kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование элементарных естественнонаучных и географических представлений у детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Статья содержит презентацию опыта работы в области применения музейной педагогики в обучении дошкольников, а так же систему методов и приемов формирования у детей элементарных естественнонаучных и географических представлений в условиях дошкольной организации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование элементарных естественнонаучных и географических представлений у детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики»

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ И ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ


В настоящее время одной из главных задач дошкольного образования является не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию и самообразованию детей. Особенно актуальным представляется формирование географических представлений, так как они закладывают у дошкольников основу миропонимания и устройство бытия. География – интереснейшая и непростая наука, которая включает в себя обширные знания, помогающие ребенку понимать устройство окружающего мира. Формирование элементарных географических представлений у детей с дошкольного возраста подводит к более глубокому и подробному знакомству с этим предметом в школе. Вызывает стремление познавать окружающий мир, а познание – функция не только интеллекта, но и личности. Дети учатся сравнивать, обобщать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формируется понимание того, что человек - часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее. В процессе ознакомления с окружающим миром расширяется кругозор детей, формирование целостной картины мира и первичных представлений о культурных ценностях [1].

Особенно актуальным представляется освоение детьми закономерностей окружающего мира посредствам музейной педагогики направленной на формирование элементарных  естественнонаучных и географических представлений.

Целью реализации выбранного направления является создание в МДОУ предметно-развивающей среды, способствующей полноценному всестороннему развитию дошкольников.

Таким образом, было решено создать на базе учреждения мини-музей тематического содержания, вследствие чего он получил емкое название «Планета Земля». [Рис.1]


Рис. 1 Мини-музей «Планета Земля»


Музей – это один из эффективных социальных институтов образовательно-культурного пространства, где ребенку можно прикоснуться к разнообразным культурным, историческим, техническим достижениям и находкам человечества. Мини-музей «Планета Земля» позволяет комплексно решать вопросы воспитания, обучения, развития и духовно-нравственного оздоровления воспитанников.

Данный подход позволяет решить следующие задачи: развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и явлениях в природе. Он включает в себя не только организацию экскурсий, но и собирание, изучение, исследование музейных предметов, артефактов в процессе совместной деятельности детей и взрослых.

При организации предметно-развивающей среды мы учитывали следующие принципы:

  • Наглядность.

  • Доступность.

  • Безопасность. (оформление не должно создавать угрозу здоровью и безопасности дошкольников).

  • Экологичность.

  • Разнообразие. (экспонаты достоверно отражают историческое, географическое, природное, культурное разнообразие окружающего мира).

  • Динамичность.

  • Глобализм и регионализм. (музейные экспозиции позволяют знакомить детей с глобальными проблемами природы и культуры, так и региональной тематикой).

  • Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).

  • Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей.

  • Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).

  • Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе).

  • Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.

  • Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).

  • Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации) [4,5].

Экспонаты достоверно отражают тематику мини-музея «Планета Земля». Музей разделен на разделы, в которых подобраны предметы соответствующей теме.

Раздел «Загадки морей и океанов» позволяет узнать о море и его жизни, об удивительных и загадочных существах, обитающих в океанских глубинах и среди красочных коралловых рифов. Он включает в себя коллекции ракушек, образцы морской соли, морскую и речную гальку, кораллы, морские звезды, чучела маленькой акулы, рыбы-ежа, краба. [Рис.2]


Рис. 2 Раздел «Загадки морей и океанов»


Раздел «Природные богатства недр Земли» включает в себя коллекции песка, почв, минералов и даже ископаемые останки как растительного, так и животного происхождения. Это удивительная возможность проникнуть в мир, существовавший на нашей планете за миллионы лет до появления человека. [Рис.3]


Рис. 3 Раздел «Природные богатства недр Земли»


Открыть увлекательный мир живой природы помогает раздел «Царство растений и насекомых» здесь не боясь можно рассмотреть самых необычных насекомых, увидеть разнообразие видов, узнать интересные факты о них, проследить весь жизненный путь. Он включает в себя коллекции насекомых и семян растений, гербарии деревьев и трав.

Совершить кругосветное путешествие по материкам и океанам, узнать о самых красивых памятниках культуры и чудесах света, о многогранности культурного наследия стран мира, о первых представлениях человечества о планете поможет раздел «Путешествий». Здесь представлены макеты достопримечательностей различных городов и стран, национальные костюмы многих народов. [Рис.4]


Рис. 4 Раздел «Путешествий»


Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с дошкольниками предполагает не только количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями, но и пробуждение творческой активности детей, качество усвоения полученной информации [4,5]. Поэтому педагогический коллектив продумывает обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспонатами для побуждения детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Музейные экспонаты обеспечивают развитие детской активности: собственной и стимулируемой взрослым. Такие формы педагогической работы обеспечивают личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому реализовать свою познавательную активность [2]. Дети выступают в роли археологов, научных сотрудников, журналистов, туристов и путешественников. Таким образом, играя, дети познают мир, который в будущем более подробно они будут изучать в школе. [Рис.5]


Рис. 5 Практическая часть экскурсии


На экскурсиях они узнают о процессах и явлениях в окружающем мире, что подводит к пониманию окружающей действительности.

С учетом интереса детей к занятиям-экскурсиям в музее, возникла необходимость организовать работу мини-лабораторий в каждой группе.

В каждой группе функционируют хорошо оборудованные центры экспериментирования, в которые вошли:

  • Приборы-помощники

  • Разнообразные сосуды из разных материалов, разного объёма и формы

  • Утилизированный материал

  • Технические материалы

  • Пищевые красители, акварельные краски

  • Медицинские материалы

  • Природный материал

  • Разные виды бумаги

  • Прочие материалы

Были составление картотеки опытов и экспериментов, в соответствии с возрастными особенностями детей. Чтобы избежать хаотичности в планировании тем детского экспериментирования, педагогики руководствовались примерным перспективным планом мини-музея «Планета Земля». В таблицах представлены темы занятий-экскурсий с детьми младшего и старшего дошкольного возраста.


Тематический план работы с детьми младшего дошкольного возраста

Тема экскурсии

Цели

1

«Живая и неживая природа»

Познакомить детей с объектами живой и неживой природы

2

«Вода источник жизни»

Дать представления о свойствах воды и ее значении в жизни.

3

«Морские обитатели»

Познакомить с обитателями и дать детям представления о разнообразии подводного мира.

4

«Кто живет в лесу?»

Дать детям первоначальные представления об обитателях леса.


«Что растет в лесу?»

Дать детям первоначальные представления о лесе.

5

«Кто живет в траве?»

Расширить представления о насекомых.

6

«От семени до дерева»

Расширить представления о растительном мире.

7

«Как живут растения зимой?»

Дать представления о том что происходит с растениями в зимний период.

8

«Как звери к зиме готовятся?»

Дать детям представления о жизни диких животных зимой

9

«Как птицы весну встречают?»

Познакомить детей с разнообразием и повадками птиц.

10

«Цветы на лугу»

Познакомить с разнообразием растений, цветов.

11

Удивительный мир камней

Познакомить с разнообразием камней

12

«Наша Родина - Россия»

Дать детям представления о стране

13

«Наш город»

Познакомить с достопримечательностями города.


Тематический план работы с детьми старшего дошкольного возраста

Тема экскурсии

Цели

1

«Аммониты – древнейшие животные Земли»

Дать детям элементарные представления о зарождении жизни на Земле, о первых существах населяющих планету.

2

«Первые представления людей о планете Земля»

Познакомить с первыми представлениями человечества о планете Земля.

3

«Глобус и карта помощники в путешествии»

Познакомить детей с глобусом-моделью земного шара; дать представления о картах и их назначении.

4

«Чудеса Света»

Познакомить с достопримечательностями стран Мира.

5

«Широка страна моя родная»

Дать детям представления о России, как стране городов; познакомить с принципом создания гербов; расширять представление об особенностях географического положения России.

6

«Народов много, страна одна»

Дать детям представления о разнообразии народов и их традициях, национальных костюмах, которые населяют нашу страну. Воспитывать чувство толерантности.

7

«Путешествие в Африку»

Дать детям элементарные представления о материке Африка.

8

«Путешествие в Австралию»

Дать детям элементарные представления о материке Австралия.

9

«Путешествие в Антарктиду»

Дать детям элементарные представления о материке Антарктида.

10

«Путешествие в Америку»

Дать детям элементарные представления о материках Южная и Северная Америки.

11

«Морские обитатели»

Познакомить с обитателями и дать детям представления о разнообразии подводного мира.

12

«Акулы»

Расширить представления детей о морских хищниках.

13

«Какие разные камни»

Дать детям представления о разнообразии камней.


14

«Выращиваем кристаллы»

Прививать интерес к опытно-экспериментальной деятельности.

15

«Кто живет в траве?»

Расширить представления о насекомых.

16

«От семени до дерева»

Расширить представления о растительном мире.

17

«Путешествие на северный полюс»

Познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего севера; формировать представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.

18

«Путешествие в тундру»

Познакомить детей с особенностями природных условий тундры.

19

«Путешествие в тайгу»

Познакомить детей с особенностями природных условий тайги.

20

«Путешествие в пустыню»

Познакомить детей с особенностями природных условий пустыни.


Изначально, данное направление работы было экспериментально апробировано с детьми старшего дошкольного возраста. Итоги показали, что дети увлеченно и с большим интересом посещали экскурсии, делились полученными знаниями друг с другом и с родителями. Они стали бережнее относиться к окружающей среде и окружающему миру, проявлять интерес к исследовательской деятельности, поняли, что мир вокруг нас таит в себе много загадок, которые они могут разгадать.

Всё это очень важно для воспитания успешного человека, стремящегося узнавать новое. Совместная работа, включающая в себя музейную педагогику и экспериментально-исследовательскую деятельность, подводит ребенка к более осмысленному пониманию окружающего мира, формирует естественнонаучное мировоззрение, дает возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях, животных, явлениях неживой природы. Ребенок познает не только внешние параметры объектов, но и их связь между собой [3,6]. Данное направление развивает экологическую грамотность и культуру, ответственное отношение к окружающей среде и позволяет дошкольникам участвовать в посильной практической деятельности по охране природы.


Литература

1. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева «От рождения до школы» Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015

2. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманинова. В.В. Щетинина «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» Москва ТЦ «Сфера», 2002

3. С.Н. Николаева «Юный Эколог» Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010

4. А.Н. Морозова О.В. Мельникова «Пособие для воспитателей, методистов ДОУ и родителей» М.: ТЦ Сфера, 2006

5. Н.А. Рыжова «Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями» Лекции 1-4. Москва Педагогический университет «Первое сентября» 2010

6. О.А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Носырева Ольга Михайловна

Дата: 20.04.2017

Номер свидетельства: 410501


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства