Формирование нравственных качеств как важный аспект подготовки детей к школе
Формирование нравственных качеств как важный аспект подготовки детей к школе
Сформированность нравственных качеств личности - это одна из основных сторон готовности детей к школе. В школе ребёнок будет учиться в коллективе, если он подготовлен к такому уровню общения, которое доставляет ему удовлетворение, то он будет ждать встречи с учителем и друзьями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование нравственных качеств как важный аспект подготовки детей к школе»
Формирование нравственных качеств как важный аспект подготовки детей к школе
Когда речь заходит о подготовке ребенка к школе, обычно имеют в виду, умеет ли он читать и считать. Для большинства родителей очевидно: до школы детей необходимо научить хотя бы всем буквам и счету до десяти. Хорошо, если ребенок посещает детский сад, где с ним занимаются специалисты. «Домашние» же дети полностью зависят от культуры своих родителей, их образованности, а они в разных семьях весьма различны.
Между тем практика показывает: даже с детьми, неплохо подготовленными по русскому языку, математике, чтению, учителю трудно работать. Эффективность обучения ребенка в начальной школе гораздо больше зависит от степени развития памяти, внимания, воли, умение управлять своими действиями, не бросать дело незаконченным, а не от знания букв и цифр, навыков чтения и счета.
Сформированность нравственных качеств личности - это одна из основных сторон готовности детей к школе. В школе ребёнок будет учиться в коллективе, если он подготовлен к такому уровню общения, которое доставляет ему удовлетворение, то он будет ждать встречи с учителем и друзьями. Ребёнок должен уметь налаживать с ними контакты, принимать мнение коллектива, действовать в его интересах.
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка. Именно в этот период ребенок начинает осваивать окружающий его мир, учится взаимодействовать с детьми, проходит первые этапы в своем нравственном развитии.
Особое место среди личностных свойств занимают нравственные качества- доброжелательность, тактичность, самоконтроль, умение учитывать и принимать иную позицию, выполнять основные требования взрослых. Эти качества необходимы для того, чтобы ребенок научился жить в обществе по законам нравственности, т.е. на основе согласия собственных потребностей и стремлений.
Многие взрослые сами утратили моральные ориентиры и не всегда представляют себе, что, когда и как следует формировать у детей того или иного возраста. Учитывая сложившуюся ситуацию, мы педагоги и родители должны четко представлять основные методологические проблемы, без решения которых эффективное нравственное воспитание детей в современных условиях невозможно.
Многие считают, что начинать нравственное воспитание детей надо, когда они подрастут. Они будут понимать и им можно будет объяснить, что такое хорошо, а что плохо. Но я считаю, что это неверно. Проработав много лет в детском саду, я пришла к выводу, что нравственное воспитание нужно начинать с самого раннего возраста, в то время, когда ребенку нужно прививать элементарные навыки культурного поведения. В 3-4 года дети начинают сами одеваться и разуваться, значит, их нужно приучать аккуратно складывать свои вещи, чтобы в комнате был порядок. Затем помочь ребенку эти навыки превратить в привычку.
Первоначальные представления о взаимоотношениях людей ребенок получает, наблюдая за взаимоотношениями окружающих его взрослых. Их поведение, отношение к нему самому, к его поступкам становятся для дошкольника – программой поведения. Поэтому мы, взрослые выражаем одобрение по поводу хорошего поведения ребенка, его доброжелательного отношения к сверстнику, поощряем дружные совместные игры, стремление выручить товарища, оказать помощь; поощряем робкого ребенка, который боится неудач, приучаем добросовестно относиться к любому делу, начатое доводить до конца, быть бережливыми.
Также непременно порицаем дерзкие поступки, грубый тон отдельных детей, чтобы они не становились дурным примером для других. Наше искусство порицания состоит в мудром сочетании строгости и доброты. Огромное значение интонации придавал и Макаренко. Он говорил, что лишь тогда почувствовал себя настоящим педагогом, когда научился произносить короткую фразу – “Иди сюда” – с 15–20 различными оттенками. Мы, воспитатели и помощники воспитателей должны владеть своими эмоциями, своим настроением. Задача воспитания у детей нравственных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее сами мы взрослые, чем добрее и справедливее относимся к детям. Только разумное сочетание любви и требовательности дает желанные результаты: у детей возрастает стремление вести себя лучше, добиваться успехов во всех делах, появляется уверенность в своих силах и возможностях. В дошкольном возрасте дети легко осваивают навыки вежливого отношения к окружающим. Поэтому я своим примером формирую у детей разнообразные навыки поведения, отражающие уважение ко взрослым, положительное отношение к сверстникам, бережное отношение к вещам, навыки превращаясь в привычки, становятся нормой поведения:
– привычка здороваться и прощаться;
– благодарность за услугу;
– класть любимую вещь на место;
– культурно вести себя в общественных местах;
– вежливо обращаться с просьбой;
– привычка говорить правду;
– соблюдать чистоту, порядок;
– привычка к труду и полезной деятельности.
На конкретных примерах разъясняю, как следует поступить, например, “Заботливые дети – это те, которые берегут игрушки, ухаживают за животными, растениями, помогают взрослым”, или Хороший товарищ никогда не обидит друга, уступит ему игрушку, договориться о том, как вместе поиграть”. Стараюсь заботиться о том, чтобы дети понимали суть моральных понятий, соотносили с ними конкретное содержание своих и чужих поступков.
Эффективным приёмом для формирования нравственных качеств является использование воздушных шаров. Дети стоят в кругу, у каждого воздушный шар, по очереди все называют то отрицательное качество, от которого хотелось бы избавиться. После того как все ребята выскажутся, шары выпускают в небо как бы избавляясь от отрицательных качеств.
Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Именно совместная игра – главное содержание общения. Это сюжетно - ролевые, театрализованные, дидактические, подвижные.
Игра «Профессии» заключается в том, чтобы не только назвать человека той или иной профессии, но и охарактеризовать его нравственные качества. Часто дети разыгрывают бытовые темы («Дочки-матери, «Поликлиника», «Магазин», «Перекресток», «Супермаркет» и др.). Они легко воспроизводят профессиональную деятельность взрослых, копируют их поведение, характер взаимоотношений. Даже в каждодневных ситуациях продолжается воспитание. Например, обучая ребенка раздеваться после прогулки, учим его именно самостоятельно обслужить себя, аккуратно сложить одежду и вместе с тем формирую бережное отношение к вещам, аккуратность, целенаправленность действий, а также внимание к сверстникам, находящимся рядом, предупредительность и заботливость по отношению к ним.
Дети усваивают моральные знания: (“Что такое хорошо и что такое плохо”). У них складываются первоначальные моральные суждения, представление и оценки. Они уже могут объяснить, кого можно назвать лживым, трусливым, жадным, вежливым, смелым. Они понимают, почему надо уважать старших, помогать и не обижать младших, мешать другим, когда они чем-то заняты.
Ребенок учится следовать нормам морали, самостоятельно делать правильный моральный выбор, даже когда уверен в своей безнаказанности.
Но наши дети часто спорят, вступают в конфликты, бывают агрессивными, оставляют разбросанными игрушки, зная, что их нужно убирать на место после игры. Для решения таких проблемных ситуаций, можно использовать методическое пособие Е. А. Алебьевой “Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста” и М.А.Тарасова «Коррекция социального и речевого развития детей 3-7 лет». Основной смысл этих занятий в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик, желание совершить хороший поступок. Используя оценку, как метод воспитания, учитываю возраст ребенка. Малышей – чаще одобрять, хвалить, поддерживая самые незначительные попытки проявить самостоятельность, доброе отношение к сверстнику, умение уступить, послушание, исполнительность. Это создает у них хорошее настроение, желание быть послушным, повышает уверенность в своих силах.
В более старшем возрасте учитывается инициатива, волевые усилия, сдержанность, умение вести себя при посторонних людях, при выходе на прогулку. “Для воспитания нужно не принуждение, а только доброжелательное содействие, насколько умеете, помогаете развитию ребенка”, – эти слова принадлежат Н.Г. Чернышевскому.
Задача взрослых помочь ребёнку разобраться в сложном мире взаимоотношений. Очень эффективным средством в этом вопросе является художественная литература (особенно сказки). Сказки помогают детям отличить добро от зла, справедливость от несправедливости.
Но одной работы воспитателя недостаточно для полноценного формирования нравственных качеств у ребенка дошкольного возраста. Очень важно иметь тесную связь с семьей, чтобы возникло взаимопонимание, доверие. Параллельно нужно вести работу с родителями, как информационную, так и практическую. Консультации, индивидуальные беседы, родительские собрания, проводимые в нетрадиционной форме «Учим детей общению», «Играем вместе с детьми», «Воспитание культуры общения в семье», «Посеем в детских душах доброту», мастер-класс ««Игры, которые лечат», оформление информационных уголков и блокнотов для родителей: «Семь чудес семейного счастья», «Если ребёнок ябеда», «Мама папу обними», «Семейный этикет», «Вежливые игры».
Очень сближает детей, родителей и педагогов совместные туристические походы в лес, к реке, в краеведческий музей. Стало традиционным участие родителей во всех мероприятиях и праздниках «Новый год», «Рождество Христово», «Масленица»», «23 февраля-День защитника Отечества», «Пасха», «Праздник птиц», «9 мая- День Победы», где родители участвуют в шествии «Бессмертный полк»; в организации выставок: «Зимняя фантазия», «Мир глазами детей», «Зелёный огонёк», «Пожар-это опасно». Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни. Ни один православный праздник у нас в детском саду не проходит без приглашения духовенства, рассказывающие детям о доброте, милосердии, великодушии и справедливости.
Совместные праздники помогают родителям глубже узнать своего ребенка и помочь ему стать увереннее, наладить отношения с друзьями, справиться с застенчивостью. Взрослые ежедневно устанавливают душевную связь с ребенком. Если это достигнуто, то ребенку легко учиться, легко общаться, легко жить в коллективе.
Таким образом, можно сделать вывод, что чем раньше педагоги начнут работу по формированию нравственных качеств у детей дошкольного возраста, тем более продуктивным будет личностное развитие детей. Для этого необходимо сделать среду для воспитанников интересной и содержательной, наполненной радостью творчества. Я полагаю, что данное направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни, а приобретенный опыт в детском саду позволит успешно решать социальные задачи.