Просмотр содержимого документа
«Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи»
Филиппова Н.В.воспитатель
МАДОУ детский сад «Снегирек»
город Белоярский
Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи
«Семья – это маленькая вселенная
Жить в браке…это большой,
ни с чем несравнимый труд,
духовный труд, напряжение.
Для этого нужна огромная
духовная культура,
духовная подготовка,
школа мудрости»
В.А. Сухомлинский
Семья в современном обществе играет огромную роль. В любом человеке заложено понятие семьи, усвоенное еще с детства: это отношения между отцом и матерью, отношение к старшему поколению, а самое главное – это микроклимат в семье, комфорт и уют родительского дома. Вот почему очень важно, чтобы ребенка с рождения окружали комфорт и уют, доброта, уважение и любовь; взаимопонимание и выручка. Это составные части семейных ценностей, которые положительно влияют на воспитание подрастающего поколения. Если семейные ценности и традиции существуют в семье, то ребенок в будущем построит свою семью, используя их.
Очень часто ежедневное общение родителей с ребенком, ограничивается обсуждением того, что было на обед, чем занимались на занятиях, какого было его поведение. Но для ребенка очень важно внимание со стороны родителей, ощущение того, что его любят, прислушиваются к его мнению, а самое главное, его не просто выслушают, а услышат!
Многие современные семьи, связанные работой, бытом, достижением профессионального карьерного роста, чаще всего не желают думать о том, семейные ценности и традиции напрямую влияют на воспитание у ребенка положительных качеств. У многих родителей бытует мнение, что для ребенка достаточно заботиться о его здоровье, питании, одежде, создании условий для его развития. Этого недостаточно для основы его будущей семейной жизни.
Всем известно, что воспитание ребенка напрямую связано с воспитанием в семье. Поэтому огромную роль играет взаимодействие с родителями, так как для многих родителей сейчас важнее, чтобы малыш рос самостоятельной личностью, а послушание и уважение к близким родственникам, перестало быть достоинством. Для построения работы с семьями воспитанников по данному направлению были поставлены цель и задачи.
Цель: создание условий для привлечения родителей и оказания им практической помощи по формированию основ семейной принадлежности и семейных ценностей.
Задачи:
Создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи.
Провести анкетирование и опрос родителей по выявлению знаний о семейных ценностях.
Предоставить родителям теоретические знания и практические навыки для позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности.
Способствовать созданию эмоционально благополучной атмосферы дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении.
Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. к формированию семейных ценностей.
Для определения дальнейшей работы и реализации, поставленных цели и задач, были проведены анкетирование и опрос родителей, беседы с детьми и родителями, наблюдение за взаимоотношениями и общением родителей и детей. После проведенного анкетирования и опроса родителей, стало известно, что многие из них не понимают, что такое семейные ценности, на какие виды они делятся, как они могут влиять на воспитание ребенка. Параллельно с этим проводились беседы с родителями о том, как они проводят семьей выходные и праздничные дни; существуют ли в семье традиции, связанные с праздниками и почитанием старшего поколения. А также проводилось наблюдение за взаимоотношениями между детьми и родителями, их умением общаться друг с другом, проявляя, или не проявляя, уважение друг к другу. Выяснилось, что между родителями присутствует несогласованность, они не всегда выслушивают мнение детей, отсутствует доверие и понимание между членами семьи. В работе с семьями воспитанников использовались активные формы работы: родительские собрания «Давайте познакомимся», «Ты и я - семья», где родители рассказывали о своих семьях, детях, об уникальности своих семей, о традициях, которые существуют в их семьях. Со стороны педагогов родители получили знания о классификации семейных ценностей, тем самым получив возможность понять, какие ценности и традиции отсутствуют в их семьях. Родителям раздавались памятки на темы: «Что такое семья», «Семейные ценности и традиции», «Правила семейной жизни». Для сохранения и возрождения нравственных и культурных традиций, были проведены выставки семейного творчества, где родители и дети совместно выполняли задание, результатом, которого становились поделки. Был проведен мастер-класс «Новогодние снежинки», который стал продолжением организации и проведения фото -выставки «Семейные традиции», где семьи изготовили газеты, отражающие подготовку к Новому году (украшение квартиры, Новогодней елки). Участвуя в тренинге «Семейные ценности», родители поняли, чем отличаются разные виды ценностей: нравственные, социальные, культурные, духовно-нравственные, национальные. Возрождая национальные семейные традиции родители предложили поделиться между собой национальными блюдами, используя электронные средства передачи информации. В честь праздника «Семьи, любви и верности», семьям было предложено выпустить плакаты - призывы «Семейные традиции, это…», где родители рассказали об уникальности своей семьи. В парной гимнастике «Ты и я-друзья», родителям и детям представилась возможность проявить друг к другу взаимоуважение,доброжелательность и внимание.При реализации проекта «История моей семьи» родители совместно с детьми изучили историю своей семьи,фамилии и составили генеалогическое дерево и герб своей семьи и цветок семейного счастья.Данная еятельность способствовала активному сотрудничеству, установлению партнерских отношений, сплочение родителей и детей.
Неоценимую роль в формировании у членов семьи направленности на мир семьи играет устное народное творчество, чтение художественной литературы. Родителям было предложено ввести семейные традиции такие, как: «Чтение перед сном», «Читаем по очереди», «Читаем всей семьей». Совместно с родителями был создан сборник пословиц и поговорок о семье«Кто с семьей дружит – тот живет, не тужит».
Проведенная работа принесла положительные результаты: увеличилось количество семей, в которых появились новые традиции; у родителей появились заинтересованность и желание принимать участие в мероприятиях совместно с детьми. Родители предложили продолжить работу в данном направлении, а именно: реализовать проект «Дом - музей», результатом которого будет открытие музея домашних реликвий.
Таким образом, семейные традиции в жизни детей дают возможность оптимистично смотреть на жизнь, ведь «каждый день, проведенный в семье – это праздник» ведь традиции будут выполнены не потому, что так надо, а потому, что так хочется членам всей семьи. Семейные ценности и традиции скрепляют семью, создают стабильный строй жизни, и главное характеризуют семью, как коллектив.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(158) "Краеведческий проект для детей старшего дошкольного возраста на тему «Я и моя Родина»"
["seo_title"] => string(80) "kraieviedchieskii_proiekt_dlia_dietiei_starshiegho_doshkol_nogho_vozrasta_na_tie"
["file_id"] => string(6) "450645"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1516204702"
}
}