« гендерный подход в процессе художественно - творческой деятельности»
« гендерный подход в процессе художественно - творческой деятельности»
Гендерное воспитание - процесс, направленный на формирование качеств и свойств определяющих необходимое обществу человека к представителям противоположного пола.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Гендерное воспитание – процесс, направленный на формирование качеств и свойств, определяющих необходимое обществу отношение человека к представителям противоположного пола (Л.О. Ковальчук).
Одно из важнейших условий реализации гендерного подхода в воспитании детей — это преодоление разобщенности мальчиков и девочек в дошкольные годы, формирование у них дружеских отношений, культуры общения, уважения друг к другу. Для этого организуется интересная для детей обоего пола совместная деятельность (игровая, трудовая, художественная). Художественно творческая деятельность является одной из любимых у дошкольников. Именно в процессе изобразительной деятельности видно, что мальчики осваивают художественный мир в целом, а девочек интересуют конкретика, детализация. Здесь срабатывают разные механизмы: у мальчиков процесс воспроизведения происходит на уровне смысловых образований, а у девочек включается уровень восприятий, позволяющий детально видеть красоту окружающего мира (А. В. Бакушинский). Анализ исследований, педагогическая практика, наблюдение за деятельностью детей в группе, выявленные и обозначенные в ходе изучения данного вопроса проблемы побуждают к созданию системы работы с детьми 5 лет, цель которой – способствовать гендерному воспитанию детей посредством художественно творческой деятельности.
Цель:
повышение своей профессиональной компетентности и систематизации знаний по вопросам саморазвития гендерного подхода в художественно творческой деятельности условиях ФГОС ДО.
Задачи:
Повысить свое профессиональное мастерство по реализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.
Продолжать поддерживать свою профессиональную компетентность через реализацию этапов работы по программе саморазвития.
Повысить свой теоретический и научно-методический уровень через подборку и изучение методической литературы по художественно творческой деятельности.
Рассмотреть проблему художественно-эстетического развития дошкольников в психолого-педагогической литературе;
Выделить особенности художественно-эстетической деятельности дошкольников в контексте ФГОС ДО;
Выявить отличительные особенности Федеральных государственных требований дошкольного образования от Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Список литературы
Список используемой литературы:
Баранова, Е. В., Савельева, А. М. От навыков к творчеству: обучение детей 2-7 лет технике рисования. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 288 с.
Бутенко, Н. В. Теоретико-методологический регулятив художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста: теоретико-методологический аспект: монография. – М.: ВЛАДОС, 2012. – 410 с.
Веракса, Н. Е., Комарова, Т. С., Васильева, М. А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант). – М.: Мзаика-Синтез, 2014. – 368 с.
Голоменникова, О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 205 с.
Комарова, Т. С. Детское художественное творчество. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 315 с.
Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 264 с.
Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 296 с.
Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 331 с.
Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 288 с.
Комарова, Т. С. Школа эстетического воспитания. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 347 с.
Комарова, Т. С., Савенков, А. И. Коллективное творчество дошкольников. – М.: Проспект, 2010. – 233 .
Комарова, Т. С., Филлипс, О. Ю. Эстетическая развивающая среда. – М.: Академия, 2010. – 231 с.
Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения // Вопросы психологии. — 1980. — № 2. — С. 52—59.
Еремеева В.Д. Мальчики и девочки — два разных мира. Нейропсихология — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам/ В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. — 184 с.
Формы работы
2019-2020 учебный год
Месяц
Направление работы
Способы достижения
Сентябрь
Изучение научно - педагогической литературы в процессе гендерного подхода в художественно творческой деятельности.
Изучение и анализ литературы, и поиск электронных образовательных ресурсов по теме программы саморазвития.
Изучение нормативно-правовых документов: СанПин, ФГОС ДО, профстандарта «Педагог», ЕКС.
Изучение документов.
Изучение опыта работы гендерного подхода в художественно творческой деятельности. сети Интернет.
Знакомство с представленным опытом и использование его в РОД.
Разработка программы саморазвития и плана работы с детьми на новый учебный год по данной теме.
Подбор специальной литературы.
Октябрь
Приобщение гендерного подхода в художественно творческую деятельность.
Посещение консультации для педагога.
Ноябрь
Распространение опыта работы по теме программы саморазвития на образовательных сайтах.
Получение свидетельств о публикации, сертификатов.
Декабрь
Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Подбор игр и пособий для внедрения в практику.
Январь
Подборка мультимедийных игр и творческих заданий по программе.
Создание картотеки.
Февраль
«Педагогическая мастерская».
Посещение педсоветов, открытых мероприятий, творческих групп в рамках годового плана ДОУ.
Март
Организация и проведение РОД в ДОУ
Показ РОД в ДОУ
Апрель
«Использование интерактивных технологий в работе с детьми».
Изучение передового педагогического опыта на интернет-сайтах.
Май
Мониторинг уровня усвоения
Отслеживание эффективности гендерного подхода в художественно творческой деятельности.
Ожидаемый результат:
Итак, подводя итог, можно отметить – повышения собственного уровня
педагогического мастерства по реализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.
Данная программа позволит повысить свою профессиональную компетентность через поэтапную реализацию поставленных задач плана саморазвития, так как является универсальным развивающим и образовательным средством.
Реализация:
Реализация программы саморазвития предусматривает подбор и анализ литературы, игр, наглядно-дидактических материалов по теме программы. Создание предметно-пространственной среды для повышения уровня знаний воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Поиск, изучение научно-педагогической литературы по художественному - эстетическому развитию. Показ РОД аппликация по теме: «Загадки».
В результате исследования проблемы гендерных особенностей в изобразительной деятельности выявлено, что отношение к изобразительной деятельности, качество выполнения работы, выбор сюжета у девочек и мальчиков имеют свои особенности.
В выборе цветов мальчики ориентируются на темные цвета, а девочки предпочитают яркие, насыщенные или пастельные цвета.
Рисунки девочек, в отличие от рисунков мальчиков более детализированы. По содержанию в рисунках девочек мы увидим принцесс, людей, изображения самих себя, а также всего, что непременно связано с человеком и его бытом. В рисунках мальчиков мы чаще видим технику, рисунки наполнены действием.
Из-за актуальности проблемы гендерных различий детей, гендерный подход на сегодняшний день становится определяющим в организации изобразительной деятельности. Зная отличительные особенности мальчиков и девочек можно правильно организовать занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Благодаря этому можно сохранить данные природой половые особенности, осуществляя полноценное воспитание таких двух разных миров — мальчиков и девочек.
Поиск и подбор дополнительной информации для подготовки к образовательной деятельности с использованием Интернет-ресурсов. Использование сети Интернет для саморазвития.
Проведенная программа саморазвития не претендует на исчерпывающий анализ всех аспектов предлагаемой темы ввиду ее многоплановости.