Формирование образовательной среды через использование инновационных технологий обучения на занятиях изобразительной в мини-центре.
Формирование образовательной среды через использование инновационных технологий обучения на занятиях изобразительной в мини-центре.
Сегодня очень важно воспитать человека с готовностью действовать инициативно и творчески при любых обстоятельствах, и этот социальный запрос соответствует потребностям ребенка быть самостоятельным, компетентностным, знать и уметь использовать, реализовывать свои возможности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование образовательной среды через использование инновационных технологий обучения на занятиях изобразительной в мини-центре.»
Формирование образовательной среды школы как условие развития субъектов образовательного процесса
Салимжанова Роза Сайляшевна
КГУ «Средняя школа № 26»
Акимата г. Усть-Каменогорска.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КЛАССАХ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне…
Э. Успенский.
В Республике Казахстан сегодня стоит задача построить общество, где первостепенная роль отводится высоким моральным принципам, этическим стандартам и духовным ценностям; где будут жить, и действовать сильные духом люди, смелые, энергичные, творческие, свободные, а главное – умные.
Сегодня очень важно воспитать человека с готовностью действовать инициативно и творчески при любых обстоятельствах, и этот социальный запрос соответствует потребностям ребенка быть самостоятельным, компетентностным, знать и уметь использовать, реализовывать свои возможности.
В государственном общеобязательном стандарте РК, в Законе РК «Об образовании», гл. 3 ст. 11 говорится, что одним из важных задач системы образования является развитие творческих, духовных возможностей ребенка.
Особенно богатые возможности для развития творческих способностей дает изобразительная деятельность. Эта проблема привлекает в последние годы все больше внимания педагогов и психологов. Большой интерес к этой проблеме связан с тем, что в настоящее время, чтобы адаптироваться в постоянно усложняющем мире, человек вынужден в течение жизни овладевать новыми знаниями, умениями и способами деятельности. Это требует высокой интеллектуальной подготовки, важнейшая составляющая которой – способность к творчеству. Именно поэтому как никогда остро стоит задача воспитания творческих способностей в дошкольном возрасте.
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умное руководство со стороны взрослых, которые должны направлять их по творческому руслу.
Наша задача – не упустить такой благодатный с точки зрения развития разнообразных способностей детский возраст, когда ребенок наиболее открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего его мира. Пока он не разучился удивляться лучику солнца, пробивающемуся сквозь тучу, маленькой букашке на лепестке цветка и многому-многому другому, чему мы, взрослые разучились радоваться.
Направленная систематическая работа с учениками дошкольного школьного возраста создает благоприятные условия для развития творческих способностей.
Творческий процесс окрашен яркими и сильными положительными переживаниями. Это делает его привлекательным для ребенка и влияет на формирование потребности в творчестве, создании нового, открытии неизвестного. Творческая мотивация стимулирует развитие любознательности, поддерживает у ребенка интерес к школе как источнику знаний, необходимых для творчества. Развиваемая у дошкольников креативность, способствует творческой переработке субъективного опыта детей, делает их открытыми для непознанного.
В процессе создания творческого продукта большое значение имеет способность создавать новые образы - так называемая дивергентная продуктивность. Она является основой всякого изобразительного творчества. То, что рисование — одна из излюбленных детских деятельностей, обусловило выбор заданий образного содержания.
Как известно, творческое (дивергентное) мышление характеризуется преодолением мыслительных шаблонов, стереотипов, снятием ограничений, большой свободой в решении проблем. Оно направлено на порождение новых идей и самовыражение ребенка. Исследования психологов показывают, что усвоение человеческого опыта без его творческого использования в интересах самовыражения заглушает в ребенке познавательную потребность. Стремление дошкольника узнавать, чтобы расти и изменяться, подменяется в таком случае стремлением соответствовать требованиям социального окружения, стремлением избегать неудач. На занятиях по развитию творческого мышления у ребенка появляется возможность овладеть культурно обусловленными способами творческого самовыражения.
Что же такое «творческие способности», или «креативность» (от лат. «creatio» – созидание)? Креативность предполагает, с точки зрения Р.Стернберга, способность идти на разумный риск, готовность преодолевать препятствия, внутреннюю мотивацию, наличие толерантности к неопределенности, готовность противостоять мнению окружающих. Обязательным фактором проявления креативности является наличие творческой среды. И. Лернер развитие творческих способностей рассматривал как передачу опыта творческой деятельности, выделяя при этом такие черты процесса, как перенесение ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию, видение новой проблемы в знакомых, привычных условиях, поиски альтернативного решения, комбинирование ранее известных способов решения задач.
Ф.Баррон определяет творчество как способность адаптивно отвечать на потребность в новом образе существования, который оказывается средством усиления способности к росту и выживанию.
А. Маслоу называет творческого человека самоактуализирующимся. Американский психолог Э. Фромм определяет творчество как «способность удивлять и познавать: умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».
Результаты анализа взаимосвязей творческого мышления и интеллекта с возрастом указывают на то, что творческое мышление является онтогенетическим предшественником интеллекта. Полноценное развитие интеллекта возможно только в том случае, если в раннем возрасте в равной мере формируются стандартные социокультурные навыки и развиваются творческие способности. Именно развитие творческого мышления создает базу для интеллектуального развития ребенка, и уровень развития интеллекта в старших возрастах до некоторой степени зависит от развития творческого мышления в младших возрастах. Творческое мышление, включенное в единый контекст творческого развития ребенка, на правах его самоценных образующих, становится одной из основ преемственности дошкольного и школьного обучения.
ЛИТЕРАТУРА:
Лук А.Н. «Мышление и творчество» М.: Политиздат, 1976
Михайлова З.А. «Игровые, занимательные задачи для дошкольников» М.: Просвещение, 1985
Никитин Б.П. «Развивающие игры» М.: Педагогика, 1981
Программа предшкольной подготовки детей 6-7 лет в условиях школы. Астана-Алматы. 1999. с.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: развитие субъектной реальности в онтогенезе. Учебное пособие для вузов. – М., 2000
Фисюкова Л.Б. «От трех до семи: Книга для пап, мам, дедушек и бабушек» Харьков: Фолио, 1996