Формирование у дошкольников патриотических чувств посредством ознакомления с подвигами русского народа в годы Великой Отечественной войны
Формирование у дошкольников патриотических чувств посредством ознакомления с подвигами русского народа в годы Великой Отечественной войны
Одной из самых актуальных задач нашего времени является патриотическое воспитание подростающего поколения.В настоящее время важным является возрождение, сохранение и развитие национальных традиций, формирование у подрастающего поколения уважения к истории родной республики, готовность к служению своему отечеству.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование у дошкольников патриотических чувств посредством ознакомления с подвигами русского народа в годы Великой Отечественной войны»
Формирование у дошкольников патриотических чувств посредством ознакомления с подвигами русского народа в годы
Великой Отечественной войны
«Историческое значение каждого человека
измеряется его заслугами Родине,
а человеческое достоинство –
силою его патриотизма»
Н.Г. Чернышевский
Одной из самых актуальных задач нашего времени является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Патриотизм – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
В настоящее время важным является возрождение, сохранение и развитие национальных традиций, формирование у подрастающего поколения уважения к истории родной республики, готовность к служению своему отечеству. Сегодня многие начали забывать, что не быть нашему государству вообще, если бы не победа в Великой Отечественной войне. Воспитание молодого поколения на примере подвигов известных и малоизвестных героев Великой Отечественной войны – одно из направлений в работе по патриотическому воспитанию. Для нас не остаются в тени герои – земляки, люди достойные уважения, у которых есть чему поучиться и которыми можем гордиться.
К сожалению, современные дети имеют поверхностное представление о событиях исторического прошлого нашей страны. В решении этой проблемы большая роль отводится дошкольному образованию, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы нравственных качеств ребенка. В связи с этим перед коллективом педагогов нашего учреждения стоят задачи формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы.
Детям дошкольного возраста очень трудно осознать события ВОВ. Каждый наступивший год отделяет нас от страшных лет войны. И чтобы не терялась эта нить памяти, мы взрослые должны сохранить и воспитать в детях уважение и гордость за наших русских людей, их мужество.
На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов), мы прививаем детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники, им посвящались стихи и песни.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Невозможно вырастить настоящего патриота без знания традиций своего народа. Нельзя воспитать настоящего человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам без знания историй своей страны.
Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребенка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус.
От того, какими глазами ребенок увидит окружающий мир, от того, что поразит его воображение, какие уроки он извлечет из рассказов о современных событиях и прошлом страны, зависит, каким он вырастет гражданином, патриотом.
Очень важны для воспитания патриотических чувств и исторические знания, необходимые для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитание любви к Отчеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славен наш Донбасс, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа. Вот почему важно знакомить ребенка с историей нашей Родины[3].
Сколько бы ни прошло времени со дня Победы, события тех лет по-прежнему свежи в памяти народа, и играют огромную роль в формировании нравственно-патриотических чувств дошкольников[7].
В силу своих лет детям сложно воспринять рассказы о войне. Однако, о войне нужно говорить серьезно, с позиций гуманистических ценностей. Тема Великой Отечественной войны может стать понятной детям дошкольного возраста через интерпретацию героического подвига, истинного патриотизма, посещение мини-музея на базе нашего детского сада.
К сожалению, современные дети больше знают о звездных воинах, суперменах и космических рейнджерах. И совсем мало знают о настоящих героях, героях, воевавших за свою Родину. Так, в боевых действиях во время Великой Отечественной войны, по разным данным, принимали участие до нескольких десятков тысяч детей.
Подвиг всего народа – подвиг, неподвластный времени. С каждым годом отдаляясь во времени от военных событий, мы не только не утрачиваем духовной связи с памятью о них, но все глубже осознаем героическое прошлое тех дней и его значение для всего, чем мы живём и чем занимаемся сегодня.
С древних времен русский народ славился преданностью, храбростью, героизмом и горячей любовью к Родине. Один из великих подвигов русского народа, это тот, который совершили советские люди в годы Великой Отечественной войны. За героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками 12 776 человек удостоены звания Героя Советского Союза. И мы не должны забывать о тех людях, которые отвоевали мирное небо для своих детей и внуков.
У каждого народа есть свои великие имена, которые никогда не забываются. Среди воинов, защищавших нашу родную Донецкую землю, были такие − Г.Т. Береговой, Н.И.Семейко, Н.П.Жердев, И.М.Ляшенко, И.В.Ткаченко и еще 222 донбассовца.
Все меньше остается живых свидетелей тех страшных военных дней, которые могли бы рассказать подрастающему поколению о событиях великой битвы русского народа за освобождение своей страны, о подвигах солдат и рядовых граждан на фронтах и в тылу. Прямая обязанность взрослых - помочь сохранить память о героических фактах нашей истории, воспитать у маленьких граждан гордость за свою Родину. Ведь память не имеет возраста, а гражданская позиция и любовь к своей стране не возникают вдруг, из ниоткуда.
Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю, гордится мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы потом передать их детям? Первоисточником, конечно же, является сам человек, участник тех тяжелых лет. Но время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, к сожалению, её ветеранов остается с каждым годом все меньше и меньше. Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве.
Показать детям, какой ценой была достигнута Победа, насколько трудными были шаги к ней. Знакомить детей с главными событиями и памятными датами в истории страны в период Великой Отечественной войны, познакомить с понятием «знамя Победы». На примере Ленинграда, показать детям, как люди сражались. Как пережили страшнейшую блокаду, как жители Донбасса трудились в тылу, приближая Победу. Как Донбасс был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. Дать представления о памятниках, установленных в честь воинов-победителей в городе Донецке. Познакомить детей с произведениями искусства, посвящёнными теме Великой Отечественной войны, воинам-защитникам, труженикам тыла, детям войны, проживавшим на Донбассе. Рассказать о жизни детей в годы войны; Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны на примере собственных поступков (посещение ветеранов на дому, проживающих в нашем микрорайоне). Воспитывать патриотизм и высокие моральные качества у дошкольников, желание защищать свою Родину и беречь мир. Провести праздник, посвящённый Дню Победы с применением тематической медиатеки, с приглашением ветеранов и родственников детей.
В нашем дошкольном учреждении ведется систематическая работа по нравственно – патриотическому воспитанию. Задачи, поставленные перед коллективом, решаются во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, труде.
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми дает возможность познакомить их с памятниками Великой Отечественной войны, находящимися в любой части нашего города.
Экскурсии и прогулки к этим памятникам дают возможность на ярких примерах показать детям тот героизм, который проявил наш народ, защищая свою Родину.
Огромное значение в воспитании патриотизма и формирования исторического сознания имеет художественная литература. Хорошо подобранные рассказы и повести позволяют, начиная со старшего дошкольного возраста воспитывать сознание того, что мужество, проявленное в боях при защите Родины присуще людям только высокого долга, патриотам Отечества. Высокие нравственные идеалы отражаются в произведениях о Великой Отечественной войне, в которых смысл человеческой жизни видится как служение людям и Отечеству. Слушая отрывки из произведений, дети сопереживают персонажам, волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют против фашизма, нападения на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех рас и национальностей. Стихи о Великой Отечественной войне являются важной составляющей патриотического воспитания дошкольников. Они рассказывают о подвигах и мужестве солдат, защищавших свой край, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания.
Не менее важной формой воспитания детей является патриотическая песня. Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. Эта тема очень любима детьми, тем более что основную массу наших воспитанников составляют мальчишки. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них “Бравые солдаты”, муз. А. Филиппенко и “Будем в армии служить”, муз. Ю. Чичкова, «День Победы» музыка Д. Тухманова. сл. В. Харитонова, «Вставай, страна огромная» музыка и слова В. Лебедева-Кумача, «Священная война» муз. А.Александрова, сл. Лебедева- Кумача, «Катюша», «Враги сожгли родную хату» муз. М. Блантера, сл. М.Исаковского, «Темная ночь» муз. Н.Богословского, сл. В.Агатова, и др..
К праздничным датам организуются выставки рисунков на военные темы: «С чего начинается Родина», «Салют Победы», «Мой прадедушка — ветеран Великой Отечественной войны», «Цветы победителям», «Мы за мир».
Знание истории родного города, страны, необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.
С этой целью так же привлекаем родителей воспитанников. Рекомендуем им побывать с ребенком у определенного памятника, расположенного в районе проживания, или посмотреть другие памятники города, посвященные ВОВ.
Предлагаем родителям показать детям (если есть) хранящиеся дома ордена, медали, фотографии военных лет, и рассказать кем, и за что получены: ребенок должен знать свои корни и гордится, что в их семье был близкий человек (прадедушка или прабабушка) участником ВОВ, благодаря которому страна отстояла свою независимость, дала ему, маленькому гражданину, право на счастливое детство. А такие предки есть практически в каждой семье, учитывая масштаб Великой Отечественной войны.
Читаем художественную литературу- рассказы о защитниках Отечества. (Приложение 1)
Рассматриваем старинные фотографии участников войны.
В книжном уголке имеются произведения художественной литературы о героях ВОВ.
Встречи с ветеранами и детьми войны.
Изготовление фотоальбомов совместно с родителями с использованием фотографий военных и послевоенных лет из семейных архивов.
С каждым годом, неслышными шагами уходят воины - ветераны, которые отстаивали нашу жизнь и свободу на полях сражений. Всё меньше остаётся и тех, кто ковал победу на хлебных полях - тружеников тыла, которые трудились, не зная ни сна, ни отдыха. Своим героическим трудом на фронте и в тылу они приближали долгожданную Победу. Среди множества дел мы обязаны постоянно помнить о тех, кто прошел войну, склонять головы в память о павших.
Знание собственной истории и культуры рождает в человеке надежду и веру в будущее. Чтобы быть гражданином мира нужно, прежде всего, почувствовать гражданство своей страны, малой родины. Таким образом, актуальным сегодня остаётся формирование патриотизма через повышение интереса к истории своей родины и родного края, развитие сознательного и уважительного отношения к прошлому, культуре и традициям предков. Нынешнее поколение в неоплатном долгу перед теми, кто остался на полях сражений, кто вернулся и поднял страну из руин, кто своей жизнью показал, каким должно быть поколение победителей. Именно поэтому наш долг - помнить о тех суровых днях и героях войны, сохранить память об участниках ВОВ, погибших и оставшихся в живых. Мы – наследники Великой Победы – преклоняемся перед ратным подвигом солдат Отчизны.
Помните! Через века, через года, — помните!
О тех, кто уже не придет никогда, — помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!
Во все времена бессмертной Земли помните!
К мерцающим звездам ведя корабли, — о погибших помните!
Встречайте трепетную весну, люди Земли.
Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда, — заклинаю, — помните!
Роберт Рождественский
Литература
Костенко И.В. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на примере исторических личностей // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4.;
Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников» [текст]: методические рекомендации / Н. В. Алешина. — М.: ЦГЛ,2005. — С. 135–140.
Гамова, С.В., Иванова, З.Р., Назырова, Т.С., и др. Воспитываем патриотов вместе с родителями / С.В. Гамова, З.Р. Иванова, Т.С. Назырова // Детский сад от А до Я. – 2016. № 6. – С.74-78.
Кондрыкинская Л. А. «Дошкольникам о защитниках Отечества» [текст]: Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Л. А. Кондрыкинская. — М.: ТЦ Сфера,2006. С. 90–98.
Маханеева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. М.Д. Маханеева / Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера. 2010 г. С. 6-7.
Савотина, Н.А. Приоритеты развития гражданского и патриотического воспитания / Н.А. Савотина // Педагогика.- 2016. - № 6. – С. 3-16.
Сакавичене, О.В. Патриотическое воспитание дошкольников О.В. Сакавичене // «Ребенок в детском саду» 2009г. № 6. с. 14.
Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей / О.В. Солодянкина / Пособие для работников ДОУ. М.: Аркти, - 2005. - с.11-17.
Мероприятия, проводимые с детьми дошкольного возраста:
Чтение художественных произведений:
«Сказка о Военной тайне, о Мальчише — Кибальчише и его твердом слове» А. Гайдара, солдатская сказка К. Паустовского«Похождение жука — носорога», рассказ К. Паустовского — «Волшебное колечко», рассказы Юрия Яковлева патриотического содержания: «Как Сережа на войну ходил», «Семеро солдатиков», «Кепка — невидимка», «Иван — виллис», «Подкидыш», «Пусть стоит старый солдат» и другие, повесть-сказка«Крайний случай» детского писателя Ильи Туричина (1921–2001) адресована маленьким читателям.
Просмотр мультфильмов: «Солдатская сказка» (1983), «Воспоминание» (посвященный детям войны), «Сказка о громком барабане», «Легенда о старом маяке», «Салют» (1975), «Скрипка пионера».
Рассматривание фотографий ветеранов войны с наградами: «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Москвы»
Проведение цикла мероприятий «Донецк — город Воинской Славы», «76 лет освобождения Донбасса», «Оружие в годы войны», «Наш город в дни войны».
Проведение бесед: «Что такое мужество?», «Земляки - освободители», «Дети и война», «Защитники нашей Родины», «Боевой путь наших дедов и прадедов».