Формирование духовно – нравственных ценностей у современного дошкольника
Формирование духовно – нравственных ценностей у современного дошкольника
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование духовно – нравственных ценностей у современного дошкольника»
Формирование духовно – нравственных ценностей у
современного дошкольника
Подготовил:
Педагог МБДОУ «Ягодка»
Малышева Е.Б.
2022 год
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
Сегодня материальные ценности преобладают над духовными. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место заняли гаджиты, экран телевизора, компьютер. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными. В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость работы над воспитанием души своего ребёнка, над развитием нравственных и духовных качеств маленького человека, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Именно поэтому в последнее время делается акцент на формирование духовно – нравственных ценностей у дошкольников, и поэтому является одной из приоритетных задач в ДОУ в сфере воспитания современного дошкольника.
Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины. (слайд2)
Что такое духовность и нравственность?
Духовность - забота о том, чтобы после себя оставить людям полезное, добрый и нужный след. Вклад и развитие - две самые важные категории для определения духовности. Нравственность – внутренняя оценка человеком норм своего поведения и своих поступков с точки зрения добра.
Цель духовно – нравственного воспитания: (слайд 3)
-Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
-Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
-Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, уметь просить прощения, поступать честно,
-Вызвать интерес к изучению Православия у воспитателей и родителей, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.
Задачи: (слайд 4)
-Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.
-Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.
-Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
-Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
-Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
-Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей,
Каковы же наши традиционные источники нравственности? (слайд 5)
-Общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:
-Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
-семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
-труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
-искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
Маленький ребёнок ещё не сформировался и обладает незначительным жизненным опытом, поэтому взрослый выступает как носитель духовных ценностей и культуры в целом. Дома – это близкие люди, члены семьи, в детском саду – это педагоги. Для успешной реализации воспитательного процесса необходимо, чтобы детский сад и семья работали в тесном сотрудничестве, используя механизмы непрерывности и преемственности.
Ориентируясь на гармоничное построение целостного педагогического процесса основанного на этнокультурных, нравственных ценностях и православных традициях. педагоги нашего дошкольного учреждения осуществляют работу по духовно-нравственному воспитанию в следующих направлениях: (слайд 6)
-Формирование представления об истории края, жизни и культуре родного народа, воспитывая при этом патриотические чувства.
-Воспитание этических традиций, норм, правил поведения, формирование культуры общения с взрослыми и сверстниками.
Современные формы и методы работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников: (слайд 7)
-Непосредственная образовательная деятельность (НОД);
- Индивидуально-групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания ---Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести.
-Трудовая деятельность;
-Чтение художественной литературы;
-Творческая художественная деятельность детей: рукоделие, рисование, создание предметов декоративно-прикладного творчества
-Организация выставок.
-Участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах.
-Постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).
-Проектная деятельность;
-Взаимодействие с родителями;
Мы считаем, что оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: «День матери»; «Защитники Отечества», «Масленица»; «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» «Пасха», а так же: утро радостных встреч, составление семейных альбомов, различные акции «Покормите птиц зимой» и т. д.
И все таки, для успешной реализации воспитательного процесса необходимо, чтобы детский сад и семья работали в тесном сотрудничестве, используя механизмы непрерывности и преемственности. Но это считается проблемой, потому что многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому нам педагогам необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, прабабушками и прадедушками и что именно родители ответственны в первую очередь за воспитание детей.
Мы используем разнообразные формы работы с родителями: (слайд 8)
-проведение совместных выставок, конкурсов, родительских семинаров на диалоговой основе;
-анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
-индивидуальные консультации специалистов;
наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы; совместные с родителями праздники; помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников).
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. И конечно дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им правильную достойную жизнь. Чтобы стать добрыми к людям, надо научить их понимать других, проявлять сочувствие, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней, знать историю и традиции своего народа.