Просмотр содержимого документа
««формирование элементарных математических представлений посредством сказки»»
«ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ»
Аннотация: Сказка совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию элементарных математических представлений
Ключевые слова: формирование элементарных математических представлений; народные и авторские сказки; дети дошкольного возраста.
Практика дошкольного воспитания показала, что на успешность обучения детей, влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность.Собранный мною материал основан на включение сюжетов сказок в организацию непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста. Такая организация непосредственно образовательной деятельности, свободной деятельности детей способствует тому, что ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника, и поиск разнообразных вариантов организации образовательного процесса, что способствует созданию устойчивой положительной мотивации у дошкольников к изучению математики.
Основной целью моей педагогической деятельности в данном направление является создать через сказку наличие поисково-исследовательской части. В каждой сказке присутствует тема, в которой маленькие дети могут почувствовать себя учёными и сделать первый шаг к самостоятельному первому анализу проведённых исследований.
Народные и авторские сказки, которые дети уже, наверное, знают, наизусть, – мои бесценные помощники. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. И усваиваются они как бы сами собой. Через сказку я не только повторяю и закрепляю пройденный материал, но и знакомлю детей с новым, учу их самостоятельно добывать знания. Влияния сказочных сюжетов на процесс воспитания и обучения в дошкольном детстве сейчас наиболее актуальны, так как сказка способствует органичному вхождению ребенка в мир математики. Присутствие сказочного героя в непосредственно образовательной деятельности по математике или занятие сказка придает обучению яркую, эмоциональную окраску.
Разрабатывая собственные занятия, мною учитываются многие факторы:
возрастные и психологические особенности моих воспитанников;
специфика самого занятия;
познавательный интерес детей;
ситуативность;
результаты предыдущей деятельности в данном направлении.
Таблица 1
Наименование сказки
Цель
«Колобок»
Знакомит дошкольников с порядковым счетом
«Репка»
Запомнить не только количественный и порядковый счет, но и основы арифметики (присчитывание по единице). Закрепление понятия «впереди», «сзади»
«Три медведя»
Усвоить понятие о размере, а также научиться моделировать по схеме.
Учим находить более сложные ориентировки в величине: «большой, меньше, самый маленький» - медведь, стул, миска, кровать.
«Красной Шапочки»
Формировать понятия «длинный» и «короткий».
«Сказка о потерянном времени»
Формировать представление о времени
«Теремок»
Закрепить понятие «много - ни одного», «высокий-низкий», «большой-маленький»
«Как Топ учился математике»
Формировать представление детей о количественном и порядковом счете, о закономерностях построения числового ряда
В. Катаева «Цветик -семицветик», «Белоснежка и семь гномов»
Изучение и закрепление прямого и обратного счета
«Двенадцать месяцев»
Запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность
« Маша и медведи», Ш. Перро «Мальчик с пальчик»,Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»
Изучение и закрепление величины, понятий «высокий-низкий», «большой-маленький»
«Гуси-лебеди»
Упражнять в построении числовой прямой от 0до 9.
«Спящая красавица»
Закреплять знания о цифрах. Учить различать цифры.
Продолжать работать с моделью часов .
«Волк и семеро козлят», «Три поросенка»
Закреплять счёт в пределах 10.
Осуществлять деятельность в данном направлении невозможно без правильно организованной предметной среды. Для реализации задач развития детей средствами занимательного материала, в группе оформлен математический уголок. В уголке размещены разнообразный занимательный материал для того, чтобы каждый из детей смог выбрать игру для себя. Это:
- настольно-печатные игры («Подбери узор», «Непослушные мячики», «Веселый кубик », и т.д.)
- головоломки («Лабиринт», « Игры со счетными палочками» и т.д.)
- логические задачи («Какие цифры поменялись?», «Найди похожую фигуру», «Только одно свойство» и т.д.)
- игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур («Матрешка», «Геометрическая мозаика» и т.д.)
- игры на развитие ориентировки в пространстве («Мастерская ковров», «Найди похожую»).
Работа в данном направлении, ориентирована на формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством сказки и призвана помочь педагогам и родителям в организации работы по интеллектуальному развитию, подготовке детей к школе и по формированию у них устойчивой положительной мотивации к изучению математики.