Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.
Успех эстетического воспитания обусловливается совместной деятельностью воспитателя и ребенка. В процессе этой деятельности происходит развитие его творческих способностей, осознание отношения к предметной, природной, социальной среде. Также для результата необходимо учитывать индивидуальные потребности, особенности и интересы ребенка, степень его общего развития. Для выбора методов эстетического воспитания требуется основываться на личный опыт ребенка, его стремления, побуждения, переживания. Существует множество разнообразных методов воспитания. Мы остановимся на тех, которые играют роль в нравственно - эстетическом развитии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.»
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.
Успех эстетического воспитания обусловливается совместной деятельностью воспитателя и ребенка. В процессе этой деятельности происходит развитие его творческих способностей, осознание отношения к предметной, природной, социальной среде. Также для результата необходимо учитывать индивидуальные потребности, особенности и интересы ребенка, степень его общего развития. Для выбора методов эстетического воспитания требуется основываться на личный опыт ребенка, его стремления, побуждения, переживания.
Существует множество разнообразных методов воспитания. Мы остановимся на тех, которые играют роль в нравственно - эстетическом развитии.
Методы эстетического воспитания можно подразделить на классификации:
по формам организации;
по видам деятельности;
по возрастам детей;
по количеству детей.
Метод целостного восприятия очень важен для целенаправленного получения эстетической информации. Этот метод подходит для восприятия сюжета сказки, картины, образного построения музыкальной пьесы. Воспитатель обращает внимание детей на более конкретное, детальное восприятие, целевое наблюдение.
Каждой группе задач эстетического воспитания соответствуют свои методы.
Как уже говорилось выше, первая группа задач направлена на приобщение детей к искусству, на развитие у дошкольников эстетического вкуса, понимание прекрасного. Ведущими методами для решения этих задач являются показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого.
Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности. Воспитателю важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточено на том, что им показывают, предлагают послушать.
При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел показывать детям свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств. Вторая группа задач связана с формированием навыков художественной деятельности. Для решения этих задач в качестве ведущих требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций.
Эстетическое воспитание дошкольников в детском саду может быть организовано по разным формам и классификациям:
по принципу управления деятельностью - под прямым и косвенным руководством воспитателя;
по количеству детей - фронтальная, подгруппами, индивидуальная;
по видам деятельности - занятия, театрализованные игры, экскурсии, проведение праздников.
В зависимости от формы организации деятельности методы изменяются. Например, на занятиях изобразительным искусством воспитатель может дать точные указания, показать или предложить ребятам самим искать способы выполнения. Или при разучивании стихов и песен после исполнения их взрослым можно провести беседу о художественных качествах, содержании, применить наглядные пособия, попросить детей повторить текст для заучивания. На занятиях по лепке воспитатель обучает приемам, которые помогут детям самим сложить фигуру. Т.е. взрослый способствует самостоятельной деятельности детей, он подталкивает к действиям и корректирует ошибки.
Также, методы зависят и от возраста детей. Младших детей приобщая к прекрасному, воспитатель показывает, обращает внимание на предметы, обсуждает их с детьми. Старших детей взрослый побуждает к посильному «преобразованию» окружающего мира под его руководством. Так применяются методы планирования деятельности, наблюдательности, самостоятельных действий.
Точно определить методы эстетического воспитания довольно трудно. Но можно классифицировать ряд особо результативных методов:
метод убеждения, направлен на формирование эстетического восприятия, оценки, начальных проявлений вкуса;
метод приучения, упражнения - для приобретения навыков культуры поведения;
метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и безобразное в окружающем мире;
метод проблемных ситуаций - подталкивает к творческим и практическим действием.
Без усилий со стороны ребенка целостная творческая личность и высокие эстетические начала сформироваться не могут.