Просмотр содержимого документа
«Формирование патриотических чувств в средней группе»
Формирование патриотических чувств в средней группе.
Проблема формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста значима в наши дни. В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые: К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Я. А. Коменский, Г. Н. Волков, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. Патриотизм – важнейшее нравственное качество любого человека, выражающееся в глубокой осознанной любви к родному краю. Зарождаясь еще в раннем возрасте, патриотические чувства важны для дальнейшего формирования личности. Работа по патриотическому воспитанию детей через ознакомление с малой родиной должна носить комплексный характер. В основной общеобразовательной программе дошкольного образования выделена область «Познание», которая включает в себя задачу по формированию целостной картины мира, расширение кругозора детей. Для достижения поставленной цели, главная роль отводится педагогу, потому что именно в дошкольном возрасте закладываются основы патриотического воспитания, любовь к Родине. Основной целью моей работы является формирование патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с малой родиной.
Для реализации поставленной цели я выделила следующие задачи:
- знакомство дошкольников с прошлым и настоящим города Орска;
- формирование у воспитанников любви к малой Родине и Родине в целом;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к семье, дому, друзьям.
Есть много способов и средств знакомства ребенка с культурным и историческим наследием родного края. Это беседы, чтение художественной литературы, просмотр иллюстраций и фотографий, экскурсии и т.д. Наиболее эффективна работа по ознакомлению с малой родиной и привитию любви к родному краю – тематические прогулки, экскурсии. Изучение родных мест я начала со знакомства детей с дошкольным учреждением, его местонахождением. Целевой прогулки в библиотеку. Беседы на тему «Профессии родителей», «Я и моя семья» и другие проведенные мной, дают представление детям о жизни и труде взрослых, учат проявлять любовь к труду, уважение к людям.
В группе мной оформлен уголок патриотического воспитания, где находятся фотоматериалы, иллюстрации, знакомящие с городом Орск, собраны тематические папки «Достопримечательности нашего города», «Моя семья», дидактические игры.
Я провела занятие на тему «Мой город» целью которого было продолжать закреплять знания детей о названии родного города знакомить с его достопримечательностями.
Начиная с младших групп, я знакомила детей с устным народным творчеством. Это потешки, русские народные песенки, сказки, шутки-прибаутки, скороговорки, загадки, заклички, пословицы, поговорки. Большое значение для формирования патриотических чувств имеет участие детей в таких праздниках, как День города, День Победы, День защиты детей, День защитников Отечества, День пожилого человека, международный женский день. Дети с удовольствием делают своими руками открытки, поздравления, подарки своим родным и близким; учат стихи и песни к праздничным датам, участвуют в праздничных викторинах. Важной составной частью патриотического воспитания является приобщение детей к семейным традициям и традициям и обычаям своего народа, страны, к искусству. Дети должны не только знать о них, но и участвовать в них, принимать их, привыкать к ним.
Любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу. В группе организуются сюжетно-ролевых игр «Семья», «Детский сад», дидактических игр «Кто лишний», «Найди животных нашей станицы» «Когда это бывает». Мы разучили песенки-потешки про семью, читаем стихи, загадки, поговорки о семье. Каждое утро проводим пальчиковые игры на тему «Семья» («Это пальчик дедушка», «Моя семья», «Дружная семья»).
С детьми наблюдали за изменениями, происходящими на нашей улице, беседовали с детьми, где им приходилось бывать в городе, что они видели, что запомнили.
Во время прогулок обращала внимание детей, что в городе много
больших домов, где живут люди, есть и другие постройки, есть скамеечки, чтобы можно было отдохнуть, в городе много клумб с цветами. Весной наблюдали вместе с детьми за обрезкой деревьев.
Свои наблюдения дети отражали в аппликациях, конструировании: строили дома (большие и маленькие), дорогу. Все это закреплялось во время игр со строительным материалом. Темы по изобразительному искусству и аппликации: «Воздушные шарики», «Флажки на ниточке», «Домик» и другие.
Проводилась работа и с родителями: для того, чтобы не заблудиться - нужно знать свой домашний адрес, добивались того, чтобы дети его запомнили, для этого подключали родителей. Закреплялись знания о домашнем адресе, сообщались сведения о детском саде: как называется улица, на котором расположен детский сад.
Обращала внимание детей на работу дворников, после их работы приятно ходить по улицам. Этим хотели вызвать у детей желание
поддерживать чистоту в городе, на своем участке.
Проводилась большая работа и вне занятий - это наблюдения за
домами, проезжей частью, транспортом.
Знакомила детей с трудом людей разных профессий;
рассматривали альбомы и открытки с видами города.
Начала знакомить детей с достопримечательностями родного
города, памятниками воинам, которые защищали нашу страну в годы войны.
Также мы познакомились с народными промыслами (дымковская игрушка), полученные знания закреплялись в изобразительной деятельности, аппликации и лепке.
Проводила работу по знакомству детей с правилами
дорожного движения, посредством таких игр: «Красный, желтый, зеленый», «Дорожные знаки», «Запрещается - разрешается», и другие.
Для родителей были проведены консультации «Ребенок и дорога», «Патриотическое воспитание детей», беседа «Роль матери и отца в воспитании и развитии ребенка». Выставка детских рисунков ко Дню Матери «Моя мама лучшая на свете».
Большая история страны, начинается с истории каждой отдельно
взятой семьи и для того, чтобы дети лучше знали своих предков, давали задание, чтобы они попросили своих родителей рассказать им о своих бабушках и дедушках, прабабушках и прадедушках. После чего было проведено занятие: «Моя семья», где дети приносили семейные фотографии, рисовали свою семью. Родители оформили портфолио детей.
Результативность освоения детьми
программы дошкольного образования:
дети имеют представления о государстве (в том числе его
символов); «малой» и «большой Родине; ее природе.
Дети могут применять самостоятельно усвоенные знания и способы
деятельности для решения новых задач, проблем, способны воплотить их в рисунке, постройке, рассказе.
Дети умеют сопереживать персонажам; эмоционально реагируют на произведение изобразительного искусства, музыки и художественных произведений.
Заинтересованные семьи принимали участие в конкурсах «Папа, мама, я автомобильная семья», «Герои любимых сказок», «Парад снеговиков».