Просмотр содержимого документа
«Формирование творческих способностей детей к изобразительному искусству, через создание художественных образов на основе природных материалов.»
Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста к изобразительному искусству, через создание художественных образов на основе природных материалов.
Это правда! Ну что же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать. На бумаге, на асфальте, на стене И в трамвае на окне! Э. Успенский.
Рисование – это не та область, где нужно следовать правилам. Именно в творчестве можно дать ребенку простор для самовыражения: выбирай, чем рисовать, на чем рисовать и как рисовать.
Сегодня мне хочется рассказать об одном не совсем обычном способе рисования. Вернее, сами способы рисования для этого можно использовать разные, а вот поверхность для рисунков в этом случае - не совсем привычная. Тому, что рисовать нужно на бумаге, нас с детства учат родители, воспитатели в детском саду, педагоги дополнительного образования и учителя в школе. А детям так нравится рисовать на необычных поверхностях: на стенах, на мебели…. Лучший способ без вреда для детской психики сберечь имущество от юных дизайнеров и направить их энергию в нужное русло, это не ругать и категорично запрещать, а предлагать альтернативу: "На мебели рисовать не нужно, лучше давай узнаем: у тебя получится рисовать на этом камешке?".
Хотя не такой уж это необычный способ рисования, потому что, наверное, это самый древний вид изобразительного искусства. Вспомните наскальную живопись.
К тому же, рисование на камнях - это прекрасное занятие не только для детей, а для всех, кто любит рисовать, от малышей до взрослых. Это занятие можно проводить в любое время года, как дома, так и на улице: в теплое время года рисовать на камнях можно на даче, на пикнике, на берегу моря.
Рисунки на камнях – интересная техника для детей. Ведь расписной камешек, в отличие от бумажной картинки, не только «произведение искусства» юного художник, но и игрушка. Камушками можно украсить клумбу, выложить дорожку, создать картину, и многое другое.
Если ребенку понравиться такая техника рисунка на камнях, то он может создать огромное количество самых удивительных каменных миниатюр. Главное - приглядеться. Ведь в каждом камне кто-то или что-то прячется: рыбка, человек, цветочек…
Во время работы я столкнулась с проблемой, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Особенно это заметно в средней группе, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы не достаточно. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Стимулом побудить детей к деятельности, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса. И мне удалось найти то, что нужно. Я воспользовалась опытом работы коллег через сайты интернета в области обучения детей рисованию.
Для меня стала актуальной тема: «Как с помощью нетрадиционных методов, технологий сформировать у детей интерес к изобразительному творчеству? И нашла ответ, через создание художественных образов на основе природных материалов (камешков)
Поставила задачи:
Учить детей видеть прекрасное вокруг себя.
Воспитывать интерес и любовь к родному краю, природе.
Учить фантазировать и передавать свои фантазии в процессе рисования.
Познакомить с разными приемами рисования на камешках разной формы.
Хочу поделиться своим небольшим еще опытом работы-рисунки на камнях. А началось это все вот так….. Летом, мы с детьми выходили на прогулки, у нас участки песчаные и среди песочка можно найти камешки. Дети находили камешек и приносили его мне, мы вместе с ними разглядывали его, определяли форму, размер, вглядывались в них и фантазировали, на что же похож тот или иной камешек. Затем дети сами брали ведерки и уже, как юные следопыты ходили по участку и собирали камешки. Набрав коллекцию камней, они находили себе место для уединения или собирались небольшими группами и рассматривали камешки. Потом следующим этапом нашей работы были игры с камешками, такие как « Подбери по форме», "Разложи камешки по величине», «Из чего же, из чего же, из чего же …?» «Волшебный камень» «Этот камушек похож на меня, потому что…» и др.
В таких играх дети занимаются опредмечиванием – наделяют новым художественным смыслом знакомые, но безликие предметы. Камешек на какое-то время теряет свою сущность как природный объект и становится тем, что в нём удалось увидеть: облаком или котёнком. Мы приходим к выводу, что важно сделать фон и детали, чтобы получился образ. В дальнейшей работе мы стали создавать простые «каменные рисунки» такие как: «Домик», «Цветочек», «Дерево», «Человечка», разные геометрические фигуры.
Следующим этапом нашей работы было привлечение родителей. Мы попросили их, находясь на природе, собрать камешки, и принести нам в детский сад.
Погрузившись в природу камней, мы решили сделать коллекцию. Камешки собирали разной величины, формы, цвета, привозили с отдыха.
Уже в осенне-зимний период мы с детьми начали знакомиться с «каменной живописью». Просматривали видеоролики, играли с камешками, фантазировали в театральной деятельности. «Этот камешек будет дедушкой, а вот этот, похож на бабушку, другой камешек может стать мышкой…» И вдруг у нас получилась сказка. Дети брали камешки, вглядывались в них, и высказывали на, что он похож.
Следующим этапом нашей деятельности стало знакомство детей поэтапного творчества «рисунки на камнях».
На этом этапе превращаем камушки в отдельные предметы, где детям предлагаю основу, и прошу превратить в образ, добавив точки, полоски. Возьмите на выбор камешек и детализируйте до образа. Эти камушки – пчелки. Какие детали вы дорисуете? (полоски) А вот эти камушки – это кактусы. Вам необходимо дорисовать точки-иголки. Наши камушки превратились в образы. Давайте поиграем: «Посадим пчелку на цветочек», «Посади кактус в горшочек», «Отпусти рыбку в аквариум». В данных играх дети учатся выявлять сходство и различие между признаками группы предметов.
На завершающем этапе предполагаю, детям создавать более сложные образы с мелкой детализацией и сюжет. Для работы потребуются следующие материалы и инструменты: - чистые и просушенные камешки разной формы, величины и расцветки. Для работы подойдут как морские камни, так и гальки с дороги, берега пруда, речки; - гуашь; кисточки разной толщины; баночка с водой; салфетки; простой карандаш, ластик; клей ПВА;
1.Сначала камень тонируется, то есть весь камень покроется фоновой краской или грунтовкой (смесь клея ПВА и белой гуаши). Если ваш камень темный, покройте его слоем белой краски, таким образом, последующие цветные слои будут выглядеть более яркими. Если хотите получить более однородную окраску, нужно покрасить на 2-3 слоя. Для ровного нанесения краски используется кисть с грубым ворсом.
3.Теперь можно начинать роспись по камню. Раскрашивается основа. Если после высыхания краска всё-таки выглядит тускло, то нанесите второй слой.
4. Далее тонкой кистью рисуются детали.
5. Для закрепления росписи, а также для придания глянцевого блеска камень покрывается лаком. Для этого можно использовать как акриловый, так и мебельный или паркетный лак.
И завершающим этапом нашей деятельности это были выставки для родителей, обыгрывание разных сюжетов и дополнение дизайна к нашему «огороду на подоконнике».
В дальнейшей работе планирую продолжать творческую деятельность по данному направлению, развивать художественные навыки у детей, углубляться в мир природы и фантазии.
Работая с детьми нетрадиционным методом изображения на камнях стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования.
Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника в творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.
Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к рисованию. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Научились использовать разного вида техники рисования в создании рисунка на камне. Создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения.