Просмотр содержимого документа
««Формирование развивающей предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО»»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «Гнёздышко» Ярославского муниципального района
«Формирование развивающей предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО»
Старший воспитатель Смирнова А.В.
Социализация и интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) становится приоритетной задачей современного российского общества. Необходимым условием организации успешной образовательной деятельности детей с ОВЗ в дошкольной образовательной организации является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном процессе. Развивающая предметно-пространственная среда позволяет решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания, развивать их любознательность, творчество, коммуникативные способности.
Для оптимального осуществления интеграции необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, организовывать безбарьерную среду их жизнедеятельности.
Организация среды осуществлена рационально, логично, удобно для детей и отвечает их возрастным и индивидуальным потребностям.
При формировании предметно-развивающей среды мы предполагали наличие коррекционной направленности и придерживались определенных требований:
1. Учет гармоничного соотношения материалов, окружающих ребенка в детском саду, с точки зрения насыщенности, доступности, вариативности, полифункциональности, безопасности;
2. Обеспечивается общей системой требований к развитию предметной развивающей среды, так и задачами коррекционной работы для развития коррекционно-компенсаторных условий и полноценного развития всех видов детской деятельности.
3.Содержание среды нашего учреждения обосновано системно-деятельностным подходом и ориентировано на актуальное ближайшее и перспективное развитие ребенка, а также становление его индивидуальных способностей.
4.Оборудование помещений учреждения является эстетически коррекционно-развивающим. Пространство групп организовано в виде хорошо разграниченных зон и уголков, оснащенных большим количеством развивающего материала.
5.Размещение оборудования по зонам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Дидактические игры и пособия, игрушки – обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Сенсорное развитие
Для большинства детей с ОВЗ характерны моторные трудности, замедленное формирование памяти, что диктует нам необходимость сенсорного развития за счет демонстрации различных наглядных средств, пособий, способствующих раскрытию сущности понятий сенсорных эталонов.
Сюда входят сенсомоторные столы в младших группах, где детям предоставляется возможность выбрать то, что ему по силам,и ориентировано на актуальное ближайшее и перспективное развитие ребенка.
Окружающий мир
Для формирования у детей знаний и представлений об окружающем миреоборудованы уголки природы, в которых дети наблюдают за природными явлениями. На открытых полках уголка находятся дидактические игры по изучаемым на неделе лексическим темам.
Закуплены материалы и пособия для опытнической и исследовательской деятельности. Детям очень нравится проводить опыты различной сложности.
ФЭМП
Для ФЭМП подобрана методическая литература: обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующими познавательную деятельность. В старших группах созданы уголки математики: таблицы, настольно-печатные игры с цифрами, боки Дьенеша, палочки Кьюзенера, кубики Никитина, Геоконт, квадраты Воскобовича, тангосы.
Дети по мере своих возможностей выбирают игры и пособия (от простого к сложному) для развития математических представлений.
Конструирование
Для развития представлений об объемных геометрических формах в каждой возрастной группе подобраны разнообразные конструкторы. Дети приобретают умения строить дорожки, лесенки, горки, дома, мебель.
Для детей с ОВЗ социально-коммуникативное развитие является очень важным направлением, особенно коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы. В сюжетно-ролевых играх стабилизируются эмоциональное состояние и поведение, формируются навыки самообслуживания, игровые действия, предметная деятельность, социально-бытовая ориентация. Так в группах для детей имеются уголки для сюжетно-ролевых игр: «Магазин» «Дом», «Больница», «Парикмахерская», «Автомастерская» и др., где дети самовыражаются, у них формируются коммуникативные навыки.
Работа с песком, рисование на световых столах находят эмоциональных отклик у детей, особенно у детей с ОВЗ.
Театрализованная деятельность позволяет детям с ОВЗ раскрепоститься, снять напряжение, проявить себя. Все виды театра доступны детей: театр масок, настольный театр, пальчиковый театр, сделанные своими руками и приобретенные, театр из соленого теста, куклы бибабо, теневой театр. Также силами наших педагогов был создан театр кукол-марионеток, использующийся в работе с детьми. Дети с ОВЗ имеют возможность выбрать один из видов театра по своим силам и возможностям и при поддержке педагога принять участие в постановке сказки или спектакля.
Речевое развитие
В группах оборудованы речевые уголки, где находятся зеркала для мимической и артикуляционной гимнастики, подобран наглядно-иллюстрационный материал по лексическим темам, по автоматизации и дифференциации звуков. Приобретены игры для совершенствования диафрагмально-речевого дыхания, различные пособия для ручного праксиса, зрительной памяти и фонематического слуха. Дети с удовольствием играют в различные речевые игры.
ИКТ
Эффективными формами организации работы с ИКТ технологиями в нашем учреждении считается:
- проведение занятий с применением интерактивной доски;
- проведение занятий с мультимедийными презентациями, видеороликами, что позволяет нам рационально распределять рабочее время и делает обучение интересным и творческим процессом, дает возможность не только увлечь дошкольников интересным материалом, но и самому по-новому взглянуть на процесс обучения. Однако, мы учитывает тот факт, что не стоит использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, так как при частом использовании информационно-коммуникационных технологий у детей теряется особый интерес к таким занятиям. Каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали современные компьютерные средства обучения, заменить живое общение педагога с ребенком они не могут и не должны.
Художественно-эстетическое развитие.
В уголках, по художественно-эстетическому развитию созданы условия для того, чтобы дети выражали свои эмоции через рисунки, работу с бумагой, пластилином. У детей формируется усидчивость, сосредоточенность, развиваются психические процессы. Для занятий с детьми с нарушением зрения (сходящиеся косоглазие, 3 ребенка) изготовлена специальная подставка с углом наклона 45 градусов.
Наш детский сад посещает ребенок с ДЦП, для которого выполнена программа «Доступная среда»
Шумовое пространство.
В музыкальных уголках всех групп созданы условия для снятия негативных эмоций, повышения положительного эмоционального тонуса. У детей с ОВЗ, эмоциональный отклик на музыку выражен недостаточно, слуховое восприятие нарушено. Игры в зоне шумового музыкального пространства совершенствуют зрительные и слуховые ощущения. Кроме того, использование нового оборудования «Нотбука» позволяет ребенку с ОВЗ приобщиться к разным видам музыкальной деятельности.
Физическое развитие
Спортивное оборудование используется для проведения различных игр с напольными сенсорными дорожками, горкой, балансировочной доской, твистером, ходулями. Практика показывает, что использование стандартных и игровых физкультурных занятий в сочетании с индивидуальными занятиями в зале и использование интересного оборудования дает положительный результат в работе с детьми, имеющими нарушение речи и задержку психического развития.
Сенсорная комната
В детском саду дети находятся целый день – они устают. А у детей с ограниченными возможностями здоровья, утомляемость наступает быстрее. В связи с этим, закуплено оборудование для сенсорной комнаты, преимуществом которой является возможность проведения комплексной коррекции. Импульсивные дети в этой комнате учатся быть спокойными не за счет контроля, а за счет его отсутствия. Сенсорная комната оборудована подушкой-эгоисткой, антистрессовыми подушечками и ширмой, создавая закрытое пространство, в которой находятся определенные сенсорные раздражители сенсорные светильники, светооптические нити, световой стол, и другое оборудование.
Полифункциональные пособия, сделанные руками наших педагогов, позволяют обеспечить каждому ребенку максимальный уровень его собственного развития, организовать коррекционно - образовательный процесс. Данные игровые пособия используется в непосредственной образовательной деятельности, в диагностических целях и в самостоятельной игре детей. Оно не занимает много места в групповом помещении и может принадлежать любому уголку.
Вывод
Созданная нами среда обеспечивает самовыражения воспитанников, комфортность и эмоциональное благополучие детей. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием, оборудование может трансформироваться по ситуации для изменения игрового пространства. Среда обогащена элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Развивающая предметно-пространственная среда позволяет нашим воспитанникам осуществить право выбора для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогам дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей, в том числе и детей с ОВЗ. Созданные нами условия РППС и комплексное сопровождение детей с ОВЗ дает положительные результаты.