kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование у воспитанников навыков личной безопасности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описаны методы и приёмы формирования у детей навыков личной безопасности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование у воспитанников навыков личной безопасности.»

Формирование у воспитанников навыков личной безопасности посредством эффективных методов и приёмов.


В период дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребёнка – научиться правилам жизни во взрослом мире.

Проблема личной безопасности маленьких детей очень важна. Дошкольник понимает далеко не всё, поэтому безопасности нужно учить с детства. Каждый день ребёнок открывает для себя что-то новое, сталкиваясь с препятствиями и неудачами, достигая новых результатов и побед.

Воспитатели и родители, не уделяющие обучению личной безопасности детей, могут столкнуться с угрозой для жизни ребёнка, подвергая его риску во многих ситуациях.

При формировании у дошкольников основ личной безопасности, используются эффективные методы и приёмы.

Что такое метод? Это система последовательных, взаимосвязанных действий, в ходе которых решаются дидактические задачи и обеспечивается усвоение содержания.

Приём – это составной элемент метода. Одни и те же приёмы могут быть включены в различные методы.

Методы делятся на наглядные, словесные и практические.



Наглядные методы.

Источником знаний в наглядных методах выступает наблюдение. Оно обогащает социальный опыт ребёнка. Что бы ни делал ребёнок, он всегда наблюдает и запоминает (поведение взрослых в опасных ситуациях, взаимоотношение с другими людьми). Процесс наблюдения у ребёнка всегда активен. Наблюдение стимулирует развитие познавательного интереса, закрепляет правила обращения с опасными предметами.

Важна специальная организация наблюдений:




Наблюдение

- за пешеходами;

- за животными;

- за работой светофора;

- за движением транспорта на дороге;

- за улицей;

- за пешеходным переходом;

- за перекрёстком;

- в природе и др.


Метод иллюстраций (картины, картинки, карты-планшеты, плоские модели, зарисовки, показ образца, карточки-схемы, алгоритмы действий, игровые персонажи, игровые пособия, показ имитация действий с опасными предметами, личный пример, помощь).



- лото осторожностей,

- правило личной безопасности,

- опасные предметы,

-дорожная азбука,

- вредные и полезные продукты,

- огонь - друг, огонь – враг и др.


Плакаты.

«Один дома»,

«Если ты потерялся на улице»,

«Правила безопасности в квартире»

«Службы спасения».


Иллюстрации и плакаты знакомят с правильным и неправильным поведением. При показе иллюстраций надо выделить главное, продумать пояснение. Наглядность должна быть согласована с содержанием материала.



Фотоальбомы:

«Моя улица»,

«Мой дом»,

«Дорожные знаки»,

«Пешеходный переход» и др.



Метод демонстраций:

диафильмы,

слайды,

мультфильмы «Уроки тётушки совы», «Пешеходный переход», «Азбука безопасности» и мультимедийные презентации и др.


К наглядному методу относятся макеты

  • пожарный шит,

  • улицы города,


Словесные методы


Беседа – выступает как сообщение новых знаний, так и проверяет усвоение изученного материала. Успех беседы зависит от постановки вопросов. Вопросы должны быть краткими, чёткими.



Темы бесед: «что такое улица и по каким правилам она живёт», «безопасность на дороге», «опасности дома», «опасности в природе», «о здоровье», «что будешь делать, если потерялся» и др.





Рассказ – последовательное изложение материала имеет повествовательный характер. Рассказ можно сопровождать демонстрацией наглядных пособий, опытов, диафильмов. Рассказы могут быть литературные, из личного опыта.



Объяснительно-иллюстративный метод

Детям даётся готовая информация, они осмысливают и запоминают.

Метод сравнения: огонь – хорошо, огонь – плохо.

Методы описания, убеждения, поощрения, сопоставления, аналогии, повторения.


Разбор проблемной ситуации развивает умение анализировать, делать выводы (помоги, пожалуйста, кошка убежала в подвал, хочешь, я тебя прокачу на машине, возьми вкусную конфету).





Обучение детей приёмам защитного поведения (крик, призыв о помощи).

Работа с книгой расширяет знания детей, учит предвидеть опасности, уточняет знания правил поведения.

Экскурсии способствуют наблюдательности, накоплению сведений. Они должны иметь чёткую, познавательную и воспитательную цель. Например, познакомить с улицей, тротуаром, перекрёстком, светофором, пешеходным переходом. Экскурсии в пожарную часть. МЧС, полицейский участок, магазин, парикмахерскую, швейную мастерскую и др.


Более эффективный метод воздействия на детей – это художественное слово. Оно активизирует память, внимание, представления. Дети знакомятся с различными явлениями и ситуациями, которые выходят за границы их собственного опыта. Можно использовать подобранные произведения художественной литературы: стихи, загадки, поговорки, пословицы, сказки – где иллюстрируются потенциально опасные ситуации (И.М. Чистякова «Пожар», Е. Хоринский «Спичка невеличка», Б.Житков «Пожар в море», Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки», юмористические сказки – это «Кошкин дом», «Колобок», К. Чуковский «Айболит» и «Телефон», Е. Тамбовцева «Находчивый Дима», загадки: «Чему на свете нет ни меры, ни цены, ни веса?»


Практические методы

Они позволяют заинтересовать дошкольников деятельностью, носят продуктивно-творческий, поисковый характер, дети получают практические знания.

Опыты: горит, не горит, со снегом, со спичками, с бумагой.

Труд

Упражнения, практические задания, моделирование, деловая игра, мозговая атака, игры-путешествия, игры на макете, воображаемая ситуация (а что, если…), закрепление практических навыков, метод личного примера взрослого.

Дидактические игры – дают возможность познакомиться с источниками опасности, формировать представление о мерах предосторожности и познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.

Игры: «Тело человека», «Что необходимо пожарному», «Дорожные знаки», «Органы чувств», «Опасные и не опасные предметы», «Полезные и вредные продукты» и др.


Сюжетно-ролевые игры способствуют прямому обучению детей и передаче им знаний. Больница, парикмахерская, магазин, спасатели, пожарные, экскурсия по городу и др. Дети обогащают свой опыт, вступают в определённые отношения со сверстниками и взрослыми.

Игры драматизации. Через восприятие сказочных театральных героев дети учатся анализировать и оценивать поведение других людей, а затем и собственные поступки. Сказки: «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Лисичка со скалочкой», «Кот, петух и лиса» и др.

Игровой тренинг.

Курс вопросов, который предлагается для решения может быть следующим: какие правила обязаны соблюдать пешеходы, как следует вести себя, если ты заблудился на улице, в магазине, на рынке, вокзале, как обратиться за помощью к полицейскому, прохожим, как защитить себя от назойливого незнакомца, что делать, когда порезал палец.

Разыграть ситуации: Ребёнок дома один, ребёнок дома с друзьями, с братьями, сёстрами, ребёнок дома со взрослыми. В игровой тренинг включать уговоры, привлекательные обещания. В тренинге следует рассмотреть и обсудить ситуации насильственного поведения со стороны чужого взрослого (хватает за руку, берёт на руки, затаскивает в машину, объяснить детям, как вести себя в подобных ситуациях). Обучать детей приёмам защитного поведения: крик, призыв о помощи.



Продуктивные виды деятельности

Лепка,

рисование,

аппликация,

конструирование,

игровые персонажи.


При формировании навыков личной безопасности используются следующие приёмы:

  • вопросы,

  • указания,

  • пояснения,

  • объяснения,

  • повторный показ,

  • обсуждения,

  • педагогическая оценка.


Вывод:


Необходимо использовать различные эффективные методы и приёмы по формированию навыков личной безопасности детей дошкольного возраста, которые:

1. позволяют преподнести материал в доступной, интересной, яркой и образной форме.

2. вызывают интерес к познанию.

3. способствуют лучшему усвоению знаний.

4. формируют навыки личной безопасности детей.

4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Формирование у воспитанников навыков личной безопасности.

Автор: Балабина Елена Александровна

Дата: 19.04.2021

Номер свидетельства: 578652

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(284) "Статья "Формирование  у воспитанников с умственной  недостаточностью навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с применением игровых технологий" "
    ["seo_title"] => string(171) "stat-ia-formirovaniie-u-vospitannikov-s-umstviennoi-niedostatochnost-iu-navykov-biezopasnogho-poviedieniia-na-doroghakh-i-ulitsakh-s-primienieniiem-ighrovykh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "158408"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421742880"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Представила результаты свей профессиональной деятельности по программе "МОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ" "
    ["seo_title"] => string(97) "priedstavila-riezul-taty-sviei-profiessional-noi-dieiatiel-nosti-po-proghrammie-moia-biezopasnost"
    ["file_id"] => string(6) "212153"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431770477"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Представила результаты своей внеурочной деятельности в начальной школе № 2 по программе "МОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ" "
    ["seo_title"] => string(116) "priedstavila-riezul-taty-svoiei-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-nachal-noi-shkolie-2-po-proghrammie-moia-biezopasnost"
    ["file_id"] => string(6) "212157"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431770826"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "представила результаты своей внеурочной деятельности по рабочей программе  кружка "МОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ" "
    ["seo_title"] => string(111) "priedstavila-riezul-taty-svoiei-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-rabochiei-proghrammie-kruzhka-moia-biezopasnost"
    ["file_id"] => string(6) "212362"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431841294"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "Проект по теме "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников организаций интернатного типа""
    ["seo_title"] => string(129) "proiekt-po-tiemie-formirovaniie-kul-tury-zdorovogho-i-biezopasnogho-obraza-zhizni-vospitannikov-orghanizatsii-intiernatnogho-tipa"
    ["file_id"] => string(6) "254400"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447760908"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства