Просмотр содержимого документа
«"Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников"»
Воспитатель: МДОБУ детский сад № 1
с. Железнодорожный - Хамзина Р.А.
с. Железнодорожный
2020г.
Дошкольный возраст — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям, развитие нравственно-патриотических чувств оставляют след на все дальнейшее поведение и образ мыслей человека. В старшем дошкольном возрасте у детей стремительно развиваются общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, близким людям, родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. При этом важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей для ума, а патриотизма «от ума» не бывает, он бывает только от «сердца». Ум как бы способствует духовно- нравственной работе души, а любящее сердце создает патриотическое мировоззрение.
Формировать нравственно - патриотические чувства, обогащать и углублять знания детей о семье, городе, активизировать работу по пропаганде патриотического воспитания через доступные средства — основная цель работы по развитию нравственно – патриотических чувств у дошкольников.
Исходя из этого, мы ставим перед собой задачи:
воспитывать любовь и привязанность к своей семье, дому детскому саду, улице, городу;
формировать бережное отношение к природе и всем живому;
развивать интерес к русским традициям и промыслам;
формировать элементарнее знания о правах человека;
знакомить с символами государства (герб, флаг, гимн);
воспитывать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.
Решая данные задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, используя следующиеметоды.
НАГЛЯДНЫЙ — необходим во время чтения педагогом рассказов, наблюдений, показа сказок, рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов, проведения дидактических игр, экскурсий по городу, целевых прогулок.
СЛОВЕСНЫЙ — представляется наиболее эффективным в процессе чтения литературных произведений, стихотворений детьми, воспитателем, проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно - ролевые, дидактические, игры – драматизации и др.), загадывания загадок, рассказов детей по схемам, иллюстрациям, разбора житейских ситуаций, проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров.
ПРАКТИЧЕСКИЙ — используется, когда нужно организовать продуктивную деятельность провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.), сшить кукол к сказкам, провести экскурсии, вечера с родителями, сверстниками, изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Работая над формированием нравственно – патриотических чувств, предлагаем включить в воспитательно – образовательный процесс занятия следующих циклов: «Мир вокруг нас», «Дерево добра», «Город, в котором я живу», «Наша Родина — Россия», «Православная культура», «Хозяева и хозяюшки».
«МИР ВОКРУГ НАС»
Занятия данного блока открывают детям путь к нравственно – религиозной стороне познания окружающего мира, обращают их внимание на его богатство, красоту и разнообразие, учат видеть отличие мира, созданного руками человека, от мира природы (нерукотворного); понимать необходимость бережного отношения ко всему живому, природным богатствам, как единственную возможность их сохранения, способствуют развитию творческой личности ребенка.
«ДЕРЕВО ДОБРА»
Занятия на основе литературных произведений (сказок, рассказов, стихотворений) учат детей различать добро и зло, дают представления о нравственной свободе человека, помогают увидеть красоту благородных поступков. Эти занятия учат ребенка видеть в себе движение к добру и злу и различать их, воспитывают желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести.
«ГОРОД, СЕЛО В КОТОРОМ Я ЖИВУ»
Ж
И
п.
i о:
Занятия данных циклов знакомят детей с родным городом, селом (история, памятники архитектуры, природно – географические
особенности, историческое значение города в жизни России).
«НАША РОДИНА — РОССИЯ»
На занятиях дети знакомятся с историей Российского государства, государственной символикой, жизнью русских героев, великих полководцев, святых подвижников, чтимых людей земли русской.
«ПРАЗДНИКИ РОССИИ»
Занятия данного цикла знакомят детей с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, с тем, как встречают православные праздники в России, помогают в подготовке и проведении (с участием детей и родителей) календарных праздников, раскрывают их жизненный смысл.
«ХОЗЯЕВА И ХОЗЯЮШКИ»
Дети знакомятся с духовно - нравственными традициями и укладом жизни в православной семье, осмысленным и целесообразным устройством предметной среды русского дома, особенностями мужских и женских домашних дел, традиционной подготовкой и проведением праздничных дней, узнают об особенностях разных материалов и правилах пользования простыми инструментами при изготовлении поделок.
Ознакомление с каждой темой не требует дополнительных занятий, а включается разные виды деятельности, предусмотренные, базисной программой (речевую, музыкальную, физкультурную, изобразительную):
тематические занятия, беседы, игры нравственного и духовно - нравственного содержаний:
ручной труд и все виды творческой художественной деятельности детей;
совместные праздники, творческие вечера;
просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения;
экскурсии, целевые прогулки (по городу, в музей, библиотеку);
организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);
постановка музыкальных сказок духовно – нравственно содержания;
организация совместно проживания событий взрослыми и детьми.
Не менее важное условие нравственно - патриотического воспитания — тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает: ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, поскольку в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
Помимо традиционных форм работы с родителями (родительские собрания, консультации) можно использовать в своей практике:
ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;
индивидуальную работу с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребенка).
В результате работы по теме духовно - нравственного и патриотического воспитания детей у ребенка формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям и самому себе, потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование, деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки.