Просмотр содержимого документа
««Формирование эколого-краеведческого мировоззрения у детей старшего дошкольного возраста» (Из опыта работы)»
Краткое описание обобщенного опыта
Тема: «Формирование эколого-краеведческого мировоззрения у детей старшего дошкольного возраста».
Актуальность опыта:
Воспитание у детей экологической грамотности все больше выступает на первый план в современной системе образования. Объединение экологии и краеведения поможет формированию у детей эколого-краеведческого мировоззрения. Мир ребенка – это его дом, его семья, детский сад, ближайший лес, поле – все то, что окружает его и самым непосредственным образом влияет на его жизнь. Взрослым необходимо помочь детям научиться видеть и понимать красоту и величие родного края – это дает возможность ребенку ощутить свою причастность к большому и прекрасному миру, к Родине. Ведь яркие впечатления о природе, истории, традициях родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Цель: формирование эколого-краеведческого мировоззрения у детей дошкольного возраста.
Задачи, решаемые в опыте:
Формировать у дошкольников потребность в изучении родного края (животный и растительный мир, памятные места города),
Воспитывать чувство гордости за свой родной край,
Формировать эмоциональное, бережное отношение к объектам природы,
Формировать навыки экологически грамотного поведения в природе,
Способствовать развитию познавательной и творческой активности
В своей работе по данной теме использую разные формы деятельности:
Непосредственно образовательную деятельность,
проектную деятельность,
решение проблемных ситуаций,
беседы, чтение познавательной литературы,
мультимедийные презентации,
экскурсии,
наблюдения,
опыты и эксперименты,
дидактические игры,
прослушивание музыкальных произведений,
составление познавательных сказок,
продуктивную творческую деятельность
В группе создан уголок по эколого-краеведению. Здесь размещена символика города Волгограда, оформлены фотоальбомы «Волгоград», «Мой родной Красноармейск», «Рыбы Волги», «Дикие животные», «Домашние животные», наглядный дидактический материал «Природные парки Волгоградской области», «Памятники природы Волгоградской области». Имеются дидактические игры природоведческого содержания и познавательная литература. Вместе с воспитанниками создается «Красная книга Волгоградской области». Здесь же расположены детская карта мира, глобус. С прогулок в детском саду и отдыха с родителями дети приносят разнообразный природный материал, который собирается в копилку “Подарки осени” (зимы, весны, лета). Сюда же мы поместили гербарий осенних листьев Красноармейского района, сделанный семьей одного из воспитанников. Вместе с ребятами мы сочиняем познавательные сказки. Основой для познавательных сказок явились наблюдения за различными растениями. В каждой познавательной сказке герои сталкиваются с кем-то или чем-то неизвестным, незнакомым, и в процессе знакомства открывают для себя много нового и интересного: попадая в трудную ситуацию, преодолевают её; при встрече с интересным собеседником получают новую информацию. Здесь же расположен материал по опытно – экспериментальной деятельности. Это – увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы; природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, шишки, спил и листья деревьев, семена и т.д.); различные металлические предметы; зеркала, воздушные шары, свечи. В процессе постановки экспериментов дети делают маленькие открытия, учатся формулировать выводы.
С детьми группы принимаем участие в конкурсах различного уровня от районных до всероссийских.
Ожидаемые результаты:
У детей будут сформированы умения и навыки приобретения новых знаний об окружающем мире.
Будет сформирована потребность в изучении природы родного края, его достопримечательностей.
Будут сформированы навыки бережного отношения к природе.
Дети научатся видеть красоту окружающего мира, отражать ее в продуктивной деятельности.
Перспективность опыта заключается в том, что он является актуальным для современного детского сада не только сегодня, но и в будущем, поскольку он несет познавательную, духовно-нравственную, природоохранную функции, а закладка «фундамента» происходит в дошкольном возрасте.