kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование представлений о пожарной безопасности у детей подготовительной группы через дидактические игры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сатья а тему Формирование представлений о пожарной безопасности у детей подготовительной группы через дидактические игры

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование представлений о пожарной безопасности у детей подготовительной группы через дидактические игры»

Формирование представлений о пожарной безопасности у детей подготовительной группы через дидактические игры

ВВЕДЕНИЕ


Безопасность ребенка – это одна из основных забот как родителей, так и воспитателей детского сада, ведь на их плечи ложится не только обязанность обеспечить сохранность ребёнка, но и обучить его необходимому поведению в разных жизненных ситуациях.

По статистике каждый двадцатый пожар в России происходит в результате детской шалости или неосторожного обращения с огнём. Как показывает практика, часто такие пожары происходят из-за недостаточных знаний о правилах пожарной безопасности. Возникновение пожаров из-за шалости детей, а в результате — их травмирование и даже гибель — проблема острая, требующая чётких скоординированных действий взрослых. Тяга детей к огню, к игре со спичками общеизвестна. Это обусловлено детской любознательностью, потребностью в экспериментировании, характерной для старшего дошкольника.

Соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественным в поведении человека, когда нормы и правила обращения с огнём привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребёнка чувства опасности перед огнём, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара. Необходимо вести постоянную, целенаправленную работу по привитию навыков острожного обращения с огнём, давать знания о свойствах огня и дыма, учить правильному поведению в экстремальной ситуации пожара.

Главная задача взрослых — помочь детям утвердиться в этих знаниях, предостеречь от беды и при этом не просто сказать: «Этого делать нельзя», а объяснить, почему нельзя и к чему это может привести; привить детям культуру безопасного поведения.

Дети дошкольного возраста в силу своих возрастных особенностей не имеют представлений о важности соблюдения правил пожарной безопасности.

Вопросы безопасности и жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных учёных (А.С. Вернадский, М.В. Ломоносов, И. М. Сеченов), огромный вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных учёных А. Адлера, Б. Паскаля, З. Фрейда.

По утверждению данных авторов, обучение детей действиям в экстремальных ситуациях – сложный и многоплановый процесс, который не должен ограничиваться рамками методических разработок по основам безопасной жизнедеятельности и сводиться лишь к подаче общественных правил. Дети на занятиях должны быть не пассивными слушателями, а активными участниками учебного процесса. Занятия только тогда дадут положительные результаты и оставят след в сознании ребёнка, когда будут интересными, творческими и эмоционально окрашенными.

Игра – одна из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются нравственные качества. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования гласит: игра является сквозным механизмом развития ребёнка , посредством которой реализуется содержание пяти образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно - эстетическое развитие»; «Физическое развитие». Игра является ведущим видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.

Об учебном, развивающем значении игры высказывались философы, мыслители, учёные: Я. А. Коменский, Дж. Лок, М. Монтессори, Платон, Ж. -Ж. Руссо, Л. Толстой, К. Ушинский. Проблемы использования игр в учебно-воспитательном процессе изучали известные педагоги-практики А. Макаренко, В. Сухомлинский, В. Яковлев; а также психологи – Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др.

К.Д. Ушинский считал игру свободной деятельность ребенка, вносящий в его развитие такой вклад, какой не может сравниться ни с чем другим. Он указывал на то, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимающим, но никогда не развлекающим. Оценивая дидактическую игру и ее роль в системе обучения А.П. Усова писала: «Дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка вносят занимательность». В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались многими исследователями: В. И. Аванесовой, З. М. Богуславский, А. К. Бондаренко, Ф. Н. Блехер, Л. А. Венгер, Ф. Иваницкой, Е. И. Родиной, Е. А. И. Сорокиной, Е. И. Удальцовой, А. П. Усовой, Б. И. Хачяпуридзе. Во всех исследованиях утверждалась взаимосвязь обучения и игры, определялась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми. В исследованиях накоплены факты, характеризующие дидактическую игру как форму организации обучения.

Формы профилактической работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении достаточно разнообразны. А так как ведущий вид деятельности дошкольников это игра, то и обучение культуре безопасного поведения и действиям в условиях пожара должно проходить в игровой форме. В настоящее время разработано достаточно много дидактических игр по пожарной безопасности, но воспитатели редко используют их в образовательном процессе и отдают предпочтения другим видам безопасности (правила дорожного движения, общение с незнакомыми людьми). Исходя из этого была сформулирована проблема: при каких условиях дидактические игры будут более эффективны для формирования представлений о пожарной безопасности у детей подготовительной к школе группе?

Объектом исследования стал процесс формирования представлений о пожарной безопасности детей подготовительной к школе группы.

В качестве предмета исследования можно рассматривать использование дидактических игр по формированию представлений о пожарной безопасности детей подготовительной к школе группе.

Целью исследования стало теоретическое обоснование и практическая проверка эффективности условий применения дидактических игр для формирования представлений о пожарной безопасности детей подготовительной группы

Гипотеза исследования: процесс формирования представлений о пожарной безопасности через дидактические игры у детей подготовительной группы будет эффективен, если:

- дидактические игры будут содержать в себе решения по предотвращению опасных ситуаций в быту, связанных с огнем;

- дидактические игры будут включены в занятия по ознакомлению с окружающим, в соответствии с перспективным планированием;

- в процесс работы по формированию представлений о пожарной безопасности будут включены родители воспитанников (экскурсия в пожарную часть, совместная с родителями викторина "Будь осторожен с огнём!").

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Определить содержание знаний детей о правилах пожарной безопасности в старшем дошкольном возрасте и особенности ознакомления детей дошкольного возраста с ними;

2. Раскрыть сущность дидактических игр и описать особенности их организации в старшем дошкольном возрасте;

3. Проанализировать опыт педагогов по использованию дидактических игр для ознакомления детей с пожарной безопасностью;

4. Выявить уровень и условия формирования представлений о пожарной безопасности у детей подготовительной группы в МБДОУ «Детский сад № 142»;

5. Организовать работу по формированию представлений о пожарной безопасности у детей подготовительной группы через дидактические игры;

6. Провести анализ опытно-практической работы и разработать рекомендации для воспитателей по использованию дидактических игр для формирования представлений о пожарной безопасности старших дошкольников.

В работе использовались следующие методы: анализ, синтез, индукция и дедукция, наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ педагогической и методической литературы, анализ понятийно-терминологической системы, опытная работа, изучение и обобщение педагогического опыта, обобщение, констатирующий эксперимент (проведения диагностических методик), метод математической обработки информации, беседа, наблюдение.

Ожидаемый результат:

  • Уровень представлений о пожарной безопасности у детей подготовительной группы повысился

  • Разработано перспективное планирование по включению дид игр в работу по ознакомлению детей с правила пожарной безопасности.

  • Разработана картотека дидактических игр по правилам пожарной безопасности.

  • Разработаны и проведены серия совместных мероприятий с родителями воспитанников по проблемам пожарной безопасности.

Тип работы: опытно - практического характера

База практики: МБДОУ « Детский сад №142», подготовительная к школе группа.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384). - Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html, свободный. Дата обращения: 27.10.2020

  2. Авдеева, Н. Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – Москва: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2015. – 160 с.

  3. Авдеева, Н. Н. Основы безопасности детей дошкольного возраста [Текст] / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. - Москва: Просвещение, 2017. – 200 с.

  4. Давидчук, А. Н. Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие [Текст] / А.Н. Давидчук, Л.Г. Селихова. - Москва: Сфера, 2013. - 176 c.

  5. Деркунская, В. А. Игровые приемы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие [Текст] / В.А. Деркунская, А.Г. Рындина. - Москва: Центр педагогического образования, 2012. - 112 c.

  6. Загвоздкина, Т. В. Безопасность жизни и деятельности дошкольников [Текст] / Т. В. Загвоздкина. – Минск: Полымя, 2015. – 192 с.

  7. Заскевич, И. Азбука безопасности [Текст] / И. Заскевич // Пралеска. – 2011 . – N10 . – С. 17-20.

  8. Кора, Н.А. Психологический аспект категории «безопасность» [Текст] / Н.А. Кора. – Казань: Казанский педагогический журнал, 2016.- 67-72с.

  9. Менджерицкая, Д.В. Игровая деятельность в детском саду [Текст] / Д. В. Менджерицкая.- Москва: Мозаика-Синтез, 2017.- 2-4с

  10. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры [Текст] / – Санкт-Петербург: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016. – 90 с.

  11. Прилепко, Е.Ф. Пожарная безопасность для дошкольников [Текст] / Е.Ф. Прилепко. - Москва: Скрипторий 2015. - 989 c.

  12. Сократов, Н. В. Воспитание у детей и подростков здоровьесберегающих мотиваций [Текст] / Н. В. Сократов, В. Г. Купцова. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2017. - 121-127с.

  13. Хромцова, Т. А. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста [Текст] / Т. А. Хромцова. – Москва: Педагогическое общество России, 2017. – 120с.

  14. Искандарова, Т. М. Использование инновационных игровых технологий в обучении дошкольников основам безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс] / Т. М. Искандарова. – Электронные текстовые данные. – Режим доступа: https://nmcsova.ru/metod/kopilka2017/dou/iskandarova-tm-ispolzovanie-innovacionnyh-igrovyh-tehnologiy-v-obuchenii, свободный. Дата обращения: 20.10.2020

  15. Пожарная безопасность детям [Электронный ресурс]. - Электронные текстовые данные. – Режим доступа: https://fireman.club/pozharnaja-bezopasnost/detjam, свободный. Дата обращения: 21.10.2020

  16. Актуальность обучения детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности [Электронный ресурс]. - Электронные текстовые данные.– Режим доступа: https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/2018/01/07/statya-aktualnost-obucheniya-detey, свободный. Дата обращения: 20.10.2020

  17. Статистика пожаров в России [Электронный ресурс]. - Электронные текстовые данные.– Режим доступа: http://gorodzvezdny.ru/press-centr/918 , свободный. Дата обращения: 20.10.2020

  18. Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. - Электронные текстовые данные.– Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/02/21/pedagogicheskiy-opyt-formirovanie-osnov-pozharnoy-bezopasnosti-u-detey , свободный. Дата обращения: 20.10.2020




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ксения Алексеевна Ионова

Дата: 07.04.2021

Номер свидетельства: 577685


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства