Развивать слуховое внимание (фонематическое восприятие), память, мышление.
Развивать общую, мелкую и мимическую моторику.
Воспитательные задачи:
Воспитывать бережное отношение к природе.
Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.
Оборудование: корзина сигрушками – фруктами, предметные картинки с изображениями фруктов, сюжетная картинка «Что растет в моем саду», куклы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1 ЧАСТЬ. Вводная.
1.1. Организационный момент.
Цель: создать положительный эмоциональный фон; активизировать внимание; познакомить с различными фруктами в стихотворной форме; развивать внимание, память, мышление.
Воспитатель. Здравствуйте ребята. К нам сегодня пришла в гости кукла Маша.
Воспитатель. Давайте поздороваемся с Машей.
Дети (все вместе). Здравствуй Маша.
Воспитатель. Маша пришла не с пустыми руками. Посмотрите у нее в руках корзина. Чтобы узнать что лежит в корзине Маша загадает вам загадки.
Воспитатель загадывает загадку
Само с кулачок,
Круглый бочок.
Тронешь пальцем — гладко,
А откусишь — сладко. (Яблоко)
Я румяную матрешку
От подруг не оторву.
Подожду, пока матрешка
Упадет сама в траву. (Груша)
В шкурке золотистой,
Сладкий и душистый. (Апельсин)
На сучках висят шары,
Посинели от жары. (Сливы)
В шкуре желтой,
Кислый он,
Называется... (Лимон)
Схож он с бусами немножко,
Каждый листик — как ладошка.
Был зеленым, а поспел он —
Стал янтарным, синим, белым. (Виноград)
Воспитатель. Молодцы, всех фрукты отгадали.
2 ЧАСТЬ. Основная.
Воспитатель. Ребята Маша спрашивает а, откуда берутся все эти фрукты. А вы знаете? Давайте все вместе поможем Маше разобраться.
2.1. Беседа по плакату «Что растет в моем саду».
Цель: уточнение и расширение словаря. Развитие диалогической речи. Расширение представлений о фруктах, месте их произрастания, отличительных особенностях.
Воспитатель помещает на доску плакат и дает детям одну минуту для его свободного рассматривания, потом начинает беседу, показывая указкой то, на что дети должны обратить внимание.
Воспитатель. Давайте представим, что мы с вами попали в сад. Что мы видим вокруг? Дети. Деревья.
Воспитатель. А что растет на деревьях? Дети. Фрукты.
Воспитатель. Назовите фрукты, которые растут на деревьях. Дети. Яблоки. Груши. Сливы.
Воспитатель.Какие яблоки? Расскажите про их цвет, форму. Дети. Красные яблоки. Круглые яблоки.
Воспитатель. А какие фрукты по вкусу? Дети. Вкусные. Сладкие. Сочные.
Воспитатель. Что делает в саду девочка? Дети. Собирает фрукты.
Воспитатель. Правильно. Наступила осень. Фрукты созрели, и девочка стала убирать урожай. Что делает девочка? Дети. Убирает урожай.
Воспитатель. А что можно приготовить из этих фруктов? Что готовят ваши мамы?
Дети. Салат. Компот. Сок. Варенье.
Воспитатель. Молодцы! Вот сколько названий блюд перечислили. Похлопайте себе. А потом пойдем на ковер и сделаем пальчиковую гимнастику «Компот».
2.2. Пальчиковая гимнастика «Компот».
Цель: развитие тонкой моторики, координация речи с движением.
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много, вот.
(Левую ладошку сложить «ковшиком», а указательным пальцем правой руки «размешивать в ней»)
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и сахарный песок.
(Загибать пальчики, начиная с большого, на обеих руках.)
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
(Опять «варить» и «размешивать».)
Н.В. Нищева
2.3. Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Цель: развитие зрительного внимания, восприятия, мышления.
Воспитатель выкладывает перед детьми в ряд яблоко, огурец, грушу и сливу.
Воспитатель. Посмотрите на то, что лежит перед вами. Подумайте, что здесь лишнее и почему. Я немного подскажу вам: вспомните, где растет то, что лежит на столе. Так что же лишнее?
Дети. Огурец. Воспитатель. Верно. А почему? Дети. Он растет в огороде.
Воспитатель. А все остальное где растет? Дети. В саду.
Воспитатель. Верно, огурец — овощ, а все остальное — фрукты.
Воспитатель выкладывает перед детьми зеленое яблоко, зеленую грушу, огурец и сливу; если дети затрудняются, подсказывает, что нужно обратить внимание на цвет.
Воспитатель. А что лишнее теперь? Дети. Слива. Воспитатель. Почему? Дети. Она синяя. Воспитатель. А все остальное какого цвета? Дети. Зеленого. Воспитатель. Верно. Молодцы.
Воспитатель выкладывает перед детьми круглое яблоко, круглый апельсин, круглый виноград, и овальный лимон; если дети затрудняются, подсказывает, что нужно обратить внимание на форму.
Воспитатель. А что лишнее теперь? Дети. Лимон. Воспитатель. Почему? Дети. Он овальный Воспитатель. А все остальное какой формы? Дети. Круглой. Воспитатель. Верно. Молодцы.
2.4. Игра «Один — много».
Цель: совершенствование грамматического строя речи (образование формы множественного числа существительных).
Воспитатель помещает на мольберт картинки с изображением мальчика и девочки. Перед мальчиком ставит карточку с изображением одного фрукта, перед девочкой карточку с изображением нескольких фруктов.
Воспитатель. Посмотрите у мальчика одно яблоко, а у девочки? Дети. Много яблок.
Воспитатель. Посмотрите у мальчика один апельсин, а у девочки? Дети. Много апельсин.
Воспитатель. Посмотрите у мальчика одна груша, а у девочки? Дети. Много груш.
2.5. Динамическая пауза «Ежик и барабан».
Цель: развитие общей моторики, координации речи с движением, чувства ритма; закрепление навыка ходьбы с высоким подниманием колена.
Воспитатель выполняет упражнение с детьми и выразительно читает текст, а дети договаривают текст за воспитателем и выполняют движения вслед за ним.
С барабаном ходит ежик, Бум-бум-бум!
Целый день играет ежик, Бум-бум-бум!
(Маршируют по кругу, изображая игру на барабане.)
С барабаном за плечами, Бум-бум-бум!
Ежик в сад забрел случайно, Бум-бум-бум!
(Идут по кругу, спрятав руки за спину.)
Очень яблоки любил он, Бум-бум-бум!
(То одной, то другой рукой подносят ко рту воображаемое яблоко.)
Барабан в саду забыл он, Бум-бум-бум.
(Останавливаются, разводят руками.)
Ночью яблоки срывались, Бум-бум-бум.
(Руки на поясе, прыжки на месте.)
И удары раздавались, Бум-бум-бум.
(Прыжки.)
Зайцы здорово струхнули, Бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули, Бум-бум-бум!
(Делают «ушки» из ладошек, медленно приседают, сидят, дрожат, закрывают глаза руками.)
Н.В. Нищева
Воспитатель приглашает детей за столы.
2.6. Упражнение «Наш сад».
Цель: развитие слухового внимания; закрепление навыков счета в пределах четырех.
Воспитатель объясняет детям, что сейчас он прочитает им стихотворение, в котором прозвучат названия фруктов. Воспитатель просит детей быть внимательными и запомнить эти названия. Прослушав стихотворение, дети перечисляют названия фруктов, которые они услышали.
«Наш сад»
Прекрасен наш осенний сад.
В нем слива есть и виноград.
На ветках, как игрушки,
И яблоки, и груши.
А к ночи веет холодок,
И желтый лист шуршит у ног.
Плоды мы утром соберем
И всех соседей созовем.
И солнышку помашем,
«Спасибо, осень!» — скажем.
3 ЧАСТЬ. Окончание занятия. Подведение итогов.
Цель: закрепление материала; поощрение за работу.
Воспитатель. Занятие подошло к концу. Давайте вспомним, чем мы занимались сегодня. О чем говорили?
Дети. Мы говорили о фруктах.
1-й ребенок. Отгадывали загадки.
2-й ребенок. Слушали стихи.
2-й ребенок. Делали гимнастику для пальчиков.
3-й ребенок. Играли в игру «4-лишний».
4-й ребенок. Играли в игру « Один-много».
Воспитатель. Вы очень хорошо занимались сегодня. Молодцы! Похлопайте себе!