Просмотр содержимого документа
«Формирование у воспитанников навыков личной безопасности.»
Формирование у воспитанников навыков личной безопасности посредством эффективных методов и приёмов.
В период дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребёнка – научиться правилам жизни во взрослом мире.
Проблема личной безопасности маленьких детей очень важна. Дошкольник понимает далеко не всё, поэтому безопасности нужно учить с детства. Каждый день ребёнок открывает для себя что-то новое, сталкиваясь с препятствиями и неудачами, достигая новых результатов и побед.
Воспитатели и родители, не уделяющие обучению личной безопасности детей, могут столкнуться с угрозой для жизни ребёнка, подвергая его риску во многих ситуациях.
При формировании у дошкольников основ личной безопасности, используются эффективные методы и приёмы.
Что такое метод? Это система последовательных, взаимосвязанных действий, в ходе которых решаются дидактические задачи и обеспечивается усвоение содержания.
Приём – это составной элемент метода. Одни и те же приёмы могут быть включены в различные методы.
Методы делятся на наглядные, словесные и практические.
Наглядные методы.
Источником знаний в наглядных методах выступает наблюдение. Оно обогащает социальный опыт ребёнка. Что бы ни делал ребёнок, он всегда наблюдает и запоминает (поведение взрослых в опасных ситуациях, взаимоотношение с другими людьми). Процесс наблюдения у ребёнка всегда активен. Наблюдение стимулирует развитие познавательного интереса, закрепляет правила обращения с опасными предметами.
Важна специальная организация наблюдений:
Наблюдение
- за пешеходами;
- за животными;
- за работой светофора;
- за движением транспорта на дороге;
- за улицей;
- за пешеходным переходом;
- за перекрёстком;
- в природе и др.
Метод иллюстраций (картины, картинки, карты-планшеты, плоские модели, зарисовки, показ образца, карточки-схемы, алгоритмы действий, игровые персонажи, игровые пособия, показ имитация действий с опасными предметами, личный пример, помощь).
- лото осторожностей,
- правило личной безопасности,
- опасные предметы,
-дорожная азбука,
- вредные и полезные продукты,
- огонь - друг, огонь – враг и др.
Плакаты.
«Один дома»,
«Если ты потерялся на улице»,
«Правила безопасности в квартире»
«Службы спасения».
Иллюстрации и плакаты знакомят с правильным и неправильным поведением. При показе иллюстраций надо выделить главное, продумать пояснение. Наглядность должна быть согласована с содержанием материала.
Фотоальбомы:
«Моя улица»,
«Мой дом»,
«Дорожные знаки»,
«Пешеходный переход» и др.
Метод демонстраций:
диафильмы,
слайды,
мультфильмы «Уроки тётушки совы», «Пешеходный переход», «Азбука безопасности» и мультимедийные презентации и др.
К наглядному методу относятся макеты
пожарный шит,
улицы города,
Словесные методы
Беседа – выступает как сообщение новых знаний, так и проверяет усвоение изученного материала. Успех беседы зависит от постановки вопросов. Вопросы должны быть краткими, чёткими.
Темы бесед: «что такое улица и по каким правилам она живёт», «безопасность на дороге», «опасности дома», «опасности в природе», «о здоровье», «что будешь делать, если потерялся» и др.
Рассказ – последовательное изложение материала имеет повествовательный характер. Рассказ можно сопровождать демонстрацией наглядных пособий, опытов, диафильмов. Рассказы могут быть литературные, из личного опыта.
Объяснительно-иллюстративный метод
Детям даётся готовая информация, они осмысливают и запоминают.
Метод сравнения: огонь – хорошо, огонь – плохо.
Методы описания, убеждения, поощрения, сопоставления, аналогии, повторения.
Разбор проблемной ситуации развивает умение анализировать, делать выводы (помоги, пожалуйста, кошка убежала в подвал, хочешь, я тебя прокачу на машине, возьми вкусную конфету).
Обучение детей приёмам защитного поведения (крик, призыв о помощи).
Работа с книгой расширяет знания детей, учит предвидеть опасности, уточняет знания правил поведения.
Экскурсии способствуют наблюдательности, накоплению сведений. Они должны иметь чёткую, познавательную и воспитательную цель. Например, познакомить с улицей, тротуаром, перекрёстком, светофором, пешеходным переходом. Экскурсии в пожарную часть. МЧС, полицейский участок, магазин, парикмахерскую, швейную мастерскую и др.
Более эффективный метод воздействия на детей – это художественное слово. Оно активизирует память, внимание, представления. Дети знакомятся с различными явлениями и ситуациями, которые выходят за границы их собственного опыта. Можно использовать подобранные произведения художественной литературы: стихи, загадки, поговорки, пословицы, сказки – где иллюстрируются потенциально опасные ситуации (И.М. Чистякова «Пожар», Е. Хоринский «Спичка невеличка», Б.Житков «Пожар в море», Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки», юмористические сказки – это «Кошкин дом», «Колобок», К. Чуковский «Айболит» и «Телефон», Е. Тамбовцева «Находчивый Дима», загадки: «Чему на свете нет ни меры, ни цены, ни веса?»
Практические методы
Они позволяют заинтересовать дошкольников деятельностью, носят продуктивно-творческий, поисковый характер, дети получают практические знания.
Опыты: горит, не горит, со снегом, со спичками, с бумагой.
Труд
Упражнения, практические задания, моделирование, деловая игра, мозговая атака, игры-путешествия, игры на макете, воображаемая ситуация (а что, если…), закрепление практических навыков, метод личного примера взрослого.
Дидактические игры – дают возможность познакомиться с источниками опасности, формировать представление о мерах предосторожности и познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.
Игры: «Тело человека», «Что необходимо пожарному», «Дорожные знаки», «Органы чувств», «Опасные и не опасные предметы», «Полезные и вредные продукты» и др.
Сюжетно-ролевые игры способствуют прямому обучению детей и передаче им знаний. Больница, парикмахерская, магазин, спасатели, пожарные, экскурсия по городу и др. Дети обогащают свой опыт, вступают в определённые отношения со сверстниками и взрослыми.
Игры драматизации. Через восприятие сказочных театральных героев дети учатся анализировать и оценивать поведение других людей, а затем и собственные поступки. Сказки: «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Лисичка со скалочкой», «Кот, петух и лиса» и др.
Игровой тренинг.
Курс вопросов, который предлагается для решения может быть следующим: какие правила обязаны соблюдать пешеходы, как следует вести себя, если ты заблудился на улице, в магазине, на рынке, вокзале, как обратиться за помощью к полицейскому, прохожим, как защитить себя от назойливого незнакомца, что делать, когда порезал палец.
Разыграть ситуации: Ребёнок дома один, ребёнок дома с друзьями, с братьями, сёстрами, ребёнок дома со взрослыми. В игровой тренинг включать уговоры, привлекательные обещания. В тренинге следует рассмотреть и обсудить ситуации насильственного поведения со стороны чужого взрослого (хватает за руку, берёт на руки, затаскивает в машину, объяснить детям, как вести себя в подобных ситуациях). Обучать детей приёмам защитного поведения: крик, призыв о помощи.
Продуктивные виды деятельности
Лепка,
рисование,
аппликация,
конструирование,
игровые персонажи.
При формировании навыков личной безопасности используются следующие приёмы:
вопросы,
указания,
пояснения,
объяснения,
повторный показ,
обсуждения,
педагогическая оценка.
Вывод:
Необходимо использовать различные эффективные методы и приёмы по формированию навыков личной безопасности детей дошкольного возраста, которые:
1. позволяют преподнести материал в доступной, интересной, яркой и образной форме.