыхания, затем плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6.

Прием 2.

Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10-15 см. висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

Приемы релаксации, связанные с управлением тонусом мышц, движением.

Упражнение "Поцелуй ладонями".

Выберите себе партнера, с которым нравиться работать.

Сядьте друг против друга и плотно коснитесь ладонями. Закройте глаза и представьте себе, что ваши руки - это каналы, по которым течет позитивная энергия. Она согревает вас обоих и бодрит. А теперь еще переплетите пальцы и мягко сожмите руку партнера в своей руке в знак солидарности. Оставайтесь некоторое время в таком положении. Вы должны почувствовать как позитивная энергия, которая генерируется в процессе вашего взаимодействия, изгоняет из тела все тревоги и опасения.


Приемы релаксации, связанные с использованием образов.

Наши образы имеют над нами магическую силу. Они могут вызывать совершенно различные состояния - от вялого безразличия до максимальной включенности, от горькой печали до безудержной радости, от полного расслабления до мобилизации всех сил. Для каждого человека важно найти тот образ, который наилучшим образом вызывает нужное состояние. Достичь расслабления помогают такие образы:

1. Вы нежитесь на мягкой перине, которая идеальным образом повторяет изгибы вашего тела;

2.Вы покачиваетесь на пушистом облачке, которое мягко обволакивает ваше тело;

3. Вы находитесь в теплой ванне, приятное спокойствие просачивается в ваше тело.


Релаксация "Храм тишины".

Инструкция.

Вообразите себя гуляющим на одной из улиц многолюдного и шумного города: Ощутите как ваши ноги ступают по мостовой: Обратите внимание на других прохожих, выражения их лиц, фигуры: Возможно, некоторые из них выглядят встревоженными, другие спокойны или радостны: Обратите внимание на звуки, которые вы слышите: Обратите внимание на витрины магазинов: Что вы в них видите?... Вокруг очень много спешащих куда-то прохожих:. Может быть, вы увидите в толпе знакомое лицо. Вы можете подойти и поприветствовать. А может быть, пройдете мимо: Остановитесь и подумайте, что вы чувствуете на этой шумной улице?... Теперь поверните за угол и прогуляйтесь по другой улице.: Это более спокойная улица. Чем дальше вы идете, тем меньше вам встречается людей.: Пройдя еще немного, вы заметите большое здание, отличающееся по архитектуре от других: Вы видите на нем большую вывеску "Храм тишины": Вы понимаете, что этот храм - место, где не слышны никакие звуки, где никогда не было произнесено ни единого слова. Вы подходите и трогаете тяжелые резные деревянные двери. Вы открываете их, входите и сразу же оказываетесь окруженными полной и глубокой тишиной:

Побудьте в этом храме: в тишине.: Потратьте на это столько времени, сколько вам нужно:

Когда вы захотите покинуть храм, толкните двери и выйдите на улицу.

Как вы сейчас себя чувствуете?

глубоких вдохов;  снова задержать дыхание.

Дыхательные техники

Маски релаксации для мышц лица (мышечное дыхание).

  1. Маска удивления. И.П.: сидя, стоя, лежа. С медленным вдохом постепенно поднять брови так высоко, как это только возможно. На высоте вдоха задержать на секунду дыхание и опустить с выдохом брови.

2.  Маска гнева. И.П.: сидя, стоя, лежа. С медленным вдохом постепенно нахмурить брови, стремясь сблизить их как можно более сильно. Задержать дыхание на секунду, с выдохом опустить брови.

3.  Маска поцелуя. И.П.: стоя, сидя, лежа. Одновременно со вдохом постепенно сжимать губы. Довести это усилие до предела. Зафиксировать усилие, на секунду задержать дыхание, со свободным выдохом расслабить круговую мышцу рта.
4.  Маска смеха. И.П.: стоя, сидя или лежа. Чуть прищурить глаза, со вдохом слегка сжать губы и поднять углы рта – маска смеха, с выдохом – расслабить напряженные мышцы.



Упражнение «Успокаивающее дыхание».

И.П.: Сидя, сделать вдох – живот выпячиваем вперёд («надуть» большой живот) на счёт 1-2-3-4;   задержка дыхания на счёт 1-2; выдох – живот втягиваем на счёт 1-2-3-4. (продолжительность 3-5 минут).

Иры – формулы

Можно использовать для вербального самовнушения. Формулы могут произноситься про себя или вслух по дороге на работу, при подготовке мероприятия, в процессе рабочего дня, перед трудной ситуацией. Если, например, Вы – человек, не терпящий приказов и директив, тогда постройте текст формулы в мягкой манере, в форме убеждения:

Тексты формул составляются заранее, но иногда могут использоваться спонтанные самоприказы, возникающие в ситуации «здесь и сейчас»

Для того чтобы формулы были эффективными, следует помнить о следующих правилах:

  1. Для оперативного пользования формулой желательно иметь короткий текст из нескольких фраз.

  2. Большое значение имеет начало формулы.

  3. Формулу самовнушения необходимо повторять несколько раз (иногда до семи раз).

  4. Важно непоколебимо верить в «магические свойства» произносимых вами слов.

  5. Проговаривать формулы надо в состоянии сосредоточенности, сконцентрировав волю.

Вот несколько формул, которые можно взять на вооружение:

Уверенность в себе: «Я человек смелый и уверенный в себе. Я всё смею, всё могу».

Спокойствие, стабильность: «Я спокоен и стабилен. Я уверен в себе».

Упражнение «Звуковая гимнастика».

Правила применения: спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично поизносим звук.

А – воздействует благотворно на весь организм;

Е – воздействует на щитовидную железу;

И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

О – воздействует на сердце, легкие;

У – воздействует на органы, расположенные в области живота;

Я – воздействует на работу всего организма;

Х – помогает очищению организма;

ХА – помогает повысить настроение.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Эмоциональное выгорание. Методы и приемы профилактики у педагогов.

Автор: Нурбобоева Оксана Ивановна

Дата: 12.11.2020

Номер свидетельства: 563170

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Программа по профилактике эмоционального "выгорания" педагогов "
    ["seo_title"] => string(69) "proghramma-po-profilaktikie-emotsional-nogho-vyghoraniia-piedaghoghov"
    ["file_id"] => string(6) "144433"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418726378"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Современные подходы к реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие в рамках ФГОС ДО "
    ["seo_title"] => string(119) "sovriemiennyie-podkhody-k-riealizatsii-obrazovatiel-noi-oblasti-sotsial-no-kommunikativnoie-razvitiie-v-ramkakh-fgos-do"
    ["file_id"] => string(6) "226521"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440338901"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства