kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование интереса дошкольников к сюжетному рисованию через обучение рисования человека

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описан опыт работы по формированию интереса детей дошкольного возраста к сюжетному рисованию

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование интереса дошкольников к сюжетному рисованию через обучение рисования человека»

Формирование интереса дошкольников к сюжетному рисованию через обучение рисования человека.

Автор:

Липчак Лариса Александровна,

педагог дополнительного образования

Сюжетное рисование - это особый вид детской деятельности, который требует четких представлений об окружающем, знаний в области, основ изобразительного искусства, умений использовать разнообразные средства художественной выразительности для передачи связного содержания.

Содержанием рисования всегда является некий сюжет. Основная цель сюжетного рисования - научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности.

Для детей старшего и подготовительного возраста являются сложными задания, требующие создания какого-то сюжета. Особенно, если героями сюжета должны быть люди. Ребёнку может прийти в голову какая-то идея, но из-за неумения изобразить задуманное, он от неё отказывается. И с этими отказами затухает интерес к сюжетному рисованию. А ведь через сюжетное рисование, ребёнок может передать свои эмоции, мечты, фантазии.

Он может рассказать рисунком о своём мире – мире людей. Он рисует себя, свою семью, свою жизнь. Кроме того, умение изображать людей и различные сюжеты понадобится ребёнку в школе. И не только на рисовании, но и на занятиях по чтению и окружающему миру. Не все воспитатели сами умеют правильно рисовать человека, а тем более передать движение. Поэтому стараются обойти эту тему, нарисовать с детьми то, что у них лучше получится. Конечно, цветок у ребёнка получится красивее, чем фигура человека. Но чем чаще ребёнок рисует человека, тем человек на рисунке сильнее преображается.

Поэтому немаловажным считаю научить ребёнка рисовать человека в различных позах и в движении, и заинтересовать детей созданием сюжетных рисунков.

На занятиях сюжетным рисованием даю понять, что любое самое сложное изображение создаётся из простых геометрических фигур и простых линий. Степень сложности заданий увеличиваю постепенно. Начинаем с поплечного портрета, затем рисуем фигуру человека в фас. Далее рисуем человека в положении сидя на диване, затем человека в положении сидя на коленях, и наконец, человека в движении.

Рисование поплечного портрета. При рисовании поплечного портрета детям объясняется, какую форму имеет голова и все части лица, на каком уровне каждая часть расположена. Каждая линия показывается на образце рисунка и пальцем проводится на собственном лице. Голова человека имеет форму овала. В верхней части голова более круглая, а в нижней сужена. Напоминает перевёрнутое яйцо. Шея немного уже, чем голова, но не должна быть слишком тонкой. Затем рисуем плечи, симметрично отступая равное расстояние вправо и влево от шеи. Рисуем части лица. Прикладываем карандаш горизонтально так, чтобы разделить голову на 2 равные части. На этом уровне будут глаза. Глаз имеет форму листика, расположенного горизонтально. Рисуем две дуги – это верхние веки, так, чтобы между ними мог войти по длине ещё один глаз. К ним дорисовываем дуги в зеркальном отражении – нижние веки. Внутри глаза рисуем большой круг, который касается и верхнего и нижнего века – это радужная оболочка. И она у всех людей отличается по цвету. У кого-то глаза голубые, у кого-то зелёные, карие, серые. Внутри большого круга рисуем жирную точку – это зрачок. Часть лица от глаз до конца подбородка делим пополам. Это нижняя граница носа. Нос рисуем от бровей, сужая на уровне глаз и расширяя к низу. Уголки носа скругляем. На нижней границе носа рисуем ноздри. Оставшуюся нижнюю часть снова делим пополам. Это уровень рта. Рот намечаем чуть изогнутой линией. Верхняя губа рисуется в виде двух дуг, нижняя – одна перевёрнутая дуга. Ухо начинается на уровне брови, а заканчивается на уровне нижней границы носа. Ухо рисуем в виде немного отступающей от головы дуги. Если нарисовать эту линию слишком округлой, то ушки получатся как у Чебурашки. Отступаем немного от верхней границы головы, и намечаем линию волос, которая должна доходить до ушей. А причёску уже каждый рисует как у себя, либо как у кого-то из своих родственников.

Рисование фигуры человека в фас. При рисовании фигуры человека объясняется форма частей тела и их пропорциональное отношение друг к другу. Туловище рисуем в форме вытянутого вертикально прямоугольника, немного сужая в области талии. Туловище шире и значительно больше головы. Нижняя граница прямоугольника делится пополам, тем самым определяется ширина верхней части ноги. Нога состоит из бедренной части, голени и стопы. Бедренная часть сужается к колену. Голень в средней части еле заметно расширяется, и ближе к стопе заметно сужается. Стопа, если смотреть в фас, имеет форму трапеции. А если смотреть в профиль, то форма трапеции будет неправильной, с сильно острым одним углом. Дорисовываем шею, овальную голову и черты лица. Сужение руки от плеча к кисти мало заметно. Руку рисуем от плеча. Если не объяснить этого, многие дети рисуют руки от середины туловища. Руки достаточно длинные. И если они прижаты к телу, то заканчиваются на уровне середины бедра. Рука завершается кистью. Кисть мы рисуем в форме овала, дорисовывая большой палец. Получается форма варежки. В центре овала ставим точку, и по длине овала от этой точки до конца руки проводим линию. Затем каждую получившуюся половинку делим ещё одной линией. Так мы делим часть кисти на пальцы. Затем обрисовываем их, закругляя кончики пальцев.

Рисование человека, сидящего на диване. Рисовать начинаем с дивана. На котором располагаем туловище, в виде вытянутого прямоугольника. Дорисовываем шею и голову. Далее объясняю, что если изобразить ноги сидящего в фас, то в рисунке ноги будут выглядеть просто очень короткими. Поэтому лучше расположить ноги полу боком, согнутыми в колене. Бедренную часть ноги мы показываем наклонными линиями, а голень – одной вертикальной, второй чуть изогнутой. Голень сужается к стопе. Скругляя угол плеча, под наклоном к туловищу дорисовываем линии рук, добавляя рукам толщину. Руки идут до сидения дивана. Овальную кисть к руке дорисовываем горизонтально. Каждый раз рисуя человека, напоминаю пропорции частей лица.

Рисование человека, сидящего на коленях на полу. Туловище сидящего на коленях человека, чаще всего будет располагаться под наклоном. Дорисовываем шею, голову, черты лица. Бедренную часть ноги показываем линиями, наклонёнными в противоположном направлении. Голень будет расположена горизонтально, а стопу изображаем в виде треугольника. Если руки расположены в одном направлении, то дети рисуют вторую руку с той же стороны туловища, только располагают её чуть ниже первой. Объясняю, что руки рисуем, каждую от своего плеча. Руки должны быть равной длины и толщины. И откладываем эту длину, мы тоже от каждого плеча. Кисть руки дорисовываем в виде овала или в виде трапеции, если пальцы собраны в кулак.

Рисование человека в профиль в движении. Рисуя человека в движении, объясняю, что движение в рисунке передаётся диагональными линиями. Туловище человека бегущего, прыгающего, катающегося на лыжах, коньках, будет наклонено. Конечности чаще согнуты в коленях, локтях. И в зависимости от движения, могут иметь разное направление. Человека в движении рисуем в профиль. При этом голова соединяется с шеей не в области подбородка, а подбородок уходит в сторону. И подбородок будет уже более заострённый, чем в фас. Часть головы в области лица будет более плоской. Мысленно делим голову наклонной линией пополам. На этом уровне будет глаз. Когда мы смотрим на человека в профиль, то видим только один глаз, ухо, бровь. Глаз рисуем в виде галочки, лежащей на боку. Галочка завершается вытянутым овалом (радужной оболочкой). Над глазом рисуем дугу – бровь. Линия носа с небольшим наклоном отступает от лица. Если будет отступать сильно, то нос станет похож на клюв птицы. Линию контура лица от уровня глаз до подбородка делим пополам. Здесь должен закончиться нос, а начинается он от уровня глаз. Оставшуюся нижнюю часть лица снова делим пополам, это уровень рта. Линия рта, при рисовании в профиль, совсем короткая. Дорисовываем губы. Ухо будет располагаться посередине головы. От брови отступаем достаточно места, и намечаем линию волос. Она идёт до уха, проходит за ним и заканчивается в точке соединения головы и шеи. Дорисовываем причёску. Стопы будем рисовать в виде неправильной трапеции.

Благодаря сюжетному рисованию у дошкольника развивается воображение и аналитическое мышление. Ребёнок учится сравнивать, сопоставлять объекты изображения, видеть смысловую связь между ними. За счёт приобретённого детьми опыта в рисовании, содержание их сюжетных рисунков обогащается. Понимая, что человека можно изображать на рисунках не только в фас, с расставленными в стороны руками, дети сами начинают спрашивать, как нарисовать человека за тем или иным занятием. У ребят появляется интерес к сюжетному рисованию. Умение рисовать людей позволяет детям участвовать в тематических конкурсах, выставках. А получив диплом или увидев свою работу на выставке, у ребёнка увеличивается желание творить, появляется уверенность в себе. А какими интересными становятся их работы!


1



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Липчак Лариса Александровна

Дата: 26.03.2020

Номер свидетельства: 544371

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "«Формирование основ семейных ценностей через призму изобразительного искусства» "
    ["seo_title"] => string(89) "formirovaniie-osnov-siemieinykh-tsiennostiei-chieriez-prizmu-izobrazitiel-nogho-iskusstva"
    ["file_id"] => string(6) "103281"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402576615"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Опыт работы «Экологическое воспитание детей  старшего дошкольного возраста» "
    ["seo_title"] => string(84) "opyt-raboty-ekologhichieskoie-vospitaniie-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "214158"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432222229"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства