Просмотр содержимого документа
«Фонематический слух. И как его нужно развивать?»
Что такое слух?
Это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает неречевой и речевой и музыкальный.
Неречевой слух – это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов.
Музыкальный слух - способность человека различать и оценивать звуки по тембру, высоте;
Речевой слух – это слух на звуки речи, то есть различение звуков речи их количество и последовательность.Это есть фонематический слух.
Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Но если у ребенка нарушен или недостаточно сформирован фонематический слух, то ребенок при чтении и письме может допускать следующие ошибки:
Замены одних звуков речи другими: твёрдых на мягкие, звонких на глухие, свистящих - шипящими и.т.д. (вместо дом- "том", лук - "люк", шуба - "суба, рыба - "лыба"...)
Пропуск звуков, слогов при написании слов:(кровать- "ковать", скороговорка- "скоговока"
Перестановка звуков, слогов при написании слов:(шоколад- "кошолад", градусник-"градунсик")..
Добавление лишних звуков и слогов в слова:(трава-"тарава", девочка-"девочека")
Чтобы этого не случилось, поиграем в игры занимательно –развлекательного характера, которые помогут развить фонематический слух у вашего ребенка.
Развиваем фонематический слух на неречевом материале.
1. "Отгадай источник звука".
(издаём разные звуки, а дети отгадывают их источник, можно использовать звукозапись)
шуршим (рвём, режем, мнём) бумагу;
переливаем воду;
стучим молоточком;
рисуем карандашиком, фломастером...
2. "Слушаем тишину".
(Прислушиваемся в течении минуты к окружающим звукам. Нужно услышать и запомнить их как можно больше.)
скрип двери;
сигнал автомобиля;
стук каблуков;
покашливание (чихание) человека;
тикание часов;
3. "Что звучит?".
(Знакомим детей с разным звучание музыкальных инструментов и определяем какой играет на слух.)
Барабан, гитара, флейта, арфа, скрипка.
4. "Чей голосок?".
(В семейном кругу или в компании можно узнавать друг друга по тембру голоса нас слух.)
5. "Сказочный голос".
(Интересно загадывать сказочных героев изменяя тембр собственного голоса.)
Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! (Дед Мороз)
Какая славная песенка, но я с тара стала. Сядь ко мне на носок, да пропой ещё разок!
6. "Громко-тихо-шёпотом".
(Учимся с детьми говорить с разной силой голоса.)
7. "Хлопни как я".
(Знакомим детей с разными ритмами, учимся повторять и ритмические рисунки.)
Игры на развитие фонематического слуха на речевом материале.
1. "Кто (что) так звук издает?" (связать услышанный звук с "картинкой-символом")
"ЖЖЖЖ" - пылесос, жук, машина;
"СССССС" - водичка,насос, ветер;
"ЛЛЛЛЛЛ" - самолёт,пароход;
2. "Поймай звук".
(Нужно ребёнку хлопнуть в ладоши, если он слышит данный звук в звуковом, слоговом яду, из цепочки слов.)
Звук "З"
з-р-д-к-в-м-щ-ц; сы-зу-до-аш-жу-щу;
заяц-носорог-зонтик-коза-муха..
3. "Подбери слово на заданный звук.
на с; сапог, сани, сын, сапоги, самовар
Сложные варианты игры:
"Интервью" - Отвечаем на вопросы на один звук;
Звук с
Как тебя зовут?
Что ты ешь?
Чем ты играешь?
Какое животное тебе больше всего нравится?
Что ты носишь из одежды?...
"Группировка слов"- Называем с заданным звуком только овощи, посуду, птиц, профессии, ягоды…..
4. "Слоговой аукцион"
(Подбираем слова на заданный слог, кто больше.)
му: муравей, муха, мумия, музыка..
5. "Разведчики"
(Ребёнку нужно отыскать предметы, в названии которых есть нужный звук на кухне, в гараже, в ванной, в коридоре...)
6. "Прятки"
(Объясняем ребёнку, что звуки живут в словах в разных позициях: в начале, в середине , в конце, просим определить место звука в слове.)
Звук "Р" (Ракета-корова-помидор)
7. "Мы-роботы"
(Рассказываем ребёнку, что слова состоят из частей (слогов), можно их проговаривать слогами как роботы. Это замечательное упражнение для подготовки к обучению чтению.)
При-вет ре-бя-та! Как у вас де-ла? Я хо-чу по-иг-рать с ва-ми!..
Другой вариант игры "телеграфисты" (отстукивать или прохлопывать слова по слогам).
Замечательно развивает фонематический слух разучивание и, отгадывание последней строчки стихотворения: