Просмотр содержимого документа
«Формирование первичных представлений о ценностях здорового образа жизни у детей раннего возраста»
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЦЕННОСТЯХ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
САВЕЛЬЕВА О. В., ВОСПИТАТЕЛЬ, МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 49 ГОРОДА АПАТИТЫ.
Актуальность темы
В современном мире, одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового
образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Потребность в его здоровье есть у
Семьи, общества, государства, и все вместе, мы пытаемся внушить ребенку свое представление о здоровье. Многочисленные научные исследования свидетельствуют: рост
отклонений в состоянии здоровья происходит в период пребывания детей в дошкольных учреждениях. Первые семь лет жизни организм ребенка интенсивно растет и развивается, с
этим возрастом связано больше критических периодов, что делает дошкольника наиболее уязвимым к воздействию неблагоприятных внешних факторов. Назрела необходимость широкого вовлечения дошкольных образовательных учреждений к решению важной национальной проблемы – сохранения и укрепления здоровья детей путем создания условий ля их гармоничного развития и для систематического проведения профилактической и оздоровительной работы, вовлечения родителей в этот процесс.
Подобный подход предъявляет особые требования к профессиональным качествам педагогов, работающих с дошкольниками, и предполагает активную позицию родителей. В вопросах, касающихся здоровья детей, не может быть важных и не важных моментов. Несоблюдение режима и неправильная организация режимных процессов, неадекватное возрасту и функциональным возможностям ребенка питание, гиподинамия, нарушение санитарных норм и правил и многое другое могут нанести серьезный вред здоровью ребенка. Знание особенностей физиологии детского возраста должно лежать в основе организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении и семье, учитываться при разработке новых методов.
Цель проекта: создание педагогических условий для формирования элементарных представлений у детей раннего возраста о здоровом образе жизни, вовлечение родителей в данный процесс.
Задачи:
• формировать элементарные представления о своем теле;
• воспитывать навыки здорового поведения;
• развивать двигательную активность и обогащать знания детей о физическом движении в целом;
• формировать представление о пользе и вреде;
• соблюдать культуру личной гигиены;
• соблюдать режим;
• развивать умение рассказывать о своем здоровье, здоровье близких;
• вырабатывать навыки правильной осанки;
• формировать потребности семьи ребенка в здоровом образе жизни и личного примера в укреплении и сохранении здоровья.
Участники проекта: воспитанники группы раннего возраста, педагоги, родители (законные представители).
Длительность реализации проекта: долгосрочный.
Планируемые результаты: повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями, активная позиция родителей в укреплении здоровья детей и семьи.
В реализации проекта задействованы все области развития ребенка, так как, по моему мнению, только комплексность мероприятий может привести к самым положительным результатам. Упражнения и занятия по формированию ЗОЖ у детей раннего возраста (от 1.5 до 3-х лет) необходимо применять как в образовательной деятельности, режимных моментах, так и при самостоятельной деятельности детей.
Познавательное развитие
Предполагает развитие интересов детей, любознательности; формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Тематические игры-беседы из цикла: «Мое тело» - учить ориентироваться на своем теле, закреплять умение самостоятельно показывать называемые части тела человека и их назначение («Глазки – смотреть», «Ушки – слушать», «Ротик – говорить»).
Обучающие игры – беседы из цикла: «Витамины»: «Овощи, фрукты, полезные продукты» – учить классифицировать; обогащать знания детей о полезных свойствах продуктов; учить различать продукты, их форму, цвет, вкусовые качества (яблоко – красного цвета, круглой формы, сладкое на вкус).
Беседы по сюжетным картинкам: «Зимние забавы», «Гимнастика для маленьких», «Закаливание», «Я и другие», «Правила безопасности для детей», «Чувства, эмоции», «Я гуляю».
Развитие речи
Включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров.
Потешки: «Водичка-водичка», «Нос умойся», «Зайка серый умывается», «Наши уточки с утра», «Травка-муравка», «Пошел котик на торжок».
Сказки и рассказы на формирование понимания безопасного поведения и воспитания культурно-гигиенических навыков: «Козлятки и волк», «Гуси-лебеди», «Колобок», «Три медведя», «Мойдодыр», «Федорино горе», можно в качестве просмотра мультфильмов.
Тематические стишки: «Вкусная каша», «Лечу куклу», «Уши», «Приглашение к завтраку» и другие .
Социально-коммуникативное развитие
В данной области необходимо воспитывать в ребенке осознание того, что он является частью детского коллектива, общества, его принадлежности к семье; научить доброжелательному отношению к сверстникам; развивать чувство эмпатии; формировать умение правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.
Важным моментом в этом возрасте является формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания: соблюдение последовательности действий при посещении туалета; пользование личным полотенцем, салфеткой, носовым платком; обращение внимания на свой внешний вид посредством зеркала; приучение к опрятности, аккуратности при приеме пищи, правильному пользованию ложкой, чашкой. Самостоятельность (или незначительная помощь взрослого) в раздевании перед сном, прогулкой, аккуратном складывании вещей на место. Стимулирование к самостоятельному одеванию.
Для достижения положительных результатов в формировании элементарных представлений ЗОЖ у детей раннего возраста, педагог должен применять форму партнерских, доверительных отношений с ребенком; создавать комфортную эмоциональную обстановку, обогащать развивающую среду согласно возрасту; уделить достаточно большое внимание взаимодействию с семьями воспитанников.
В процессе игровой деятельности, очень важно воспитывать в детях правила безопасного поведения в группе, на прогулке, дома, имеет смысл подобрать материал в форме анимации (просмотры м/ф из цикла «Азбука безопасности для маленьких»), использовать информационно-коммуникативные технологии в виде презентаций на темы: «Как нельзя поступать», «Какие опасности бывают».
Художественно-эстетическое развитие
Предполагает развитие предпосылок целостно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного); формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. В самостоятельной деятельности детей предлагать им свободное рисование (как коллективное – на ватмане, так и индивидуальное), лепку (под контролем педагога). Таким образом, у детей развиваются творческие способности, образность мышления, мелкая моторика; воспитывается чувство коллективизма; снижается эмоциональное напряжение.
Музыкальное воспитание вызывает у детей эмоциональный отклик на произведения разного характера; развивает образность восприятия музыки через движения. Для релаксации и снижения чрезмерной активности (перед сном, во время засыпания, после физических или эмоциональных нагрузок) можно использовать детскую спокойную музыку «Happi Baby». А после спокойных занятий, детям предложить бодрую, танцевальную музыку, с доступом к шумовым музыкальным инструментам: бубны, маракасы, колокольчики, погремушки, музыкальные игрушки.
Физическое развитие
В возрасте детей 2-3 лет физическое развитие сводится к развитию координации и познанию своего тела, поэтому очень важно приобщать детей к утренней зарядке, физкультминуткам. Необходимо так же применять разные виды гимнастики: артикуляционная, зрительная, дыхательная, бодрящая, пальчиковая.
Комплекс утренних гимнастик
Однажды наша Маша
Варила дома кашу.
Кашу сварила,
В кашу масло положила.
Молока налила,
Кашу с маслом запила.
Ешьте, дети, утром кашу,
Будете как Маша наша: Здоровыми, сильными, Крепкими, красивыми!
1. «Крепкие руки»
И. п.: ноги слегка расставить, руки согнуты в локтях, прижаты к бокам, кулачки у плеч. Руки с силой вытянуть вверх, кулачки не разжимать. Вернуться в и. п. Сохранять устойчивое положение. Повторить 5 раз.
2. «Мы — сильные»
И. п.: ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед, руки вниз. Вернуться в и. п. Наклон — выдох. Повторить 4—5 раз.
3. «Крепкие ноги»
И. п.: ноги слегка расставить, руки на пояс. Слегка сгибать и выпрямлять ноги («пружинка»). С третьего занятия предложить подниматься на носки. После 3—4-х движений отдых. Дыхание произвольное. Повторить 3—4 раза.
4. «Отдохнем»
И. п.: ноги слегка расставить, руки за спину. 3—4 раза потопать правой, потом левой ногой; сделать 6—8 подпрыгиваний. Дыхание произвольное. Повторить 3 раза, чередуя с ходьбой.
Физкультминутки
Кратковременные упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности (возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и дают отдых тем, которые работали).
Комплекс физкультминуток
Яблоня в моем саду
Гнется низко на ветру. Наклонилась вправо, влево –Покачаться захотела. Ветки вниз и вверх качнула И вперед их протянула. А как стихнет ветерок, Моя яблонька заснет
На реке живет енот, Чешет лапкой он живот. Своим хвостиком виляет, Кверху лапки поднимает. Шустро он по кочкам скачет И запас под корень прячет. Он среди воды живет, Добродушный наш енот.
***
Гриша шел-шел-шел, Белый гриб нашел Раз - грибок,
Два - грибок, Три - грибок, Положил их в кузовок
Применение элементов самомассажа (обучение ориентации на своем теле, самоконтролю, тактильным ощущениям), после сна проводить тонизирующий самомассаж (похлопывание, пощипывание), перед сном - расслабляющий (поглаживание).
Тонизирующий
Расслабляющий
Утка по реке плывет, (ребенок проводит по телу линию) Крыльями по речке бьет. (похлопывает по себе ладошкой) Травку щиплет на лугу (пощипывает себя) Я за уткой побегу (пальчики бегут).
А у нашей кошки серенькие ножки, Серенькая спинка, серые ладошки. Серенькое ушко, серенькое брюшко, Серые глаза, кошка – егоза!
(дети поглаживают все перечисляемые части тела)
Артикуляционная гимнастика - комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.
Упражнения для мышц языка:
«Лопата». Язык высунуть изо рта и удерживать в горизонтальном положении широким, расслабленным.
«Иголочка». Язык высунуть изо рта и удерживать в горизонтальном положении острым, напряженным.
«Лопата-иголочка». Чередовать расслабленный язык с напряженным.
«Часики». Кончик языка высунуть изо рта и тянуть влево, затем вправо.
«Лошадка». Цокать язычком, при этом максимально открывать рот.
«Мама красит губы». Кончиком языка «красить» губы по часовой стрелке - 5 раз, против – 5 раз.
Дыхательная гимнастика -
система дыхательных упражнений, направленных на укрепление здоровья, профилактику и лечение заболеваний органов дыхания.
«Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы «трубочкой» и с силой подуть на ватный шарик,
стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.
«Охотник идет по болоту». Губы растянуть в улыбке, язычок между зубами. При выдохе шлепать ладонями по щекам, получается хлюпающий звук.
«Кораблик». Взять таз с водой и бумажный кораблик. Чтобы кораблик плыл плавно, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука «ф».
«Соломинка». Взять соломинку для коктейля и дуть в стакан с водой, образуя множество пузырей, щеки не надувать.
В упражнениях на дыхание можно применять мыльные пузыри, а так же дуть на снежинки и бабочки (подвешенные на ниточку), приводя их в движение.
Зрительная гимнастика
Проводится в целях предупреждения нарастающего зрительного утомления, для укрепления глазных мышц и снятия напряжения во время зрительно-нагружающих занятий. Как показали современные исследования, «гимнастика для глаз» улучшает кровоснабжение глазных яблок, нормализует тонус глазодвигательных мышц, способствует быстрому снятию зрительного утомления. Зрительная гимнастика должна быть обязательной частью любой совместной или образовательной деятельности, связанной с напряжением зрения, и режимных моментов.
Упражнения для глаз
«Елка»
Вот стоит большая елка, Посмотреть снизу вверх
Вот стоит большая елка, Вот такой высоты. У нее большие ветки. Посмотреть слева направо Вот такой ширины. Есть на елке даже шишки, Посмотреть вверх А внизу – берлога мишки. Посмотреть вниз Зиму спит там косолапый, Зажмурить глаза, потом поморгать И сосет в берлоге лапу. 10 раз, повторить 2 раза.
«Овощи»
Ослик ходит, выбирает, Обвести глазами круг Что сначала съесть не знает. Наверху созрела слива, Посмотреть вверх А внизу растет крапива, Посмотреть вниз Слева – свекла, справа – брюква, Посмотреть влево-вправо Слева – тыква, справа – клюква, Влево-вправо Снизу – свежая трава, Посмотреть вниз Сверху – сочная ботва. Посмотреть вверх Выбрать ничего не смог Зажмурить глаза, потом поморгать И без сил на землю слег. 10 раз , повторить 2 раза.
Пальчиковая гимнастика - развивает мелкую моторику детских рук и пальцев, способствует развитию мозга и речи ребёнка, развивает творческое начало, улучшает память, готовит руку к письму, поднимает настроение и благотворно влияет на психику ребёнка, обеспечивает хороший досуг, закрепляет позитивный настрой на занятия.
Для массажа рук и пальчиков - мячики с шипами и самодельные тренажеры для рук (пластиковые катушки от ниток, 4-5 шт., соединены между собой веревочкой - это создает подвижность, нужно раскатывать тренажер между ладошек).
Пальчики просыпаются
Утром встали пальчики - маленькие мальчики, Друг другу обрадовались, здороваться начали. Здравствуй, пальчик, здравствуй пальчик…. (поочерёдное соприкосновение большого пальца руки ребёнка с кончиками остальных пальцев той же руки).
«Семья»
Как у нас семья Большая да веселая (топают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно) Два у лавки стоят, (Загибают большие пальцы) Два учиться хотят. (Загибают указательные пальцы) Два Степана сметаны объедаются. (Загибают средние пальцы) Две Дашки у кашки питаются. (Загибают безымянные пальцы) Две Ульки в люльке качаются. (Загибают мизинцы).
Бодрящая гимнастика После сна она имеет очень важную цель - активизация обмена веществ, тренировка защитных механизмов организма, развитие умений, ощущений осознанно управлять движениями. Гимнастику после дневного сна проводить регулярно в сочетании с контрастными воздушными ваннами, босохождением, хождением по массажной ортопедической разнотекстурной дорожке. Сочетать с элементами массажа, при использовании фитнесс-мяча с шипами и самомассажем.
Упражнения
Раз - подняться, подтянуться Два - согнуться, разогнуться Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре - ноги шире. Пять - руками помахать. Шесть - за стол тихонько сесть.
Мы топаем ногами, Топ-топ-топ! Мы хлопаем руками, Хлоп-хлоп-хлоп! Качаем головой, И вертим головой. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем, Мы руки подаем И бегаем кругом.
Взаимодействие с родителями
Образовательная среда в дошкольной организации, отвечающая требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, включает создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности .
Педагоги могут помочь родителям совместными усилиями найти более эффективные способы решения возникающих проблем, для этого педагогам необходимо сначала вовлечь родителей в совместную работу, которая заключается в следующем:
1. Установка партнерского диалога путем индивидуальных бесед, в том числе о
необходимости взаимодействия в вопросе по формированию элементарных представлений о ЗОЖ, соблюдению режимных моментов и рекомендаций вне ДОУ.
2. Анкетирование родителей «Какой мой ребенок» - оценка детско-родительских отношений, получение первичных представлений о ребенке; «Семейные традиции» -
совместное проведение досуга, увлечения.
3. Информационный уголок: консультации для родителей на темы: «Возрастные и психологические особенности развития ребенка 2-3 лет»; «Как воспитать здорового ребенка»; «Закаливание»; «Растем, развиваемся, физкультурой занимаемся», «Какие
Памятки для родителей: «Адаптация», «Первый раз в детский сад», «Этикет для малышей»,
«Признаки психоэмоционального напряжения у детей», «На зарядку вместе с мамой», «Игры с ребенком на улице» (по сезонам), «Упражнения на дыхание».
Демонстрационный материал (папки-передвижки): «Инфекционные заболевания у детей, симптомы», «Растем, трудимся, помогаем», «Гимнастика для маленьких», «Пальчиковая гимнастика», «Оказание первой помощи при несчастном случае».
4. Родительские собрания. Темы: «Ознакомление с режимными моментами группы»; «Проблема в современном воспитании детей»; «Здоровый образ жизни – здоровые дети».
Заключение:
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям. Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре безопасности
жизнедеятельностипозволят найти способы укрепления и сохранения здоровья. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.
Список литературы:
1. М. Лещенко «Анатомия и физиология дошкольника».Журнал «Здоровье дошкольника» 2008-2011, [с.5-7]