kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование представлений о ЗОЖ у детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлен теоретический и практический анализ проблемы формирования представлений о здоровом образе жизни. В работе представлен анализ эффективных методов и средств формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников, затрагиваются вопросы мониторинга.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование представлений о ЗОЖ у детей дошкольного возраста»

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Зерноградский педагогический колледж»









Курсовая работа

Тема: Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста

44.02.01 «Дошкольное образование»

(углубленной подготовки)


Выполнила:

студентка Д-

Перелыгина Кристина Александровна


Руководитель: А.А. Дорошенко, преподаватель профессионального цикла





Допущена к защите:

_________________

подпись руководителя










2024


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ………………………………………8

1.1 Сущность и определение понятий «здоровье» «здоровый образ жизни»……………………………………………………………………………..8

1.2 Психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...13

1.3 Психолого-педагогические основы деятельности по формированию у дошкольников позитивного отношения и навыков здорового образа жизни.

ГЛАВА II ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ……………………………….....18

2.1 Анализ опыта работы педагогов-практиков по проблеме формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста…………………………………….……………………..18

2.2 Диагностический материал для мониторинга формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего школьного возраста

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….38

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...44

ПРИЛОЖЕНИЕ











ВВЕДЕНИЕ


Сегодня проблема формирования представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ) рассматривается на государственном уровне в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально˗демографических групп населения России и, особенно, детей дошкольного и школьного возраста. Многообразие примеров образа жизни человека в современном обществе, с которыми постоянно сталкивается ребенок, не всегда является образцовым, в результате у формирующейся личности могут сложиться неправильные представления о здоровом образе жизни или разрушиться уже сложившиеся представления о нем.

Нужно отметить, что проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной. Ее решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.

На протяжении последних десятилетий проблема формирования ЗОЖ является объектом изучения многих исследователей (А. И. Антонов, Г. А. Бутко, И. В. Журавлева, Ю. П. Лисицын, А. А. Покровский, Г. И. Царегородцев и др.).

Развитие у дошкольников элементарных представлений о ЗОЖ направлено на формирование поведения, адаптированного к социальным и природным условиям окружающей среды, с целью сохранения и укрепления здоровья, достижения психологического комфорта, всестороннего развития потенциальных возможностей личности на основе понимания взаимосвязи состояния здоровья и образа жизни. Успешное формирование представлений о ЗОЖ у старших дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок-педагог-родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения. [9; с.7]

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания.

Одной из главных задач дошкольного учреждения является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья дошкольников.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) в части требований к структуре образовательной программы включает такую область как физическое развитие, где отмечена необходимость становления ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и т.д.) [10; с.20]

Основным из средств реализации этой задачи является формирование культуры здорового образа жизни.

Мы считаем, что на сегодняшний день существуют определенные трудности в решении проблемы формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста. Эти проблемы связаны с тем, что предпринимаемые меры по этому вопросу, в основном, сводятся к выполнению режимных моментов (утренняя гимнастика, умывание, физкультурные занятия, закаливание, физкульт минутки, игры), проблема приобретает более серьезный характер в случае эпизодического и бессистемного подхода, отсутствия комплексности в решении вопроса.

Исходя из проблематики, можно обнаружить целый ряд противоречий в формировании представлений здорового образа жизни дошкольников, среди которых – неосознание родителями основных компонентов здорового образа жизни, их недостаточная педагогическая образованность относительно содержания и путей формирования здорового образа жизни маленьких детей, малоэффективная система взаимоотношений, совместных усилий дошкольного учебного учреждения и семьи и педагогического руководства семейным воспитанием.

Одной из причин такого положения на сегодня является, во-первых, недостаточное внимание дошкольной педагогики отношениям между семьей и дошкольным учебным заведением и их общим действиям по формированию здорового образа жизни дошкольника, во-вторых, недостаточно изучается семья как фактор формирования личности, психолого-педагогические условия семейного воспитания, воспитательный потенциал семьи. На практике это проявляется в эпизодическом участии семьи в решении воспитательных проблем дошкольного учреждения.

Настоящее время достаточно быстро характеризуется изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. В.А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка - это важнейший труд воспитателя».

Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.

Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства.

Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.

Объект исследования – развивающая деятельность в дошкольной образовательной организации.

Предмет исследования – процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни.

Цель исследования: теоретически выявить педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни в условиях дошкольной образовательной организации.

Гипотеза: процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни будет проходить успешно, если педагог:

- знакомит дошкольников с различными компонентами здорового образа жизни (режим, закаливание, рациональное питание, отказ от вредных привычек) на основе деятельностного подхода;

- применяет формы организации познавательной активности (игру, викторины, квесты), применяет, обучающие карточки.

- проводит мероприятия по формированию представлений о здоровом образе жизни с использованием средств двигательной направленности, таких как: (физические упражнения; физкультминутки и паузы; эмоциональные разрядки; гимнастика (оздоровительная после сна); пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая; подвижные и спортивные игры; самомассаж)

- проводит просветительскую работу с родителями в интерактивной форме.

Задачи исследования:

- определить сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни»;

-изучить психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста;

- провести анализ опыта работы педагогов-практиков по проблеме формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста;

-организовать опытно-педагогическую деятельность по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач были определены методы исследования:

- теоретические (изучение и анализ литературы по проблеме).

- практические (беседа, наблюдение, анкетирование)

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
























ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ


    1. Сущность и определение понятий «здоровье» «здоровый образ жизни»


Понятие «здоровье» имеет множество определений. Рассмотрим определение понятия «здоровье», данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». [7; с.16]

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая его способность к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Оно является важнейший предпосылкой к самоутверждению и счастью человека [7; с.15]

Также выделяют здоровье психологическое, определяющее душевное, эмоциональное благополучие человека. Согласно исследованиям, "эмоциональное благополучие" детей дошкольного возраста можно определить как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: биологических и социальных.

Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех органов и систем организмов.

Психическое здоровье – зависит от состояния головного мозга. Оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развития внимания и памяти, степень ее эмоциональной устойчивости, развитие волевых качеств.

Нравственное здоровье - определяется теми моральными принципами которые являются основой социальной жизни человека, т. е. жизни в определенном человеческом обществе отличительными признаками нравственного здоровья является сознательное отношение к труду, стремление к культуре, неприятия нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Социальное здоровье считается высшей мерой общечеловеческих качеств, которые и делают людей настоящими гражданами. [5;с.153]

Индивидуальное здоровье каждого из нас в основном зависит от четырех факторов.

  • Биологические факторы (наследственность)- 20%

  • Окружающая среда (природная техногенная, социальная) – 20%

  • Служба здоровья -10%

  • Индивидуальный образ жизни – 50%

Исходя из этого следует вывод, что состояния здоровья каждого человека на 90% индивидуально, т. к. зависит от наследственности, факторов окружающей среды и в основном от индивидуального образа жизни (поведение, привычек поступков, стремлений). [5; с.16]

Существует целый ряд определений, которые содержат критерии, определяющие здоровье человека:

- здоровье - это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие;

- здоровье - это нормальное функционирование организма в системе "человек - окружающая среда";

- здоровье - это умение приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде;

- здоровье - это отсутствие болезни;

- здоровье – это способность к полноценному выполнению основных социальных функций. [5;с. 15]

И. И. Брехман подчеркивает, что здоровье - это не отсутствие болезней, а физическая, социальная и психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с другими людьми, с природой и самим собой Он пишет, что “здоровье человека - это способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого источника сенсорной, вербальной и структурной информации.”

Перейдем к рассмотрению понятия «здоровый образ жизни». Е.В. Советова дает определение здоровый образ жизни является основой профилактики заболеваний и укрепления здоровья детей и подростков. Современная концепция ЗОЖ определяет его как осознанное в своей необходимости постоянное выполнение гигиенических правил укрепления и сохранения здоровья. [15;с. 82]

"Образ жизни человека, его поведение и мышление, обеспечивающие охрану и укрепления здоровья, называют здоровый образ жизни"[5;с.16]

Среди основных составляющих здорового образа жизни можно выделить:

- Режим жизнедеятельности;

- Закаливание;

- Отказ от вредных привычек;

- Рациональное питание;

Состояние окружающей среды;

- Общая гигиена организма;

- Оптимальный двигательный режим;(ОБЖ ст.19Косолапова Н. В.)

Безопасность поведение в быту, на улице, на производстве обеспечивающие предупреждение травматизма и отравлений. [6; с.153]

Ученый В.М. Петровский отмечал: «Здоровый образ жизни – это тип жизнедеятельности человека, который способствует сохранению, укреплению здоровья или комплекс мероприятий направленный на укрепление здоровье».

В.П. Фантанов дал следующее определение: «Здоровый образ жизни — это типичные и существенные для данной общественно-экономической формации формы жизнедеятельности людей, укрепляющие адаптивные возможности организма человека, способствующие полноценному выполнению им социальных функций и достижению активного долголетия».

Б.Н. Чумаков понимает «здоровый образ жизни» как активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. Формирование ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанными ситуациями. Под ЗОЖ следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. [19; с. 27]

Ученый К.А. Оглоблин подчеркивал: «Здоровый образ жизни — это поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья».

Здоровый образ жизни в единстве его компонентов биологического и социального представляет собой социальную ценность, укрепление которой — важнейшая задача любого цивилизованного общества.

По мнению ведущих медицинских специалистов в сфере физической культуры Г.Л. Горцева, Л.Т. Тимофеева: «Здоровый образ жизни — это реализация комплекса единой научно обоснованной медико-биологической и социально-психологической системы профилактических мероприятий, в которой важное значение имеет правильное физическое воспитание, должное сочетание труда и отдыха, развитие устойчивости к психоэмоциональным перегрузкам, преодоление трудностей…».

В.А. Мижериков понимает здоровый образ жизни процесс формирования у детей осознания опасности наркотического, токсического, алкогольно-никотинного отравления организма и психики, развития нравственно-эстетическического отвращения и противодействие пьянству, курению, наркотикам. [7; с.112]

Г.Л. Апанасенко говорил: «Здоровый образ жизни – это деятельность, направленная на укрепление не только физического и психического, но и нравственного здоровья, и что такой образ жизни должен реализовываться в совокупности всех основных форм жизнедеятельности: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой».

Главное в здоровом образе жизни — это активное творение здоровья, включая все его компоненты.

Таким образом, проанализировав различные определения понятия «здоровье», можно сказать, что здоровье рассматривается как интегративная характеристика личности, охватывающая как её внутренний мир, так и всё своеобразие взаимоотношений с окружением и включающая в себя физический, психический, социальный и духовный аспекты; как состояние равновесия, баланса между адаптационными возможностями человека и постоянно меняющимися условиями среды. Понятие «здоровый образ жизни» гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также жизненные цели и ценности и т.д.

Итак, рассмотрев понятие «здоровый образ жизни», а также основные критерии здорового образа жизни, мы выделим для нашего исследования ключевым определение, данное В.М. Петровским «здоровый образ жизни – это тип жизнедеятельности человека, который способствует сохранению, укреплению здоровья или комплекс мероприятий направленный на укрепление здоровье».

1.2 Психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста


Ребенок может выглядеть не по годам взрослым в своих суждениях и поступках; подросток или юноша во многом могут проявлять себя как дети. Свои возрастные особенности имеют познавательные процессы человека, его восприятие, память, мышление, речь и другие [11; с. 7]

В дошкольном возрасте возникают своеобразные потребности, своеобразные побуждения, очень важные для всего развития ребенка и непосредственно приводящие к игре. Они заключаются в том, что у ребенка в этом возрасте возникает целый ряд нереализуемых тенденций, не реализуемых непосредственно желаний [2; с.202]

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными. Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ). Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я. [1;с.247]

Самосознание. Развитие образа «Я» ребенка идет на основе оценок окружа­ющих его взрослых, опыта переживания им успехов и неудач в общении со сверстниками, отделения себя и своей деятельности от взрослого. Для детей дошкольного возраста в наибольшей степени характерна завышенная самооцен­ка, которую необходимо рассматривать не как нарушение, а как стимул к само­развитию. [18, с. 197].



1.3 Психолого-педагогические основы деятельности по формированию у дошкольников позитивного отношения и навыков здорового образа жизни


По мнению Н.Ю. Савельевой дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям - все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу. Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму [22, с. 38].

Как уже говорилось выше, здоровый образ жизни ребенка — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Педагогу следует учитывать, что отношение ребенка к здоровью как ценности трансформируется на протяжении всего дошкольного возраста. Дети младшего дошкольного возраста понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью еще не могут. Вследствие этого никакого отношения к нему у маленьких детей практически не складывается [7].

В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как «не болезни». Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но что, значит, быть здоровым и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым — значит не болеть. На вопрос, что нужно делать,чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т.д. Из этих ответов следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк), а также своих собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги и т.д.) [7].

В старшем дошкольном возрасте благодаря возрастанию опыта личности отношение к здоровью существенно меняется. Но наблюдается смешение понятий «здоровый», как большой, хороший и «здоровый», как не больной, дети по-прежнему соотносят здоровье с болезнью, но более отчетливо определяют угрозы здоровью как от своих собственных действий («нельзя есть грязные фрукты», «нельзя брать еду грязными руками» и пр.), так и от внешней среды. При определенной воспитательной работе дети соотносят понятие «здоровье» с выполнением правил гигиены, начинают соотносить занятия физкультурой с укреплением здоровья. В этом возрасте дети начинают выделять и психический, и социальный компоненты здоровья («там все так кричали, ругались, и у меня голова заболела»). Но, несмотря на имеющиеся представления о здоровье и способах его сохранения, в целом отношение к нему у детей старшего дошкольного возраста остается достаточно пассивным. Причины такого отношения кроются в недостатке у детей необходимых знаний о нем, а также не осознании опасностей не здорового поведения человека для сохранения здоровья [7].

Значительная часть самоохранительного поведения детей старшего дошкольного возраста определяется их представлениями о здоровье. При целенаправленном воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни правил гигиены, соответствующей мотивации занятий физкультурой отношение детей к своему здоровью существенно меняется. Сформированность отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни (на доступном пониманию детей уровне) становится основой формирования у детей потребности в здоровом образе жизни. В свою очередь, наличие этой потребности помогает решить важнейшую психологическую и социальную задачу становление у ребенка позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.

Психологической основой формирования позиции ответственности в отношении своего здоровья является наличие у ребенка потребности в здоровом образе жизни. Но, такой потребности у ребенка дошкольного возраста еще нет. Согласно исследованиям возрастной динамики значимости здоровья и здорового образа жизни, их приоритетная роль чаще всего отмечается у представителей старшего поколения. В иерархии ценностей маленького человека доминируют игра и общение со сверстниками. В понимании детей роль физического, психического и социального здоровья и соответствующего здорового образа жизни еще не находит должного места [13]. Фундамент потребности в здоровом образе жизни и ее возникновение прямо связано с социально-гигиенической средой, в которой воспитывается ребенок.

Программа сохранения и укрепления здоровья детей дошкольных учреждений базируется на нескольких основных принципах: повышение знаний о состоянии своего здоровья и всего коллектива ДОУ, формирование активной позиции по сохранению и восстановлению здоровья; выяснение причин нарушения здоровья и проведение санитарногигиенических мероприятий, медицинских, педагогических и социальных мер, направленных на коррекцию факторов риска, на предупреждение заболеваний; учет эколого-гигиенических факторов природной и микросоциальной среды обитания, влияющих на здоровье детей; организация периода адаптации к ДОУ, щадящего режима за счет сокращенного дня, увеличения времени пребывания на открытом воздухе в форме активных игр, использование общеукрепляющих средств; санация хронических очагов инфекции детей и членов их семей, профилактика инфекционных заболеваний, сбалансированное питание, обогащенное природными витаминными комплексами, добавками (соки, коктейли из овощей, ягод и фруктов, фитопрепараты); использование немедикаментозных методов профилактики (оптимизация условий воспитания и обучения, питания, физического воспитания, формирование навыков здорового образа жизни, применение фито- и аэрофитотерапии, природных препаратов, улучшающих обмен веществ); профилактические мероприятия в период сезонного повышения острой заболеваемости (кварцевание помещений раз в день, ежедневная влажная уборка с применением дезинфицирующих средств, индивидуальная профилактика); организация летнего оздоровительного отдыха с максимальным пребыванием на воздухе и использованием природных источников здоровья в загородных условиях (открытые водоемы, разнообразные циклические упражнения в облегченной одежде в оптимальном двигательном режиме и др); организация оздоровительной работы в местных реабилитационных группах, профильных учреждениях и центрах, что позволяет охватить максимальное число детей, нуждающихся в оздоровительных мероприятиях, и сделает работу намного эффективнее.

Проанализируем условия формирования основ здорового образа жизни у дошкольников в дошкольном учреждении. Эффективное оздоровление, воспитание и развитие ребенка возможно при соблюдении следующих условий [12]:

1. Организация оздоровительного режима.

2. Организация двигательного режима с преобладанием циклических упражнений.

3. Формирование правильной осанки и навыков рационального дыхания.

4. Реализация системы эффективного закаливания.

Гигиенически организованная социальная среда обитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении является первым и основным условием развития у него потребности в здоровом образе жизни. Учитывая, что значительную часть своей жизни ребенок находится в дошкольном учреждении, оно в силу специфики своей деятельности и возможностей несет большую, чем родители, ответственность за возникновение и развитие этой потребности. Микросреда дошкольного учреждения должна отвечать не только санитарно-гигиеническим требованиям. Она должна отвечать требованиям гигиены нервной системы, психологической безопасности, гигиены социальных отношений. Важно, например, не только то, что детей в соответствующее по режиму время укладывают спать, а то, как это делают, каким образом обеспечивают глубокий, здоровый сон. Кроме того, крайне важно обеспечить детям комфортность при их пробуждении [12].

Вторым по важности условием воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни является наличие в дошкольном учрежденииспециальной обучающей программы, которая была бы нацелена на приобретение детьми комплекса необходимых навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям, дело в том, что многие потребности связаны с привычками [12].

Педагогам дошкольного учреждения необходимо составить перечень привычек здорового образа жизни, которые они гарантированно сумеют воспитать у детей за время их пребывания в дошкольном учреждении. При этом необходимо провести анализ имеющихся привычек, как полезных, так и вредных. И в первую очередь избавлять детей от вредных. Система мер, которая для этого будет избрана, должна согласовываться с родителями каждой возрастной группы. В программе, формирующей у детей привычки здорового образа жизни, должен быть учтен лучший опыт семейного воспитания. В дошкольном учреждении в буквальном смысле должна быть введена мода на здоровье среди родителей и сотрудников. Лучший их опыт должен стать достоянием коллектива родителей и педагогов.

Третьим условием формирования у детей потребности в здоровом образе жизни является овладение системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни. Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой. Эти знания дети приобретают на специальных занятиях. Становясь активными участниками образовательного процесса, ощущая его органичную связь с тем, что требуют от них в плане ухода за своим телом дети полнее осознают связь между состоянием своего организма и их собственной заботой о нем.

Четвертым условием формирования у детей потребности в здоровом образе жизни является реализация принципа резонанса при организации физического воспитания детей. Сущность его заключается в созданиивзрослыми бесчисленных ситуаций для бесконечного проявления детьми своих растущих физических возможностей [12].

Итак, формирование основ здорового образа жизни — цель системы воспитания в дошкольных заведениях. Дошкольное учреждение сможет успешно решить поставленную валеологией задачу формирования у дошкольников навыков здорового образа жизни при условии, если оно станет «учреждением здорового стиля жизни» дошкольников, где любая их деятельность (образовательная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будут соответствовать возрастно-половым физиологическим нормативам и осуществляться в допустимых санитарногигиенических условиях.

первом параграфе мы рассмотрели сущность определений и определение понятий «здоровье» и определение, данное В.М. Петровским «здоровый образ жизни – это тип жизнедеятельности человека, который способствует сохранению, укреплению здоровья или комплекс мероприятий направленный на укрепление здоровье». как наиболее подходящим для нас является. Мы рассмотрели Психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраст. Старший дошкольный возраст – последний из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования.

Далее мы рассмотрели, что дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Выявили, что для успешной организации этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы [1;с.246]






















ГЛАВА II ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

2.1 Анализ опыта работы педагогов-практиков по проблеме формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста


Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрения, вера в свои силы. (В. А. Сухомлинский)

Для дальнейшего исследования нашей проблемы, нам необходимо изучить опыт педагогов практиков.

Нас привлек опыт Денисенко Евгении Викторовны воспитателя г. Лабинска МДОБУ №7 в своей статье «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста», она указывает: "Сегодня проблема формирования представлений о здоровом образе жизни рассматривается на государственном уровне в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально - демографических групп населения России и, особенно, детей дошкольного и школьного возраста.

Она рекомендует проводить основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), и умение реализовать их доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку). Денисенко было проведено анкетирование с родителями, с целью выявления знаний и представлений родителей о здоровом образе жизни. Чтобы выяснить какие имеются у детей представления о здоровье и здоровом образе жизни была проведена индивидуальный опрос.

Она использует интересные методы:

- формирование у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни( знакомство с понятием "здоровье" и "здоровый образ жизни человека")

- формирование понятия здорового образа жизни как основы сохранения и укрепления здоровья человека;

- формирование понятия окружающая среда и его взаимно связь со здоровым образом жизни.

Мы рассмотрели так же опыт работы Сорокина Н.А., воспитатель МАДОУ д/с№2 "Елочка", г. Верхняя Салда Свердловской обл. в своей статье «Питание – основа для обеспечения здоровья дошкольника» она указывает что обеспечив правильно организованное полноценное и сбалансированное питание, мы в значительной мере можем гарантировать нормальный рост и развитие детского организма, оказывать существенное влияние на иммунитет ребенка повысить работоспособность и выносливость детей. Она рекомендует, что успешно решить задачи в этом направлении можно только путем проведения совместной целенаправленной деятельности администрации, педагогов и родителей. Все это становится абсолютной необходимостью в связи с влиянием на растущий детский организм таких социальных факторов, как резкое ускорение темпов жизни, увеличение получаемой детьми познавательной информации, изменение условий воспитания в семье. Поэтому организация питания в ДОО и семье представляет собой задачу огромной социальной значимости. Она использует интересный метод «Проектная деятельность». "Проектная деятельность - сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий. а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса. Проектная деятельность предполагает различные формы активности детей. логично взаимосвязанные с разными этапами реализации замысла. поэтому она выходит за рамки традиционной сетки занятий в детском саду"[16;с.6]

Так же мы рассмотрели опыт работы Прохоровой Г. Е. педагог- психолог МДОУ д/с «Солнышко», г. Кораблино Рязанской обл. в своей статье «Технологии сохранения психического здоровья участников образовательного процесса» она указывает что современное общество становится все более технически грамотным и интеллектуально развитым. У этого процесса есть и обратная сторона – возрастающее психологическое напряжение. Она рекомендует проводить как традиционные, так и нетрадиционные здоровье заберегающие технологии. Она использует интересные методы:

- Глазодвигательная гимнастика;

- Пальчиковая гимнастика;

- Самомассаж (аутомануальный комплекс)

- дыхательная гимнастика.

- Кинезиологическая гимнастика

- Стретчинг-технологии (растяжки)

- Психофизиологическая и эмоциональная релаксация.

- СУ- джок – терапия.

- Музыкотерапия.

- Пескотерапия с цветным и кинетическим песком.

- Применение метафорический карт.

- Эбру – теропия.

Прохорова пишет: «Таким образом, используемые технологии сохранения и укрепления здоровья дошкольников, родителей и педагогов оказывают положительное воздействие на многие сферы личности.»[13;15]

Еще мы рассмотрели опыт Миронова Юлия Викторовна магистранта МГПИ им. Евсевьева, воспитатель МДОУ «Детский сад № 65 комбинированного вида» «Формирование здорового образа жизни Дошкольников как педагогическая проблема» она указывает, что на состояние здоровья детей влияют многие негативные факторы: повсеместно ухудшающаяся экологическая обстановка, снижение уровня жизни в целом по стране, снижение уровня социальных гарантий для детей в сферах духовного и физического развития, недостаток у родителей времени и средств для полноценного удовлетворения потребностей детей, увеличение числа неполных семей, технология воспитательно - образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания. В этих условиях проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников становится особенно актуальной.

Она рекомендует, что правильно организованная воспитательная работа с детьми обеспечивает формирование у них здорового образа жизни. На образование, как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности, возложена надежда государственной политики по формированию индивидуальной культуры здорового образа жизни подрастающего поколения, как одной из основных составляющих национальной культуры здорового образа жизни. Основными направлениями деятельности системы образования в данной области явились:

- уточнение понятийного аппарата: здоровый образ жизни, культура здорового образа жизни;

- исследование состояния здоровья детей и определение основных групп факторов, оказывающих влияние на формирование здоровья ребенка;

- выявление и исследование проблем формирования культуры здорового образа жизни;

- создание теории и практики разработки и внедрения педагогических технологий, ориентированных на сохранение, укрепление здоровья детей. Социализация личности также обуславливает проблемы формирования здорового образа жизни. Окружающая социальная среда ребенка является важной в формировании его поведения.

Она использовала в процессе работы: включала в режим ребёнка двигательную активность, к которой относятся: физминутки, подвижные игры малой и средней интенсивности, пальчиковые игры, активное слушание музыки, и оздоровительные компоненты. В ходе работы, старалась заботиться о здоровье самого ребенка, применяя в работе здоровьесберегающие технологии: гимнастику для глаз, оздоровительные минутки, самомассаж, точечный массаж, музыкальную терапию и т.д., с целью снятия мышечного и нервного напряжения, психоэмоционального напряжения, а также оздоровительно - профилактического действия, проводилась предварительная работа, которая велась в свободное от занятий время, подбирались дидактические игры, в книжном уголке раскладывали книги, иллюстрации, выставляли муляжи фруктов и овощей. Дети готовили сообщения и знакомили нас с тем, как устроено тело человека. В доступной форме, при помощи иллюстративного материала, рассказывали о его основных системах и органах, обращая внимание на необходимость прислушиваться к своему самочувствию [12]

Таким образом, рассмотрев педагогические приемы и методы формирования установки на здоровый образ жизни у старших дошкольнико, мы и пришли к выводу, что здоровый образ жизни является одной из важных проблем у дошкольников. Необходимо вовремя определить возникающие трудности и снять их с помощью различных заданий и упражнений. Опыт педагогов-практиков показал, что существует много множество методов и приемов по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников.

По нашему мнению, для формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольниках подходит опыт воспитателей педагогов: Денисенко Е. В., Миронова Ю. В., Сорокина Н. А., и педагогопсихолога Прохоровой Г. Е. так как, одной из продуктивной и оптимальной технологии создание о формировонии представлении о здоровом образе жизни является двигательная активность. Изучив опыты педагогов практиков, мы пришли к выводу, что в начале педагогической деятельности по формированию представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников, необходимо провести ряд диагностик по выявлению здорового образа жизни у старших дошкольников мы рассмотрим это в следующем параграфе.


2.2 Диагностический материал для мониторинга формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего школьного возраста


Осуществление мониторинга формирования представлений детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни можно провести с использованием методики Ирины Маратовны Новиковой «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет» .

Специфика проведения методики с детьми заключается в индивидуальной беседе, где дети отвечают на вопросы устно.

Беседа направлена на выяснение элементарных представлений детей о здоровье и ЗОЖ, понимания взаимосвязи между состоянием здоровья и образом жизни и строится на основе следующих вопросов:

Как ты думаешь, что такое здоровье?

От чего человек может заболеть?

Где человек может заболеть – на улице или дома?

От какой пищи человек будет здоров?

Зачем детям нужно спать днем?

Как люди лечат болезни?

Как ты думаешь, природа помогает нам быть здоровыми? Как?

Также мы проанализировали методику выявления уровня сформированности представлений о организме человека и здоровом образе жизни воспитателей - практиков Ероховец Е.В. Медынская С.Ф. Они предлагают критерии и уровни, на которые можно ориентироваться при проведении мониторинга сформированности представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников.

Критерии:

1. Имеет представления о своем здоровье, знает, как можно поддержать, укрепить и сохранить его.

2. Умеет практически решать некоторые задачи здорового образа жизни и безопасного поведения:

3. Умеет обслужить себя и владеет полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены.

4. Умеет определить состояние своего здоровья (здоров он или болен), высказаться о своем самочувствии, назвать и показать, что именно у него болит, какая часть тела, какой орган.

5. Владеет культурой приема пищи (сидит спокойно, аккуратно пережевывает пищу, не торопится, не говорит с набитым ртом, использует правильно вилку и нож, пользуется салфеткой и т. д.).

6. Различает полезные и вредные для здоровья продукты питания, разумно употребляет их.

7. Умеет выполнять дыхательную гимнастику и гимнастику для глаз, физические упражнения

Уровни:

Высокий уровень: дошкольник имеет четкое представление о понятии «здоровье» и связывает его с состоянием человека, окружающей среды; уверенно называет полезные и вредные привычки и объясняет их влияние на состояние здоровья; понимает значение гигиенических процедур и закаливания для здоровья, знает некоторые способы закаливания. Дети называют и показывают части тела. Самостоятельно пользуются предметами личной гигиены. Самостоятельно одеваются, поддерживают порядок в шкафу, прибегают к помощи взрослого лишь в крайних случаях. Умеют пользоваться ложкой, вилкой, аккуратны при приеме пищи. Знают о ситуациях угрожающих здоровью. Соблюдают правила поведения на улице и в группе. Ребенок активен, проявляет интерес, отвечая на вопросы и решая проблемные ситуации. Может продемонстрировать полученные ранее знания, умения и навыки в реальной практике. Имеет мотивацию к здоровому образу жизни. Его представления в основном носят целостный характер.

Средний уровень: дошкольник имеет частичное представление о понятии «здоровье», связывает его с состоянием человека, с помощью взрослого устанавливает связь между здоровьем и окружающей средой; частично имеет представление о полезных и вредных привычках, с помощью наводящих вопросов определяет их влияние на здоровье; понимает значение некоторых гигиенических процедур, способы и значение закаливания называет с помощью взрослого. Дети владеют основами гигиенической культуры. Бережно относятся к своим вещам, к предметам ближайшего окружения, знают о правилах безопасного поведения. Поддерживают порядок в своих шкафчиках частично одеваются, следят за своим внешним видом, пользуются предметами личной гигиены. Дошкольник отвечает на вопросы педагога не всех разделов диагностики и не всегда находит решение проблемных ситуаций. Порой дает неадекватные ответы, допускает ошибки, имеет трудности при ответе. Частично ответы сопровождаются комментариями. Не всегда может продемонстрировать свои знания и умения. Имеет неустойчивую мотивацию к здоровому образу жизни.

Низкий уровень: дошкольник не имеет системных представлений о понятии «здоровье» как состоянии человека, не связывает его с состоянием окружающей среды; не может рассказать о вредных привычках, полезные привычки называет с помощью наводящих вопросов, не может определить их влияние на здоровье; имеет расплывчатое представление о закаливании и его способах, о значении гигиенических процедур. Дети затрудняются в названиях частях тела. Не умеют пользоваться предметами личной гигиены. Отсутствуют полностью или частично навыки самообслуживания. Не соблюдают меры безопасности. Ребенок выдает неадекватные ответы, допускает большое количество ошибок, затрудняется отвечать или совсем не отвечает. Обладает слабой мотивацией к здоровому образу жизни или совсем ее не имеет. Стимульный материал и тексты методик помещены в приложение 1.

Мы считаем, что представления детей о здоровом образе жизни складываются из тех представлений, которые имеются у взрослых в семье, т.е. у родителей. Поэтому что бы наша опытно- педагогическая деятельность носила комплексный характер, мы рассмотрим анкету «Условия здорового образа жизни в семье» Автор: Новоселова Светлана Васильевна.

Вопросы анкеты для родителей

1. Читаете ли Вы литературу о здоровом образе жизни? (да. нет, иногда)

2. Используете ли полученные знания в воспитании Вашего ребенка?

3.Можно ли назвать образ жизни в Вашей семье здоровым?

4. Делатели Вы утреннею гимнастику?

5. Есть ли у Вас или у других членов семьи вредные привычки? Обозначьте их?

6. Как вы организуете питание в Вашей семьи? (полноценное, питание, предпочтение отдаете каким-то одним видом продуктов, питаетесь регулярно, нерегулярно.

7. Как воздействует на Вашего ребенка климат в семье? (положительно, отрицательно, не воздействует.)

8. Что Вы считаете здоровым образом жизни? (дайте свое определение)


9. Воздействуете ли Вы на своих детей с целью формирования у них привычки к здоровому образу жизни? (да, нет)

10. Занимаетесь ли Вы закаливанием своих детей? (да, нет)

11. Как закаляется Ваша семья? (воздушные ванны, прогулки, проветривание, контрастные обливания, хождения босиком)

12. Занимаетесь ли Вы физической культурой и играми вместе со своими детьми? (да, нет, иногда)

13. Сколько времени Ваша семья ежедневно проводит на свежем воздухе?

14. Озеленен ли Ваш дом? (да, нет, частично)

15. Каким видом спорта занимается Ваша семья? (перечислите подробно)

16. Есть ли в семье спортивный уголок? (да, нет, хотелось бы)

17. Какой спортивный инвентарь есть в семье? (Перечислите)

18.Часто ли болеет члены Вашей семьи? (да нет, затруднюсь ответить.)

19. Часто ли болеет Ваш ребенок? (да, нет)

20.Каковы причины болезни Вашего ребенка? (недостаточное физическое воспитание в семье, наследственность, предрасположенность)

21. Считаете ли вы, что Ваша семья ведет здоровый образ жизни? (да, нет обоснуйте)

Таким образом, в практической главе мы рассмотрели опыт педагогов – практиков по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста. Денисенко Евгения Викторовна рекомендует проводить основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), и умение реализовать их доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку).

Сорокина Н.А. рекомендует, что успешно решить задачи в этом направлении можно только путем проведения совместной целенаправленной деятельности администрации, педагогов и родителей. Все это становится абсолютной необходимостью в связи с влиянием на растущий детский организм таких социальных факторов, как резкое ускорение темпов жизни, увеличение получаемой детьми познавательной информации, изменение условий воспитания в семье.

Прохорова Г. Е. указывает что современное общество становится все более технически грамотным и интеллектуально развитым. Педагог – психолог рекомендует проводить как традиционные, так и нетрадиционные здоровье заберегающие технологии. Она использует интересные методы: глазодвигательная гимнастика, пальчиковая гимнастика; самомассаж (аутомануальный комплекс), дыхательная гимнастика.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Курсовая работа была посвящена теме «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста». На сегодняшний день тема является актуальной т.к. формирование представлений о здоровом образе жизни рассматривается на государственном уровне, проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека здоровом образе жизни требует активного осмысления и отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.

Актуальность подтверждается и требования: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) в части требований к структуре образовательной программы включает такую область как физическое развитие, где отмечена необходимость становления ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и т.д.)

В.А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка - это важнейший труд воспитателя». Исходя из слов В.А. Сухомлинского перед педагогом встает важнейшая задача - научить детей жить в гармонии с природой, самим собой начать заботиться о своем здоровье с детства, воспитатель совместно с радетелями формирует у детей мотивы понятие и убеждения в необходимости в сохранения и укрепления своего здоровья.

В ходе исследования по данной теме мы поставили цель: теоретически выявить и практически обосновать педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни в условиях дошкольной образовательной организации. Цель достигалась за счет решения задач:

Решая первую задачу, мы рассмотрели определения понятий «здоровье», можно сказать, что здоровье рассматривается как интегративная характеристика личности, охватывающая как её внутренний мир, так и всё своеобразие взаимоотношений с окружением и включающая в себя физический, психический, социальный и духовный аспекты; как состояние равновесия, баланса между адаптационными возможностями человека и постоянно меняющимися условиями среды и понятие «здоровый образ жизни – это тип жизнедеятельности человека, который способствует сохранению, укреплению здоровья или комплекс мероприятий направленный на укрепление здоровье».

Решая вторую задачу, мы изучили психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста. Старший дошкольный возраст – последний из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и др. – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценках. Появление произвольности – решающее изменение в деятельности ребенка, когда целью последней становится не изменение внешних, окружающих его предметов, а овладение собственным поведением.

Решая третью задачу, мы изучили статьи опыт работы других педагогов-практиков по проблеме формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста. Первую статью мы изучили Денисенко Евгении Викторовны воспитателя г. Лабинска МДОБУ №7 в своей статье «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста», она указывает: "Сегодня проблема формирования представлений о здоровом образе жизни рассматривается на государственном уровне в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально - демографических групп населения России и, особенно, детей дошкольного и школьного возраста.

Она рекомендует проводить основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), и умение реализовать их доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку). Денисенко было проведено анкетирование с родителями, с целью выявления знаний и представлений родителей о здоровом образе жизни. Чтобы выяснить какие имеются у детей представления о здоровье и здоровом образе жизни была проведена индивидуальный опрос. Следующую статью мы изучили Сорокина Н.А., воспитатель МАДОУ д/с№2 "Елочка", г. Верхняя Салда Свердловской обл. в своей статье «Питание – основа для обеспечения здоровья дошкольника» она указывает, что обеспечив правильно организованное полноценное и сбалансированное питание, мы в значительной мере можем гарантировать нормальный рост и развитие детского организма, оказывать существенное влияние на иммунитет ребенка повысить работоспособность и выносливость детей. Она рекомендует, что успешно решить задачи в этом направлении можно только путем проведения совместной целенаправленной деятельности администрации, педагогов и родителей. Все это становится абсолютной необходимостью в связи с влиянием на растущий детский организм таких социальных факторов, как резкое ускорение темпов жизни, увеличение получаемой детьми познавательной информации, изменение условий воспитания в семье. Поэтому организация питания в ДОО и семье представляет собой задачу огромной социальной значимости. Статья Прохоровой Г. Е. педагог- психолог МДОУ д/с «Солнышко», г. Кораблино Рязанской обл. в своей статье «Технологии сохранения психического здоровья участников образовательного процесса» она указывает что современное общество становится все более технически грамотным и интеллектуально развитым. У этого процесса есть и обратная сторона – возрастающее психологическое напряжение. Она рекомендует проводить как традиционные, так и нетрадиционные здоровье заберегающие технологии. Она использует интересные методы:

- Глазодвигательная гимнастика;

- Пальчиковая гимнастика;

- Самомассаж (аутомануальный комплекс)

- дыхательная гимнастика.

- Кинезиологическая гимнастика

- Стретчинг-технологии (растяжки)

- Психофизиологическая и эмоциональная релаксация.

- СУ- джок – терапия.

- Музыкотерапия.

- Пескотерапия с цветным и кинетическим песком.

- Применение метафорический карт.

- Эбру – терапия.

Решая четвёртую задачу, мы подобрали методики для проведения мониторинга через беседы с дошкольниками и анкетирование с родителями.

На основание выше изложенного мы можем сказать, что гипотеза: процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни будет проходить успешно, если педагог:

- знакомит дошкольников с различными компонентами здорового образа жизни (режим, закаливание, рациональное питание, отказ от вредных привычек) на основе деятельностного подхода;

- применяет формы организации познавательной активности (игру, викторины, квесты), применяет ЛЭП-бук

- проводит мероприятия по формированию представлений о здоровом образе жизни с использованием средств двигательной направленности, таких как: (физические упражнения; физкультминутки и паузы; эмоциональные разрядки; гимнастика (оздоровительная после сна); пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая; подвижные и спортивные игры; самомассаж)

- проводит просветительскую работу с родителями в интерактивной форме - частично подтверждена.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Веракса, Н. Е. Программа дошкольного образования //под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой М: МОЗАИКА…СИНТЕЗ Москва, 2014 ст248- 247– Текст: непосредственный

  2. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Издательство «Союз», 2004,—224с. – Текст: непосредственный

  3. Денисенко, Е. В. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1 (7). — С. 33-35. — URL: Режим доступа: https://moluch.ru/th/1/archive/49/1619/ Дата обращения: 12.10.2024 – Текст: электронный

  4. Ковалько, В.И. Здоровьесберагающие технологии / В. И. Ковалько. - М.: ВАКО, 2004. -296 с. – Текст: непосредственный

  5. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / А.Ю. Коджаспиров, Г.М. Коджаспирова. –М.: Академия, 2000. -176 с. – Текст: непосредственный

  6. Косолапова, Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учреждений нач. и сред. Проф. Образования / Н. В. Косолапова, Н.А. Прокопенко – 3-е изд.,стер, - М: издательский центр «Академия», 2011. 320с. – Текст: непосредственный

  7. Мижериков, В.А. Психолого-педагогический словарь / В.А. Мижериков, П.И. Пидкасистый.-Ростов н/Д: Феникс, 1998.- 544 с. – Текст: непосредственный

  8. Мижериков, В.А. Словарь-справочник по педагогике / В. А. Мижериков, П. И. Пидкасистого. — М.: Сфера, 2004. - 448с. – Текст: непосредственный

  9. Мижериков, В.А. Словарь-справочник по педагогике В. А. Мижериков, П. И. Пидкасистого. — М.: Сфера, 2004. - 448с. – Текст: непосредственный

  10. Мятяева, А. М. Здоровый образ жизни: учеб. пособие для студ.высш. учеб. Заведений/ А. М. Митяева. – М: издательский центр «Академия», 2008. – 144с. – Текст: непосредственный

  11. Немов, Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – В 3-х кн. – Кн.2: Психология образования / Р.С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 1995. – 608 с. – Текст: непосредственный

  12. Миронова, Ю.В., «Формирование здорового образа жизни дошкольников как педагогическая проблема» Режим доступа: https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/11/18/mironova_statya.docx Дата обращения: 30.08.2024 – Текст: электронный

  13. Новикова, И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников: пособие для воспитателей / И.М. Новикова. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – с.88. – Текст: непосредственный

  14. От рождения до школы Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c. 336– Текст: непосредственный

  15. Прохоровой Г. Е. «Технологии сохранения психического здоровья участников образовательного процесса» Дошкольное воспитание 2019г. №6

  16. Симонов, Н.Е. Здоровый образ жизни и его составляющие [Текст]/Н.Е. Симонов// Основы безопасности жизнедеятельности. -2016.-№4.- С. 60

  17. Советова, Е.В. Оздоровительные технологии в школе / Е.В. Советова. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 288с. – Текст: непосредственный

  18. Сорокина, Н.А «Питание – основа для обеспечения здоровья дошкольника» Дошкольное воспитание 2017г.№8

  19. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва – Текст: непосредственный

  20. Чиркова Т. И. Психологическая служба в детском саду. — М., 2000.

  21. Чумаков, Б.Н. Основы здорового образа жизни/Чумаков Б.Н, Мурашов А.А.- М.: РПА,2004.-416 с. – Текст: непосредственный

  22. Шарамова, Т.И. Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе /Т.И. Шарамова. - М.: Перспектива ,2008.-280с. – Текст: непосредственный




























Приложение


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Формирование представлений о ЗОЖ у детей дошкольного возраста

Автор: Кристина Александровна Перелыгина

Дата: 17.01.2025

Номер свидетельства: 663684

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(281) "Особенности формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста различными средствами в условиях  дошкольных образовательных учреждений "
    ["seo_title"] => string(167) "osobiennosti-formirovaniia-zdorovogho-obraza-zhizni-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-razlichnymi-sriedstvami-v-usloviiakh-doshkol-nykh-obrazovatiel-nykh-uchriezhdienii"
    ["file_id"] => string(6) "140815"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418026645"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Доклад: «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста». "
    ["seo_title"] => string(84) "doklad-formirovaniie-osnov-zdorovogho-obraza-zhizni-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "194092"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427726705"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) ""Формирование ЗОЖ у детей школьного возраста во время прогулок» "
    ["seo_title"] => string(70) "formirovaniie-zozh-u-dietiei-shkol-nogho-vozrasta-vo-vriemia-proghulok"
    ["file_id"] => string(6) "176025"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424350997"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ "
    ["seo_title"] => string(123) "formirovaniie-osnov-zdorovogo-obraza-zhizni-doshkol-nikov-kak-odin-iz-komponientov-zdorov-iesbieriegaiushchiei-tiekhnologii"
    ["file_id"] => string(6) "225580"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439755922"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в процессе формирования у детей здорового образа жизни."
    ["seo_title"] => string(136) "ispol-zovaniie-innovatsionnykh-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-v-protsiessie-formirovaniia-u-dietiei-zdorovogho-obraza-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "305778"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457980091"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства