Фольклор как средство творчества старших дошкольников
Фольклор как средство творчества старших дошкольников
Творческое начало в человеке, его потребность в общении и созидании возникают и начинают развиваться в дошкольном возрасте.
Развитие словесного творчества значительно увеличивает возможности ребенка, изменяет его взаимоотношение с окружающими.
Словесное творчество – процесс сложный, связанный с общим развитием ребенка. Существует прямая зависимость между развитием речи детей и их творчеством. Само творчество немыслимо без овладения богатством языка, на котором ребенок говорит и думает.
Проблема развития творчества подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Фольклор как средство творчества старших дошкольников»
Тема: Фольклор как средство словесного творчества старших дошкольников
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА, КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ 5
1.1. Психолого-педагогические основы творческого процесса.Словесное творчество детей. 5
1.2. Влияние малых форм фольклора на развитие словесного творчества детей 8
ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА 17
2.1 Методика использования малых форм фольклора в речевом развитии детей разных возрастов. 17
2.2 Рекомендации для воспитателей по формированию словесного творчества в старшей группе детского сада. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 35
Введение
Одним из приоритетных направлений педагогической науки на современном этапе является изучение творческой деятельности ребенка, поиски путей её формирования. Исследования психологов и педагогов доказывают, что творческая деятельность отвечает потребностям и возможностям ребенка, сопровождается активностью его эмоциональных и интеллектуальных сил[3,c54].
Творческое начало в человеке, его потребность в общении и созидании возникают и начинают развиваться в дошкольном возрасте.
Развитие словесного творчества значительно увеличивает возможности ребенка, изменяет его взаимоотношение с окружающими.
Словесное творчество – процесс сложный, связанный с общим развитием ребенка. Существует прямая зависимость между развитием речи детей и их творчеством. Само творчество немыслимо без овладения богатством языка, на котором ребенок говорит и думает.
Проблема развития творчества подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.
На волне возрождения интереса к фольклору среди различных социальных слоев населения остаются без надлежащего внимания наша школа и внешкольные учреждения, призванные воспитывать подрастающее поколение. Овладение родной речью должно происходить одновременно с обучением родному языку.
Актуальность темыобусловлена тем, чторечь, являясь средством общения, помогает ребенку усвоить формы сотрудничества с окружающей социальной средой, тем самым актуализировать процесс его личностного развития.
Фольклор играет чрезвычайно важную роль в развитии красноречия ребенка дошкольного возраста. Это подтверждается многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных ученых и разработанными ими классификациями.
Фольклор нельзя ничем заменить, особенно на начальном этапе воспитания ребенка. Родная речь и фольклор должны присутствовать в воспитании маленьких детей вплоть до их подросткового и юношеского возраста. Только в этом случае ребенок вырастает здоровым нравственно.
Фольклор является действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания.
Цель данной работы:Изучениевлияния фольклора на словесное творчество детей старшего дошкольного возраста
Объект исследования Словесное творчество детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования Фольклор, как средство словесного творчества старших дошкольников.
Для поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
Рассмотреть психолого-педагогические основы творческого процесса. Словесное творчество детей.
Определить, как влияют малые формы фольклора на развитие словесного творчества детей
Изучить методику использования малых форм фольклора в речевом развитии ребенка разных возрастов.
Разработать рекомендации для воспитателей по формированию словесного творчества в старшей группе детского сада.
1 РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА, КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ
Психолого-педагогические основы творческого процесса.Словесное творчество детей.
В основе словесного творчества, как и любого другого вида творческой деятельности, лежит воображение. Творческое воображение в дошкольном детстве обладает наибольшей пластичностью и наиболее легко поддается педагогическим воздействиям.
К.Д.Ушинский подчеркивал важность развития речи начиная с дошкольного возраста. Недостаточно, если дети поймут содержание произведения, необходимо почувствовать его выразительные особенности выражения и образные слова. В дальнейшем они будут глубже воспринимать литературные произведения, научатся тонко различать смысловые оттенки слова и переносить их в свое творчество.
В период старшего дошкольного возраста детское воображение переходит во внутренний план, оторвавшись от внешних опор, и способно подчиниться определенному замыслу, следовать заранее намеченному плану. По мнению доктора психологических наук Е.Е. Кравцовой, это происходит, когда в структуре воображения у ребенка сформируются три компонента: предметная среда, прошлый опыт и надситуативная внутренняя позиция. Н.А.Ветлугина же, в свою очередь отмечает что[7,с. 89.] для творчества, необходима мотивация, владение способами творческого действия и адекватное знаково-символическое выражение творческогопродукта.
То есть,творческая речевая деятельность возникает тогда, когда у детей уже имеется запас знаний об окружающем, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу.Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность, превращается в творчество.
Словесное творчество детей выражается в различных формах: это и сочинение рассказов, сказок, описаний; и сочинение стихотворений, различных небылиц, загадок; и конечно в словотворчестве.
Элемент творчества есть, в любом рассказе. Но особенности творческого рассказывания требует активной работы воображения, мышления, речи, появления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций. Ребенок самостоятельно придумывает содержание (сюжет, действующие лица), опираясь на тему и прошлый опыт, и переходит в форму связного повествования. Требуется умение придумывать завязку, ход событий, кульминацию, развязку. Необходимо уметь точно, выразительно, занимательно передавать замысел.
Л.С. Выготский, К.Н. Корнилов, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец рассматривают творческое воображение как сложный психический процесс, неразрывно связанный с жизненным опытом ребенка[2,c.24]. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ. Поэтому творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия представлений, жизненного опыта, дающих материал для фантазии.
В основе творческого рассказывания лежит процесс переработки и комбинирования представлений, отражающих реальную действительность и создание на этой основе новых образов, действий, ситуаций, не имевших ранее места в непосредственном восприятии. А таким источником комбинаторной деятельности воображения является окружающий мир. Необходимо постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни.
Развитие эмоционально-выразительной функции речи детей – хорошая основа для возникновения и формирования в дальнейшем художественного восприятия и элементов художественного воображения в словесном творчестве. Слово может быть не только средством воображения, но и его «строительным материалом». Активность ребенка реализуется в овладении языком. Значит, еще одним важным условием для творческого рассказывания является обогащение и активизация словаря. Дети нуждаются в пополнении и активизации словаря за счет слов – определений, а так же слов помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц. (Виды занятий по развитию словаря представлены в таблице 1 прил.1).
В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями [26,c.110].
Понятие «словесное творчество» гораздо шире, чем «творческое рассказывание», так как включает в себя сочинение, придумывание сказок, рассказов, стихов, загадок, сценариев не только на занятиях, но и в свободной самостоятельнойдеятельности.
В исследованияхМ.М.Конина, Л.М.Панкратова, О.И.Соловьева, и др., посвященных проблеме словесного творчества, одним из наиболее доступных и педэффективных средств формирования у дошкольников творческих речевых умений называются фольклор[28,c.89].
В решении развивающих задач актуально и оправдано обращение к народной культуре, поскольку этнокультура каждого народа как обладающая собственным уникальным пластом материальных и духовных ценностей может служить, как показывает многолетний опыт, воспитательным средством для развития и формирования полноценной личности [19, с. 117–119].
Кроме того, ребенок формируется в многонациональном пространстве и в этом случае воспитательные возможности фольклора умножаются. Сказки разных народов, пословицы, поговорки, загадки народные песни – эти замечательные «жемчужины», в которых реальный мир предметов и действий представлен ярко, художественно и понятно и для самых маленьких, сегодня стали активными «помощниками» в педагогической деятельности воспитателей и педагогов дошкольного образования. При этом учитывается специфика жанра, которая диктует выбор приемов работы. Особенность фольклора для детей – объединение в себе стихотворных форм, песен, игровых приемов. С его помощью педагог или родитель может быстро и легко наладить эмоциональное общение с ребенком.
1.2. Влияние малых форм фольклора на развитие словесного творчества детей
Ребёнок усваивает родную речь, прежде всего подражая живому разговорному языку окружающих, который он слушает и образцам которого следует. Сокровищница богатейшего русского языка открывается перед ребёнком в блестящих произведениях устного народного творчества.
Совершенные образцы его – потешки, пословицы, загадки, сказки и т.д. – ребёнок не только слышит, но повторяет и усваивает. Они входят в его язык в доступном для ребёнка содержании. Оба эти источника – живой разговорный язык и произведения устного народного творчества – тесно переплетаются между собою во влиянии на ребёнка. Наблюдается закономерность: всего сильнее их влияние там, где произведения народного словесного творчества органически вплетены в ткань живого разговорного языка.
Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны духовно обогатить среду, в которой она растет, расцветить всеми цветами радуги, заложить предпосылки высоких человеческих начал.
Ценность фольклорных произведений, по мнению М.Н. Мельникова, для раннего периода обусловлена прежде всего их высокой интонационной выразительностью, что особенно значимо для младенческого возраста, а также другими жанровыми особенностями, речевыми, смысловыми, звуковыми[17,c.101]. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малышей прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, всматриваться в лицо говорящего. Неповторимое своеобразие фольклора особенно ценно для ребенка в тот период, когда у него не сформированы произвольные действия, внимание, реакция на слова. При этом возникает как бы цепь слуховых ориентировочных реакций (слуховая аутостимуляция), позволяющих установить двусторонний контакт с ребенком на ориентировочной и эмоциональной основе. Активизирующее воздействие, как отмечает Л. Павлова, оказывает, во-первых, речевой звуковой поток. Ребенок выделяет речь их всех других звуковых сигнослов, оказывает ей предпочтение, выделяя из шумов и музыкальных звуков. Во-вторых, очевидно активирующее звуковое воздействие с помощью повторяющихся фонем и звукосочетаний, звукоподражаний, как бы запрограммированных в самом тексте малых фольклорных форм, например, «баю, баю, баю бай!», «а качи-качи-качи!», «лю-лю-лю-люлю-люлюшки!», «тили-тили-тили-тили!» и т.д[28,c.87].
Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К. Д. Ушинский. В 60-х г. XIX в. в журнале «Учитель» появились публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психики ребенка. Тогда же началось систематическое собирание народных произведений для детей.
Особенности первых ритмических стихотворных форм были отмечены и К. И. Чуковским[29,c.43]. Дневниковые материалы подтверждают характеристики, данные им первым проявлениям словесного творчества детей. Они возникают чаще всего во время беготни или игры, повторяются несколько раз, поэтому короткие и всегда проникнуты чувством радости. К. И. Чуковский отмечал тяготение ребенка к «явным нелепицам», «перевертышам», часто встречающимся в детской и народной поэзии. В «перевертышах», небылицах ребенок посредством воображения «разрывает» связи между предметами и явлениями, их постоянными признаками, «отстраняется» от них, а затем связывает в новые сочетания. Таким образом «расшатываются» стереотипно сложившиеся ассоциации, активизируется мышление и воображение.
Народные песенки, потешки, пестушки представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей раннего возраста. С их помощью можно развивать: фонематический слух, грамматический строй речи, звуковую культуру речи, обогащать словарь.
Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики[6,c.116].
По меткому определению К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают «выломать язык ребенка на русский лад»[6,c.135].А.П. Усова, О. Ушакова поддерживают эту же точку зрения и считают, что потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи.
Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.По словам А.П. Усовой, «словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности». Его влияние на развитие речи детей неоспоримо[32,c.68].
Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. В процессе игр-забав, считает Т. Тарасова, не только развивается речь, но и мелкая моторика, что готовит руку ребенка к письму[5,c.63].
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Дети, приобщаясь к фольклорным традициям своего народа, постепенно постигают великую народную культуру. Они овладевают традиционным ритмо-мелодическим и интонационным богатством родной речи[6,c.82].
Речь во всем ее многообразии является необходимым компонентом общения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Качество речи – показатель уровня интеллектуального и эмоционального развития ребенка.
Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты, когда его укладывают спать (наигрыши, колыбельная песня), во время умывания (ласковые поговорки, совпадающие по эмоциональному колориту с активным общим тонусом ребенка), во время еды, бодрствования (прибаутки, потешки)[16,c.17].
Тематика фольклорных произведений для маленьких в своей основе раскрывает опыт первоначальной ориентировки детей в окружающем и соответствует статусу познавательной деятельности, характерной для раннего возраста.
В произведениях описываются действия человека (ребенка), связанные с поддержанием его жизнедеятельности (прием пищи, сон, мытье), т.е. отражены фрагменты жизни самого ребенка, обращается внимание на заботу о ребенке, желание доставить ему удовольствие от приема пищи, акцентируется внимание на вкусовых свойствах оладушек, пряничков, калачей, бараночек, орешков и т.п. Это немаловажно в воспитании ребенка (начала второго года жизни), когда он учится самостоятельно держать ложку, чашку, овладевает важным навыком приема пищи. Ведь все связано с его здоровьем, его благополучным ростом, поэтому овеяно заботливой добротой.
С помощью наигрышей у ребенка развивается речевой слух, с их помощью он подходит к воспроизведению речевых звуков. Заметим: первые настоящие членораздельные звуки, которыми овладевает ребенок - гласные. Фольклорные звукосочетания - наигрыши - уникальный звуковой материал для овладения первыми речевыми навыками.
Колыбельные песни – они на ряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например:
Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Несмотря на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.
Загадка – один из самых богатых источников ценностных представлений, которые усваивает ребенок в процессе их отгадывания, составления собственных. Загадка указывает на специфические признаки и свойства загадываемого предмета. Она строится на сходстве между предметами и его отрицании, что вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, об особенностях каждого из них, помогая ему открывать поэзию действительности. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, что подтверждается в исследованиях Ф.А. Сохина [29,c.69].
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность»Ю.Г. Илларионова считает, что использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи – доказательства и речи – описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь – доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции. Обычно дошкольники в своей речи этим не пользуются, но надо создавать условия для их понимания и освоения [12,c.14].
Богатейший материал для воспитания нравственных качеств содержат в себе пословицы и поговорки «Пословица не мимо молвится». Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений. Их можно использовать в любой ситуации. Они становятся верными помощниками в формировании трудолюбия и дружелюбия. Их можно использовать в различных ситуациях. Например,«От скуки бери дело в руки» – говорит воспитатель и предлагает выполнить посильную работу (собрать игрушки), дети охотно приступают к делу. Используя в своей речи пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику[17,c.57].
Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал.С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольников. Слова, игровые действия, сопровождающие исполнение потешки, направлены на то чтобы развеселить, потешить ребенка; а также познакомить с окружающим миром. Например, обыгрывая в процессе произнесения потешки названия различных частей тела, мама в самом раннем возрасте приучает ребенка к их осознанию, формируя в его понимании у него соответствующую «схему тела». Например:
«Где же наши ушки?
Слушают пестушки! А где глазки? Смотрят сказки!...»
Потешки комплексно воздействуют на ребенка, формируют его восприятие и память, развивают речь.В процессе игр – забав, не только развивается речь, но и мелкая моторика, что готовит руку ребенка к письму.
Незаменимым материалом для дикционных упражнений являются пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки считает С. Бухвостова [5,c.18].Данные малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики.
О. Ушакова поддерживает эту же точку зрения и считают, что потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи[33,c.92].
Универсальное средство – народные сказки. Построение фраз, отбор слов определяются характером содержания. Сказки заполнены солнечным светом, лесным шумом, посвистыванием ветра, ослепительным блеском молний, громыханием грома – всеми чертами окружающего нас мира. Ночь в сказках – темная, солнце – красное, дворцы – белокаменные, камни – самоцветные, пироги — пшеничные и т. д. Вещи и предметы имеют четкие формы: известны их материал, качество. Все вместе взятое и делает волшебную сказку образцом национального искусства слова. Сказка обладает стройной композицией, определенной логикой изложения, события в ней разворачиваются в определенной последовательности, сюжет динамичен. Сказки передают тонкости переживаний героев, волнуют воображение детей.
Большое значение имеет фольклор в умственном развитии детей. В защиту фольклора страстно выступали М. Горький, К. Чуковский, С. Маршак. К. Д. Ушинский писал: «Не условным звукам только учиться ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова[36,c.103]. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель; оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как ни мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что: Среди разных творческих проявлений дошкольников словесное творчество занимает особое место. Для ребенка это самый сложный вид творческой деятельности, требующий взаимодействия ряда психических функций и являющийся одним из способов социокультурного развития личности.Творческая речевая деятельность возникает тогда, когда у детей уже имеется запас знаний об окружающем, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Качество речи – показатель уровня интеллектуального и эмоционального развития ребенка.
Малые формы фольклора, используемые на занятиях по развитию речи, являются идеальной платформой для системной работы по усвоению основ красноречия.
Детский фольклор богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, календарный детский фольклор, игровые приемы, жеребьевые скороговорки, считалки, дразнилки, скороговорки, дразнилки, загадки, былины, народные сказки.Дети, овладевают традиционным ритмо-мелодическим и интонационным богатством родной речи[16,c.87].
Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладеть родным языком, а значит, способствует развитию умственных способностей.
2 СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА 2.1 Методика использования малых форм фольклора в речевом развитии детей разных возрастов. Дошкольное образование главный этап в развитии ребенка. В дошкольном возрасте малыш учится учиться, что так будет ему потом необходимо в школе. Он с радостью познает новое, и речь должна стать ему помощником. Поэтому развитие речи в детском саду – это одна из первостепенных задач педагогов.
Методика развития речи– это наука, изучающая закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование правильной устной речи и навыков речевого общения у детей дошкольного возраста[2].
Методические принципы и задачи развития речи детей дошкольного возраста представлены втаблица 2 прил.1., таблица 3 прил. 2.
Проанализировав, методы, разработанные для речевого развития детей дошкольного возраста(приложение3, рис1), мы пришли к выводу:
В методике, обучения родному языку с использованием фольклорных произведений дошкольного возраста,можно использовать общие дидактические принципы (приложение 4, табл. 4,5). Такие как:
Принципы активности и посильной самостоятельности –т.еактивное соучастие и сотворчество педагога и ребенка. Воспитатель должен:
1) Приложить усилия, чтобы дети поняли смысловое содержание всего произведения, адекватно на него реагировали, соответственно развертывающемуся сюжету. Именно содержанию всего произведения, а не удовлетворяясь чисто внешним, эмоциональным реагированием на ритмический рисунок, без ориентировки на его смысловое содержание. Исключение могут составлять некоторые произведения для маленьких, рассчитанные именно на игру слов. Это скороговорки или подговорки типа: «Гори-гори ясно», «Ай, тюшки-тюшки, тюшки» и т.п.;
2) Расширяя понимаемую речь ребенка необходимо формировать активный словарь во взаимодействии со взрослым. Поэтому на занятии должны создаваться все условия, чтобы у ребенка возникла потребность речевого взаимодействия со взрослым – что-то подтвердить или возразить, для самых маленьких дошкольников хотя бы используя набор самых простых слов: «да», «нет», «вот», «как» и т.п.
Данная речевая активность возникнет только в том случае, если педагог сумеет заинтересовать своих воспитанников;
3) Педагог должен вызвать у ребенка чувство сопереживания с действиями персонажа.
Значит необходимо эмоциональное взаимодействие. Взрослый, передавая смысловое содержание текста, как бы заражает ребенка своим настроением;
4) Необходимо активное, действенное соучастие ребенка. Педагог предлагает малышу включиться в игровое взаимодействие по ходу развертывающихся текстовых коллизий, например, попоить цыплят из ведерочек; убаюкать куклу; показать, как цыплята ходят и клюют зернышки и т.д.
При этом необходимо побуждать детей к самостоятельности. Уже на втором году жизни необходимо учить детей выражать словами свое отношение к происходящему, например, отвечать, кто больше всех понравился, чей домик самый красивый, хорошо ли поступила кисонька.
Воспитатель, проводя занятия, должен донести до ребенка, особенно младшего дошкольного возраста, суть фольклорного произведения, развертывающихся событий.Тогда он сможет постепенно вводить детей в воображаемую ситуацию, учить выполнять действия «понарошку», понимать условное игровое взаимодействие со взрослым.
Принцип познавательной выразительности– один из важнейших принципов при проведении занятий с использованием фольклорных произведений. С помощью эмоционального изложения педагог поддерживает внимание детей. Дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых, они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога, особым образом реагируя на его голос, настроение, мимику, жесты. Эти проявления легко копируются; для малышей младшего дошкольного возраста они выполняют информативную роль.
Принцип наглядности – большое значение имеет специальная организация предметно – развивающей среды: подбор костюмов, атрибутов для театрализации, образных игрушек – персонажей, кукол, предметов русского быта, деталей народной одежды,с помощью которых создается развернутая картина действий и результата. Пояснения лаконичные, точные, сжатые (иначе за потоком слов потеряется смысл текста) подкрепляются показом наглядного дидактического материала. Показ – основной метод принципа наглядности – может быть фрагментарный (основные эпизоды произведения) или полный (последовательные эпизоды произведения), с использованием различных наглядных средств. Использовать можно пособия плоскостные и объемные (приложение5).
Используемые приемы при осуществлении принципа наглядности:
1)прием инсценирования произведения с помощью перечисленных в приложении и специально отобранных средств. С его помощью можно добиться предельного понимания содержания. Детив младшем дошкольном возрасте должны видеть последовательную цепь событий, описываемых в тексте.
2)прием действенного соучастия рассчитан на активное вхождение детей в развертывающееся перед их глазами действие. Детям прелагают, например, позвать петушка, напоить цыплят, покачать люлечку. Прием действенного соучастия помогает ребенку стать как бы соучастником событий, о которых идет речь. Для детей старшего возраста предлагаются ролевые игры, например по прочитанной сказке. В творческой ролевой игре, коммуникативной по своей природе, происходит дифференциация функций и форм речи. В ней совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в связной монологической речи. Ролевая игра способствует становлению и развитию регулирующей и планирующей функций речи. Новые потребности общения и ведущей игровой деятельности с неизбежностью ведут к интенсивному овладению языком, его словарным составом и грамматическим строем, в результате чего речь становится более связной.
3)прием - динамический акцент на фрагментах текста, сочетающихся с действенным показом игрушки, ее перемещением, приведением в движение частей игрушки.Этот прием помогает донести смысл прочитанной строчке. Для самых маленьких например, говоря о петушке – «Масляна головушка», желательно привести в движение именно эту часть игрушки.Потешка, присказка, песенки и другие малые фольклорные формы весьма динамичны: каждая строка несет определенное смысловое содержание, лаконичная фраза рисует целую картину. И если кто-либо из детей не понял первой фразы, то вторая, несущая дополнительную смысловую информацию, ничего не разъяснит. Так теряется нить понимания произведения в целом. В этом и заключается сложность фольклорных занятий с самыми маленькими. Заметим, что методика занятий в группах раннего возраста должна обязательно предусматривать обратную связь с детьми.Перед детьми постарше ставится задача не только запомнить текст, но и эмоционально проиграть и обыграть его. Дети учатся двигаться, говорить как лисичка, заяц, медведь и т.д., в зависимости от того, о чем идет речь. В старших группах много времени должно уделяться рассказыванию былин, сказок. Дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание, выразить отношение к их персонажам.
Принцип поэтапности в передаче смыслового содержания позволяет осуществить обратную связь на деле практически: занятие должно состоять из нескольких взаимосвязанных частей, рассчитанных на постепенное освоение смыслового содержания произведения. Смена частей занятия обусловлена постепенностью освоения, обработки понимания и какого-либо навыка. Воспитатель должен задержаться на каждой части занятия столько, сколько это необходимо для активного освоения смыслового содержания текста. И если дети не отреагировали на какую-то часть текста, воспитатель прокручивает ее еще раз, прибегая к описанным выше методическим приемам.
Принцип цикличности – неоднократное повторение какой-либо части занятия то есть поэтапное обучение и необходимость прокручивания какой-либо части занятия в зависимости от возникшей необходимости. Эта необходимость иногда связана не только с возможностями освоения смыслового содержания, но и со спецификой эмоционального реагирования детей. Это особенно необходимо для детей младшего дошкольного возраста.
В момент появления увлекательной игрушки, показа красочной картинки эмоциональность детей столь высока, что они не слышат взрослого. Возникает доминантное торможение. Дети всецело захвачены внешней стороной ситуации. Им нужно дать возможность эмоционально пережить и адаптироваться к присутствию, скажем сороки-воровки, яркого петушка, красивой куклы. В этой ситуации воспитателю необходимо отыграть назад: спрятать куклу (кукла ушла), увести петушка (петушок спрятался).
Принцип вариативности – повторение занятий в несколько измененном варианте. Данный принцип поможет воспитателю закрепить и расширить знания детей.
Принцип художественного фольклорного исполнения произведения, позволит педагогу создать у детей целостное восприятие. Литературное произведение для ребенка начиная с трех лет, становится средством познания и художественного отражения действительности, выраженной в слове и через слово. Необходимо развивать в детях способность логически рассуждать, приходить к простейшим умозаключениям, приобретать собственное видение и мнение, овладевать умением выразить словом свои чувства, потребности, то есть физическое и душевное состояние. Это очень важно осознать педагогу, работающему с дошкольниками.
Педагог должен использовать словесные (вербальные) методы. Это может быть прием «зеркальности» в прочтении текста (то есть прочтение строки, а затем ее инсценированный показ), или прием «отставленного действия» (то есть читается или рассказывается все произведение от начала до конца, а затем дается его иллюстрирование), и чисто вербальный прием (то есть чтение или рассказывание без показа).
Перед педагогом стоит задача научить детей слышать и слушать художественный текст без «опоры» на наглядность. Тогда постепенно «открывается» перед детьми притягательная сила народного слова – «чутье языка», элементы эстетического вкуса, закладывается любовь к народному, национальному искусству, а вместе с тем и первые привязанности к родному дому, к родному краю.
Эти высокие цели достижимы, если педагог работает с народными произведениями методически грамотно, если сознательно выбирает приемы, адекватные возрастным возможностям малышей.
Каждое занятие с детьми должно быть структурно выдержано, иметь логику преподнесения материала и включать этапы освоения. Таким образом, знакомство детей с произведениями фольклора должно проходить в форме теплой беседы, веселой увлекательной игры и т.д.
Произведение должно рассказываться неторопливо, отчетливо, чтобы ребенку был ясен смысл каждого слова. Необходимо строго соблюдать логические, психологические и ритмические паузы, четко выделяя главное слово в предложении, чтобы ребенок обратил на него внимание и, чтобы оно отложилось в его памяти. Только тогда ребенок сможет воспроизвести произведение самостоятельно, используя образные выражения и ласкательные слова. Развитие речи детей особенно раннего дошкольного возраста должно сопровождаться стимуляцией мелкой моторики, поскольку эти два процесса взаимосвязаны. Для этого педагогам часто предлагается использовать так называемые пальчиковые игры. Тут на помощь приходят игры-потешки. Такие игры достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений. Поэтому они подходят как для самых маленьких, так и для детей старшего дошкольного возраста. С помощью пальчиковой игры ребенок помимо гимнастики может в игровой форме познакомиться, например,вспомнить домашних и диких животных и т.д. (приложение6).
Гимнастика с этими играми:
развивает подражательную способность. Именно эта способность – базис успешного последующего обучения всем навыкам;
учит напрягать и расслаблять мышцы;
развивает умение сохранять на некоторое время положение пальцев;
учит переключаться с одного движения на другое.
Динамические движения пальчиковразвивают точную координацию движений;учат сгибать и разгибать пальцы рук;учат противопоставлять большой палец остальным. Вместе с этим формируется восприятие и память ребенка.
Задачи развития речи ставится во всех возрастных группах (приложение5,табл.3), однако их содержание имеет свою специфику, которая определяется возрастными особенностями детей. Так, в младших группах главной задачей является накопление словаря и формирование произносительной стороны речи. Начиная со средней группы ведущими становятся задачи развития связной речи и воспитания всех сторон звуковой культуры речи. В старших группах главным является обучение детей построению связных высказываний разных типов, работа над смысловой стороной речи. В старшей и подготовительной к школе группах вводится новый раздел работы – подготовка к обучению грамоте и обучение грамоте.
Устанавливается преемственность в содержании речевого воспитания в возрастных группах. Она проявляется в постепенном усложнении задач развития речи и обучения родному языку. Так, в работе над словом задачи усложняются от усвоения названий предметов, признаков, действий, овладения обобщением, которое выражено в разных словах, до различения значений многозначных слов, синонимов и сознательного выбора слова, наиболее подходящего для того или иного случая. В развитии связной речи – от пересказа коротких рассказов и сказок до составления связных высказываний разных типов сначала на наглядной основе, а затем и без опоры на наглядность. Программа базируется на учете «сквозных» тенденций развития словаря, грамматического строя, фонетической стороны речи, связной речи.
Преемственность проявляется также в повторении отдельных требований в смежных группах с целью выработки прочных и устойчивых навыков и умений (употребление форм речевого этикета, последовательное и логичное построение связных высказываний и др.). Наряду с преемственностью в программе прослеживается и перспективность развития речи детей. Это означает, что на каждом этапе обучения закладываются основы того, что будет развито на последующем этапе.
2.2 Рекомендации для воспитателей по формированию словесного творчества в старшей группе детского сада.
Установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей.
Большие затруднения у детей вызывает подбор точных эпитетов, метафор для передачи эмоционального состояния, своего поведения и других людей, построение предложений разных видов. Часто предложения короткие и однотипные. У многих вызывает затруднение правильное построение предложений, так как в этом возрасте данные умения начинают формироваться. Дети допускают ошибки в образовании разных грамматических форм («бежу» к маме, искать – «искаю»), некоторые дети употребляют слова и выражения, неточно понимая их смысл. Это говорит о том, что у них сравнительно небольшой активный словарь при наличии значительного пассивного словаря.
Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте так же является и выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов, «проглатывание» окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию.
Перед педагогами-воспитателями ставятся определенные задачи для речевого развития детей старшей группы. Для этого необходимо:
развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей.
обогащать представления детей о правилах речевого этикета и способствовать осознанному желанию и умению детей следовать им в процессе общения.
развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия.
обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.
развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников.
воспитывать интерес к письменным формам речи.
поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе.
развивать первоначальные представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многообразии жанров и их некоторых признаках (композиция, средства языковой выразительности).
способствовать развитию понимания литературного текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста.
Для решения поставленных задач, предлагается:
расширять опыт слушания литературных произведений за счет разных жанров фольклора (прибаутки, загадки, заклички, небылицы, сказки о животных и волшебные).
углублять у детей интерес к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности.
развивать умения воспринимать текст: понимать основное содержание, устанавливать временные и простые причинные связи, называть главные характеристики героев, не сложные мотивы их поступков, оценивать их с позиций этических норм, сочувствовать и сопереживать героям произведений, осознавать значение некоторых средств языковой выразительности для передачи образов героев, общего настроения произведения или его фрагмента.
способствовать освоению художественно – речевой деятельности на основе литературных текстов: пересказывать сказки (в том числе по частям, по ролям), выразительно рассказывать наизусть потешки и прибаутки, придумывать поэтические рифмы, короткие описательные загадки, участвовать в литературных играх со звукоподражаниями, рифмами и словами на основе художественного текста.
поддерживать желание детей отражать свои впечатления о прослушанных произведениях, литературных героях и событиях в разных видах художественной деятельности: в рисунках, изготовлении фигурок и элементов декораций для театрализованных игр, в игре – драматизации.
Работу предлагается строить на следующих основных принципах:
на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;
интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);
активного включения детей;
использования развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды максимально.
Игры и упражнения, способствующие развитию словесного творчества у детей дошкольного возраста, могут быть следующие:
Рифмованные загадки.Для активизации словаря старших дошкольников предлагается использовать разные приемы работы с загадками: отгадывание готовых загадок и объяснение отгадки; придумывание загадок о предметах, различающихся и близких по внешнему виду. Интересны загадки-присказки. Отгадкой для них является последнее слово четверостишия, умышленно недосказанное(приложение 7). Это не только развивает словарь, но и вырабатывает у детей чувство рифмы.
Придумать свое продолжение в рифму. В этом задании также звуковой ритм уже задан, с детства знакомый многим ребятам. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.Играющие делятся на две команды. Нужно назвать как можно больше слов, близких по звучанию. Нельзя повторять сказанное слово. Выигрывает команда, назвавшая больше рифмованных слов.
«Вспомним разные слова».Дети становятся в круг. Каждый ребенок должен вспомнить какое-нибудь слово (например, героев знакомых сказок) и сказать его рядом стоящему, как бы передать его, следующий говорит тоже одно слово, повернувшись к третьему ребенку. Так, по очереди все дети должны произнести по одному слову. Нельзя повторять уже названные слова. Упражнение можно повторить дважды. Взрослый следит за тем, чтобы все дети говорили разные слова, произносили их чисто, отчетливо и громко. Некоторым детям воспитатель предлагает повторить слово и произнести его так, чтобы все хорошо услышали, как оно звучит. Тот, кто не сумел быстро назвать слово или повторил уже названное, выходит из круга.
«Сколько слов запомнит каждый?».Воспитатель загадывает загадку. Ребенок, который первый отгадал, передает это слово следующему игроку, который к переданному добавляет свое близкое по смыслу слово и передает дальше. Затем детям предлагается по очереди назвать все слова, которые они запомнили.
Тренировочные упражнениядля развития голосового аппарата (громко-тихо) и темпа речи (быстро-медленно) (приложение9). Для этого упражнения используемчистоговорки и скороговорки. С их помощью закрепляем правильное произношение звуков, и отрабатываем дикцию у детей.
Учимся произносить фразу с различными интонациями (просительной, вопросительной, командирской, сатирической...).Тем самым формируем выразительность речи и мимики. Каждый ребенок по очереди изображает или больного, или сердитого, или удивленного, или веселого...
Можно предложить детям объяснить подробнее поведение ведущего: отчего он грустный или чему он удивляется и т.д. Задание на интонационное выражение дети выполняют, уже опираясь на личный опыт. Ведь в жизни у ребенка очень часто возникает необходимость выразить просьбу, удивление, радость или отрицательное отношение. Специальные упражнения помогают ему осознавать эти интонации.
Игры для закрепления поговорок, пословиц, скороговорок. Формы работы могут быть самые различные(приложение 10): игры-соревнования «Кто больше скажет пословиц, поговорок, скороговорок»; дидактическая игра: «Один начинает, другой продолжает». «Продолжи пословицу»: воспитатель говорит начало, а дети продолжают, затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает; можно предложить детям подбирать пословицы и поговорки по теме; можно раздать детям картинки с изображениями, а они должны назвать подходящую пословицу; изобрази пословицу пантомимой; нарисуй пословицу, загадку.
Задание на развитие умения вести диалог. Чтобы сделать эти упражнения более доступными, можно начинать с «кукольных» разговоров и сценок, поскольку использование кукол снимает психическое напряжение, переносит внимание с собственного «я» на куклу.Большую помощь оказывает здесь творческое воображение. Ребенок должен «видеть», о чем рассказывает. Без этого «видения» живой передачи не получится.
Задания с использованием небылиц и перевертышей(приложение7). Читаем детям путаницы и предлагаем найти несоответствия. Восприятие путаниц на слух позволит детям не только развить слуховое внимание, но и понять, что происходит когда слова меняются местами.
Задание «Что было потом?». Дети очень любят продолжение сказки. Можно в конце сказки, «оттолкнувшись» от самого интересного места или вопроса, предложить детям подумать: «А что потом?» Например: « как стали жить Емеля и Марья – царевна после свадьбы...».
В итоге приходим к выводу, что навыки, полученные во время занятий по развитию словесного творчества, автоматически переносятся на все виды деятельности, в которых ребёнок оперирует словом.
Влияние фольклора на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Если различные формы фольклора отобраны с учетом возрастных возможностей детей и организована систематическая работа старшим дошкольникам, они доступны их пониманию и осознанию. Таким образом, использование различных форм фольклора в речевом развитии детей вполне оправдывает себя.
Заключение
В ходе написания данной работы была изучена научно-методическая литература по теме и дан анализ особенностей влияния малых форм фольклора на развитие речи у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, а так же рассмотрена методика использования малых форм фольклора в речевом развитии детей разных возрастов.
На основании вышеизложенного, нами были сделаны выводы:
1)Одна из задач дошкольного и старшего дошкольного воспитания – это развитие мышления и речи. Этой цели служит, обучение детей различным видам рассказывания, и прежде всего, творческому, способствующему формированию различных сторон личности ребенка.
Детский фольклор богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, календарный детский фольклор, игровые приемы, жеребьевые скороговорки, считалки, дразнилки, скороговорки, дразнилки, загадки, былины, народные сказки. Дети, овладевают традиционным ритмо-мелодическим и интонационным богатством родной речи.
Речь во всем ее многообразии является необходимым компонентом общения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Качество речи – показатель уровня интеллектуального и эмоционального развития ребенка.
Малые формы фольклора, используемые на занятиях по развитию речи, являются идеальной платформой для системной работы по усвоению основ красноречия.
2) Навыки, полученные во время занятий по развитию словесного творчества, автоматически переносятся на все виды деятельности, в которых ребёнок оперирует словом.
Влияние фольклора на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Если различные формы фольклора отобраны с учетом возрастных возможностей детей и организована систематическая работа старшим дошкольникам, они доступны их пониманию и осознанию. Таким образом, использование различных форм фольклора в речевом развитии детей вполне оправдывает себя.
Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладеть родным языком, а значит, способствует развитию умственных способностей.
Список литературы
1. Аникин, В. П. Русский фольклор/ В.П. Аникин. – М.: Высшая школа, 1987.- 283с.
2. Александрова, О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / О.В. Александрова. - Москва: Эксмо, 2013. - 48 c.
3. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников/М.М. Алексеева. – изд. Центр Академия, 1997 г.
4. Бизикова О.А. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах: Учебное посо-бие. — 3-е изд., перераб. и доп. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. — 93 с.
5. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду/А.К. Бондаренко. – Москва: Просвещение, 1977 г.
6. Василенко, В. А. Детский фольклор/ В.А. Василенко – Москва: Высшая школа, 1978.- 198с.
7. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество в детском саду / Н.А. Ветлугина. – М. :Просвещение, 1974. – 175 с
8. Виноградов, Г. С. Народная педагогик/Г.С. Виноградов.– Иркутск, 1996. – 231с.
9. Гомзяк, О.С. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий / О.С. Гомзяк. - Москва: ТЦ Сфера, 2007. - 96 c.
10. Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа. (от 3 до 4 лет) / Г.Я. Затулина. - Москва: ЦПО, 2013. - 144 c.
11. Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников. Первая младшая группа / Г.Я. Затулина. - Москва: ЦПО, 2013. - 160 c.
13. Карпова, С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 6-7 лет. 33 лексические темы / С.И. Карпова. - СПб.: Речь, 2012. - 144 c.
14. Литвинова, О.Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий. Ч. 1 / О.Э. Литвинова. - СПб.: Детство-Пресс, 2016.-128 c.
15. Ляско, Е.Е. Развитие речи от первых звуков до сложных фраз / Е.Е. Ляско. - СПб.: Речь, 2010. - 190 c.
16. Литвин, Э. С. К вопросу о детском фольклоре/Э.С. Литвин. – М.: – 1958. – 203с.
17. Мельников, М. Н. Русский детский фольклор: уч. пос. для студ. пед. ин-тов/М.Н. Мельников.– М.: Просвещение, 1987. – 240 с.
18. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. Книга для логопеда / С.А. Миронова. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 192 c.
19. Мечик И. А. Литературное развитие младших школьников в условиях современного поликультурного пространства/ И. А. Мечик // Научное и образовательное пространство, перспективы развития: ред.кол.: О. Н. Широков. Межд. науч.- практ. конф. – Ч.: «Интерактив плюс», 2015. – С. 117–119.
20. Носенко, И.П. Развитие речи детей в ДОУ (в схемах и таблицах): Учебное пособие / И.П. Носенко. - М.: ЦПО, 2009. - 96 c
21. Неганова Н. Русский фольклор в жизни малышей// Дошкольное воспитание, 1995 г. №9.
23. Рудик, О.С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации / О.С. Рудик. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 176 c.
24. Рудик, О.С. Развитие речи детей 4-5 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации / О.С. Рудик. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 192 c.
25. Сиварева, Т.Л. Давай почитаем: Развитие речи, чтение, обсуждение, пересказ, творческая работа / Т.Л. Сиварева; Художник И. Павлова. - Мн.: Совр. школа, 2010. - 80 c.
26. Смирнова, Л.Н. Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет / Л.Н. Смирнова, С.Н. Овчинников. - М.: АСТ, Астрель, 2012. - 175 c.
27. Сущевская, С.А. Тексты с дырками и хвостами. Развитие речи 5-8 лет / С.А. Сущевская. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 64 c.
28. Соколов, Ю. М. Русский детский фольклор : М – Л, 1991. – 297с.
29. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста мет. Пос.//Просвещение Год: 1979 с.
30. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 192 c.
31. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 272 c.
32. Ушакова, О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, метод.реком., мониторинг / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 288 c.
33. Ушакова О. С., Методика развития речи детей дошк. возр. уч-мет.пос.длявоспит.дошк. обр.учр.изд: Владос 2013. 287с.
34. Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 176 c.
35. Шадрина, Л.Г. Развитие речи-рассуждения детей 5-7 лет / Л.Г. Шадрина, Л.В. Семенова. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128 c.
36. Янушко, Е.А. Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1-3 лет / Е.А. Янушко. - М.: Эксмо, 2016. - 424 c.
Приложение1 Таблица1 Виды занятий по развитию словаря
Занятия, способствующие обогащению словаря
Занятия, содействующие закреплению
и активизации словаря
Наблюдение
Рассматривание игрушек, предметов
Осмотр помещений
Рассматривание картин
Экскурсии
Дидактические игры
Рассматривание предметов
Отгадывание и загадывание загадок
Рассматривание картины
Таблица 2
Методические принципы развития речи
Взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей
Коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи
Развития языкового чутья
Формирования элементарного осознания явлений языка
Взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования
Обогащения мотивации речевой деятельности
Обеспечения активной речевой практики
Приложение2
Таблица 3
Задачи развития речи детей дошкольного возраста
Приложение3
Рисунок 1 – Классификация методов развития речи детей (Л.П.Федоренко)
Приложение 4
Таблица 4
Виды речевых упражнений
Таблица 5
Методические приемы развития речи
Приложение 5
Пособия необходимые для проведения занятий по развитию речи с использованием малых форм фольклора
Плоскостные пособия:
иллюстрации, плакатики, картинки, картины;
картонные ширмы с плоскостным изображением;
картонные ширмы с элементами панорамы (раскрывающиеся плоскостные конструкции);
тисненые картонные картинки или ширмы (выпуклое изображение);
плоскостные фигурки людей и животных (со статическими или подвижными частями);
«живые» картины или панорамы с набором плоскостных изображений (предметов, людей, животных);
серия иллюстраций или картинок;
плоскостной настольный театр.
Объемные пособия:
игрушки, специально подобранные, игрушки стилизованные (например, лисичка в сарафане, свинка в фартучке);
игрушки-самоделки из бумаги, ткани, соломки;
игрушки фабричные и самоделки, имитирующие предметы народного быта (ведра, ковш, коромысло, лапти, ухват, деревянные ложки, решето, печка);
игрушки и предметы народных промыслов (дымковские, городецкие, хохломские и др.);
разные виды театра (кукольный, «пальчиковый» - «би-ба-бо» и др.);
предметы народного костюма и украшения к ним;
некоторые народные музыкальные инструменты и игрушки, их имитирующие (рожок, ложки, колокольчики, бубен, дудочка, гармонь, балалайка).
Приложение 6
Пальчиковая гимнастика с использованием фольклора
Дикие животные
Это зайчонок, это бельчонок,
Это лисенок, это волчонок,
(Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.)
А это спешит, ковыляет спросонок
Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.
(Вращают большим пальцем.)
Домашние животные
Довольна корова своими телятами,
Овечка довольна своими ягнятами,
Кошка довольна своими котятами,
Кем же довольна свинья? Поросятами!
Довольна коза своими козлятами,
А я довольна своими ребятами!
(Показывают поочередно пальцы, сначала на одной,
затем на другой руке, начиная с больших)
Ой, сюда комар летит!
Прячьтесь! (прячем руки за спину)
Дни недели
В понедельник я стирала,
(кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала.
(кисти расслабленных рук вниз и делаем
имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, (печём «пирожки»)
Весь четверг искала мяч,
(правую руку подносим ко лбу и делаем «козырёк»)
Чашки в пятницу помыла,
(пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре,
а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)
А в субботу торт купила.
(ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения.
(машем ладошками к себе)
Продолжение приложения 6
Горох
Пять маленьких горошин Заперты в стручке. (переплетя пальцы, сжимаем руки вместе) Вот выросла одна, И тесно ей уже. (выпрямляем большие пальцы) Но вот растёт вторая, И третья, а потом Четвёртая, пятая... (выпрямляем пальцы поочерёдно) Сказал стручок: «Бом!». (хлопаем)
Пчёлки
(Одна рука изображает ёлку: опираясь на локоть, пальцы растопырены. Вторая рука –улей: пальцы сомкнуты в кольцо. Улей прижат к ёлке.)
Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки? (Заглядываем в улей.)
Надо в дом постучать, (Постучать кулачками друг о друга.)
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
Где же, где же эти пчёлки? (Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.)
Стали пчелки вылетать:
Раз, два, три, четыре, пять! (Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчёлки летают.)
Котята
У кошечки нашей есть десять котят,
(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу.)
Сейчас все котята по парам стоят:
(Покачиваем руками из стороны в сторону, не разъединяя их.)
Два толстых, два ловких,(Постукиваем большими, а потом указательными пальцами друг о друга)
Два длинных, два хитрых, (Постукиваем средними, а потом безымянными пальцами друг о друга)
Два маленьких самых
И самых красивых. (Постукиваем мизинцами друг о друга)
Приложение 7
Загадки
На луну он ночью воет,
Глуп, кто дверь ему откроет.
Съест бельчат и зайцев полк
Очень злой зубастый … (волк).
В воду сахар, из продуктов
Сыплем только сухофрукты,
Варим где-то час, и вот
Получается… (компот).
Мы в нее зимой и летом
С головы до ног одеты,
Даже на ночь снять не можем,
Потому что это… (кожа).
Он быстрее человека
Перемножит два числа,
В нем сто раз библиотека
Поместиться бы смогла,
Только там открыть возможно
Сто окошек за минуту.
Угадать совсем несложно,
Что загадка про… (компьютер).
Говорит коза, что козы Очень любят нюхать розы. Только почему-то с хрустом Нюхает она… (капусту).
Перевертыши и небылицы
Теплая весна сейчас, Виноград созрел у нас. Конь рогатый на лугу Летом прыгает в снегу. Поздней осенью медведь Любит в речке посидеть. А зимой среди ветвей «Га-га-га!» – пел соловей. Быстро дайте мне ответ – Это правда или нет?
Лает кошка из лукошка, На сосне растёт картошка, Море по небу летит, Волки съели аппетит. Звонко квакают утята, Тонко квакают котята. Проползла змеёю луковица Получилась перепутаница.
Ехала деревня Мимо мужика. Вдруг из-под собаки Лают ворота. Он схватил дубинку Разрубил топор. А по нашей кошке Пробежал забор.
Дело было в январе Первого апреля. Жарко было во дворе Мы окоченели. По железному мосту Сделанном из досок, Шел высокий человек Низенького роста. Был кудрявый без волос, Тоненький как бочка. Не было детей у него Только сын да дочка
- Зайчик белый, куда бегал? - Во лес дубовый. - Чего делал? - Лыки драл. - Куда клал? - Под колоду. - Кто украл? - Я не знаю, я не знаю.
Приложение 9
Скороговорки и чистоговорки
У Сони и Сани в сетях сом с усами.
Мы гуляли в лесу и видели лису.
Коси, коса, пока роса; роса долой, и мы домой.
Расти, коса, до пояса, не выпади ни волоса.
Са-са-са, на столе сидит оса.
Сы-сы-сы, у осы усы, усы.
Со-со-со, надо справиться с осой.
Су-су-су, прогоните все осу!
Сидел воробей на сосне, заснул и свалился во сне.
Если б он не свалился во сне, до сих пор бы сидел на сосне.
Солнце село за селом опять, спят синицы, сойки спят,
Спит в реке усатый сом, спят и лес, и сад, и дом.
Стадо спит, пастух и пёс...
Сон их всех к себе унёс.
Все идут с базара, а Назар - на базар.
Зимним утром от мороза на заре звенят берёзы.
За-за-за, капусту ест коза.
Зо-зо-зо, дай откусить разок.
Зы-зы-зы, злые глаза у козы.
Зу-зу-зу, прогоните вы козу.
Идёт козёл с косой козой, идёт козёл с босой козой.
Идёт коза с косым козлом, идёт коза с босым козлом
Заяц косой, не ходи босой, а ходи обутый, лапочки закутай,
Если будешь ты обут, лисы зайца не найдут.
.
В цветнике две овцы целый день пасутся.
У крыльца без конца киска ест из блюдца.
Из цветов, наконец, прогоните всех овец!
Цып-цыпленок молодец,
Не боится он овец
И совсем ни капли
Не боится цапли.
Он идет по улице,
Улицей любуется.
Солнце светит там и тут,
В цветниках цветы цветут.
Цып-цыпленок молодец,
Хоть и маленький птенец.
Тише, мыши, кот на крыше, а котята ещё выше.
Тише мыши, тише мыши,
Кот сидит и еле дышит.
У крошки Матрёшки пропали серёжки.
Серёжка серёжки нашёл на дорожке.
Ели вкусную мы кашу.
Каша пшенная с дымком,
С хлебом, с маслом, с молоком,
Дали нам большие ложки,
Съели все до самой крошки!
Дождик, дождик, не дожди.
Не дожди ты, подожди.
Выйди, выйди, солнышко,
Золотое донышко.
Зайчишка-трусишка в огород забежал,
Капусту нашёл, сидит и грызёт; вдруг слышит:
Хозяин идёт, и в лес от него побежал.
Тащу, не дотащу, боюсь, что отпущу.
Ща-ща-ща, мы несём домой леща.
Ащ-ащ-ащ, мы наденем плащ.
Борщ и каша – пища наша.
Шубка овечки теплее любой печки.
Чи-чи-чи, на печи кирпичи горячи.
Чо-чо-чо-чо, осторожно, горячо!
Чу-чу-чу-чу, я на поезде качу.
Ча-ча-ча-ча, захотела калача.
Ач-ач-ач, прилетел грач.
Уч-уч-уч, на небе много туч.
Оч-оч-оч, наступила ночь.
Ич-ич-ич, прилетел и сыч.
Птичка, птичка, вот тебе водичка,
Продолжение приложения 9
Вот тебе и крошки на моей ладошке.
Чики-чики-чикалочки, едет гусь на палочке,
уточка - на дудочке,
Курочка - на чурочке,
зайчик - на тачке,
мальчик - на собачке.
На верхушке каланчи день и ночь кричат грачи.
Четыре Анюточки, не устав ни чуточки, пляшут третьи суточки, И