Просмотр содержимого документа
«Формирование Духовно-нравственных основ безопасного поведения детей 6-7 лет посредством проблемно игровых ситуаций»
Рассыпаева Елена Георгиевна
студентка 4 курса ДО ПИ СВФУ,
БаишеваМария Ивановна,
к.п.н., доцент кафедры ДО ПИ СВФУ
г Якутск Россия
Формирование духовно-нравственных основ безопасного поведения детей 6-7 лет посредством проблемно - игровых ситуаций
Аннотация: В статье определяется значение проблемно-игровых ситуаций, в понимании детьми старшего дошкольного возраста духовно-нравственной безопасности дается краткое описание методики диагностик
В условиях становления новой системы образования, ориентированной на введение нового Федерального государственного образовательного стандарта, идет активный поиск путей развития личности, которые позволят сохранить духовно-нравственные основы отечественного воспитания детей [59, с. 19].
Воспитание безопасности – непрерывный, систематический, последовательный процесс, начинающийся с раннего возраста (воспитывают родители), продолжающийся в системе дошкольного, затем школьного образования. Пока на всех этих возрастных этапах формирование безопасности не станет делом практическим,данная проблема является актуальной. В то же время в современных дошкольных образовательных программах раздел «Основы безопасности детей дошкольного возраста» остается не полностью разработанным. В них не раскрыты вопросы формирования духовно-нравственных основ безопасного поведения детей, которые призваны обеспечить защиту ребенка от негативного информационного, психологического и морального воздействия на его формирующееся сознание, разрушающего основы традиционно сложившейся культурной и духовно-нравственной среды близкого окружения.
К сожалению, недостаточно освещены вопросы духовно-нравственных основ безопасного поведения детей 6-7 лет, что наиболее важно изучить накануне школьного обучения. Именно по этому направлению ощущается недостаток методических материалов и доступных для применения в ДОО обучающих программ.
Цель исследования: изучить обоснованность духовно-нравственных основ безопасного поведения. В своем исследовании мы опираемся на труды отечественных педагогов и психологов А.С. Макаренко, Л.П. Одинцовой, В.А. Сухомлинского и др. по духовно-нравственному воспитанию, труды Н.Н. Авдеевой, Н.Ф. Виноградовой, О.Л. Князевой, Т.А. Куликовой, Л.А. Парамоновой, Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркино и др. авторов. Об особой роли периода дошкольного детства в усвоении навыков безопасного поведения, а также работы региональных авторов М.И. Баишевой, А.А. Григорьевой, Т.С. Сантаевой и др. по этнокультурному подходу к решению проблем воспитания личности ребенка. Как считает М.И. Баишева, проблемы формирования духовно-нравственных основ безопасного поведения детей раскрываются в рамках понятий духовной культуры [11, c. 29].
Мы считаем, что проблемно-игровые ситуации, игры имитации, позволяют решать задачи по духовно-нравственной безопасности в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Для того чтобы ребенок осознавая мог применить на практике полученный опыт, необходимо подготовить его, (создать проблемно-игровую ситуацию, обыграть с ним) дать представления о духовной нравственности. Важным источником становления безопасного поведения детей служат факторы духовности и нравственности. Поэтому необходима постановка проблемы формирования духовно-нравственных основ безопасного поведения детей 6-7 лет.Чем богаче опыт малыша, тем осмысленнее, более осознанно будет проявляться его духовно-нравственная безопасность.
Проблемно-игровая ситуация – это специально организованная игра, основанная на простом сюжете, отражающем какую-либо жизненную проблему, которую необходимо разрешить [5, с. 24].
Проблемные ситуации должны строиться в соответствии с возможностями, интересами и особенностями детей, учитывать их социальный опыту детей. Только в этом случае у дошкольников в проблемно-игровых ситуациях формируются устойчивые навыки безопасного поведения [10, с. 27].
Проблемно-игровые ситуации с детьми могут быть посвящены таким темам: «Дорога домой», «Опасные незнакомцы», «Моя семья», «Кошкин дом», «Айболит в гостях у ребят», «В кругу друзей», «Когда ты дома один» и т.д. [12, с. 63].
Л.В. Артемовой выделено 3 этапа работы с детьми на основе проблемно-игровых ситуаций: обогащающий, имитационный, практический [9, c. 159]. Целью первого (обогащающего) этапа является накопление и систематизация знаний детей о правилах безопасного поведения. Это: представления об источниках опасности, возможных ситуациях, сопряженных с угрозами, мерах предосторожности и доступных
Второй этап – имитационный.
Цель его: помочь детям запомнить жизненно важные правила безопасности. Учитывая сложность предлагаемого детям содержания и трудность при демонстрации, предлагается использовать ситуативно-имитационное моделирование как возможность имитировать поведенческие действия и моделировать угрожающие ситуации с учетом активной позиции ребенка.
Третий этап (практический) посвящен формированию умений безопасного поведения.
Структура общения педагога с детьми в проблемной игровой ситуации включает в себя: постановку задачи в виде вопросов и предположения. В целом, общение субъектов здесь осуществляется на принципах гуманистического подхода к детям с применением личностно-ориентированной обращенности педагога к ребенку посредством сотрудничества [33, с. 29].
Для выявления уровня знаний и умений детей по безопасному поведению была проведена диагностика на основе критериев уровня сформированности у дошкольников когнитивного и поведенческого компонентов безопасного поведения. Для проведения обследования детей мы ориентировались на критерии для выявления уровня сформированности духовно-нравственных основ безопасного поведения детей 6-7 лет, предложенные Р.Б. Стеркиной а так же применялись следующие методики:
- методика «Рассказ по картинке» М.Е. Каневской,
- опросник Т.А. Владимировой;
- методика «Изучение осознания ребенком нравственных норм в общении с людьми» Г.А. Урунтаевой.
1. Методика «Рассказ по картинке» М.Е. Каневской [14, c. 46].
Цель: выявление уровня сформированности духовно-нравственных основ безопасного поведения детей.
Воспитательно-образовательный процесс, строили как интересную проблемно-игровую деятельность, обеспечивающую субъективную позицию ребенка и постоянный рост самостоятельности и творчества детей.
2. Обучение в проблемно-игровых ситуациях было направлено на систематизацию, углубление и обобщение личного опыта безопасности ребенка.
3. Использовали разнообразные формы работы с детьми – фронтальные, групповые, индивидуальные. Развивающий компонент при этом базируется на основных теоретических подходах технологии развивающих игр.
4. Обеспечиваем баланс разных видов активности детей – познавательной, изобразительной, двигательной, театральной.
5. В целях профилактики утомляемости детей проводили динамические паузы и осуществляли своевременную смену деятельности.
5. Побуждали детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы: обращали внимание на новые, необычные черты объекта, строили догадки, обращаясь к детям за помощью, нацеливая на экспериментирование, рассуждение, предположение. Все проблемно-игровые ситуации проводили, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в повседневной деятельности. Сумели заинтересовать каждого ребенка, привлечь его внимание к новым развивающим играм. Тем самым, мы предполагали, что у детей будут повышаться творческие действия, интеллектуальные операции и процессы. Данные игры учили их преодолевать трудности, развивали стремление к самостоятельности.
В нашем детском саду наработан обширный игровой материал по формированию навыков безопасного поведения дошкольников. Для этого на видном месте оформили игровую среду «Дошкольник - в безопасной среде», где разместили:
- игровые атрибуты по темам «Мой мир, и я в нём», «Порядок действий при опасности»;
- дидактические игры «Основа безопасности жизни детей», «Грамотный Ежик», «Робот Валли идет на помощь», «Друзья доктора Айболита» и др.;
- игровые атрибуты по темам «Знакомим детей с окружающим социальным миром», «Роль игры в создании безопасной среды», «Детские шалости и опасности» и т.д.
Проводя планомерную экспериментальную работу в основу исследования мы внесли предположение о том, что формирование духовно-нравственных основ безопасного поведения детей 6-7 лет посредством проблемно-игровых ситуаций будет эффективным, если создать одухотворенное игровое пространство для детей в групповой комнате; организовать проблемно-игровые ситуации по трем этапам: обогащающий, имитационный, практический; разработать систему НОД, предусматривающих усложнение развивающих и дидактических задач; провести содержательную работу с родителями по изучаемой проблеме.
По итогам проведенной экспериментальной работы можно сделать такие рекомендации.
1. Основные цели деятельности по формированию духовно-нравственных основ безопасного поведения старших дошкольников посредством проблемно-игровых ситуаций в ДОО: создание условий для психологического здоровья дошкольников.
2. При формировании умений безопасного поведения педагог не должен подавлять детей своим авторитетом, не пресекать их общение, а выступать как старший партнер, наставник, который поощряет взаимодействия, открывает «коммуникативные каналы», много знает и умеет, всегда придет на помощь.
3. В совместной деятельности со сверстниками дети начинают использовать формы поведения взрослого: объясняют, подбадривают, контролируют, оценивают, не соглашаются, спорят. Было отмечено, что отношения в группе улучшились, у них появилась потребность в анализе своих слов и действий, повысилась культура поведения. Комплектуя игровые подгруппы, надо принимать во внимание только личные симпатии детей, только общность интересов, а не совпадения в уровнях развития.
Список литературы:
Авдеева, Н.Н. Основы безопасности детей дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – М. : Детство-Пресс, 2010. – 214 с
Асмолов, А.Г. Охота за «звездами» / А.Г. Асмолов // Национальный психологический журнал. - 2011. - №1. - С.24-27.
Баишева, М.И. Этнопедагогические воззрения народа саха: на материале олонхо / М.И. Баишева, А.А. Григорьева. – Новосибирск : Наука, 2008. – 167 с.
Баркан, А.И. Ручной ребенок или непокорный… Какой вам нужен? / А.И. Баркан. – М. : Этерна, 2012. – 272 с.
Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников: Пособие для педагогов и родителей / К.Ю. Белая. – М. : Мозаика, 2011. - 64с.
Кряжева, Н.Л. Кот и пес спешат на помощь / Н.Л. Кряжева. – М. : Академия, 2010. – 174 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (проект). – М. : Наука, 2012. – 94 с.