Формирование духовно – нравственных качеств дошкольников в условиях непосредственной образовательной деятельности
Формирование духовно – нравственных качеств дошкольников в условиях непосредственной образовательной деятельности
Разработка мероприятия по ознакомлению дошкольников с этнокультурными традициями города. Теоретические описание по формированию духовно-нравственных качеств дошкольников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование духовно – нравственных качеств дошкольников в условиях непосредственной образовательной деятельности»
2
Формирование духовно – нравственных качеств дошкольников в условиях непосредственной образовательной деятельности
Выполнила:
Погорелова Олеся Владимировна, воспитатель, МБ ДОУ «Детский сад №204»
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Глава. Психологические основания духовно-нравственного воспитания детей (практическое задание №1)…………………………………………………5 2. Глава. Ознакомление дошкольников с этнокультурными традициями страны, края, города, села (практическое задание №2)……………………….8 3. Глава. Использование технологий музейной педагогики в формировании духовно-нравственных качеств дошкольников (практическое задание №3)…………………………………………………………………………………...16 4. Глава. Использование метода проектирования при работе с детьми в ДОО (практическое задание №4)………………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………...24
Список литературы…………………………………………………………….25
Введение
Актуальность духовно-нравственного воспитания и развития детей обусловлена объективным и непрерывным процессом нравственного развития человека и объективной заинтересованностью человеческого сообщества в управлении этим процессом, стремлением передать новому поколению культуру духовно-нравственной жизни, систему нравственных ценностей, как одного из условий сохранения и развития человека, общества, страны.
В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность.
Ведущим видом деятельности становится сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе.
Главным ресурсным условием здесь является взрослый человек — компетентный педагог, вводящий ребенка в мир культуры и содействующий его личностному развитию.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников основывается на привитии ребенку моральных, эстетических и духовных ценностей, которые формируют положительную, нравственную и развитую личность.
Главной целью духовно-нравственного воспитания является формирование нравственной личности, содействие духовному опыту и приобщение к ценностям православной культуры.
Выделяют основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:
формирование начал патриотизма и гражданственности; формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;
формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
уважение к своей нации;
понимание своих национальных особенностей;
формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа; уважение к представителям других национальностей; формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений; воспитание уважительного отношения к труду.
В детском саду работа по духовно-нравственному воспитанию ведётся на основании нормативных документов, таких как: ФЗ «Об образовании в РФ» Приказ Миобрнауки №273-ФЗ ст.2 29 декабря 2012 г. и Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки № 1155 от 17.10.2013г.), в которых говорится об особенностях изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации.
1. Глава. Психологические основания духовно-нравственного воспитания детей Таблица 1
№
Параметр анализа
Ответ
1
Возрастная группа, на которую может быть ориентирован данный мультфильм
Старшая – подготовительная группа
2
На сколько частей можно разделить мультфильм (краток опишите каждую часть)
Частей 1.Мамины рассказы. Здесь Мышонок узнаёт от мамы об опасностях окружающего мира (кошка, сова, ворона и др.). 2.Мышонок и Сосулька. Где Мышонок в первый раз вышел из норки и впервые увидел что-то новое – Сосульку. 3.Знакомство с другом. Тут Мышонок случайно встретил своего друга – Росток, перепутав его с ветром. Общался с ним каждый день и удивлялся, как быстро он растёт. Как Росток превратился в Подснежник. 4.Встреча с Червяком. Мышонок узнает, что Червяку самое главное, чтобы ел он и его не ели. 5.Подснежник ушел. Самая печальная часть, где Мышонок потерял своего лучшего друга, но мама его успокоила и пообещала им встречу на следующий год.
3
Перечислите те нравственные ценности, которые озвучиваются в мультфильме
Доброжелательность, честность, внимание, сочувствие, переживание, бескорыстность, дружелюбие и др.
4
Перечислите темы занятий, в рамках которых возможно использовать данный мультфильм
«Мир вокруг нас», «Мой лучший друг», «Чего боится мышонок», «Как растет подснежник», «Опасность вне дома» и др.
5
Предложите 2-3 вопроса по данному мультфильму, которые вы задали бы детям в ходе занятия
Пригодились ли Мышонку мамины рассказы? С кем познакомился Мышонок? Почему Мышонок расстроился?
6
Какой из игровых методов можно использовать после просмотра данного мультфильма?
1.«Проживание», проигрывание ситуаций из сказки. 2..Игры на знакомство с окружающим миром.
7
Что возможно диагностировать в результате использования данной игровой методики?
1.Возможно диагностировать умение эмоционально передавать чувства героя, его поведение в той или иной ситуации. 2.Возможно диагностировать уровень элементарных знаний детей о том, что находится вокруг нас, как это меняется.
Примечание. Задание выполняется на основании теоретического материала (опорного материала) и анализа мультфильма «Мышонок и подснежник».
2. Глава. Ознакомление дошкольников с этнокультурными традициями страны, края, города, села Сценарный план мероприятия, способствующего повышению этнокультурной компетентности воспитанников для детей 4-7 лет Программное содержание:
обеспечение освоения и приобщение детей к национальной культуре; способствовать освоению воспитанниками традиционных культурных норм поведения; создание этнокультурного образовательного пространства в учреждении. приобщение детей к русским народным традициям.
Действующие лица: Скоморохи, Матрёшка, дед Ерофей, баба Яга, волк. Ход мероприятия Дети выходят на улицу на свои участки, их зазывают скоморохи на площадку. 1 Скоморох: Эй! Веселей, собирайся народ! Нынче праздник к нам идет! Спешите, спешите, спешите! И друзей с собой захватите! 2 Скоморох: Тары-бары! Тары-бары! Выходите во дворы! Будем пляски начинать, будем зиму провожать! 1 Скоморох: Проводы зимы мы открываем, веселье начинаем! 2 Скоморох: Уж ты зимушка – зима, все дороги замела! Все дороги, все пути, не проехать, не пройти! Скоморохи хором: Мы по кругу все пойдем, дружно спляшем и споем! Дети встают в круг и под аккордеон танцуют «Хоровод по кругу». Выполняют движения по тексту. 1 Скоморох: Когда провожают зиму, обязательно сжигают Масленицу. Это чучело, которое мы делали всем детским садом. Встречайте – вот наша Масленица. 2 Скоморох несет в руках чучело и говорит: Идет Масленица дорогая, Наша гостюшка годовая. На саночках расписных, На кониках вороных. 1 Скоморох: Наша Масленица в детский сад к нам пришла и веселье принесла. 2 Скоморох: А теперь собирайтесь – на веселье отправляйтесь. Ждут вас аттракционы веселые, игры забавные. Идите на свои участки – вас там уже ждут. А потом на другие переходите и кто вас ждет, посмотрите. Скоморохи вместе: Счастливого пути! Желаем удачи! И ждем здесь! В это время персонажи уже на своих участках: Дед Ерофей, Волк, Матрешка, Баба Яга. Дети каждой группой организованно проходят по всем участкам и играют в народные игры со сказочными персонажами, затем собираются на той же площадке. Дед Ерофей (1 участок) -Проходи честной народ, не пыли дорожка. Дети сюда идут поиграть немножко. Ой! Как много вас! Да все веселые, румяные! А как вас зовут, не знаю. Ну, ка давайте поиграем и как вас зовут узнаем! Передаем снежок по кругу и говорим свое имя. Проводится игра «Игра со снежком» - А я – дед Ерофей! Износил сто пар лаптей! Только пару сапог, до сих пор сносить не смог. Сшила баба мне кафтан, из овчины латки. Променял я тот кафтан на три шоколадки. Ну, что запомнили как меня зовут? (дети отвечают) Молодцы! А какой сегодня праздник? (дети отвечают). Тогда давайте играть и зиму провожать. Дед Ерофей с младшими и средними детьми играет в игру «Ты катись веселый бубен быстро, быстро по рукам. У кого веселый бубен, тот сейчас станцует нам». У кого из детей остался бубен – то выходит в круг и танцует, а все хлопают. Со старшими и подготовительными игра «Метелица». Дети встают в пары боком друг к другу. Берутся калачиком и кружатся пока звучат слова: «Метелица, метелица, снег по полю стелется. Кто кружится, вертится, тот заметелится». Слова повторяются до тех пор пока пары кружатся. Та пара, которая кружилась дольше других – побеждает. - Вот я Дед Ерофей, я порадовал детей. Вы дальше шагайте и веселье продолжайте! Дети переходят на следующий участок. Матрешка (2 участок ) -Здравствуйте ребятишки! Девчонки и мальчишки! Ох, как я вас ждала – проглядела все глаза! Я – Матрешка всех круглей. Всех румяней и милей! И совсем не понарошку пригласила я гостей! Что за праздник на дворе? Почему весело детворе? (Дети отвечают) - Правильно, Масленица! Сегодня мы весну встречаем, а Зиму провожаем! А давайте хоровод заведем и весну позовем! Дети встают в круг и под песню «Вот уж зимушка проходит» выполняют движения в кругу. -Молодцы ребятки! - А теперь для вас игра. Снежок слепи и в флажок попади. Дети лепят снежки и стараются попасть во флажки, которые вставлены в снег. -Вот какие молодцы, повеселились от души! А теперь пора прощаться и дальше вам отправляться. Дети переходят на следующий участок. Волк (3 участок) - Здравствуйте ребята! Вам не страшновато? Я сегодня не злой, пришел встретиться с весной! -Я на праздниках бывал, и чего только там не видал. Столько плясок, столько шуток и веселых прибауток! А теперь мне угодите, золотые ворота отворите! Золотые ворота. Одна пара играющих берется за руки и поднимает их вверх, образуя ворота. Остальные участники игры, взявшись за руки, цепочкой проходят через ворота и напевают: Идет матушка Весна, Отворяй-ка ворота. Первый март пришел – Всех детей привел. А за ним и апрель – Отворил окно и дверь. А уж как пришел май – Сколько хошь теперь гуляй! После этих слов, ворота замыкаются. Кто в них попадает, тот остается, теперь образуют ворота несколько детей., их число с каждым разом увеличивается. - А, ну, силачи – тяните канат! Померятся силушкой каждый рад! Я – Волк тоже богатырь, прославился поднятием гирь! Ну, кА дети вставайте и канат потягайте!!! Дети между собой перетягивают канат. - Вот спасибо вам друзья, порадовали меня. Дальше шагайте и веселье продолжайте. Дети переходят на следующий участок. Баба Яга (4 участок) - Я Баба Яга – костяная нога! Где мед – река, где кисель – берега! -Там живу я – Баба Яга! Скучно там мне одной, поиграете со мной? А, ну-ка ребятня вставайте в круг поскорей. Так и быть покажу вам ложки, да сыграю веселей! Достает ложки и раздает детям. - Внимание, начали! Играет на ложках и поет:-Барыня, барыня, барыня, сударыня! (3 раза).Играет все быстрей и быстрей. Перед собой, над головой, справа, слева. Дети повторяют за ней. Дети отдают ложки. - Молодцы! Ой, что-то ложки мне говорят! (прислушивается) А ложки говорят, что дети через мою метлу попрыгать хотят. Баба Яга кружится на месте, метлу держит перед собой низко, а дети перепрыгивают через нее. Как «Рыбак и рыбки» - Вот молодцы, так молодцы! Девочки красавицы, мальчишки – удальцы! Праздник продолжать пора, идите дальше детвора. После всех участков дети собираются на площадке. 1 Скоморох: Ото всех дверей, ото всех ворот. Проходи честной народ! Хорошо повеселились? Поиграли, подружились? 2 Скоморох: Ай, да Зимушка-зима, зима славная была! Но пришла пора проститься и с весною подружиться! 1 Скоморох: Пора Масленицу провожать и чучело сжигать! 2 Скоморох: Чтобы все плохое в прошлом осталось, а хорошее у нас задержалось. Скоморохи поджигают Чучело, а дети кричат «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!!! 1 Скоморох: А какая Масленица без блинов? Давайте с Масленицей простимся и блинами угостимся. Звучит музыка, дети угощаются блинами и расходятся по группам. 3. Глава. Использование технологий музейной педагогики в формировании духовно-нравственных качеств дошкольников Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с элементами лепки в условиях мини-музея Любимые игрушки для детей 5-7 лет Цель: содействие развитию нравственных качеств детей путем приобщения к изготовлению игрушек своими руками. Задачи:Обучающие: - формировать умение составлять описательный рассказ, использовать в речи уменьшительно ласкательные суффиксы; - расширять представления о происхождении игрушки; Развивающие: - развивать фантазию при изготовлении своей игрушки из пластилина, мелкую мускулатуру пальцев рук; - развивать эмоциональную сферу личности ребенка; Воспитывающие: - воспитывать бережное, доброжелательное отношение к игрушкам; - воспитывать уважительное отношение к сверстникам, умение слушать других ребят. Виды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательная, продуктивная. Оборудование и материалы: – мультимедийная образовательная презентация; магнитофон; коллекция игрушек; пластилин, доски для работы с пластилином, салфетки. Предварительная работа: Беседа с детьми о том, что такое музей, какие музеи бывают, основные музейные термины; Работа с родителями по организации мини-музея «Любимой игрушки», привлечение к изготовлению игрушек своими руками; Подготовка детей к описательному рассказу. Интеграция образовательных областей: Речевое, художественно-эстетическое и социально – коммуникативное развитие. Планируемый результат: Умение составлять описательный рассказ. Обогащение представлений детей о первых игрушках. Уважительное отношение к сверстникам. Ход занятия Вводная часть - Ребята, кто из вас знает, что такое музей? Ответы детей - Мы с родителями постарались и подготовили для вас тоже небольшой музей! Хотите отправиться туда на экскурсию? - Тогда в путь! Звучит музыка паровозика, дети проходят на стулья.Основная часть - Прежде чем мы рассмотрим экспонаты нашего музея, предлагаю вашему вниманию фото самых первых игрушек! Презентация «Первые игрушки» - мультимедиа. - Вот такими игрушками играли ваши бабушки и прабабушки! - Похожи они на ваши игрушки? - Понравились они вам? Ответы детей - А теперь самое интересное! Посмотрите, какие красивые все наши игрушки! Здесь есть и шитые, и вязаные, и валяные игрушки. Использовалась различная техника выполнения игрушек. Сейчас мы узнаем, как же они изготавливаются! Прошу вас, по очереди, выходить и рассказывать про свою (принесённую из дома), изготовленную своими руками с мамой игрушку. Дети рассказывают, как изготавливали игрушку дома, какая она и как её зовут. За каждый рассказ следует похвалить ребенка! - Спасибо, ребята! Очень интересно было послушать про ваши игрушки! Теперь наш мини-музей можно считать открытым! Мы будем продолжать его пополнять, а потом научимся даже показывать спектакли, используя наши музейные экспонаты! На первый спектакль пригласим родителей! - Ребята, расскажите, пожалуйста, как нужно играть, чтобы игрушки наши не сломались? Ответы детейФизминутка «Мои любимые игрушки» – А сейчас предлагаю вам немного размяться! Вставайте на ноги! Неваляшка, посмотри, Хоть куда её нагни, Встанет снова прямо, Так она упряма. И. П. ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоняясь делать выдох, выпрямляясь вдох. Наклоны в стороны по 3 раза, затем вперед – назад 3 раза. Выполняется в медленном темпе. Закружилась юла, завертелась, Слишком быстро не крутись, Хватит, все остановись. И. П. ноги вместе, руки на поясе. Круговые вращения туловищем 3 раза в одну сторону, 3 в другую. Выполняется в умеренном темпе. Наш веселый звонкий мяч, Снова он помчался вскач. И. П. ноги слегка расставлены, руки на поясе. Прыжки на месте. Выполняется в быстром темпе. Подпрыгнуть 8 раз. Кукла Катя вдруг пошла, Тянет руки к нам она. Говорит пора играть, Я устала вас тут ждать. И. П. ноги слегка расставлены, руки опущены. Поднять правую ногу и левую руку, вернуть в исходное положение. Затем наоборот. Ноги и руки должны быть прямые. Упражнения выполняется в медленном темпе. Спина прямая. Повторить 4 раза. Чтобы с шариком играть, Надо шарик надувать. И. П. ноги слегка расставлены, ладошки рук на животе. Спина прямая. При вдохе надуть живот, при выдохе втянуть живот в себя. Повторить 6 раз. Выполнять в медленном темпе. - Молодцы! - Ребята, мы сейчас говорим про игрушки, а давайте поиграем в такую игру «Назови ласково». Дети называют игрушки в уменьшительно ласкательной форме. Заяц – зайчик, кукла – куколка и т. д. -Молодцы! - Ребята, в нашем мини-музеи «Любимых игрушек» все экспонаты выполнены с помощью мам, пап, бабушек. А вы хотели бы самостоятельно изготовить музейный экспонат? Ответы детей - Предлагаю вам проявить фантазию и слепить из пластилина свою любимую игрушку! Не забываем правила работы с пластилином! Нужно постараться, выполнить работу аккуратно! Заключительная часть - Молодцы! Все постарались! - Кто сегодня нам рассказал про изготовление игрушек? - Интересные были рассказы? - Понравился вам наш мини-музей? Будем его пополнять? Какая игрушка понравилась больше остальных и почему? Ответы детей -Всем спасибо! Молодцы! Глава. Использование метода проектирования при работе с детьми в ДОО
Проект «Профессии» оказался довольно интересным, подобран хороший материал, соответствующий возрасту детей.
Таблица 2
Критерии
Показатели
Балл
Ваше наблюдение над проектом по данному показателю
Соответствие требованиям к структуре проекта
представлены все структурные элементы проекта (Максимально 1 балл)
-
Нет паспорта проекта, не прописана новизна, нет содержания
аккуратность (Максимально 1 балл)
-
Имеются ошибки в окончаниях, некоторые формулировки требуют корректировки, вывод сформулирован не грамотно, список литературы без нумерации.
Соответствие требованиям к содержанию проекта
высокий уровень владения материалом (Максимально 1 балл)
1
Предоставленный материал достаточный для данного возраста.
воспроизводятся ситуации межкультурного диалога (Максимально 1 балл)
1
В планировании прослеживаются встречи детей с людьми различных профессий.
Практическая направленность проекта
осмысление актуальных для воспитанников вопросов (Максимально 1 балл)
-
Детям, конечно, не предстоит в ближайшее время определяться с выбором профессии, но знать, где работают и что делают на работе их родители и ближайшее окружение, пойдёт на пользу!
возможность распространять представленный опыт (Максимально 1 балл)
1
Данный опыт работы вполне может быть адаптирован и использован в других группах, детских садах.
Использование современных информационных технологий
соответствие выбранных технологий поставленным задачам по проекту (Максимально 1 балл)
1
Выбранные технологии соответствуют поставленным задачам.
форма подачи материала (Максимально 1 балл)
1
Формы подачи материала довольно разнообразные.
Результативность
соответствие представленного материала проблеме проекта (Максимально 1 балл)
1
Поставленной проблеме, на мой взгляд, материал соответствует.
наличие анализа и самоаналаиза (Максимально 1 балл)
-
В работе представлены итоги реализации проекта и его результат для педагогов, детей и родителей. А вот анализа и самоанализа нет.
Интерпретация результатов экспертизы:
0-5 баллов – требует доработки;
6-10 баллов – отдельные этапы заслуживают внимания;
11-17 баллов –может быть рекомендован к обобщению и публикации
Исходя из интерпретации результатов, можно сказать, что отдельные этапы проекта заслуживают внимания.
Заключение
Исходя из того, что у детей дошкольного возраста складываются первые моральные суждения и оценки; первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы, возрастает действенность нравственных представлений, можно сказать, что данный возраст самый благоприятный для закладывания основ духовно – нравственных качеств, которые воспитываются как в условиях организованной образовательной деятельности, так и вне её.
niro.nnov.ru [Электронный ресурс]: 603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203/ Кафедра теории и методики дошкольного образования/ Григорьева Г.Г.;