Просмотр содержимого документа
«Формы и методы взаимодействия педагогов ДОУ с родителями»
Сегодняшний семинар-практикум хочется начать со слов
В.А Сухомлинского «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье»..
Действительно, в соответствии с законом «Об образовании» в РФ, одной из основных задач, стоящих перед детским садом является «Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребёнка».
В статье 44 говорится:
Родители (законные представители) несовершеннолетних имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми остальными лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Напоминаю вам, что в соответствии с ФГОС детский сад обязан:
Информировать родителей о целях дошкольного образования;
Обеспечить открытость дошкольного образования;
Создать условия для участия родителей в образовательной деятельности;
Поддерживать родителей в воспитании детей, охране и укреплении здоровья;
Обеспечить вовлечение семей в образовательную деятельность , в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей;
Итак, перед нами стоит вопрос,как сделать родителей (законных представителей)активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации воспитания и обучения детей?
Выполнить все эти обязательства, нам педагогам, помогает владение разнообразными педагогическими формами и методами работы.
Какие же они бывают, нам с вами, сегодня предстоит вспомнить.
Работа в группах.
1 группа:
Вспомните и запишите коллективные формы работы с родителями, которые используются в детском саду?
Запишите методы, которые могут быть использованы в рамках коллективной формы работы?
2 группа:
Вспомните и запишите индивидуальные формы работы с родителями, которые используются в детском саду?
Запишите методы, которые могут быть использованы в рамках индивидуальной формы работы?
3 группа: Вспомните и запишите наглядно-информативные формы работы с родителями , которые используются в детском саду?
С одной стороны, современные родители, в большинстве своём, люди грамотные, осведомленные, и конечно, хорошо знающие, как воспитывать своих детей. Поэтому позиция пропаганды и наставления сегодня вряд ли принесёт положительные результаты.
С другой стороны современная жизнь и ее ритм диктуют саду и педагогу находиться всё время в режиме развития, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на потребности и запросы родителей.
В результате возникают нетрадиционные, а вернее, модернизированные традиционные формы работы с родителями, благодаря которым родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками встреч.
Каждый из вас слышал, а многие используют их в работе.
Работа в группах:
1,2,3 группа:
Опишите одну нетрадиционную коллективную форму работы с родителями, которая может быть использована в детском саду.
(далее консультация педагога)
Педагогическая гостиная - непринужденный разговор о проблемах, душевное общение за чашечкой чая. Сопровождается презентацией опыта работы, рассказом о прошедших встречах, поездках, экскурсиях.
Способствует формированию здоровых отношений между педагогами и родителями и сглаживанию стрессовых ситуаций.
Особенно рекомендуется для проведения молодым специалистам.
Родительское собрание может быть организовано в форме «Аукциона», т.е. «продажи» полезных советов по выбранной теме. Для примера рассматривается тема «К школе готов?». За 10 дней до проведения собрания воспитатель просит родителей обсудить с детьми вопросы, связанные с представлениями ребенка о школе. Воспитатель просит родителей подобрать несколько примеров развития внимания, памяти, логического мышления, выбрать наиболее понравившиеся, чтобы предложить другим родителям. Воспитатель расшифровывает понятия: адаптация, внимание, воображение, мышление, предлагает выступить родителям, подготовившим упражнения для развития мышления. К родительскому собранию воспитатель делает подборку книг, которые помогут ребенку подготовиться к школе. Индивидуально можно рекомендовать родителям обратить внимание на особенности их ребенка, его успехи и неудачи. Родители могут поделиться друг с другом информацией о школах. Необходимо обратить внимание родителей на то, как важно сформировать у ребенка внимание, воображение, научить его доводить начатое дело до конца, выполнять работу аккуратно, четко, следовать инструкциям. Сформировать доброжелательное отношение со сверстниками, умение играть, разрешать конфликты, действовать в коллективе. Самое главное- организовать труд ребенка.
Ещё одна форма - решение педагогических задач, требующих самостоятельного ответа на вопрос: «Как поступить?» Родители могут применять полученные ими знания, а при ощущении недостатка знаний возникнет потребность в их пополнении. Этот метод способствует формированию у них умения видеть свои ошибки и намечать пути их преодоления. Следует предложить проанализировать свои действия как педагогов; доказать их правоту или ошибочность. В ходе решения задач родители пытаются найти нужные методы, стараются решить задачи из своего личного опыта.
«Педагогический консилиум» - форма собрания, на котором обсуждаются проблемы воспитания и образования, чтобы выбрать наиболее подходящие методики, игры, занятия, соответствующие возрасту детей.
Родители обсуждают вопрос о том, какой они себе видят методику, которая помогла бы наиболее полно развивать интеллектуальные, физические и эмоциональные способности их детей.
«Педагогический капустник» - это не собрание как таковое, а мероприятие, объединяющее воспитателей, детей, родителей. Может проходить как веселый концерт.
В процессе той или иной формы работы Е.П.Арнаутова предлагает использовать методы активизации родителей. Это методы, которые направлены на возникновение интереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении.
Просмотр видеороликов с записью занятий и режимных моментов (особенно актуально с малышами)
Собрание можно начать с вопроса к родителям: « Какого ребёнка вы считаете послушным?»
Игры с мячом: «Что вас радует в вашем ребёнке?», «Что подразумевает общение между взрослым и ребёнком?», «Что для вас главное в подготовке к школе?»
Загадывание загадок или игра «Откуда эти строки?»
Решение педагогических задач (требуют ответа на вопрос «Как поступить?»)
Метод игрового моделирования («Успокойте плачущего ребёнка»)
Итак, вспомним вопрос, который стоял перед нами в начале нашего практикума:
Что поможет педагогусделать родителей (законных представителей)активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации воспитания и обучения детей?
1.Применение традиционных и нетрадиционных форм общения с родителями.