Просмотр содержимого документа
«"Герб города Тамбова"»
КОСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
ДЛЯ ДЕТЕЙ 6 7 ЛЕТ
«ГЕРБ
ГОРОДА ТАМБОВА»
Воспитатель МБДОУ
«Детский сад №59
«Ягодка» г. Тамбова
Польшкова Алевтина Евгеньевна
Цель:Обобщение элементарных представлений о происхождении и функциональном значении герба г. Тамбова, о символическом значении цвета и образов (пчелы и улей); учить изображать геральдические знаки, правильно передавать форму, цвет и размеры; равномерно располагать рисунок на листе бумаги. Воспитывать у детей уважение к геральдической символике, любовь к родному городу, чувство патриотизма. Работать над активизацией словаря.
Оборудование: Разрезная картина с изображением пчелы; изображение гербов нескольких городов; листы белой бумаги, простой карандаш, краски; магнитофонная запись (Егорова)
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением древних городов, крепостей, монет, чтение отрывка из «Сказки о царе Салтане» (о граде на острове).
Ход занятия
Дети располагаются вокруг воспитателя.
Ребята, кто из вас был в краеведческом музее нашего города?
Что вы там видели?
- Я сегодня приглашаю вас на экскурсию в непростой музей, а тот где собраны гербы разных городов.
- Герб! Как вы понимаете, что это такое? (отличительный знак города или страны).
- Но интересовать нас будет один герб. А какой, попробуйте догадаться. (Воспитатель предлагает составить изображение из 6 - 8частей., определяют, что изображено) (летящая пчела).
- Итак, в нашей с вами экскурсии в музей путеводителем будет пчела. В путь!
- Вот мы в «музее». (4 – 5 гербов разных городов).
- Что вы здесь видите? (гербы).
- Какой же герб нам с вами нужен? (Дети находят герб, на котором изображены пчелы).
- Какого города этот герб? (Тамбова).
- Ребята, зачем нужен герб? (Чтобы отличать города, государства друг от друга)
- Город Тамбов давно получил свой герб – один из самых красивых в России. Он относится к числу старых российских гербов. Улей и над ним три пчелы впервые появились как эмблема Тамбова, на знаменах тамбовского гарнизонного полка.
- Давайте рассмотрим герб.
- Какая форма у него? (ответы детей).
- Посмотрите, квадрат немного вытянут снизу и в середине. Мы можем сказать, что он имеет форму чего? (Щита)
-Что изображено на гербе? ( Пчелы и улей на сине-зеленом фоне)
- Почему, на гербе Тамбова изображены пчелы и улей? ( Собирали мед)
- Что символизируют пчелы? ( Трудолюбие) Как в народе говорили о труде людей? (ответы детей)
- Ребята, вы правы, герб Тамбова отражает древнее занятие жителей – разведение пчел или пчеловодство – бортничество. Поэтому на гербе изображены пчелы. Это говорит и о трудолюбии тамбовчан.. Форма герба – щит свидетельствовала об оборонительном значении неприступной крепости.
Тамбовский край
Наш край степной,
Для всех любимый и родной .
Как дорог тамбовчанам ты!
Твои деревья и цветы.
Твои леса, луга, поля,
И в общем вся твоя земля.
На ней мы трудимся, живем,
Печаль и радость познаем.
И весь трудящийся народ
Наш край Тамбовский бережет.
-Вот так трогательно говорит в своих стихах о родном крае поэтесса Оксана Полякова.
-Но вернемся к нашему гербу. Посмотрите на форму улья: она в гербе необычная. Что она напоминает? (корзину, сплетенную из прутьев и соломы и обмазанную глиной.) Таким был улей в далекие времена.
-Какие, цвета использованы для изображения герба? (Золотистый, серебристый, синий, зеленый).
-Что, означает каждый цвет? (Ответы детей)
-Цвета в гербе имели глубокое символическое значение: золотистый означал справедливость, серебристый – чистоту, зеленый – надежду и свободу, лазурный (синий) – величие и красоту.
Наш город старинный
Прекрасен и молод.
И тот, кто в Тамбове
Хоть раз побывал,
Тои не забудет,
Тот не разлюбит,
Где б не скитался
В далеком краю,
Эту сторонку
Такую родную,
Эту тамбовскую
Землю мою.
(Марк Райтман
Андрей Белкин)
Я вас приглашаю в художественную мастерскую
-А теперь представьте, что вы все художники. Вам дается заказ: нарисовать герб города Тамбова. Вы согласны его выполнить?
-Скажите, какая форма у герба?
-Какие цвета вы будите использовать при изображении герба?
-Где расположите улей на рисунке?
-Как расположите пчел?
(Воспитатель напоминает детям, что рисунок должен быть крупным и
располагаться в середине листа.
По окончании работы:
- А сейчас из наших работ сделаем выставку гербов.
(Дети выставляют работы)
-Давайте посмотрим, какие интересные и красивые изображения получились у нас.
(Воспитатель хвалит ребят и предлагает подарить свои работы детям старшей группы).