kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование нравственно-эстетического воспитания дошкольников в соответствии с основными направлениями госо рк.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях введения требований  ГОСО РК к структуре программ дошкольного образования, которые строятся на интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитания.            

      G M T    
Detect languageAfrikaansAlbanianArabicArmenianAzerbaijaniBasqueBelarusianBengaliBosnianBulgarianCatalanCebuanoChichewaChinese (Simplified)Chinese (Traditional)CroatianCzechDanishDutchEnglishEsperantoEstonianFilipinoFinnishFrenchGalicianGeorgianGermanGreekGujaratiHaitian CreoleHausaHebrewHindiHmongHungarianIcelandicIgboIndonesianIrishItalianJapaneseJavaneseKannadaKazakhKhmerKoreanLaoLatinLatvianLithuanianMacedonianMalagasyMalayMalayalamMalteseMaoriMarathiMongolianMyanmar (Burmese)NepaliNorwegianPersianPolishPortuguesePunjabiRomanianRussianSerbianSesothoSinhalaSlovakSlovenianSomaliSpanishSundaneseSwahiliSwedishTajikTamilTeluguThaiTurkishUkrainianUrduUzbekVietnameseWelshYiddishYorubaZulu   AfrikaansAlbanianArabicArmenianAzerbaijaniBasqueBelarusianBengaliBosnianBulgarianCatalanCebuanoChichewaChinese (Simplified)Chinese (Traditional)CroatianCzechDanishDutchEnglishEsperantoEstonianFilipinoFinnishFrenchGalicianGeorgianGermanGreekGujaratiHaitian CreoleHausaHebrewHindiHmongHungarianIcelandicIgboIndonesianIrishItalianJapaneseJavaneseKannadaKazakhKhmerKoreanLaoLatinLatvianLithuanianMacedonianMalagasyMalayMalayalamMalteseMaoriMarathiMongolianMyanmar (Burmese)NepaliNorwegianPersianPolishPortuguesePunjabiRomanianRussianSerbianSesothoSinhalaSlovakSlovenianSomaliSpanishSundaneseSwahiliSwedishTajikTamilTeluguThaiTurkishUkrainianUrduUzbekVietnameseWelshYiddishYorubaZulu            
      Text-to-speech function is limited to 200 characters  
  Options : History : Feedback : Donate Close
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование нравственно-эстетического воспитания дошкольников в соответствии с основными направлениями госо рк.»

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ОСНОВНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ

ГОСО РК.

Н.М. Тукачева, М.А. Божко, А.А. Гуляева


Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях введения требований ГОСО РК к структуре программ дошкольного образования, которые строятся на интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитания.

Одним из направлений дошкольного образования является воспитание нравственного, инициативного, самостоятельного, активного гражданина с чётко выраженной позитивной гражданской позицией, способного к постоянному самосовершенствованию. Одной из составляющих данного процесса является нравственно-эстетическое воспитание дошкольников. Проблемами нравственного воспитания в аспекте приобщения детей к традиционной культуре и литературе как важнейшей её составляющей посвящены исследования В.А. Рыбина, И.С.Сушковой, Е.П.Шевченко. Работы Н.А.Ветлугиной посвящены анализу возможностей сочетания задач эстетического и нравственного воспитания детей. По мнению И.И.Чесноковой, чувства, передаваемые автором через произведения искусства, разворачиваются в творческую работу воображения, дополняются и присваиваются созерцателю.

Обобщение опыта современных педагогов свидетельствует о том, что эстетическое и нравственное воспитание дошкольников неразрывны. Реализация нравственно-эстетического воспитания, по мнению многих авторов, должна быть направлена на вызов эмоционального отклика у детей на явления социальной жизни; на формирование стремления сопереживать чужую радость и печаль и потребности в совместных действиях с целью усовершенствования мира.

Реализация задач данного направления воспитания эффективно осуществляется в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой. Художественная литература как важнейший компонент культуры, по мнению О.Н.Ларионовой, призвана служить формированию и развитию нравственного сознания, воспитанию личности. Именно она должна научить молодых людей различать добро и зло, дружить, любить, выражать свои чувства и руководствоваться общечеловеческими ценностями.

В соответствии с новыми требованиями, педагогу важно уметь находить такие формы и виды деятельности, которые бы обеспечивали лучший воспитательный эффект и основывались на интеграции образовательных областей. В нашей работе интегрируются образовательные области «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество» и образовательная область «Чтение художественной литературы».

Виктория Викторовна Зябкина обосновала предпосылки и технологические основы реализации нравственно-эстетического воспитания дошкольников в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой. Она определила цель нравственно-эстетического воспитания: воспитание человека чувствующего и ценящего доброе и прекрасное ( в слове, образе, поступке, отношениях и др. ); охрана и укрепление его духовного, физического и психического здоровья; выявление, сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка.

По мнению В.В.Зябкиной содержание нравственно-эстетического воспитания базируется на следующих ключевых компетенциях: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, коммуникативные, социально-трудовые. Реализация процесса нравственно-эстетического воспитания дошкольников в ходе ознакомления с художественной литературой имеет свою специфику: применение групповых форм работы, которые должны наиболее полно использовать возможности интеграции образовательных областей и затрагивать интересы каждого дошкольника, а сюжетный способ организации ознакомления дошкольников с художественной литературой позволяет выделить игру как основной методический приём создания проблемной нравственно-эстетической ситуации.

Проанализировав вышесказанное, мы столкнулись с проблемой: как необходимо организовать процесс ознакомления с художественной литературой, чтобы обеспечить более глубокое осознание детьми нравственно-эстетических основ произведений художественной литературы.

Решение данной проблемы составляет цель нашей работы: сформировать нравственно-эстетические ценности в процессе чтения художественной литературы. Для достижения данной цели мы решали следующие задачи: сформировать представление о нравственно-эстетических ценностях; воспитывать стремление поступать в соответствии с нравственно-эстетическими нормами и уважение к людям, которые являются их носителями; сформировать умение поступать в соответствии с нравственно-эстетическими нормами. Наиболее эффективной формой ознакомления детей с литературными произведениями и приобщения дошкольников к миру искусства на наш взгляд является литературная гостиная. Она позволяет с одной стороны воспитывать интерес и расширять представления о творчестве поэтов и писателей, закреплять навыки декламации, развивать театральные и художественные способности детей и др., с другой стороны – формирует нравственно-эстетические ценности и уважение к людям, которые являются их носителями, развивает аналитические умения. В своей работе мы использовали различные модели построения литературных гостиных: тематический вечер одного автора; встреча, посвящённая одной нравственной норме; тематический вечер по произведениям одного литературного жанра; творческий отчёт. Многообразие существующих программ, методик, методических пособий ведёт за собой проблему выбора произведений художественной литературы. И, по мнению В.В.Зябкиной, ни одна программа не является самодостаточной, полноценной и не может существовать, не будучи дополненной другими, с учётом личного опыта детей.

В то же время мы часто слышим, выясняя характер или оценку поступка героя, такие ответы: - Он хороший. А тот плохой. Весь мир чёрно-белый, упрощённый, незыблемо постоянный. Почему? Почему ребёнок не замечает конкретные черты характера, их оттенки? Почему не обращает внимания на противоречивые поступки героев? Почему не углубляется в причины этих поступков, не даёт им оценки с разных точек зрения?

Мы предлагаем отступить от так называемого традиционного направления работы с художественным произведением и подойти к его изучению нетрадиционно, взяв за основу рекомендации авторов ТРИЗ Татьяны Александровны Сидарчук и Аллы Александровны Нестеренко. Нетрадиционно – это значит научить детей по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать. Принцип таков: мы не просто читаем и анализируем произведение, мы его «достраиваем» - допридумываем, досказываем, дописываем. Другими словами – читаем творчески.

Вся работа строилась в три этапа.

Подготовительный. Задачи: сформировать умение выделять героя как носителя нравственных качеств; сформировать механизм анализа характера героев, умение выделять основные нравственные нормы. Особенности: небольшие по объёму произведения (короткие стихи, сказки, небольшие рассказы, басни, вредные советы); яркое, полярное проявление нравственных качеств, не предполагающее неоднозначной трактовки; близость к опыту и интересам детей. Наиболее значимым результатом этого этапа можно выделить сформированный алгоритм анализа характера героя. Давайте посмотрим вместе на любую народную сказку. Для неё характерна развитая сюжетная линия, но в тексте не содержатся богатые описания героев, а тем более суждения об их мотивах, характерах, морали. Получается, что ребёнок сам должен всё это определить, используя только описанные в сказке события. Ведь это очень сложная задача. Чтобы помочь в её решении, А.А.Нестеренко предлагает установить определённый порядок анализа. В нём мы используем для каждого героя пять взаимосвязанных вопросов. Именно взаимосвязанность позволяет использовать ответы на один вопрос для следующих суждений. Детям становится ясна логическая цепочка рассуждений, и задача перестаёт быть трудной. Так сначала мы задаём вопрос о действии героя, затем о целях этого действия и характере героя, а в заключение – о достигнутом результате и морали.

Основной. Задачи: развивать мыслительные способности, стимулировать проявления желания иметь свою точку зрения, формулировать и отстаивать её, аргументируя и обосновывая её; свободно оперировать нравственно-эстетическими понятиями, улавливать их нюансы и грани, многослойность и неоднозначность трактовки (добро с кулаками, ложь во спасение, унижающая жалость и др.); сопоставлять нравственные уроки, усвоенные в процессе изучения образцов художественной литературы, и поступки героев из разных произведений; анализировать язык произведений, осознавать эстетическую значимость всех нюансов, оттенков, граней, гаммы, колорита в процессе работы со словом. Особенности: содержание произведения не позволяет дать однозначной оценки («хорошо», «плохо» ); наличие в произведении процессов внутреннего борения героя с самим собой, с обстоятельствами, в которые он попал, с несправедливостью окружающей действительности, явного или скрытого конфликта; возможность перенесения нравственных уроков, полученных в результате работы над художественным произведением, в реальную жизненную ситуацию.

Творческий. Задачи: развивать воображение, речевое творчество, активизировать проявления личностной и гражданской позиции; находить созвучность художественного произведения с музыкой, драматическим искусством, художественным творчеством; смешивать жанры, сюжеты, героев, их поступки, композиции, язык. Особенности: новые произведения создаются самими детьми путём творческого преобразования освоенного литературного материала; строятся оригинальные произведения по принципу коллажа, когда каждый участник процесса является творцом и соавтором; все сформулированные литературные произведения обретают реальную форму через различные средства художественного творчества и находятся в свободном доступе для всех желающих.

В качестве основных показателей нравственно-эстетической воспитанности ребёнка мы выделяли следующие критерии: представления, отношения и суждения, поведение в соответствие с нравственно-эстетическими нормами. (Шулева Е.И.) В результате мы наблюдали следующую динамику в 2011-2012 г.г.: представление о нормах выросло на 20%; уровень сформированности суждений и отношение к нормам достиг 65% по сравнению с 48% ; поведение в соответствии с нормами качественно изменилось с 28% до 45%. Что свидетельствует об эффективности проделанной работы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Алиева Марина Андреевна

Дата: 15.03.2018

Номер свидетельства: 461977


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства