"Формирование познавательного интереса младших дошкольников на прогулке" - педагогический опыт работы
"Формирование познавательного интереса младших дошкольников на прогулке" - педагогический опыт работы
Представленный материал из опыта работы воспитателя 1 младшей группы может быть полезен родителям малышей, коллегам, специалистам частной практической деятельности с детьми раннего возраста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Формирование познавательного интереса младших дошкольников на прогулке" - педагогический опыт работы»
Формирование познавательного интереса младших дошкольников на прогулке
«Познавательное развитие» - одна из пяти образовательных областей, прописанных в ФГОС, особенно значима для формирования личности дошкольника, т. к. предполагает развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации. Прогулка позволяет в полной мере осуществить формирование познавательного интереса. Реализуя образовательную область «Познавательное развитие», во время организации прогулок, мы формируем первичные представления ребенка не только о себе, но и об окружающем его мире в целом: об особенностях природы, о смене времен года, о живой и неживой природе.
Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.
Познавательная активность детей в дошкольном возрасте очень высокая; каждый ответ взрослого на детский вопрос рождает новые вопросы. Значит мир, чуть приоткрыв свои тайны, вызывает любознательность у маленького человека, желание узнать больше.
Как помочь малышу проникнуть в суть доступных ему явлений? Как научить его «видеть» и «слышать», понимать все природные изменения, происходящие вокруг его, особенно в условиях города?
Это проблема не одного дня. Нужна постоянная, кропотливая работа.
Проанализировав данную ситуацию, решила уделять большое внимание на развитии познавательного интереса во время проведения наблюдений на прогулках.
Что такое наблюдение?
Наблюдение – познавательная деятельность, доступная ребенку, развивающая его умственные способности (наблюдательность, умение сравнивать, рассуждать и т. д.). этот вид деятельности позволяет углублять знания о природе, о значимости ее компонентов, о зависимости живой природы от неживой.
Ребенок познает мир, природу. Здесь он первооткрыватель, исследователь, а порой и неудачник. Не сразу удается перейти через ручеек, т. к. нет опыта, нет умения оценивать расстояние «на глазок». И не от рождения мы знаем, что крапива «кусается», а репейник пристает, а льдинка тает от тепла наших рук. Все это познает ребенок в результате личного опыта и наблюдения.
Ведь каждое время года имеет свои неповторимые особенности:
- летом обращаем внимание на многообразие цветов, оттенков зелени, запахов, изучаем свойства песка, воды;
- осенью сравниваем листья по форме, цвету, любуемся красотой увядания природы;
- зимой познаем свойства снега и льда, любуемся красотой зимнего убранства;
- весной наблюдаем пробуждение природы, прилет птиц, появление первых цветов, обращаем внимание на красоту цветущих деревьев.
На прогулке внимание детей привлекает всё – камешки, цветочки, жуки, деревья – всё, что попадает в их поле зрения. Выбрав себе объект для познания, ребенок обследует его самыми разнообразными способами: гладит, сжимает, нюхает, бросает, стучит, т. е. проделывает с ним разнообразные действия. От действуя, он получает информацию. Иными словами, ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Поэтому, проводя наблюдения, опираюсь на данный принцип, дети получают информацию при непосредственном рассматривании объекта. Близкое общение с объектом дает конкретное знание, вызывает положительные эмоции.
Малышам очень нравятся игры - эксперементирования с водой, песком, камешками и др., которые способствуют сенсорному развитию, расширению и углублению представлений о свойствах и качествах природных материалов.
Малыши любят играть в подвижные игры «Солнышко и дождик», «Воробушки и автомобиль», «Птички в гнездышках», «Раз, два, три… к березе беги», «Раз, два, три… елку найди!». Дети с удовольствием бегают и играют. Подвижные игры являются не только средством развития движений, но и способствуют развитию интереса к действительности.
Трудовые поручения способствуют развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения; развивается восприятие, внимание. Трудовые поручения позволяют ребенку почувствовать свою самоценность, уверенность в своих возможностях.
Во время самостоятельной игровой деятельности закрепляются знания, полученные на занятиях, развиваются взаимоотношения между детьми: объединение для совместных игр, воспитание бережного отношения к игрушкам, приучение к порядку в игровом пространстве.
Вывод: анализируя работу по развитию познавательного интереса во время прогулки, мы видим, что уровень экологической воспитанности детей вырос: дети учатся всматриваться, любоваться, восхищаться, проявлять пытливость, наблюдательность, интерес.