Просмотр содержимого документа
«Формирование положительных взаимоотношений в процессе сюжетно-ролевой игры»
Министерство образования и науки Челябинской области ГБПОУ «Саткинский политехнический колледж имени А.К. Савина»
Щербакова Анна Евгеньевна
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
КУРСОВАЯ РАБОТА
КР защищена
с оценкой______________
« »____________201_ года
Специальность 44.02.01
Дошкольное образование
Курс 2, группа 22 Руководитель: Бабенко С.В.
преподаватель МДК 02.01. Теоретические и
методические основы организации игровой
деятельности дошкольников
высшей квалификационной категории
Сатка, 2017
Оглавление
Введение
3
Глава 1 Характеристика сюжетно-ролевой игры
5
1.1 Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре
5
1.2 Сущность, своеобразие и значение сюжетно-ролевой игры
7
1.3 Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры
10
Глава 2 Условия для развития положительных взаимоотношений у дошкольников в сюжетно-ролевой игре
16
2.1 Воспитание положительных качеств у детей в сюжетно-ролевой игре
16
Выводы по главам 1 и 2
18
Глава 3 Опытно-экспериментальная работа, направленная на изучение взаимоотношений у дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры
20
3.1 Общая характеристика условий экспериментальной работы
20
3.2 Констатирующий этап эксперимента
20
Выводы по главе 3
26
Заключение
27
Список литературы
29
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Отношения между людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
Проблема отношений занимает в педагогике и психологии большое место. В детском саду, где дети имеют равные права и близкие интересы, ребенок учится и приобретает практический опыт, оказывая действенную помощь другому ребенку, сочувствуя, разделяя с ним радость, печаль и т.п.
Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Ребёнок, который мало общается со сверстниками, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Во всех случаях такой ребёнок сосредоточен на своём “Я”, которое замкнуто на своих преимуществах (недостатках) и обособлено от других. Доминирование такого отчуждённого отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение дошкольника со сверстниками, но и в дальнейшем может принести массу всевозможных проблем.
Исходя из вышеизложенного, эта тема актуальна на данном этапе развития нашего общества.
Объектом исследования являются дети дошкольного возраста. Предмет исследования: взаимоотношения детей в процессе сюжетно-ролевой игры.
Цель: рассмотреть формирование взаимоотношений в процессе сюжетно-ролевой игры.
Исходя из данной цели, мы можем рассмотреть следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты формирования взаимоотношений в процессе сюжетно-ролевой игры
Проанализировать взаимоотношения дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры
Подобрать методики, для формирования положительных взаимоотношений детей в процессе сюжетно-ролевой игры
Провести подгрупповой эксперимент
Проанализировать полученные данные
методы исследования:
изучение и анализ психологической, педагогической и методической литературы;
наблюдение за деятельностью детей, групповая беседа
проведение эксперимента из одного этапа: констатирующего
анализ полученных данных
1. Характеристика сюжетно-ролевой игры
1.1 Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливость и любознательность». В. Сухомлинский
Сюжетно-ролевая игра не может функционировать в готовом виде, а зависит от жизненного опыта дошкольников. Она имеет свои законы развития, зависит от мировосприятия действительности и выступает его отражением.
В сюжетно-ролевой игре надо начинать развивать у детей самостоятельность. В реальной жизни мы постоянно слышим от малышей: «Я сам!», в игре тем более они должны иметь право на самостоятельность.
Самостоятельность – это качество личности, своеобразная форма ее активности, отражающая актуальный уровень развития ребенка. Она обеспечивает самостоятельные, без посторонней помощи взрослого, постановку и решение разного рода жизненных задач, возникающих перед ребенком в повседневном его поведении и деятельности.
Под руководством воспитателя дошкольники учатся самостоятельно ставить игровые задачи и выбирать различные предметные способы для их решения.
Самостоятельность развивается у дошкольников в процессе самодеятельных игр. Такие игры начинаются по собственной инициативе ребенка, его желания проигрывать различные сюжеты, без вмешательства взрослого.
В организации этой непростой работы должна быть четкая последовательность. Когда ребенок учится чему-то новому, ему необходимо сотрудничество с взрослым. Воспитатель в этот период помогает поставить игровую задачу, показывает, каким предметным способом ее можно решить. Когда же ребенок научиться ставить игровые задачи, надо предоставить ему максимальную возможность для проявления самостоятельности.
Обучение новым игровым умениям происходит в совместных играх с взрослым. Освоенные игровые действия с игрушками, предметами-заместителями постепенно включаются в самостоятельные игры. Основным приемом руководства здесь является активизирующее общение воспитателя с детьми.
В сюжетно-ролевой игре дети еще не вступают во взаимодействие друг с другом, их игры носят индивидуальный характер. Но все, же малыши постепенно начинают проявлять интерес к играм сверстников, наблюдают за ними. Такой интерес нужно всячески поддерживать, что впоследствии приводит к проявлению желания играть совместно с другими детьми.
Также большую роль играет рациональное размещение игрового материала. Его нужно располагать так, чтобы играющие дети, с одной стороны, не мешали друг другу, но при этом имели возможность наблюдать за играми сверстников, то есть играли рядом.
Элементарные навыки самостоятельности, приобретенные на этапе сюжетно-ролевой игры, в дальнейшем совершенствуются: дети придумывают замысел, по своему усмотрению выбирают роли, ставят разнообразные игровые задачи, решают, с кем играть.
Изучая сущность самостоятельной деятельности дошкольника в теоретическом плане, выделяется 3 направления деятельности, по которым может развиваться самостоятельность – познавательная, практическая и организационно-техническая.
Роль самостоятельной деятельности дошкольников возрастает так же в связи с изменением цели воспитания, его направленностью на формирование навыков и творческой деятельности. Второе направление берет свое начало в работах Яна Амоса Коменского. Содержанием его является разработка организационно-практических вопросов вовлечения дошкольников в самостоятельную деятельность. При этом предметом теоретического обоснования основных положений проблемы выступает здесь воспитание, деятельность воспитателя без достаточно глубокого исследования и анализа природы деятельности самого ребенка. Практика воспитания во многом обогатилась содержательными материалами для организации самостоятельной работы дошкольников в процессе занятий и дома.
Третье направление характеризуется тем, что самостоятельная деятельность избирается в качестве предмета исследования. Это направление берет свое начало в основном в трудах Константина Дмитриевича Ушинского. Исследования, которые развивались в русле психолого-педагогического направления, были направлены на выявление сущности самостоятельной деятельности как дидактической категории, ее элементов – предмета и цели деятельности. Однако при всех имеющихся достижениях в исследовании этого направления самостоятельной деятельности дошкольника ее процесс и структура еще не достаточно полно раскрыта.
Таким образом, мы выяснили что, самостоятельность развивается у детей во время игры, когда он начинает говорить «Я сам!». И самостоятельность продолжает развиваться в ходе других видов деятельности.
1.2 Сущность, своеобразие и значение сюжетно-ролевой игры
Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребёнок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что веря в правду игры, создаёт особую игровую жизнь и искренне радуется и огорчается по ходу игры. Активный интерес к явлениям жизни, к людям, животным, потребность в общественно значимой деятельности ребёнок удовлетворяет через игровые действия.
Игра, как и сказка, учит ребёнка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков.
В сюжетно-ролевых играх отчётливо выступает оптимистический, жизнеутверждающий характер, самые трудные дела в них всегда заканчиваются успешно и благополучно: капитаны проводят корабли сквозь штормы и бури, пограничники задерживают нарушителей, доктор излечивает больных.
Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества — это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр.
Основные особенности сюжетно-ролевой игры.[7]
1. Социальный мотив игр.
Игра — это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношении. Когда игра достигает своего пика, то ребенку становится недостаточно заменять отношения в игре, вследствие чего зреет мотив сменить свой статус. Единственный способ, как он это может сделать, — это пойти в школу.
2. Эмоциональное развитие.
Игра ребенка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему еще не доступны. Ребенок отличает игру от действительности, в речи дошкольников часто присутствуют такие слова: «как будто», «понарошку» и «По-правде». Но, несмотря на это, игровые переживания всегда искренни. Ребенок не притворяется: мама по-настоящему любит свою дочку-куклу, водитель серьезно озабочен тем, удастся ли спасти попавшего в аварию товарища.
Выдающийся русский психолог Лев Семенович Выготский также отмечал, что, хотя ребенок создает в ходе ролевой игры воображаемые ситуации, чувства, которые он при этом испытывает, самые настоящие.
С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более осознанными и сложными. Когда ребенок подражает космонавтам, он передаст свое восхищение ими, мечту стать таким же. А при этом возникают новые чувства: ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено. Сюжетно-ролевая игра — это школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир малыша.
3. Развитие интеллекта.
Развитие замысла в сюжетно-ролевой игре связано с общим умственным развитием ребенка, с формированием его интересов. У детей дошкольного возраста возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых; у них появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. Вследствие чего и замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное время овладевают их воображением.
Развитие воображения и творчества.
Согласованность действий в длительных сюжетно-ролевых играх сочетается с импровизацией. Дети намечают общий план, последовательность действий, а во время игры возникают новые идеи, новые образы. Так, во время многодневного «морского путешествия» то один, то другой участник игры придумывал новые интересные эпизоды: водолазы опускались на дно моря и находили сокровища, в жарких странах ловили львов и отвозили их в зоопарк, в Антарктике кормили белых медведей.
Для осуществления замысла в сюжетно-ролевой игре ребенку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии с взятой на себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, то дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками.
5. Развитие речи.
Слово помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними свои действия. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой — сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои действия, и этим самым осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.
Таким образом, в самой игре ребенок познает новое и учится общаться с коллективом, т.е. формируются взаимоотношения.
1.3 Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры
Несмотря на то, что некоторые сюжеты встречаются на протяжении всего дошкольного детства, есть определённая закономерность в их развитии.
Во-первых, развитие сюжетов идёт от бытовых игр к играм с производственными сюжетами и, наконец, к играм с сюжетами общественно-политическими. Это связано с расширением кругозора ребёнка и его жизненного опыта.
Во-вторых, развитие сюжетов идёт и по линии разнообразия форм игры в пределах одной группы сюжетов.
Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры:
Тема - та область действительности, которую ребёнок воспроизводит в игре (ʼʼсемьяʼʼ. ʼʼбольницаʼʼ,ʼʼстоловаяʼʼ и т.д.). Чаще всего тема берётся из окружающей действительности, но дети ʼʼзаимствуютʼʼ и сказочные темы.
Сюжет строится в соответствии с темой. К сюжетам относят определённую последовательность событий, разыгрываемых в игре.
Классификация игр по сюжетам:
1. Бытовой - семейный быт, сад, школа.
2. Производственно-строительные, индустриальные, сельскохозяйственные, ремесленные игры.
3. Общественно-политический – демонстрации, митинги, игры в войну.
Несмотря на то, что некоторые сюжеты встречаются на протяжении всего дошкольного детства, есть определённая закономерность в их развитии.
Исследования показывают, что игра возникает и развивается не самопроизвольно. Для этого необходимы три условия: наличие разнообразных впечатлений от окружающей действительности; наличие различных игрушек и воспитательных пособий и частое общение ребёнка с взрослыми.
Роль – это соответствующий принятым в обществе нормам, правилам способ поведения людей в различных ситуациях, моделирование реальных отношений, существующих между людьми.
Даниил Борисович Эльконин называет роль центральной единицей игры. Выполнение роли ставит ребёнка перед крайне важностью действовать не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью. В пределах одного сюжета ребёнок может выполнять разные роли (сегодня мама, завтра – дочка).
Невыполнение правил приводит к распаду игры. Правила успешнее соблюдаются в коллективных играх, т.к. имеется контроль со стороны партнёров.
В младшем дошкольном возрасте дети легко нарушают правила, не замечают, когда это делают другие, т.к. не осознают их смысл. Далее начинают фиксировать нарушение правил товарищами и противятся этому. В старшем дошкольном возрасте правила становятся осознанными, открытыми. Ребёнок учится управлять своим поведением.
Игровые действия - способствуют выполнению роли: ʼʼврачʼʼ делает уколʼʼбольномуʼʼ и т.д.
С возрастом игровые действия усложняются: от простого подражания взрослым до обобщённого, условного характера. Могут заменяться словами (ʼʼБельё уже постираноʼʼ). Освоение разнообразных игровых действий позволяет ребёнку наиболее полно и точно реализовать роль.
Содержание игры – то, что ребёнок выделяет как основной момент действительности или отношений взрослых. Дети разных возрастных групп при игре с одним и тем же сюжетом, вносят в неё разное содержание: для младших дошкольников - ϶ᴛᴏ многократное повторение какого-либо действия с предметом («качать куклу»). Для средних это – моделирование деятельности взрослых и эмоционально значимых ситуаций, выполнение роли; для старших – соблюдение правил в игре.
Игровой материал – игрушки, атрибуты и разнообразные другие предметы, при помощи которых дети разыгрывают сюжет и роли. Особенностью игрового материала становится то, что в игре предмет используется не в своём собственном значении, а в качестве заместителей, других недоступных ребёнку практически, предметов. Замещение возникает всегда в проблемной ситуации: что делать, когда кукла хочет кушать, а ложки нет? С предметом-заместителем можно выполнять ту же функцию, что и замещаемым (ложкой должна быть палочка, карандаш, даже градусник).
Ролевые и реальные отношения - первые отражают отношение к сюжету и роли (конкретные проявления персонажей), а вторые выражают отношение к качеству и правильности выполнения роли (они позволяют договориться о распределении ролей, выборе игры и реализуются в игровых). В случае если детям не удается договориться о распределении ролей, то игра распадается или кто-то из ребят выходит из неё. В выборе партнёров для игр дети опираются на свои симпатии, выделяют ценимые в сверстнике нравственные качества, игровые умения, а также наличие привлекательных игровых предметов.
Реальные отношения могут противоречить игровым. Чем старше ребёнок, тем чаще конфликт между реальными и игровыми отношениями, который разрешается в пользу реальных.
Итак, игра содержит структурные элементы, в ходе которых, мы создаем саму игру. Если убрать один компонент, то игра просто не получится.
Содержание и роли в сюжетно- ролевой игре в разных возрастных группах
По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей, более старшего возраста. Эти отличия связаны с относительной ограниченностью опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи. Ребенок не может представить игру до ее начала, не улавливая логическую последовательность между реальными событиями. Поэтому и содержание игр, как отмечала Александра Платонова Усова, отрывочное, нелогичное. Малыши часто повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми и связанные с бытом. Александра Платонова Усова охарактеризовала такие игры как игры - действия. Причем интерес к действиям часто доминирует, поэтому цель игры ускользает из поля зрения ребенка.
Однако на границе третьего и четвертого года жизни игры становятся более содержательными, что связано с расширением представлений детей об окружающем мире. Дошкольники начинают комбинировать разные события, включая в игры эпизоды из собственного опыта и из литературных произведений, которые им читали или, что особенно ценно, показывали посредством сюжетно-дидактических игр, иллюстраций в книгах, настольного театра, диафильмов.
На четвертом и пятом году жизни в играх детей наблюдается целостность сюжета, взаимосвязанность отражаемых событий. У дошкольников складывается интерес к определенным сюжетам, в которые они играли и раньше. Дети живо откликаются на новые впечатления, вплетая их, как сюжетные линии, в знакомые игры. Обогащению содержания помогает взаимодействие детей в игре, когда каждый носит что-то свое, индивидуальное. В этом возрасте начинаются обобщение и усечение изображаемых ситуаций, которые хорошо освоены ребенком в реальной жизни и не вызывают у него особого интереса.
Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планируют развитие содержания. Появляются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, почерпнутыми за пределами дошкольного учреждения: по мотивам мультсериалов, прочитанных дома книг, рассказов взрослых и другое. Продолжается обобщение игровых ситуаций; помимо условных и символических действий, дети активно используют речевые комментарии («Все как будто поспали - и сразу идем в зал на праздник!»; «Давайте так: мы уже прилетели в Африку!»). Эти речевые комментарии представляют собой словесное замещение каких-либо событий. Дети прибегают к ним, чтобы не нарушать логику развертывания содержания игры.[6]
Таблица 1. Содержание игры в разном возрасте
Возраст ребенка
Содержание игры
Младший дошкольный возраст (2-4 года)
Изображает взрослого человека, выполняющего различные функции
Средний дошкольный возраст (4-5 лет)
Разыгрывается жизненный этап или сказочный сюжет, роли открыты, а правила еще скрыты
Старший дошкольный возраст (5-6 лет)
Усвоение норм и правил выполнения роли, главное в игре – действовать по правилам
Подготовительный дошкольный возраст (6-7 лет)
Изображение сказочных героев, усвоение морально-эстетических норм поведения
Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он на себя берет. Роль - средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.
Для ребенка роль - это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Отступление кого-либо и играющих от протесты у партнеров по игре. То есть, для дошкольников роль - это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.
Роль появляется в игре на границе раннего и дошкольного возраста. На третьем году жизни наблюдается эмансипация ребенка от взрослого. Одновременно у дошкольника растет стремление действовать самостоятельно, но как взрослый. Тогда, малыш, играя, начинает выполнять отдельные действия, характерные для какого-либо взрослого (укладывает куклу спать, как мама), хотя и не называет себя именем взрослого. Это и есть первые начатки роли. К ним следует отнести и еще один признак: ребенок «озвучивает» игрушку, говоря от ее лица. На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям-образам. Роли ясно очерчены и выделены. Роли определяют и направляют поведение ребенка. Ролевые функции детей взаимосвязаны.
Делаем выводы, что роль – это главный компонент всей игры. Если не будет ролей, то мы начнем путаться, кто каким персонажем играет.
2. Условия для развития положительных взаимоотношений у дошкольников в сюжетно-ролевой игре
2.1 Воспитание положительных качеств у детей в сюжетно-ролевой игре
В процессе сюжетно-ролевой игры развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Советский педагог Василий Александрович Сухомлинский подчеркивал, что "игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности". Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.
Уже трех - четырехлетние дети начинают понимать и усваивать такие правила: не бросать игрушки, класть их на место, не выхватывать игрушку у товарища, а попросить. В старшей группе эти навыки устойчивы. Более того, в этом возрасте дети способны контролировать свои действия, повышая тем самым требования к самому себе. С этой целью полезно проводить кратковременные коллективные беседы с детьми: "Все ли в нашем игровом уголке в порядке"; "Как мы играем". В игре проявляются такие волевые качества, как ответственность, целеустремленность, настойчивость и упорство в преодолении трудностей. Ребенок шести лет умеет поставить перед собой цель - самостоятельно подобрать материал, терпеливо довести начатое дело до конца.
Педагог решает следующие задачи:
Воспитание желания и умения совместно играть;
2. Воспитание навыков коллективной игры (умение договариваться, распределять роли и игрушки, радоваться успехам товарища);
3. Воспитание доброжелательного отношения к людям, желания и готовности сделать им полезное и приятное.
Чем сложнее игра, тем сложнее в ней складываются взаимоотношения детей и ярче выступают умения договариваться, самостоятельно и справедливо разрешать конфликты, быть целеустремленными и дружными, т.е. те качества, без которых невозможно развитие организаторских способностей.
Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате, которого формируется «детское общество». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности дошкольника.
Таким образом, без взаимоотношений между сверстниками игра не смогла бы развиваться в сюжете.
Выводы по главам 1 и 2
Мы выяснили что, сюжетно-ролевая игра не может функционировать в готовом виде, а зависит от жизненного опыта дошкольников. Она имеет свои законы развития, зависит от мировосприятия действительности и выступает его отражением.
В сюжетно-ролевой игре дети еще не вступают во взаимодействие друг с другом, их игры носят индивидуальный характер. Также большую роль играет рациональное размещение игрового материала.
В сюжетно-ролевой игре надо начинать развивать у детей самостоятельность. Самостоятельность развивается у дошкольников в процессе самодеятельных игр. Такие игры начинаются по собственной инициативе ребенка, его желания проигрывать различные сюжеты, без вмешательства взрослого.
В сюжетно-ролевых играх отчётливо выступает оптимистический, жизнеутверждающий характер, самые трудные дела в них всегда заканчиваются успешно и благополучно. Сюжетно-ролевая игра, как правило, носит коллективный характер.
Основные особенности сюжетно-ролевой игры:
Соблюдение правил
Социальный мотив игры
Эмоциональное развитие
Развитие интеллекта
Развитие воображения и творчества
Развитие речи
Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры:
Тема
Сюжет
Роль
Игровые правила
Игровые действия
Содержание игры
Игровой материал
Ролевые и реальные отношения друг с другом
Классификация игр по сюжетам:
Бытовой
Производственный
Общественно-политический
Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он на себя берет. Для ребенка роль – это его игровая позиция. На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям-образам. Роли ясно очерчены и выделены. Роли определяют и направляют поведение ребенка. Ролевые функции детей взаимосвязаны.
В процессе сюжетно-ролевой игры развиваются духовные и физические силы ребенка. Педагог решает следующие задачи:
Воспитание желания и умения совместно играть;
Воспитание навыков коллективной игры (умение договариваться, распределять роли и игрушки, радоваться успехам товарища);
Воспитание доброжелательного отношения к людям, желания и готовности сделать им полезное и приятное.
Чем сложнее игра, тем сложнее в ней складываются взаимоотношения детей и ярче выступают умения договариваться, самостоятельно и справедливо разрешать конфликты, быть целеустремленным и дружелюбным.
3. Опытно- экспериментальная работа, направленная на изучение взаимоотношений у дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры
Общая характеристика условий экспериментальной работы
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе муниципального автономного образовательного учреждения детского сада № 26 «Теремок» г. Сатка во 2 младшей группе. 10 детей приняло участие в эксперименте.
В группе созданы все условия для формирования положительных отношений между детьми. Созданы разные сюжетно-ролевые уголки: больница, дочки-матери, а также строительные уголки, которые после обыгрываются.
Для данного возраста большую часть времени половина детей играли в строительные игры, а другая половина в сюжетно-ролевые. В силу своего возраста дети еще плохо ладят друг с другом, в плане игр, и поэтому воспитатель заостряет внимание на их отношении друг к другу и помощи близким. Но, не смотря на это, видно, что детям очень нравиться играть вместе, особенно, когда им в игру вносят что-то новое.
Экспериментальная работа в группе № 11, 2ая младшая возрастная группа. Количество детей: 23. Из них 9 девочек и 14 мальчиков. Обучением и воспитанием детей занимается их воспитатель. В группе созданы все условия для сюжетно-ролевой игры и полного взаимодействия детей друг с другом.
Эксперимент включал в себя всего один этап: констатирующий.
3.2 Констатирующий этап эксперимента
Цель: разработать методики формирования положительных взаимоотношений через сюжетно-ролевую игру в 2ой младшей группе.
План констатирующего эксперимента
№
Дата
мероприятия
Цель
Примечание
1
18.04. 2017 г.
Наблюдение в процессе сюжетно-ролевой игры
Выявить у детей их взаимоотношения в процессе сюжетно-ролевой игры с моей точки зрения
Таблица 1
2
22.04.
2017 г.
Анкетирование воспитателя
Выявить уровень взаимоотношений детей в процессе сюжетно-ролевых игр с точки зрения воспитателя
Приложение А
3
25.04.
2017 г.
Социометрическая диагностика «Секрет»
Выявить отношения детей друг к другу
Таблица 2
4
25.04.
2017 г.
Беседа с детьми
узнать их отношения друг к другу, помочь детям разрешить конфликты в разных ситуациях, выявить отношение детей к сюжетно-ролевым играм.
Приложение В
5
28.04.
2017 г.
Характеристика сюжетно-ролевых игрушек и уголков для игр
Выявить доступность и значимость этих уголков для детей
Приложение С
С целью выявления взаимоотношения между детьми, были использованы критерии взаимоотношений в ходе наблюдения, разработанные мной:
Доброжелательность;
Умение делиться игрушками;
Коллективизм;
Хорошее отношение к сверстникам;
Открытость;
Активное участие в играх.
Уровень взаимоотношений определялся следующим образом:
Высокий уровень – развиты 6-5 критериев
Средний уровень – развиты 4критерия
Низкий уровень – развиты 3 и меньше критериев
Наблюдение
Таблица 1. Уровень взаимоотношений в процессе сюжетно-ролевой игры дошкольников (по результатам наблюдений)
Критерии взаимоотношений
Код ребенка
Всего
%
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Доброжелательность
+
-
+
+
+
+
+
+
+
+
9
90%
Умение делиться игрушками
+
-
-
+
-
+
-
+
-
-
4
40%
Коллективизм
+
-
+
+
-
+
+
+
+
+
8
80%
Хорошее отношение к сверстникам
+
-
-
+
+
+
-
+
+
-
6
60%
Открытость
+
+
-
+
+
+
+
+
-
+
8
80%
Активное участие в играх
-
-
-
+
+
+
+
+
-
+
6
60%
ИТОГО БАЛЛОВ
5
1
2
6
4
6
4
6
3
4
4,1 (средний балл)
УРОВЕНЬ
В
Н
Н
В
С
В
С
В
Н
С
С
Таким образом, 4 человека (40%) имеют высокий уровень взаимоотношений, 3 человека (30%)- средний уровень и 3 человека (30%) – низкий уровень.
Наиболее развита доброжелательность, меньше всего развиты такие качества как, умение делиться игрушками, хорошее отношение к сверстникам, активное участие в играх. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать все эти качества.
Анкетирование воспитателя
Цель: выявить особенности сюжетно-ролевых игр и взаимоотношения детей в процессе игры, уровень взаимоотношений с точки зрения воспитателя.
Срок проведения: 22.04.2017 г.
Вопросы для анкетирования (см. приложение А)
Интерпретация результатов:
В результате анкетирования было выявлено, что дети играют в сюжетно-ролевые игры ежедневно, когда идет самостоятельная деятельность. Взаимоотношения в группе напряженные, так как часто возникают конфликты между детьми. Есть дети, которые не ладят с коллективом, играют сами по себе. Бывает так, что дети не хотят брать в игру другого ребенка, так как он их обижал. Дети хорошо манипулируют игрушками, используют их по назначению, а так же используют предметы-заместители.
Цель: выявить взаимоотношения детей, узнать у них с кем они больше всего любят играть, кто у них «лидер».
Срок проведения: 25.04.2017 г.
Я, предлагала детям, в раздевалке положить 3 ярких картинки в любые шкафчики, к кому они хотят. Результаты я фиксировала в таблицу
Таблица 2. Социометрическая диагностика «Секрет»
Код ребенка
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
+
+
+
+
2
3
+
+
+
4
+
+
+
5
+
+
+
+
6
+
+
+
7
+
+
8
+
+
+
+
9
+
+
+
10
+
+
+
+
Уровень категории взаимоотношений у дошкольников определялся следующим образом:
Лидер – 10-5 выборов
Принятые в коллектив – 4-2 выборов
Отверженные – 1 и ниже выборов
Таким образом, по таблице мы видим, что один ребенок, отвергнутый от коллектива, по словам детей, он их обижает. Остальные дети приняты в коллектив и хорошо ладят друг с другом, у них иногда возникают конфликты в игре, но они быстро находят компромисс.
Беседа с детьми
Цель: узнать их отношения друг к другу, помочь детям разрешать конфликты в разных ситуациях, выявить отношение детей к сюжетно-ролевым играм.
Срок проведения: 25.04.2017 г.
Вопросы к беседе с детьми (см. приложение В)
Интерпретация результатов:
В ходе беседы с детьми, было выявлено что, дети больше всего любят играть в такие игры, как больница, дочки-матери и строителей, т.к. в группе есть все необходимые условия для реализации этих игр.
Так же дети много ссорятся в ходе игры, т.к. они не могут поделить какую-либо игрушку. Воспитатель учитывает это и разрешает конфликты с помощью беседы. Например: «давайте вы вместе будете играть по очереди этой игрушкой», «а смотри-ка, у нас же есть точно такая же игрушка, давай я тебе её дам» и т.д. Дети через некоторое время мирятся и начинают играть, забывая о конфликте.
Но в группе есть дети, которые отвергнуты от коллектива, и их не хотят брать в игру, т.к. они помнят, что этот ребенок часто их обижал и даже не просил прощения.
Для разрешения конфликтов между детьми, я, проводила беседы в ходе игр, говорила, что нужно играть все вместе, вносила какие-либо изменения в игру, от чего дети были довольны, т.к не было больше конфликтов и все играли дружно. Например, я предлагала детям объединиться в игре, и была совершенно другая игра с другим сюжетом.
Характеристика сюжетно-ролевых игрушек и уголков для игр
В группе детского сада созданы все условия для сюжетно-ролевых игр. Находятся уголки для игр, таких как «больница», «кухня», «дочки-матери» (см. приложение С). Они занимают немного место, но этого хватает на всех детей.
В уголках находятся игрушки, которые подходят по содержанию игр и возрасту детей. Они соответствуют санитарно-гигиеническим нормам, т.е нет острых углов, чем дети могут пораниться. Краска не выцветает и не вредна для детей. Игрушки обрабатывают. Игрушек хватает на всех детей.
Вывод по главе 3
Таким образом, в ходе констатирующего этапа эксперимента, я рассмотрела следующие задачи:
Проанализировала взаимоотношения дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры
Подобрала методики, для формирования положительных взаимоотношений детей в процессе сюжетно-ролевой игры
Провела подгрупповой эксперимент
Проанализировала полученные данные
Методы исследования, которые я разработала для рассмотрения формирования взаимоотношений в процессе сюжетно-ролевых игр, были задействованы в ходе практики. Я:
Изучила и проанализировала психологическую, педагогическую и методическую литературы;
наблюдала за деятельностью детей в ходе сюжетно-ролевых игр, а так же провела подгрупповую беседу
провела эксперимент из одного этапа: констатирующего
проанализировала полученные данные
Таким образом, я пришла к выводу, что уровень взаимоотношений в процессе сюжетно-ролевой игры – средний, т.к. у детей встречаются конфликты друг с другом, и они не могут их решить без помощи взрослого. Дети хорошо манипулируют игрушками, используют их по назначению и используют предметы-заместители.
Заключение
Согласно ФГОС, игра остаётся ведущим видом детской деятельности. Это наиболее доступный для детей вид деятельности, результат интеграции общения, познаний и труда и, в тоже время, средство развития других видов деятельности. Игру от других видов деятельности отличает непродуктивный характер: направленность на игровой процесс и переживания играющего, наличие воображаемой ситуации, по логике которой действует ребенок. Значение игры для формирования личности трудно переоценить. Важным средством формирования отношений со сверстниками является сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевой игре формируется умение сделать выбор, правильно решить конфликтную ситуацию, что в свою очередь способствует формированию нравственных мотивов поведения.
Сюжетно-ролевая игра обуславливает главнейшие изменения в психологических особенностях личности ребенка. Положительное взаимоотношение обуславливается тем, как ребенок усваивает взаимоотношения существующие в обществе. Возникает вопрос, в какой мере сюжетно-ролевая игра обеспечивает такое усвоение. Изучение структуры игры позволяет выявить ее роль в усвоении взаимоотношений.
Моделируя человеческие взаимоотношения в игровой форме, создается необходимость вступления в контакт со сверстниками, в результате чего возникает «детское общество». Оно является предпосылкой для развития положительных взаимоотношений, ведь для успешного взаимодействия друг с другом дети строят свои отношения на основе общественных норм.
В сюжетно-ролевой игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.
Положительное взаимоотношение – это сложный процесс, который требует постоянного педагогического вмешательства взрослого.
Список литературы
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы: утв. постановлением Правительством Российской Федерации от 7 февраля 2011 г.
Антонова, Т.В. Особенности социального поведения детей в игре: руководство играми в дошкольных учреждениях / ред. кол.: М.А. Васильевой, Т.В. Антонова. – М.: Педагогика, 2012.-250 с.
Захарова, Е. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия. // Журнал практического психолога.- 2014.- №6.- С. 11-13.
Зворыгина, Е.В. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры: учеб. пособие / Е.В. Зворыгина, Н. Комарова. – М.: «Просвещение», 2012. С. 31-40
Зворыгина, Е.В. Я играю! Условия для развития первых самодеятельных сюжетных игр малышей: учеб.пособие / Е.В. Зворыгина.-М.: «Просвещение», 2007.
Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.-С. 289-308.
Лямина, Г.М. Воспитание детей в старшей группе детского сада: учеб. пособие / Г.М. Лямина.- М.: «Просвещение», 2015. С.14-26.
Михайленко, Н.Я. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду: учеб. пособие / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: «Просвещение», 2014.
Новоселова, С.Л. Игра дошкольника: учеб.пособие / С.Л. Новоселова. – М.: «Просвещение», 2013.
Петерина, С.В. Воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста. / С.В. Петерина. – М.: «Просвещение», 2015. С. 8.
Роберт, И.В. Информационные и коммуникативные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / И.В. Роберт.- М.: Дрофа, 2013.-47 с.
Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей: учеб. пособие / А.В. Запорожца. – М.: «Просвещение», 2013. С. 96.
Сайт Министерства образования и науки РФ // http://минобрнауки.рф. – 15 октября 2016.
Формирование дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре // http://www.maam.ru/detskijsad/formirovanie-druzheskih-vzaimotnoshenii-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-syuzhetno-rolevoi-igre.html. - 20 октября 2016.
Приложение
Приложение А
Анкетирование воспитателя
Как часто дети играют в сюжетно-ролевые игры?
Возникают ли конфликты у детей во время сюжетно-ролевых игр?
В какую игру дети больше всего любят играть?
Сколько раз в день дети играют в сюжетно-ролевые игры?
Сколько по времени дети играют в сюжетно-ролевые игры?
Нравится ли им в них играть?
Все ли дети дружно играют или есть те, кто не особо ладит с коллективом?
Бывает ли так, что дети не хотят брать играть другого ребенка?
Как хорошо дети манипулируют игрушками?
Подражают ли дети воспитателям/родителям во время сюжетно-ролевых игр?
Как вы думаете, с кого они берут пример?
Ладят ли мальчики с девочками?
Приложение В
Беседа с детьми. Вопросы
В какие игры ты любишь играть?
Ссоришься ли ты с другими ребятами из-за игры?
А вы потом миритесь?
Если ли в группе ребята, которых бы ты не хотел(ла) брать в игру? И почему?