Формирование пространственных представлений у детей 4-5 лет с помощью дидактических игр в условиях дошкольной образовательной организации.
Формирование пространственных представлений у детей 4-5 лет с помощью дидактических игр в условиях дошкольной образовательной организации.
Опыт работы по формированию пространтвенных представлений у детей 4-5 лет с помощью дидактических игр в условиях дошкольной образовательной организации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование пространственных представлений у детей 4-5 лет с помощью дидактических игр в условиях дошкольной образовательной организации.»
Организация работы по формированию первичных представлений о пространстве у детей4-5 лет с помощью дидактических игр .
Исследовательская деятельность была проведена на базе МБДОУ д/с «8 Марта» .
В средней группе «Звоночки» 24 ребенка. Дети с удовольствием посещают ДОУ, группа очень активная и дружная.
Опытно - педагогическая работа по формированию первичных представлений о пространстве у детей 4-5 лет состояла из трех этапов:
На первом этапе мы увидели исходную ситуацию и спроектировали педагогическую деятельность по формированию первичных представлений о пространстве у детей 4-5 лет с помощью дидактической игры, выявили уровень развития по формированию первичных представлений о пространстве у детей.
На втором этапе была проведена работа с детьми по повышению уровня знаний детей по формированию первичных представлений о пространстве у детей 4-5 лет с помощью дидактической игры.
На третьем этапе было проведено повторное исследование навыков формирования первичных представлений о пространстве у детей 4-5 лет с помощью дидактической игры и описан результат проделанной нами работы.
На первом этапе опытно-педагогической работы проводилось выявление уровня сформированности первичных представлений о пространстве у детей 4-5 лет с помощью дидактической игры. На основе наших наблюдений за активностью детей в образовательном процессе мы отметили, что: 3 человека (Дима , Варя , Кирилл) имеют затруднения ориентироваться в пространственном направление по словесной инструкции; 5 человек имеют затруднения в ориентировке на плоскости; 2 человека имеют затруднения в ориентировке на своем теле.
Беседуя с воспитателем группы, мы отметили, что действительно наши наблюдения совпадают с результатами ее наблюдений. Но также она назвала еще два человека которые затрудняются ориентироваться на своем теле ( София,Николь). Затем для выявления уровня сформированности первичных представлений о пространстве у детей 4-5 мы провели диагностику.
Цель диагностики - выявление особенностей восприятия пространственных представлений у детей.
1 серия заданий направленна на определение уровня сформированности представлений ориентировки на своем теле. Она включала 3 задания:
Показ части тела по словесной инструкции;
Определение сторон тела на себе;
Словесное обозначение пространственного расположения частей тела.
2 серия заданий направленна на оценку умения ориентироваться в направлениях пространства с учетом разных точек отсчета. Она включала 3 задания:
Движение в определенном направлении;
Расположение предмета относительно своего тела;
Расположение предмета относительно другого предмета;
3 серия заданий направленна на определение уровня сформированности ориентировки на плоскости, понимания пространственных схем, состояла из 3 заданий:
1. Ориентировка на листе бумаги;
2. Наглядное моделирование.
3. Ориентировка на плоскости
Задания оцениваются по 3х - бальной системе.
3 балла - ребенок самостоятельно выполняет задание; высокий уровень сформированности пространственных представлений
2 балла - задание выполняется с помощью в виде уточнения, наводящих вопросов; средний уровень сформированности пространственных представлений.
1 балл - задание не выполняется; пространственные представления практически не сформированы.
Полученные результаты по итогам проведения диагностики мы занесли в таблицу:
Таблица 1
Результаты проведенной диагностики.
Имя
Умение ориентироваться на собственном теле
Умение ориентироваться в направление
Умение ориентироваться на плоскости
1. Дмитрий
2
1
1
2. София
2
2
2
3. Николь
3
2
1
4. Константин
2
2
1
5.Варвара
3
1
1
6. Мария
3
3
2
7. Николай
2
2
2
8. Кирилл
2
2
1
9. Мария
2
2
2
10. Даниил
2
2
1
Результаты диагностики показали, что у детей возникают сложности в выполнении задания, что говорит о разном уровне развития пространственных представлений у детей 4-5 лет. Мы отметили, что высокий уровень сформированных навыков по ориентировки в пространстве имеют: София, Мария, Николай. Средний: Николь, Константин, Кирилл, Маша, Даниил. Низкий: Димитрий, Варвара.
Умеют ориентироваться на собственном теле: высокий уровень - 3 чел (30 %) ;средний уровень- 7 чел (70 %) ; низкий уровень - 0 чел.
Умеют ориентироваться по направлению в пространстве: высокий уровень - 1 чел (10%) ;средний уровень-7 чел (70%);низкий уровень-2 чел (20%);
Умение ориентироваться на плоскости: высокий уровень-0 чел;средний уровень-4 чел (40%);низкий уровень- 6 чел из 10 (60%).
Диаграмма 1.
Результаты умений ориентироваться на собственном теле
Диаграмма 2.
Умение ориентироваться в направление
Диаграмма 3.
Умение ориентироваться на плоскости
На втором этапе нашего исследования проводилась работа с детьми по повышению уровня знаний и умений ориентироваться в пространстве. С этой целью проводились дидактические игры и была создана особая предметно–развивающая среда. В неё входило пособие «На лесной полянке», а также демонстрационный и раздаточный материал к дидактическим играм и занятиям с детьми дошкольного возраста.Наша работа была систематической и последовательной, т.к мы работали в соответствии с составленным нами планом по развитию пространственных представлений у дошкольников.
В плане представлены три формы организации обучения детей: дидактическая игра, занятие, досуг. План работы составлен на четыре недели. Один раз в неделю мы проводили занятие в форме игры, один раз в неделю мы проводили досуг по формированию первичных представлений о пространстве у детей 4-5 лет в форме игры и ежедневно проводили дидактические игры. (Приложение 1)
Основой опытно-педагогической деятельности по формированию представлений о пространстве стала игровая деятельность. Игровая технология – это определенная последовательность действий педагога по разработке этапов и осуществление игровой деятельности: отбор, разработка и подготовка игры; включение детей в игру; осуществление самой игры; подведение итогов и результатов. Согласно этому определению занятия и досуг были тоже игрового типа.
За время прохождения преддипломной практики мы провели четыре занятия в форме игры: «Путешествие в весенний лес» ( цель: познакомить с цилиндром, научить ориентироваться в пространстве), «Ориентировка в пространстве на плоскости» (цель: уточнить представление о ориентировки в пространстве и на плоскости.), «Путешествие в мир сказок» (цель: закрепить умение детей счету в пределах 9, умение ориентироваться в пространстве), «Ориентировка в пространстве»)цель: закрепить счет до 9, умение ориентироваться в пространстве).(Приложение 2).
Занятия, организованные в игровой форме способствуют тому, что ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника. Мы убедились, что такие занятия способствуют формированию пространственных представлений у ребенка с помощью дидактических игр , которые необходимы для его гармоничного развития. На занятия в гости к детям приходили различные персонажи, знакомые по литературным произведениям, мультфильмам: Красная Шапочка, Буратино, Незнайка, Иван царевич . Они обращались к детям за помощью, попадая в затруднительное положение или просили детей научить их тому, чего не знают. В результате у детей были сформированы следующие умения: умения ориентироваться в пространстве, счет пределах 9, различие правой и левой руки, умение ориентироваться на листе бумаги, умение ориентироваться во времени, умения ориентироваться на собственном теле.
Так же каждую неделю мы проводили математический досуг в игровой форме. Досуг – совокупность видов деятельности, ориентированных на удовлетворение физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время и связанных преимущественно с отдыхом и развлечениями (играми, чтением, танцами, посещением учреждений культуры и массовых зрелищ, любительскими занятиями, занятием физкультурой и спортом).
За время прохождения преддипломной практики нами было проведено три математических досуга: «КВН», «Мы играем, мы считаем!», «Ориентировка в пространстве и на плоскости» (Приложение 5). Содержанием такой формы обучения является формирование первичных представлений о пространстве. Эмоциональный компонент досуга способствовал тому, что все дети были активны, а значит шел процесс формирования умений ориентироваться в пространстве.
Так же на преддипломной практике мы проводили ежедневно дидактические игры.(Приложение 3,4). Дидакти́ческие и́гры — это один из методов активного обучения детей дошкольного возраста. На первой неделе преддипломной практики мной были проведены следующие дидактические игры: д/и «Где звенит колокольчик», «Найди игрушку», «Что справа?», «Вверху-внизу», «Поставь игрушку в нужном месте», «Что изменилось», «Назови соседей», «Волшебный сундучок», «Угадай, где спрятали», «Найди спрятанный предмет», «Куда пойдешь и что найдешь?». Детям нравилось как содержание игры, так и процесс работы с раздаточным материалом. Дидактические игры активировали всех детей. Часто дети сами просили повторно поиграть в ту или иную игру, а многие игры даже организовывали сами. Особенно детям нравились: д/и "Где звенит колокольчик", "Найди игрушку", "Что справа?". На второй недели мы проводили вариации этих дидактических игр. Вариация игры-видоизменение второстепенных элементов, частностей чего-либо при сохранении того, что является основой. В одной игре менялся ход, в другой игре менялся сказочный персонаж, а все содержание игры всегда было направлено на формирование умений ориентироваться в пространстве .
Для того, чтобы быстрее научить детей ориентироваться в пространстве нами было разработано и изготовлено дидактическое пособие «На лесной поляне» С идеей данной развивающей среды мы познакомилась во время прохождения практики в МБДОУ «Сказка». Это пособие было разработано аналогично пособию В.В.Воскобовича «Фиолетовый лес», в котором процесс обучения ведут сказочные герои. Они появляются ежедневно, предлагают задания, создают проблемные ситуации,оценивают детей в процессе формирования первичных представлений о пространстве.
Пособие «На лесной полянке»
В первый день в гости пришел Медвежонок, который сидел на пне. Он рассказал о себе, познакомился с детьми и предложил математические задания по ориентировке в пространстве. Во второй день утром дети увидели нового персонажа на «Лесной поляне». Это Лисёнок. Он приветствуя детей, рассказал о своей семье. А дети ответили на вопросы: «Где Лисёнок?», «Что вы видите справа от Лисёнка?», «Что находиться слева от Лисёнка?» , «Что впереди/сзади Лисёнка?». В третий день дети утром бежали к пособию, что бы увидеть нового гостя. Дети рассказывали о его нахождении в пространстве сами, что он слева от дерева, справа от Лисёнка, сзади на пне Медвежонок. И так каждый день на «Лесную поляну» приходили новые герои. Это были: «Заяц», «Волчонок», «Олененок», «Солнышко», «Пчёлка». Каждый из героев предлагал детям дидактические игры по формированию представлений о пространстве. (Приложение 6)
По окончанию преддипломной практики дети без особых проблем называли, где какое животное находится на пособие «На лесной поляне», т.е. правильно ориентировались в пространстве.
На заключительном этапе мы повторно провели с детьми диагностику по выявлению первичных представлений о пространстве. И увидели, что если на первом этапе воспитанники затруднялись при выполнении заданий, то при повторном исследовании мы увидели существенное различие при выполнении данных заданий детьми.
Таблица 2
Итоги повторной диагностики
Имя
Умение ориентироваться на собственном теле
Умение ориентироваться в направление
Умение ориентироваться на плоскости
1. Дмитрий
2
2
1
2. София
3
3
2
3. Николь
3
3
2
4. Константин
3
2
3
5. Варвара
3
1
1
6. Мария
3
3
3
7. Николай
3
3
2
8. Кирилл
2
2
2
9. Мария
3
2
2
10. Даниил
2
3
2
Умение ориентироваться на собственном теле: высокий уровень-7 чел (70%);средний уровень- 3 чел (30%);низкий уровень- 0 чел.
Умение ориентироваться по направлению в пространстве: высокий уровень-5 чел (50%); средний уровень-4 чел (40%);низкий уровень-1 чел (10%).
Умение ориентироваться на плоскости: высокий уровень-2 чел (20%);средний уровень-6 чел(60%);низкий уровень-2 чел (20%).
Сравнительные диаграммы
Диаграмма 4.
Умение ориентироваться на собственном теле
Диаграмма 5
Умение ориентироваться в направление
Диаграмма 6
Умение ориентироваться на плоскости
По результатам анализа диагностики видно, что уровень умений ориентироваться в пространстве стал выше. Воспитанники без труда справляются с заданиями, количество не справившихся с заданием уменьшилось.
Итак, по результатам итогового этапа исследования можно отметить повышение уровня развития представления о пространстве у детей. Педагогическая деятельность с дошкольниками по формированию первичных представлений о пространстве включает в себя дидактические игры, предметно- пространственную среду, в состав которой входит пособие и раздаточный материал для игр.
Данное исследование подтверждает гипотезу, поставленную нами в начале нашего исследования: формирование первичных представлений о пространстве у детей 4-5 лет с помощью дидактической игры будет успешным, если:
- занятия, досуг по формированию первичных представлений о пространстве будут проведены в форме игры;
- дидактические игры будут основой педагогической деятельности по формированию первичных представлений о пространстве у детей 4-5 лет;
- будет создана предметно-развивающая среда в группе по развитию пространственных представлений.
В ходе проведённой работы нами были разработаны: сценарии математических досугов, технологические карты занятий по ФЭМП, картотека дидактических игр в средней группе, подготовлена предметно – развивающая среда. На наш взгляд, они могут помочь воспитателю организовать работу с детьми по формированию первичных представлений о пространстве у дошкольников. Благодаря использованию продуманной системы дидактических игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усваивают математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий.
В заключение можно сделать следующие вывод: использование дидактических игр способствует развитию первичных представлений о пространстве у детей дошкольного возраста . Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на ФЭМП у детей дошкольного возраста.