Просмотр содержимого документа
«Физкультурно-познавательный проект для старших дошкольников»
Проект по физкультурно-познавательный
«Дух предков».
Аланы – древний народ, сумевший создать неповторимую культуру. Сложно сказать, какими бы были жители современной Осетии, если бы не существовало их знаменитых предков. Несмотря на воинственный нрав и некоторые варварские обычаи, аланы вызывали восхищение у многих современников – это легко понять после знакомства с историческими источниками. Сегодня же продолжением этого славного народа стали осетины.
Аланы действительно сумели оставить богатейшее наследие своим потомкам. Но главное – они стали основой для появления осетинского народа, который и сегодня гордится своими воинственными предками.
В последние годы одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка (закон Российской Федерации «Об образование в Российской Федерации» и ФГОС дошкольного образования).
ФГОС определяет нам одно из условий необходимых для создания социальной ситуации развития детей: взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив.
Целью ФОП ДО -является разностороннее развитие ребёнка с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Задачи с учетом специфики региональных и социокультурных условий в ФОП выделены:
1. Обогащать двигательный опыт дошкольников с учетом национальных и социокультурных условий. Приобщать детей к подвижным играм народов, живущих в регионе.
2. Познакомить с известными спортсменами-земляками,популярными в регионе видами спорта, спортивными традициями и достижениями родного края.
3.Формировать знания и навыки культуры здорового образа жизни с учетом климатических условий.
4.Вовлекать в физкультурно-оздоровительную деятельность регионального содержания.
5.Воспитывать уважение и любовь к своей малой Родине.
Актуальность:
Республика РСО-А славится и гордиться своими спортсменами, очень популярны в регионы секции и кружки для девочек и мальчиков.
Все родители желают видеть своего ребенка здоровым, сильным, физически развитым, и большинство прекрасно понимает, что для нормального роста, развития и крепкого здоровья необходимо движение. Поддержать у детей положительное отношение к активному образу жизни, а в дальнейшем желание сохранять и укреплять свое здоровье – важные составляющие воспитания в семье. Но следует помнить, что в формировании у дошкольников потребности быть здоровым нотации и поучения не приносят успеха. Лучший способ приобщить ребенка к здоровому образу жизни – это показать на собственном примере, как нужно относиться к физкультуре и спорту. Если ребенок видит, что родители испытывают удовольствие от здорового активного досуга, они обязательно будут им подражать.
Здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни, санитарной грамотности и гигиенической культуры родителей. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать хороших результатов, если она не решается совместно с семьей.
Однако в силу сложившихся экономических причин, занятости на работе современные родители большую часть времени уделяют вопросам материального обеспечения семьи, таким образом, естественная потребность ребенка в движении всемье пусть неосознанно, но подавляется. А, начав водить ребенка в дошкольное учреждение, ответственность за его физическое воспитание родители часто перекладывают на плечи педагогов. Но только при тесной поддержке родителей ДОУ может достичь положительных результатов в воспитании здорового ребенка.
Очень часто педагоги-практики испытывают большие трудности в общении с родителями. И я столкнулась с этой проблемой. Как сложно было достучаться до пап и мам, как нелегко объяснить им, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним.Ведь семья является персональной средой жизни ребенка от самого рождения, которая во многом определяет его физическое развитие.
Ухудшение здоровья подрастающего поколения (по данным НИИ гигиены и охраны детей, в России 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья).
Анализ работ исследователей данной проблемы, собственный опыт, показали, что ребенок уже в младшем дошкольном возрасте способен заботиться о собственном здоровье. Но важно, чтобы дети были не просто помещены в здоровье сохраняющую среду, но и сами бы умели сохранять, созидать здоровье.
Педагогический проект создан для помощи в общении, воспитании и повышении компетенции родителей, через физкультурно-оздоровительную работу в ДОУ. Еще одной из проблем является вопрос куда отдать,во сколько лет можно.
Цель работы: поиск и разработка современных форм сотрудничества воспитателя с родителями, как условие позитивного физического развития ребёнка и формирования родительской компетентности, популяризация и поддержание интереса детей и родителей к спорту в республике.
Задачи проекта:
• Внедрять в образовательную деятельность ДОУ разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы с участием детей и их родителей;
• Обучить родителей приёмам эффективного взаимодействияс ребёнком с целью сохранения его здоровья, и создания всемье здорового нравственно-психологического климата;
• Повышать интерес родителей воспитанников к участию в совместных физкультурных и оздоровительных мероприятиях;
• Оказывать семье конкретную практическую помощь в создании условий для сохранения и укрепления здоровья ребёнка; проведение мастер-классов и просветительских бесед Расширить спектр средств и способов работы с родителями, стимулировать их, как участников единого образовательного пространства, к поиску оптимального стиля взаимодействия, способствовать укреплению доверительных отношений между воспитателем и родителей.
И решение одной из главных задач мы взяли в ходе проекта – работа по ознакомлению с историей, традициями и культурой предков - легенды о силе, мужестве, храбрости нартов, знакомство детей с подвигами нарта Сослана, бытом воинов и охотников, о силе духа и мудрости женщин, и конечно знание детьми знаменитых земляков, олимпийских чемпионов, мастеров- спорта по вольной борьбе, гимнастики, фехтованию,…
Предполагаемый результат:
Родители:
• Обогащение детско-родительских отношений в совместной физкультурной деятельности;
• повышение интереса к жизни детского сада и активное вовлечение в в-о процесс: знание истории,традиции и культуры своего народа и воспитание у детей любви к родному краю,преданности заветам предков, почитание истории народа.
• повышение физкультурно-оздоровительной грамотности родителей.
Дети:
• Снижение уровня заболевания;
• повышение уровня физической подготовленности;
• осознание необходимости физкультуры, спорта и здорового образа жизни.
Знание истории, культуры, традиции предков.
Гипотеза:
Здоровье детей будет сохраняться, укрепляться и развиваться, а физические качества будут эффективно совершенствоваться при условии, если будет разработана система работы с детьми и их родителями по физическому воспитанию и оздоровлению с созданием комфортных условий для занятий физической культурой в ДОУ и дома. Повысить интерес детей к различным видам спорта, желание заниматься в кружках и секциях. Создать мотивацию на основе образа жизни предков - воинов и охотников, победителей в сражениях, героях ВОВ, олимпийских чемпионах.
Проблема - поиск участниками образовательного процесса эффективных путей укрепления здоровья ребенка и приобщения его к здоровому образу жизни.
Обоснование проблемы:
1. неосведомлённость родителей о важности совместной двигательной деятельности с детьми
2. недостаточность знаний родителей и детей о физических навыках и умениях детей данного возраста;
3. невнимание родителей к здоровому образу жизни в семье
Тип проекта: познавательно - оздоровительный
Участники проекта: дети подготовительной группы МБДОУ № 106, руководитель по физическому воспитанию, воспитатели группы, семьи воспитанников.
По времени проведения: краткосрочный - месяц
Цель проекта: формирование социальной и личностной мотивации детей старшего дошкольного возраста и их родителей на сохранение и укрепление своего здоровья и воспитания социально – значимых личностных качеств, изучение истории и традиции родного края, популяризация спорта среди воспитанников и родителей.
• У детей сформировались представление и о здоровом образе жизни;
• У родителей расширились знания о здоровом образе жизни, и сформировались представления о создании благоприятного эмоционального и социально – психологического климата для полноценного развития ребенка;
• Создали комфортные условия для проведения физкультурных занятий в ДОУ и дома. Родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад»
• Повысился интерес детей к физкультурным занятиям и спорту;
Расширить знания детей об истории родного края.
Содержание проектной деятельности :
I Этап – подготовительный
(1 неделя)
1. Изучение понятий, касающихся темы проекта;
2. Изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность по здоровьесбережению;
3. Беседа с детьми на тему «Что понимают они под словом "здоровье"?»
3. Анкетирование родителей :«Как вы заботитесь о здоровье в семье?»
4. Разработка перспективного плана организации физкультурно-досуговых мероприятий;
5. Подготовка цикла тематических физкультурных занятий, развлечений, режимных моментов, НОД в группе познавательного цикла.
6. Подготовить стихи, пословицы, поговорки и песни для детей о здоровом образе жизни, музыку для ритмических, физкультурных упражнений, тематические альбомы, перечень детской художественной литературы.
II этап - практический
(2-3 неделя)
Работа с детьми:
Проведение цикла тематических бесед для определения отношения в семье к понятию « здоровье», как ребенок понимает сам что означает –здоровый образ жизни.
Проведение НОД в группе на темы:
- «Доблестные воины и охотники – сказание о нартах»
- «Спортсмены – земляки»
- совместная утренняя гимнастика с мамами
- целевая экскурсияво дворец спорта «Олимп»- мастер-класс тренера по вольной борьбе МайрамаАлборова, знакомство с историей становления секции в республике, история побед чемпионов Осетии, их знаменитые тренеры.
Мастер-класс с детьми тренера по джиу- джитсу-Камеля Джабраилова
Выступление на родительской встрече Камеля Джабраилова « История возникновения джиу-джитсу - как боевого искусства, достижения воспитанников, популяризация среди детей.
Изготовление тематического альбома в группе «Спортсмены-земляки»
Кулинарный вечер с мамами « Еда должна быть не только вкусной ,но и полезной»- мастер-класс мам для детей по приготовлению винегрета .
Оформление с детьми газеты в группе « Мы предкам достойная смена»- фотоотчет о мероприятиях проекта.
III этап - заключительный
(4 неделя)
1. Проведение физкультурного развлечения с папами «Дух предков - жив».
2. Презентация проекта на родительском собрании.
Результативность:
• Формирование у детей элементарных представлений о здоровом образе жизни;
• Осознание ребёнком и родителями необходимости и значимости здорового образа жизни, а также “видение” и реализация путей совершенствования здоровья ребёнка и членов семьи (активный отдых вместе с детьми, посещение кружков, секций оздоровительной направленности);
• Повышение активности родителей воспитанников, проявляющееся в участии в физкультурно-оздоровительных мероприятиях вместе с детьми, проводимые в ДОУ.
Решение задач ФОП ДО
Обеспечение проектной деятельности
Методическое:
• Агапова И. А. «Спортивные сказки и праздники для дошкольников», Москва, 2011 г.
• Мулаева Н. Б. «Конспекты – сценарии по физической культуре для дошкольников», Санкт – Петербург, 2010г.
• Картушина М. Ю. «Праздники здоровья для детей 6-7 лет», Москва, 2010г.
- картотека осетинских подвижных игр
- нартский эпос
С.Г Гагиев « Осетинские национальные игры»
Приложение 1
Тематический план мероприятий проекта
Дата
Мероприятие
Участники
14.10.2024
Беседа с детьми «Как они понимают,что такое здоровье, здоровый образ жизни, как дома заботятся о своем здоровье члены его семьи»
Воспитатель группы,дети подг.гр.
15-16.10 2024
Проведение анкетирования с родителями для выявления отношения к здоровому образу жизни в семье
Воспитатели, руководитель физ.воспитания, родители
17.10.2024
Беседа с детьми о нартах, рассматривание иллюстраций, чтение эпоса « Сказания о нартах»
Воспитатель,дети
18.10.2024
Рассматривание иллюстраций и продолжение чтение « Сказание о нартах»
Воспитатель, дети
21.10.2024
НОД «Зов предков» - квест–игра по мотивам нартского эпоса
Воспитатель, дети
22.10.2024
Целевая экскурсия во дворец спорта «Олимп» -мастер-класс для детей тренера по вольной борьбе М.Алборова -знакомство с историей становления секции в республике, история побед чемпионов Осетии, их знаменитые тренеры.
Дети,педагоги
23.10.2024
Беседа о видах спорта, об увлечениях детей группы, рассматривание иллюстраций виды спорта, спортивный инвентарь, спортсмены-земляки.
Воспитатель, дети
24.10.2024
Совместная утренняя гимнастика с мамами
Чтение художественной литературы:
Л. Щепачева «Как медвежонок Шуня здоровье искал»,Е. Качур «Если хочешь быть здоров»
руководитель физ.воспитания, дети
воспитатель, дети
25.10.2024
Рисование «Мама,папа,я- спортивная семья» Оформление выставки детских работ в группе
воспитатель, дети
28.10.2024г
Дид.гры, головомки, лабиринты, пазлыпо мотивам нартского эпоса
воспитатель, дети
29.10.2024
Вкусная и полезная еда – мастер-класс вечер готовки с мамами.
Воспитатель, дети
30.10.2024
НОД с тренером по джиу-джитсу Камелем Джабраиловым
руководитель физ.воспитания
31.10.2024
Выступление на родительской встрече вице президента федерации джиу-джитсу – Роберта Дзеранова «История возникновения джиу-джитсу - как боевого искусства, достижения воспитанников, популяризация среди детей».
Воспитатели, руководитель физ.воспитания
01.11.2024г
Создание в группе альбома «Спортсмены-земляки»
Воспитатели, руководитель физ.воспитания
05.11.2024
Спортивное развлечение с папами
«Дух предков - жив».
Воспитатели, руководитель физ.воспитания
07.11.2024
Оформление с детьми газеты в группе
« Мы предкам достойная смена»- фотоотчет о мероприятиях проекта.
Воспитатели, руководитель физ.воспитания
11.11.2024г
Презентация и подведение итога проекта на родительском собрании.
Воспитатели, руководитель физ.воспитания
Приложение 2
Анкета для родителей детей
1. Укажите, как проявляется двигательная активность Вашего ребенка:
- утренняя гимнастика
- подвижные игры
- спортивные игры (элементы футбола, хоккея и т. д.)
- катание на санках, лыжах, коньках (зимой), велосипеде, самокате (летом).
2. В какие подвижные игры любит играть Ваш ребенок?
3. Как в домашних условиях ребенок занимается физическими упражнениями:
- охотно, с удовольствием
- не охотно
- не выполняет.
4. Какими физическими упражнениями Вы занимаетесь совместно с ребёнком:
- занимаюсь с ребенком утренней гимнастикой
- вместе играем в подвижные игры.
5. Уделяете ли вы внимание профилактике нарушений позвоночника и плоскостопия? Как?
6. Кто в большей степени влияет на двигательную активность ребенка в семье:
- отец
- мать
- оба родителя
- братья и сестры
- никто.
7. Как часто вы занимаетесь физическим воспитанием ребенка:
- систематически
- в выходные дни
- во время отпуска
- не занимаюсь
- затрудняюсь ответить.
8. Что мешает вам активно заниматься физическим воспитанием своего ребенка:
- дефицит свободного времени
- недостаток знаний и умений в области физического воспитания детей
9. Беседуете ли Вы с ребенком о пользе занятий физическими упражнениями:
- да
-нет
-иногда
10. Какие физкультурный инвентарь и спортивное оборудование имеются для вашего ребенка дома?
11. С каким инвентарем чаще всего занимается Ваш ребенок?
12. Как Вы закаляете своего ребенка в домашних условиях:
- облегченная форма одежды на прогулке
- босо хождение
- обливание ног прохладной водой
- полоскание горла водой комнатной температуры
- прогулка в любую погоду
13. Что способствует формированию у вашего ребенка культурно – гигиенических навыков:
- личный пример
- беседы
- объяснения.
14. Соблюдает ли ваш ребенок режим дня:
- да
- не всегда
- нет.
Если не соблюдает, то почему?
15. Соблюдает ли Ваш ребенок дома правила личной гигиены (моет руки перед едой, после туалета, умывается, чистит зубы, моет ноги и т. д. ?