Формирование элементарных естественнонаучных и географических представлений у детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики
Формирование элементарных естественнонаучных и географических представлений у детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики
Статья содержит презентацию опыта работы в области применения музейной педагогики в обучении дошкольников, а так же систему методов и приемов формирования у детей элементарных естественнонаучных и географических представлений в условиях дошкольной организации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование элементарных естественнонаучных и географических представлений у детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики»
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ И ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ
В настоящее время одной из главных задач дошкольного образования является не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию и самообразованию детей. Особенно актуальным представляется формирование географических представлений, так как они закладывают у дошкольников основу миропонимания и устройство бытия. География – интереснейшая и непростая наука, которая включает в себя обширные знания, помогающие ребенку понимать устройство окружающего мира. Формирование элементарных географических представлений у детей с дошкольного возраста подводит к более глубокому и подробному знакомству с этим предметом в школе. Вызывает стремление познавать окружающий мир, а познание – функция не только интеллекта, но и личности. Дети учатся сравнивать, обобщать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формируется понимание того, что человек - часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее. В процессе ознакомления с окружающим миром расширяется кругозор детей, формирование целостной картины мира и первичных представлений о культурных ценностях [1].
Особенно актуальным представляется освоение детьми закономерностей окружающего мира посредствам музейной педагогики направленной на формирование элементарных естественнонаучных и географических представлений.
Целью реализации выбранного направления является создание в МДОУ предметно-развивающей среды, способствующей полноценному всестороннему развитию дошкольников.
Таким образом, было решено создать на базе учреждения мини-музей тематического содержания, вследствие чего он получил емкое название «Планета Земля». [Рис.1]
Рис. 1 Мини-музей «Планета Земля»
Музей – это один из эффективных социальных институтов образовательно-культурного пространства, где ребенку можно прикоснуться к разнообразным культурным, историческим, техническим достижениям и находкам человечества. Мини-музей «Планета Земля» позволяет комплексно решать вопросы воспитания, обучения, развития и духовно-нравственного оздоровления воспитанников.
Данный подход позволяет решить следующие задачи: развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и явлениях в природе. Он включает в себя не только организацию экскурсий, но и собирание, изучение, исследование музейных предметов, артефактов в процессе совместной деятельности детей и взрослых.
При организации предметно-развивающей среды мы учитывали следующие принципы:
Наглядность.
Доступность.
Безопасность. (оформление не должно создавать угрозу здоровью и безопасности дошкольников).
Глобализм и регионализм. (музейные экспозиции позволяют знакомить детей с глобальными проблемами природы и культуры, так и региональной тематикой).
Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).
Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей.
Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).
Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе).
Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.
Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).
Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации) [4,5].
Экспонаты достоверно отражают тематику мини-музея «Планета Земля». Музей разделен на разделы, в которых подобраны предметы соответствующей теме.
Раздел «Загадки морей и океанов» позволяет узнать о море и его жизни, об удивительных и загадочных существах, обитающих в океанских глубинах и среди красочных коралловых рифов. Он включает в себя коллекции ракушек, образцы морской соли, морскую и речную гальку, кораллы, морские звезды, чучела маленькой акулы, рыбы-ежа, краба. [Рис.2]
Рис. 2 Раздел «Загадки морей и океанов»
Раздел «Природные богатства недр Земли» включает в себя коллекции песка, почв, минералов и даже ископаемые останки как растительного, так и животного происхождения. Это удивительная возможность проникнуть в мир, существовавший на нашей планете за миллионы лет до появления человека. [Рис.3]
Рис. 3 Раздел «Природные богатства недр Земли»
Открыть увлекательный мир живой природы помогает раздел «Царство растений и насекомых» здесь не боясь можно рассмотреть самых необычных насекомых, увидеть разнообразие видов, узнать интересные факты о них, проследить весь жизненный путь. Он включает в себя коллекции насекомых и семян растений, гербарии деревьев и трав.
Совершить кругосветное путешествие по материкам и океанам, узнать о самых красивых памятниках культуры и чудесах света, о многогранности культурного наследия стран мира, о первых представлениях человечества о планете поможет раздел «Путешествий». Здесь представлены макеты достопримечательностей различных городов и стран, национальные костюмы многих народов. [Рис.4]
Рис. 4 Раздел «Путешествий»
Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с дошкольниками предполагает не только количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями, но и пробуждение творческой активности детей, качество усвоения полученной информации [4,5]. Поэтому педагогический коллектив продумывает обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспонатами для побуждения детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Музейные экспонаты обеспечивают развитие детской активности: собственной и стимулируемой взрослым. Такие формы педагогической работы обеспечивают личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому реализовать свою познавательную активность [2]. Дети выступают в роли археологов, научных сотрудников, журналистов, туристов и путешественников. Таким образом, играя, дети познают мир, который в будущем более подробно они будут изучать в школе. [Рис.5]
Рис. 5 Практическая часть экскурсии
На экскурсиях они узнают о процессах и явлениях в окружающем мире, что подводит к пониманию окружающей действительности.
С учетом интереса детей к занятиям-экскурсиям в музее, возникла необходимость организовать работу мини-лабораторий в каждой группе.
В каждой группе функционируют хорошо оборудованные центры экспериментирования, в которые вошли:
Приборы-помощники
Разнообразные сосуды из разных материалов, разного объёма и формы
Утилизированный материал
Технические материалы
Пищевые красители, акварельные краски
Медицинские материалы
Природный материал
Разные виды бумаги
Прочие материалы
Были составление картотеки опытов и экспериментов, в соответствии с возрастными особенностями детей. Чтобы избежать хаотичности в планировании тем детского экспериментирования, педагогики руководствовались примерным перспективным планом мини-музея «Планета Земля». В таблицах представлены темы занятий-экскурсий с детьми младшего и старшего дошкольного возраста.
Тематический план работы с детьми младшего дошкольного возраста
№
Тема экскурсии
Цели
1
«Живая и неживая природа»
Познакомить детей с объектами живой и неживой природы
2
«Вода источник жизни»
Дать представления о свойствах воды и ее значении в жизни.
3
«Морские обитатели»
Познакомить с обитателями и дать детям представления о разнообразии подводного мира.
4
«Кто живет в лесу?»
Дать детям первоначальные представления об обитателях леса.
«Что растет в лесу?»
Дать детям первоначальные представления о лесе.
5
«Кто живет в траве?»
Расширить представления о насекомых.
6
«От семени до дерева»
Расширить представления о растительном мире.
7
«Как живут растения зимой?»
Дать представления о том что происходит с растениями в зимний период.
8
«Как звери к зиме готовятся?»
Дать детям представления о жизни диких животных зимой
9
«Как птицы весну встречают?»
Познакомить детей с разнообразием и повадками птиц.
10
«Цветы на лугу»
Познакомить с разнообразием растений, цветов.
11
Удивительный мир камней
Познакомить с разнообразием камней
12
«Наша Родина - Россия»
Дать детям представления о стране
13
«Наш город»
Познакомить с достопримечательностями города.
Тематический план работы с детьми старшего дошкольного возраста
№
Тема экскурсии
Цели
1
«Аммониты – древнейшие животные Земли»
Дать детям элементарные представления о зарождении жизни на Земле, о первых существах населяющих планету.
2
«Первые представления людей о планете Земля»
Познакомить с первыми представлениями человечества о планете Земля.
3
«Глобус и карта помощники в путешествии»
Познакомить детей с глобусом-моделью земного шара; дать представления о картах и их назначении.
4
«Чудеса Света»
Познакомить с достопримечательностями стран Мира.
5
«Широка страна моя родная»
Дать детям представления о России, как стране городов; познакомить с принципом создания гербов; расширять представление об особенностях географического положения России.
6
«Народов много, страна одна»
Дать детям представления о разнообразии народов и их традициях, национальных костюмах, которые населяют нашу страну. Воспитывать чувство толерантности.
7
«Путешествие в Африку»
Дать детям элементарные представления о материке Африка.
8
«Путешествие в Австралию»
Дать детям элементарные представления о материке Австралия.
9
«Путешествие в Антарктиду»
Дать детям элементарные представления о материке Антарктида.
10
«Путешествие в Америку»
Дать детям элементарные представления о материках Южная и Северная Америки.
11
«Морские обитатели»
Познакомить с обитателями и дать детям представления о разнообразии подводного мира.
12
«Акулы»
Расширить представления детей о морских хищниках.
13
«Какие разные камни»
Дать детям представления о разнообразии камней.
14
«Выращиваем кристаллы»
Прививать интерес к опытно-экспериментальной деятельности.
15
«Кто живет в траве?»
Расширить представления о насекомых.
16
«От семени до дерева»
Расширить представления о растительном мире.
17
«Путешествие на северный полюс»
Познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего севера; формировать представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.
18
«Путешествие в тундру»
Познакомить детей с особенностями природных условий тундры.
19
«Путешествие в тайгу»
Познакомить детей с особенностями природных условий тайги.
20
«Путешествие в пустыню»
Познакомить детей с особенностями природных условий пустыни.
Изначально, данное направление работы было экспериментально апробировано с детьми старшего дошкольного возраста. Итоги показали, что дети увлеченно и с большим интересом посещали экскурсии, делились полученными знаниями друг с другом и с родителями. Они стали бережнее относиться к окружающей среде и окружающему миру, проявлять интерес к исследовательской деятельности, поняли, что мир вокруг нас таит в себе много загадок, которые они могут разгадать.
Всё это очень важно для воспитания успешного человека, стремящегося узнавать новое. Совместная работа, включающая в себя музейную педагогику и экспериментально-исследовательскую деятельность, подводит ребенка к более осмысленному пониманию окружающего мира, формирует естественнонаучное мировоззрение, дает возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях, животных, явлениях неживой природы. Ребенок познает не только внешние параметры объектов, но и их связь между собой [3,6]. Данное направление развивает экологическую грамотность и культуру, ответственное отношение к окружающей среде и позволяет дошкольникам участвовать в посильной практической деятельности по охране природы.
Литература
1. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева «От рождения до школы» Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015
2. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманинова. В.В. Щетинина «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» Москва ТЦ «Сфера», 2002
3. С.Н. Николаева «Юный Эколог» Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
4. А.Н. Морозова О.В. Мельникова «Пособие для воспитателей, методистов ДОУ и родителей» М.: ТЦ Сфера, 2006
5. Н.А. Рыжова «Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями» Лекции 1-4. Москва Педагогический университет «Первое сентября» 2010
6. О.А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006