Просмотр содержимого документа
«Формирование экологических представлений дошкольников средствами сказкотерапии в условиях реализации фгос.»
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
Игнатьева Татьяна Викторовна
воспитатель
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад№75».
Нарастающие в мире экологические проблемы побуждают специалистов к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития экологического сознания у населения планеты. Экологическое воспитание, формирование экологических представлений дошкольников в настоящее время становится одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем её уровень. Главная задача экологической работы в дошкольном учреждении – научить детей видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому. Передать определённые знания в области экологии и научить соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.
Успешность любой деятельности по экологии в рамках дошкольного образовательного учреждения зависит от того, насколько материал, используемый педагогом, будет:
- интересен детям;
- понятен детям;
- доступен для запоминания и размышления над ним детьми.
Один из основных принципов формирования экологических представлений – это принцип научности и достоверности фактов. Но как рассказать детям о том, как размножаются растения, о пользе и вреде нефти, о нересте рыб, о рождении бабочки и многом другом? Как рассказать, не нарушая детскую тягу к познанию, как увлечь и заинтересовать ребёнка, ведь материал для обсуждения по большей части не что иное, как сухие, строгие научные факты, которые зачастую просто непонятны детям.
Творческим поиском методов работы с детьми, которые позволяют сформировать у них зачатки экологической культуры, заняты исследователи и практики. Таким занимательным средством обучения может быть экологическая сказка. «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок» - эти слова мы знаем с детства. И, действительно, сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Она – универсальный учитель. Форма сказки, как никакая другая, близка и понятна детям. В занимательной форме экологические сказки знакомят детей с природными явлениями, их взаимосвязями, с некоторыми понятиями экологии, проблемами влияния человека на природу и многими другими.
Характерной особенностью экологических сказок является сильно выраженная переработка материала, получаемого из природного окружения. Экологические сказки интересны дошкольникам новизной сюжета, персонажами, самим действием, конечным результатом, а также элементами, из которых строится экологическая сказка, потому что таковыми являются реальные предметы и взаимоотношения в природе.
Экологическая сказка воздействует не только на сознание, но и на чувства ребёнка. Она позволяет более глубоко пережить те, или иные, явления в природе, учит детей научному видению природы.
На основе знаний, которые дети получают через экологическую сказку, закладываются начальные основы осознанного отношения к природе, интерес к её познанию, сочувствие живому и готовность сохранить его, умение видеть красоту природы в разных её формах, выражать своё эмоциональное отношение к ней.
Так, например, дети знакомятся с явлениями неживой природы: воздух, вода, почва. В этом нам помогают сказки Т,А.Шорыгиной «Южный ветерок», «Родник», «Дождевой червячок»; Н.А Рыжовой «Как люди речку обидели». Помогают осознать смысл деятельности человека в природе сказки «Серая шапочка и Красный волк», «Сказка о человеке и золотой рыбке» (Н.А.Рыжова). Сказки о животных и насекомых, о растениях знакомят детей с условиями их жизни в природе, помогают понять, какие действия человека могут им навредить:«Как человек приручил растения», «Почему тигр полосатый», «История одного пруда», «Травинка-путешественница» и другие.
В ходе чтения сказки предусматриваем вопросы для обсуждения той или иной ситуации. После прочтения сказки предлагаем детям нарисовать иллюстрации и создаём книжку, которую дети берут домой и по рисункам рассказывают родителям о прочитанном.
Таким образом, в доступной и увлекательной форме дети усваивают основы экологической культуры, осознают единство человека с природой, учатся ответственному отношению к окружающей среде.
Литература:
1.Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание старших дошкольников: Проблемы и перспективы.- М.: Просвещение, 2009.
2.Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003.
3.РыжоваН.А. Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки и праздники –М., Линка-Пресс, 2002.
4.ШорыгинаТ.А. Зелёные сказки: Экология для малышей.- М.: Прометей; Книголюб, 2003.