Формирование коммун.навыков у детей дош.возр. с ЗПР.
Формирование коммун.навыков у детей дош.возр. с ЗПР.
В статье представлены результаты эксперементального исследования по проблеме формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР средствами театрализованной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального исследования по проблеме формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР средствами театрализованной деятельности.
Ключевые слова: коммуникативные навыки, старший дошкольный возраст, задержка психического развития (ЗПР), театрализованная деятельность.
На современном этапе развития системы специального образования осознана необходимость целенаправленного развития эффективных социально-коммуникативных навыков, обеспечения условий для продуктивного взаимодействия с окружающими как важного фактора успешной коррекции коммуникативного общения у дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР).
В требованиях ФГОС дошкольного образования в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» подчеркивается, что формирование социальных и коммуникативных навыков у детей необходимо для успешной адаптации в современном обществе.
Разработанная и созданная усилиями отечественных дефектологов система специализированной помощи детям с ЗПР достигла значительных успехов в решении задач диагностики и коррекции нарушений познавательной деятельности, развития общих способностей к учению.
Одним из видов детской деятельности, используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей с ЗПР является театрализованная, которая в полной мере позволяет реализовывать принципы природосообразности и культуросообразности воспитания.
При анализе научно-методической литературы было установлено, что педагогами-дефектологами предлагается незначительное количество методик, направленных на формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР средствами театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в театрализованной деятельности (Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, Е. В. Загребаева).
Результаты изучения сформированности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР указывают на то, что дети мало общаются друг с другом, испытывают затруднения в установлении контактов, часто играют одни. Выявление уровня сформированности коммуникативных навыков в группе детского сада у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР показало, что у детей преобладают средний и низкий уровни сформированности коммуникативных навыков.
Содержание работы с детьми реализовалось через ряд последовательных этапов. Цель первого этапа – подготовка к формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР средствами театрализованной деятельности. Данный этап включал в себя следующую работу: чтение художественной литературы, подготовка костюмов, подготовка декораций. Целью второго (основного) этапа являлось формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР средствами театрализованной деятельности. Основной этап включил в себя театральные постановки и предполагал следующую работу: чтение художественной литературы, распределение ролей, работа по ролям, артикуляционная и дыхательная гимнастика, обучение невербальным средствам общения, развитие выразительных средств языка, сценических движений, ориентировка в пространстве сцены, репетиции. На третьем этапе – заключительном – проходило закрепление полученных навыков в процессе коммуникативного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе театрализованной деятельности. Данный этап предполагал следующую работу: проведение костюмированных репетиций с использованием музыкального сопровождения, проведение утренников и праздников в детском саду.
После проведения формирующей работы возросла эмоциональность взаимодействия между детьми: дети стремились организовать совместную театрализованную деятельность, однако им не всегда удавалось ее поддерживать; отмечалось больше коллективных отношений; общение со сверстником вплеталось в структуру театрализованной деятельности, направляло и во многом регулировало ее. Коммуникативный аспект в театрализованной деятельности стал более ярким за счет разнообразия невербальных и вербальных коммуникативных средств, отмечены высказывания, выражающие симпатию и доброжелательность детей друг к другу и к куклам, с которыми они играли.
Проведенное нами исследование имеет прикладное значение: полученные фактические данные дополняют характеристику детей изучаемого возраста с ЗПР в плане особенностей формирования коммуникативных навыков в театрализованной деятельности; результаты исследования могут быть использованы для создания общей и индивидуальных программ формирования коммуникативных навыков в театрализованной деятельности у детей с указанными нарушениями в развитии.
ЛИТЕРАТУРА
Белопольская, Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития / Н. Л. Белопольская. – Москва : Когито-Центр, 2009. – 192 с.
Дмитриева, Е. Е. Коррекция коммуникативной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития / Е. Е. Дмитриева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – № 6. – С. 11-17.
Лебединская, К. С. Основные вопросы клиники и систематики задержкой психического развития / К. С. Лебединская // Дефектология. – 2006. – № 3. – С.15-27.
Ульенкова, У. В. Дети с задержкой психического развития / У. В. Ульенкова. – Москва : Просвещение, 2007. – 294 с.