Формирование творческой личности ребенка через использование нетрадиционных техник изобразительного искусства
Формирование творческой личности ребенка через использование нетрадиционных техник изобразительного искусства
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Правильно организованное занятие - это и спектакль, и игра, и учеба, и радость творчества, за которым последует результат. Главная цель-не формирование художника,а воспитание маленького человека с учетом его возрастных особенностей, эмоциональности,характерных реакций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование творческой личности ребенка через использование нетрадиционных техник изобразительного искусства»
Тарасюк Светлана Константиновна
КГУ «Средняя школа № 26» акимата города Усть – Каменогорска
мини-центр «Солнышко»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.
«Я – художник. А какой?
Очень, братцы, не простой:
Рисовать могу руками,
И ногами, и локтями,
На полу, песке и стенке,
Рисовать могу коленкой.
Носом, даже языком.
С вами я теперь знаком
И прошу вас отгадать,
Чем я мог нарисовать
Эти странные картины
Что стоят как на витрине?»
Говорят, что создавать картины могут только особо одаренные люди. Это миф. Чтобы стать художником, наличие способностей не обязательно.
Детям нравится рисовать, творить, экспериментировать красками, фломастерами, карандашами. Рисунок может рассказать о характере вашего малыша, о его внутреннем мире, эмоциональном состоянии и настроении. В рисунке ребенок выражает свои эмоции, чувства, вкладывает душу в него. Ребенку интересно все нетрадиционное. Но не все воспримут утверждение серьезно, что рисование пальцами, ладонью, ступней ноги, а может быть, и подбородком, носом является способом изображения окружающего мира, усовершенствование творчества в изобразительной деятельности. Где же грань между шалостью и рисованием?
Правильно организованное занятие - это и спектакль, и игра, и учеба, и радость творчества, за которым последует результат . Главная цель-не формирование художника ,а воспитание маленького человека с учетом его возрастных особенностей, эмоциональности ,характерных реакций.
Зачем и почему рисуют дети? Рисование - один из путей совершенствования организма. Оно дает возможность в образной форме выразить то, что уже узнал малыш и то, что он не всегда может выразить словесно.
Рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша ,создавая яркие и оригинальные шедевры, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.
Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее.
Выдающийся скульптор А. Голубкина, писала: «… так как руки, глаза, чувства, мысли у каждого свои, не похожие ни на кого другого, то и техника не может не быть индивидуальной, если не вмещать в неё постороннего, обезличивающего. Раскованное воображение отучает от механического копирования. Благодаря ему, ребёнок раскрепощается и появляется в композициях то сокровенное, что является самобытным, личностным в даровании и творчестве художника».
Один из выдающихся отечественных психологов А. В. Запорожец считал - именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются.
Важно не упустить момент и не оттолкнуть ребенка от творческой деятельности. Не так важно, кем станет ребенок, главное, что занятия рисованием помогают сформировать творческую личность, учат мыслить смело и свободно, а это необходимо для человека любой специальности. Важно, чтобы всякий раз создавалась новая ситуация так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, умения, навыки, с другой - искали новые решения, творческие подходы.
Изучив литературу И. А. Лыковой «Педагогика искусства и детское творчество», решила, с целью развития творческих способностей дошкольников использовать нетрадиционные техники рисования. Что может обозначать слова - нетрадиционные техники изображения?
-Работы отличаются оригинальностью, своеобразием, самобытностью, неповторимостью.
Нетрадиционное рисование-искусство изображать не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
Использование нетрадиционных техник способствует снятию детских страхов. Ведь детям кажется, что они не умеют рисовать, у них ничего не получится. Развивает уверенность в своих силах. Развивает пространственное мышление. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит пользоваться разнообразным материалом. Развивает мелкую моторику рук, творческие способности, воображение и полет фантазий. Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, объемности, усидчивость и внимание. Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольников формируются навыки и контроля и самоконтроля. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Творческий процесс-это настоящее чудо, дети раскрывают свои уникальные способности и радость, которую доставляет созидание. Дети начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь». Только проанализировав работы детей, я пришла к выводу - необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-то предмет. Поэтому используя нетрадиционные техники изображения позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Считаю, чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские творческие способности.
В работе над данной проблемой определены следующие задачи:
формировать умения и навыки в области изобразительного искусства, художественные способности ребёнка.
развивать воображение через нетрадиционные приёмы рисования.
воспитывать у детей навыки работы индивидуально, в паре, коллективно.
формировать у детей дошкольного возраста художественно-творческие способности через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала.
способствовать развитию самостоятельности, возникновению интереса к экспериментированию, желания добиваться результата.
научить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и в искусстве, радоваться красоте окружающего мира.
В своей работе я использую разнообразные нетрадиционные техники рисования, и все они пришлись по душе и мне и детям
«Могут все детишки смело рисовать.
И не только кистью ,можно вытворять.
Пальцем ткнуть, и носом.
А печатать- ладошкой. А еще в придачу-
Маленькою ножкой.
Вот и разрисуем мир мы, в яркий цвет.
Удивительный и радостный, этот свет».
Техники вводили поэтапно: от простого к сложному.
С детьми младшего дошкольного возраста использовала техники:
1-рисование пальчиками.
2-рисование ладошками.
В средней группе дети познакомились с более сложными техниками:
1-тычок жесткой полусухой кистью
2-печать поролоном.
3-печать пробками.
4-восковые мелки+ акварель.
5-отпечатки листьев
6-рисование ватными палочками.
7-волшебные нити.
А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные, но интересные методы и техники:
1-рисование песком.
2-рисование мыльными пузырями.
3-мятой бумагой.
4-кляксография с трубочкой.
5-монотипия пейзажная.
6-печать по трафарету.
7-пластинография.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя смелее, раскованнее. Развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Объединяя техники, дети создают свои шедевры.
В процессе занятий использую технологию проблемного обучения через спонтанное экспериментирование с предметом (предлагаю детям попробовать какие «следы» оставляют те или иные предметы). Это позволяет мне не навязывать ребенку свой опыт, свой образ, тем самым, развивая не только воображение, но художественные способности детей. Отпечатки вызывают желание угадывать и загадывать загадки для других: «Что это такое? », «На что похоже? », «Чем еще можно оставить отпечаток?» У детей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования, желание экспериментировать.
Дети создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения.
Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия.
Использование нетрадиционных техник рисования дало колоссальный толчок детскому воображению, фантазированию, любознательности, доброте, отзывчивости, развитию творческого начала, творческой активности
А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности – уверенной в себе и в своих способностях.