kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование представлений при нарушениях зрения у детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование представлений при нарушениях зрения у детей

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование представлений при нарушениях зрения у детей»

Формирование представлений при нарушениях зрения у детей


Нарушение остроты зрения, бинокулярности, стереоскопии, цветоразличения, глазодвигательных функций затрудняет формирование реальных представлений об окружающем. Поэтому многие слова и выражения дети усваивают механически, не понимая смысла, не соотнося их с предметам и явлениями окружающего мира.

Наблюдается затрудненность узнавания, выделения формы, цвета, величины и пространственного положения предметов. Характерны большие затруднения в овладении изо навыками, что обусловлено нарушением зрительно-моторной взаимосвязи и недостаточным зрительным контролем за движением руки (Л. В. Фомичева).

Процесс формирования представлений начинается внутри восприятия, однако им он не исчерпывается. Возникающие при восприятии ассоциации не сохраняются в неизменном виде: они претерпевают существенные изменения при повторных восприятиях объекта, в результате мыслительной деятельности и т.д.

Представления в процессе формирования проходят через три фазы, различающиеся уровнем дифференцированности и соотношением чувственного и понятийного. На первой фазе представления характеризуются схематичностью, слабой дифференцированностью и недостаточной осмысленностью.

На второй фазе продолжается дифференцировка образа и выделение общих и существенных признаков. Однако в образах, находящихся на второй фазе развития, вследствие недостаточной осмысленности, наряду с существенными, могут выделяться и несущественные признаки. Окончательная дифференцировка и осмысливание, в результате чего выделяются существенные признаки предметов, а также существующие между ними связи и отношения, происходит на третьей, высшей фазе развития образа.

По темпу продвижения от одной фазы к другой слепые и слабовидящие значительно отстают от нормально видящих – процесс формирования представлений протекает у них замедленно. Среди слепых и слабовидящих также имеются серьезные различия в скорости и легкости перехода от низших фаз развития образа к высшим, которые находятся в прямой зависимости от остроты зрения. Чем выше острота зрения, тем выше скорость межфазовых переходов, тем легче они осуществляются. Проявление этой зависимости тесно связано с возрастными особенностями. Влияние остроты зрения на процесс формирования представлений по мере повышения возраста ослабевает и в старших классах, особенно у слабовидящих, становится незначительным. Очевидно, это связано с накоплением чувственного опыта, развитием наблюдательности, совершенствованием навыков обследования, активизацией мышления.

Характерные особенности представлений при дефектах зрения (фрагментарность, схематизм, вербализм и др.) при рассмотрении процесса возникновения и развития образов памяти проявляются в распределении слепых и слабовидящих по фазам, характеризующим степень адекватности и обобщенности отражения действительности в представлениях. Уровень адекватности и обобщенности представлений даже о хорошо знакомых предметах у слепых и слабовидящих значительно ниже, чем у нормально видящих.

Для сохранности представлений существенное значение имеют повторные восприятия. Трудности и ограничения, возникающие при слепоте и слабовидении для повторного восприятия объектов, сказываются на сохранности их представлений. При отсутствии повторных восприятий образы памяти тускнеют, становятся фрагментарными и слабо дифференцированными.

Острота зрения является далеко не единственным фактором, от которого зависят характерные особенности и динамика формирования представлений слепых и слабовидящих.


Выравнивание уровня развития представлений при нарушениях зрительных функций различной степени возможно только при дифференцированном подходе к слепым и слабовидящим, создающем оптимальные условия для чувственного познания как при разной остроте нарушенного зрения, так и при тотальной слепоте.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Формирование представлений при нарушениях зрения у детей

Автор: Орлова Светлана Павловна

Дата: 09.01.2019

Номер свидетельства: 494519

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Статья "Особенности пространственной ориентировки детей с нарушением зрения" "
    ["seo_title"] => string(85) "stat-ia-osobiennosti-prostranstviennoi-oriientirovki-dietiei-s-narushieniiem-zrieniia"
    ["file_id"] => string(6) "162493"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422362833"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Психолого - педагогическая характеристика детей с ОВЗ"
    ["seo_title"] => string(63) "psikhologho-piedaghoghichieskaia-kharaktieristika-dietiei-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "254708"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447788957"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с нарушением интеллекта "
    ["seo_title"] => string(92) "psikhologho-piedaghoghichieskaia-kharaktieristika-doshkol-nikov-s-narushieniiem-intielliekta"
    ["file_id"] => string(6) "216519"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433026166"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "Формирование представлений о культуре здоровья у старших дошкольников через использование проектной деятельности"
    ["seo_title"] => string(128) "formirovaniie-priedstavlienii-o-kul-turie-zdorov-ia-u-starshikh-doshkol-nikov-chieriez-ispol-zovaniie-proiektnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "314563"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459708272"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(263) "Авторский дидактический демонстрационный и раздаточный материал по развитию у детей с нарушением зрения логико-математических представлений"
    ["seo_title"] => string(80) "avtorskii_didaktichieskii_diemonstratsionnyi_i_razdatochnyi_matierial_po_razviti"
    ["file_id"] => string(6) "444917"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1513543596"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства