муниципальное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида «Детский сад № 5»
Эссе «Я - педагог»
Подготовила: педагог – психолог
I квалификационной категории
МДОУ «ДС № 5»
Ушакова Елена Игоревна
г. Благодарный , 2018 г.
На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен выбрать ту, которая наиболее соответствует его природным способностям и наклонностям, то есть найти свое призвание.
Мой поиск был не прост. Я успела получить несколько профессий: плодоовощевод, повар, швея, экономист, поработать и поваром и продавцом. И только рождение первого ребенка заставило меня серьезно задуматься о будущем, а именно, возникло много вопросов касательно развития и воспитания малыша, на которые я не знала ответа. И я решила, что получить ответы на свои вопросы и правильно воспитать свою дочку я могу только продолжив образование. Я поступила в Ставропольский Государственный Университет на факультет психологии по специальности педагог-психолог. Главное, что дало мне обучение в высшем учебном заведении – это психологическое мировоззрение, главные жизненные принципы. Один из них - «не навреди!», потому что мне доверены детские души, у ребёнка ещё всё только начинается – начинается его собственная тропинка в будущее.
Вот уже 4 года я работаю педагогом – психологом в детском саду города Благодарный. И с гордостью могу сказать, я – счастливый человек. У меня хорошая семья: любящий муж и здоровые дети; у меня любимая работа.
Жить в мире среди людей, на первый взгляд, самое простое и самое естественное предназначение человека, но с другой стороны, это и есть самая трудная миссия. Современный мир противоречив и непостоянен, предъявляет к человеку множество требований. Мое предназначение, как педагога-психолога – помочь самым маленьким жителям - детям пройти отрезок этого пути, научить гармоничному взаимодействию с окружающими, основанному, в первую очередь, на внутренней гармонии. Именно гармония с самим собой и окружающими позволяет человеку быть независимым от внешних потрясений, проходить собственный, неповторимый жизненный путь.
Свой рабочий день стараюсь начинать всегда позитивно, с улыбкой встречать детей, приходящих ко мне на индивидуальные и групповые занятия, родителей и педагогов, обратившихся за консультацией. Все вопросы и проблемы решаются в кабинете педагога – психолога, моем кабинете.
Кабинет педагога - психолога – это особая предметно-пространственная развивающая среда, которая представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир. Маленькие дети любознательны, активны, они интересуются новым, неизвестным в окружающем мире, задают вопросы взрослым, экспериментируют и способны самостоятельно действовать. Мой рабочий кабинет позволяет им и экспериментировать, и самостоятельно действовать, и познавать окружающий мир. Это удивительное место, где можно всё потрогать, покрутить, зашнуровать, включить – выключить, отомкнуть – замкнуть. Ведь ни для кого не секрет, что маленьких детей всегда привлекают замочки, крышки, пробочки, шнурочки, включатели, а также все яркие и красочные предметы. Я постаралась наполнить его различного рода предметами, которые способствуют развитию психических процессов (развитию памяти, внимания, мышления, восприятия), воздействуют на органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание), позволяют успешно решать задачи развития речи, осуществлять коррекцию личностных особенностей малышей.
Занятия проходят в игровой форме под звуки успокаивающей музыки.
Можно погулять под «сухим дождём» и не простудиться. Разноцветными атласными каплями струятся шелковые ленты, спускаясь с потолка вниз, словно струи воды, приятно касаются ребёнка, стимулируя тактильные ощущения. Можно прогуляться по тактильной дорожке, которая развивает у детей координацию движений и помогает профилактике плоскостопия. Медленно проплывающий рассеянный свет, приятный запах в сочетании с успокаивающей музыкой создают атмосферу безопасности и спокойствия.
Мой кабинет помогает снять мышечное, психическое и эмоциональное напряжение, он создает ощущение надёжности и покоя, дети становятся спокойными, исчезает агрессивность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей, успокаивающая ещё очень слабую нервную систему ребёнка.
Свою работу я строю на доверии, не забывая о профессиональной этике и ответственности. Практическая работа требует от меня глубоких знаний возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Применяемые мной диагностические методы и методики позволяют отслеживать динамику развития от поступления в детский сад и до школы. При подготовке занятий я стараюсь, чтобы они были интересные и разнообразные. Здесь у меня большой выбор, это и игротерапия, и сказкотерапия, и арт-терапия, и психологические игры и многое другое. Например, ребята с удовольствием занимаются логическими блоками Дьенеша, танграм: они составляют из геометрических фигур различные рисунки, проявляя свою фантазию и развивая мелкую моторику. Еще им нравится использовать в своем рисунке и палочки Кьюзинера. В своей работе я использую различные крупы для сухого бассейна, в котором ребята прячут и находят мелкие предметы. Песочный стол с подсветкой – еще одно увлекательное занятие для детей. Рисунки на песке получаются очень красивыми. Ребята очень любят, когда занятия проходят в игровой форме, где они встречаются со сказкой, сопереживают сказочным героям. На моих занятиях детям легче осознавать причины своих волнений через сказочные образы. Если атмосфера на моих занятиях живая, непринуждённая, то я знаю, что ребята получили заряд положительных эмоций, и я помогла им снять напряжение и утомление. Моя роль как педагога-психолога заключается в том, чтобы умело вовлечь детей в психологическую игру, помочь их взрослению, помочь всем и каждому в отдельности преодолевать трудности и преграды.
Я знаю, что труд психолога – это каждодневная работа не только с детьми, но и регулярная работа над собой - накопление и обновление знаний передового опыта, овладение новыми методиками, приобретение все новых и новых умений и навыков, это постоянная встреча с новыми воспитанниками, группами, ситуациями, это систематический контроль над собой (так ли я все сделал, все ли меня поняли, как мои подопечные к этому отнесутся?). Я хочу и буду заниматься своей профессией, потому что уверена, что она поможет многим детям стать более уверенными в себе, стать гармоничными, стать счастливыми. Конечно, я ещё очень недавно в профессии. Но мое желание помочь детям, желание расти как профессионал, моя готовность знакомиться с опытом коллег - это именно то, что отличает неравнодушного и любящего свою работу человека. Моё профессиональное кредо – передавать добрую энергию детям.