Формирование исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности
Формирование исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности
Для современной образовательной системы проблема детской исследовательской инициативы как показателей познавательного развития старших дошкольников особенно важна. Этот вопрос становится актуальным в связи с введением ФГОС ДО, повышающим требования к личности и интеллекту ребёнка [75, с.34] Детская исследовательская деятельность по освоению окружающего мира – это вид активности ребенка, направленный на поиск объективной информации об устройстве окружающего мира путем личного практического экспериментирования с объектами и явлениями природы, предметного мира, бытовыми предметами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Чемпина Я. В., Макарова Т. А.
ФГБОУ ВО ЧГИФКиС
Чурапча, Россия
Аннотация. В статье отражена актуальность формирования исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности, сделан теоретический анализ изучаемой темы, дано описание опыта для формирования исследовательских умений старшего дошкольного возраста в проектной деятельности. Делается вывод о положительном влиянии в процессе проектной деятельности старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: формирование исследовательских умений, старший дошкольный возраст, проектная деятельность
SHAPING THE EXPLORATORY SKILLS BESIDE CHILD OF THE SENIOR PRESCHOOL
AGE IN PROCESS OF DESIGN ACTIVITY
Chempina Y.V., Makarova T. A.
FSBEI HE ChSIFES
Churapcha, Russia Abstract.The article reflects the relevance of the formation of research skills in older preschool children in the process of project activity, a theoretical analysis of the topic is made, a description of the experience for the formation of research skills of older preschool age in design activities is given. The conclusion is made about the positive impact in the process of design activities of senior preschool age. Key words: Formation of research skills, senior preschool age, project activities
Для современной образовательной системы проблема детской исследовательской инициативы как показателей познавательного развития старших дошкольников особенно важна. Этот вопрос становится актуальным в связи с введением ФГОС ДО, повышающим требования к личности и интеллекту ребёнка [75, с.34] Детская исследовательская деятельность по освоению окружающего мира – это вид активности ребенка, направленный на поиск объективной информации об устройстве окружающего мира путем личного практического экспериментирования с объектами и явлениями природы, предметного мира, бытовыми предметами.
Проектная деятельность - это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта [6, с. 11].
В работах В.И. Панов [53], А.И. Савенкова [62], Д.В. Ушаков [59], Н.А. Толмачёва [73] определены возрастные границы, в рамках которых протекает процесс исследовательской деятельности детей, основанный на спонтанных механизмах развития самостоятельности, инициативы, поиска, которые являются главным фактором, определяющим успешность формирования исследовательских умений.
Цель исследования: предоставить эффективные применения проектной деятельности в формировании исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели констатирующего эксперимента использованы следующие методы:
диагностическая ситуация «Выбор деятельности» (Л.Н. Прохорова);
На констатирующем этапе применяли критерии Л.Н. Прохоровой для оценки исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста.
Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий – постановку проблемы; составление плана ее реализации; оценку ее выполнения. Проектная деятельность – это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем. Процесс развития проектной деятельности старших дошкольников эффективен тогда, когда перед ребенком стоят определенные познавательные задачи. Уже само содержание задачи есть начало активной деятельности: предварительная ориентация в содержании задачи, выделение и анализ данных. В процессе осмысливания задачи анализ этот углубляется: анализируются данные, выделяется центральное звено, посредством раскрытия которого может быть решена задача [19, c.194].
Работу детей старшего дошкольного возраста над проектом можно разделить на следующие этапы.
Погружение. Суть этапа - активизировать интерес детей к обозначенным в данной деятельности разнообразным проблемам.
Планирование.
Планирование проекта по заранее созданному плану организуют родители под руководством воспитателя [3, с.19].
Подбор и подготовка теоретического материала к проекту. Теоретический материал подбирался совместными усилиями детей, родителей и педагога.
Защита проекта. Защита проекта в ДОО может проходить в разных формах – продукта изобразительной деятельности (рисунок, аппликация, самодельная книга), презентация, театрализованное представление V. Рефлексия.
Суть метода проектов – стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
Диагностическое изучение уровня сформировнности исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста проводилось нами при помощи одной диагностической ситуации и двух методик.
диагностическая ситуация «Выбор деятельности» (Л.Н. Прохорова);
По итогам анализа результатов нами определено место исследовательской деятельности в структуре детских предпочтений. Она (в форме детского экспериментирования), как один из шести видов деятельности, не была выбрана детьми ни в одной группе. Это свидетельствует о том, что эта деятельность не привлекла детей. По второй методике выявлено, что большинство детей имеют средний уровень знаний об исследовании: они дали правильный ответ, но не пояснили его (причину по которой сахар исчез, назвали, но не смогли объяснить и аргументировать свои слова). Таким образом, исходя из проведённой на констатирующем этапе оценочной работы, стало видно, что у детей слабо развит исследовательский интерес, в общем, и к экспериментированию в частности.
Нами была разработана перспективный план работы по организации проектной деятельности старших дошкольников. Были заданы темы проектов для формирования исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности. Темы проектов: «Природа готовится к зиме», «Улитка», «Мин төрдүм – ууhум», «Эти интересные животные». Также разработана алгоритм разработки проекта старшими дошкольниками.
Таким образом, разработанный нами план развития исследовательской деятельности старших дошкольников был эффективен. При этом успешность использования проектной деятельности способствовала проявлению познавательной активности и интереса к исследованиям, что способствовало повышению общего уровня исследовательских умений детей – на 40%.
Литература
Бабаева Ю.Д, Н.С.Лейтес. – М.: Академия, 2016.- 346 с.
Бекетова З.Н. Организация работы с одаренными детьми// Завуч.-2018.-№7.- с 83-87 3. Вестник образования России – 2013 -№10 – с.33.
4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. Питер. 2018. – 394 с. 5. Панов В.И.. Педагогика. – 2017 №4 – с. 30-44.