Просмотр содержимого документа
«Формирование представлений при нарушениях зрения у детей»
Формирование представлений при нарушениях зрения у детей
Нарушение остроты зрения, бинокулярности, стереоскопии, цветоразличения, глазодвигательных функций затрудняет формирование реальных представлений об окружающем. Поэтому многие слова и выражения дети усваивают механически, не понимая смысла, не соотнося их с предметам и явлениями окружающего мира.
Наблюдается затрудненность узнавания, выделения формы, цвета, величины и пространственного положения предметов. Характерны большие затруднения в овладении изо навыками, что обусловлено нарушением зрительно-моторной взаимосвязи и недостаточным зрительным контролем за движением руки (Л. В. Фомичева).
Процесс формирования представлений начинается внутри восприятия, однако им он не исчерпывается. Возникающие при восприятии ассоциации не сохраняются в неизменном виде: они претерпевают существенные изменения при повторных восприятиях объекта, в результате мыслительной деятельности и т.д.
Представления в процессе формирования проходят через три фазы, различающиеся уровнем дифференцированности и соотношением чувственного и понятийного. На первой фазе представления характеризуются схематичностью, слабой дифференцированностью и недостаточной осмысленностью.
На второй фазе продолжается дифференцировка образа и выделение общих и существенных признаков. Однако в образах, находящихся на второй фазе развития, вследствие недостаточной осмысленности, наряду с существенными, могут выделяться и несущественные признаки. Окончательная дифференцировка и осмысливание, в результате чего выделяются существенные признаки предметов, а также существующие между ними связи и отношения, происходит на третьей, высшей фазе развития образа.
По темпу продвижения от одной фазы к другой слепые и слабовидящие значительно отстают от нормально видящих – процесс формирования представлений протекает у них замедленно. Среди слепых и слабовидящих также имеются серьезные различия в скорости и легкости перехода от низших фаз развития образа к высшим, которые находятся в прямой зависимости от остроты зрения. Чем выше острота зрения, тем выше скорость межфазовых переходов, тем легче они осуществляются. Проявление этой зависимости тесно связано с возрастными особенностями. Влияние остроты зрения на процесс формирования представлений по мере повышения возраста ослабевает и в старших классах, особенно у слабовидящих, становится незначительным. Очевидно, это связано с накоплением чувственного опыта, развитием наблюдательности, совершенствованием навыков обследования, активизацией мышления.
Характерные особенности представлений при дефектах зрения (фрагментарность, схематизм, вербализм и др.) при рассмотрении процесса возникновения и развития образов памяти проявляются в распределении слепых и слабовидящих по фазам, характеризующим степень адекватности и обобщенности отражения действительности в представлениях. Уровень адекватности и обобщенности представлений даже о хорошо знакомых предметах у слепых и слабовидящих значительно ниже, чем у нормально видящих.
Для сохранности представлений существенное значение имеют повторные восприятия. Трудности и ограничения, возникающие при слепоте и слабовидении для повторного восприятия объектов, сказываются на сохранности их представлений. При отсутствии повторных восприятий образы памяти тускнеют, становятся фрагментарными и слабо дифференцированными.
Острота зрения является далеко не единственным фактором, от которого зависят характерные особенности и динамика формирования представлений слепых и слабовидящих.
Выравнивание уровня развития представлений при нарушениях зрительных функций различной степени возможно только при дифференцированном подходе к слепым и слабовидящим, создающем оптимальные условия для чувственного познания как при разной остроте нарушенного зрения, так и при тотальной слепоте.