Просмотр содержимого документа
«"Этикет в общении детей"»
«Этикет в общении детей»
Шмелева С.В.,
воспитатель старшей группы «Сказка»
Дошкольное детство — важнейший период в нравственном становлении личности. Мы все прекрасно понимаем, что в современном обществе без применения правил этикета не обойтись. Поэтому учить детей хорошим манерам нужно начинать с самого рождения, демонстрируя их на личном примере. Если взрослые не будут соблюдать правила хорошего тона, то и ребенка научить будет невозможно.
Так зачем детям нужен этикет? Дело в том, что правильно воспитанный ребенок будет знать, как нужно вести себя в обществе. Осваивая этикет, дети учатся общаться с людьми: убеждать, договариваться, уступать, отстаивать свое мнение, просить о помощи и предлагать ее, приветствовать, благодарить. Ребенок осознает, что, если хочешь, чтобы с тобой общались и вели совместные дела, надо выглядеть так, чтобы окружающим твой внешний облик доставлял удовольствие, т.е. всегда выглядеть красиво, эстетично, привлекательно. Безусловно, основы этикета дети получают в семье. Как только ребенок начинает хоть что-то понимать, ему обязательно надо объяснить «что такое хорошо и что такое плохо».
Ребенок должен иметь представления о: правилах столового этикета, правилах соблюдения культуры внешнего вида; традициях и правилах поведения в общественных местах; правилах этикета в детском саду; правилах этикета в разнообразных жизненных ситуациях.
Дети, с которыми всегда обращались уважительно, вырастают с чувством уверенности и уважения к себе, которое позволяет им быть доброжелательными и вежливыми к окружающим.
Основными средствами по развитию речи детей являются организация их общения в различных направлениях деятельности — игра, труд, восприятия различных видов изобразительного искусства; окружающей среды, ознакомление детей с художественной литературой, использование технических средств; речи воспитателя.
Жизнь ребенка в дошкольном учреждении постоянно наполнена общением со взрослыми и сверстниками. Если воспитатель стремится, чтобы дети общались, он должен позаботиться о возникновении потребностей, которые стимулировали бы речевые контакты, и сделать так, чтобы эти контакты были мотивированными. Организация любой деятельности, в процессе которой дети общаются, является дидактическим средством развития речи детей.
Для развития речевого этикета детей значительные возможности заложены в игре.
Подвижные игры с текстом, игры-драматизации способствуют формированию правильного темпа, речевого дыхания, дикции, выразительности детской речи. Дидактические игры закрепляют и активизируют словарный запас ребенка, способствуют формированию его речевых умений и навыков (построить предложение, описать, вспомнить стихотворение, отгадать загадку и др.). Задача воспитателя — помочь, при необходимости создать условия для игры, научить и объяснить детям правила незнакомой игры, способствовать установлению речевых контактов со сверстниками.
Труд - также является эффективным средством развития словаря и формирования этикета речевых навыков. Бытовая деятельность имеет свою специфику и педагогически ценна тем, что развитие речи происходит в естественной, непринужденной обстановке: во время одевания, приема пищи, прогулки, гимнастики, подготовки ко сну обогащается и активизируется словарный запас детей, формируются навыки разговорной речи, происходит усвоение норм и правила речевого этикета, широко используется художественное слово, фольклор.
Важным средством расширения представлений, знаний об окружающей действительности и развития речевого этикета детей является восприятие различных видов изобразительного искусства — театра, кино, диафильмов, содержания детских книг и т.д. Это влияние усиливается теми чувствами, эмоциями, переживаниями, которые сопровождают восприятие любого вида искусства.
Помимо этого, необходимо уделять внимание чтению художественных произведений (сказок, стихотворений, рассказов), из которых дети получают важные сведения о взаимоотношениях людей, приобретают опосредованный опыт социального взаимодействия, знакомятся с моральными качествами персонажей.
В процессе ознакомления дошкольников с литературными произведениями у них также формируются нравственные представления о нормах этикета, взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, положительных и отрицательных качествах личности. Следует отметить, что литературные произведения служат богатым материалом для формирования представлений о нормах этикета дошкольников, поскольку описанные в художественных произведениях отдельные стороны жизни людей и их взаимоотношения позволяют дошкольнику активно овладеть нормами этикета и правилами поведения, проникнуться благородными чувствами и стремлениями.
В сочетании с умелым педагогическим воздействием эти средства становятся для ребенка образцами литературного языка, которые дети переносят в самостоятельную речеформирующую деятельность, используют в сюжетных играх, играх-драматизациях, детских концертах. Восприятие картины, предмета, произведения прикладного искусства, визуальных технических средств всегда сопровождается репликами, обменом впечатлениями, вопросами.
В дошкольном возрасте, обучение речевому этикету осуществляется успешно. В процессе специально организованной работы формируются все три основных компонента речевого этикета: употребление разнообразных вариантов формул речевого этикета, их «развёртывания» и сопровождение их доброжелательной интонацией и приветливой мимикой.
Таким образом, знание правил этикета — необходимый элемент воспитанности. Но само по себе оно еще не делает человека воспитанным. Особенно если соблюдение норм этикета воспринимается как неизбежная, но тягостная обязанность.
Когда детям исполняется 5-6 лет, они уже должны уметь правильно общаться не только со своими сверстниками и знакомыми, но и со взрослыми людьми.
Что должен знать об этикете общения ребенок:
1. В разговорной речи нужно обязательно использовать добрые, «волшебные» слова. Ребенок должен понимать, что просьба без добрых, «волшебных» слов не что иное, как требование, а не просьба!
2. Громкий разговор или крик в обществе не допустим!
3. Хамство не приветствуется!
4. Не хорошо перебивать собеседника во время разговора.
5. Обсуждать других людей без их присутствия недопустимо!
6. Хвастаться плохо!
7. Смеяться над другими нельзя! Это обидно.
В заключенье хочется сказать, что «вежливость» не рождается сама собой. Её воспитывают с раннего возраста в семье, в детском саду. Так, чтобы человек – будь то маленький или взрослый – дарил окружающим искреннюю улыбку. И кому, как не воспитателям, родителям, решать эту повседневную работу. И нужно верить в то, что сегодняшние воспитанники, которым заложили зерно доброго, человеческого, вырастут настоящими людьми!