kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Голосоречевая нагрузка педагога

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ка сохранить свой голос в порядке, без надрывов и хрипов. Способы решения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Голосоречевая нагрузка педагога»

Голосо-речевая нагрузка воспитателей и пути ее оптимизации

Лихачева В.Б.
учитель-логопед ГБУ «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы», аспирант Московского педагогического государственного университета

Голос и речь воспитателя — важнейшие инструменты его профессиональной деятельности, обеспечивающие коммуникативное взаимодействие с другими участниками воспитательно-образовательного процесса, а также средство реализации методических и дидактических задач. В условиях, когда количество детей в группе в некоторых ДОО превышает 30 человек, нагрузка на голос существенно увеличивается. Поэтому педагогам важно знать способы оптимизации голосо-речевого режима и использовать их на практике.

Успех воспитательно-образовательного процесса во многом зависит от эмоционального контакта педагога с воспитанниками. Важно, чтобы с первых дней дети почувствовали расположение к нему, уверенность в том, что в любой момент найдут у воспитателя поддержку и будут поняты.

Воспитателю необходимо устанавливать эмоциональный контакт не только с детьми, но и с их родителями, и голос, его суггестивность, богатство интонаций, полетность играют при этом ведущую роль. Речевое общение в деятельности педагога является основным средством реализации задач обучения и воспитания. Рабочие инструменты воспитателя — это речь и голос, именно с их помощью происходит коммуникативное взаимодействие между педагогом и другими участниками воспитательно-образовательного процесса.

В дошкольном возрасте ребенок только начинает овладевать произносительными, лексическими и грамматическими нормами родного языка, его голосо-речевой аппарат находится на стадии развития. При этом, обладая большой способностью к подражанию, он легко перенимает как правильную, так и нарушенную речь окружающих взрослых. Таким образом, дошкольник с его недостаточно сформированным звукопроизношением требует особого внимания к своей речи и достойного примера для подражания.

Кроме того, дети быстро привыкают к определенному стилю педагогического руководства и речевого поведения воспитателя. Четкая, эмоциональная, грамотная, выразительная речь педагога оказывает позитивное влияние на формирование коммуникативных навыков дошкольников, а крикливый, визгливый голос создает неблагоприятный эмоциональный климат в группе детского сада и снижает эффективность воспитательно-образовательного процесса.

Безусловно, формирование правильных коммуникативных навыков у детей сможет обеспечить воспитатель, который обладает определенными профессиональными знаниями и речевыми умениями, а также имеет представление о развитии речи дошкольников в норме, речевых нарушениях и способах их профилактики.

Помочь воспитателю в избрании стратегий коммуникативного поведения и подборе средств совершенствования собственной речи может учитель-логопед ДОО.

Известно, что в каждой дошкольной образовательной организации предусмотрен определенный режим дня, подразумевающий рациональное распределение во времени различных видов деятельности и отдыха детей. Следовательно, данный режим определяет и интенсивность голосо-речевой и общепрофессиональной нагрузки воспитателя в течение дня. Именно на воспитателе лежит ответственность за соблюдение расписания НОД, режима бодрствования и отдыха воспитанников, а также режима собственной голосо-речевой нагрузки.

Организация процесса воспитания и содержание воспитательно-образовательной работы в ДОО требуют от педагога большого диапазона вариативных коммуникативных умений:

  • подбирать интонацию адекватно педагогической ситуации;

  • изменять силу и интенсивность голоса;

  • использовать эмоционально-выразительные средства речи для создания благоприятной обстановки в группе;

  • стимулировать ситуации коммуникативного взаимодействия между детьми;

  • строить индивидуальное общение с ребенком с учетом его речевых возможностей и личностных особенностей;

  • выбирать речевой материал, соответствующий теме НОД, возрасту и познавательным возможностям детей и др.

Изменение голосо-речевой нагрузки воспитателя
в разные режимные моменты

Голосо-речевая нагрузка воспитателя меняется в течение рабочего дня, причем в разные режимные моменты она неоднородна и зависит от ряда факторов: самого режимного момента, способов и средств его организации, стиля профессионального руководства воспитателя, его педагогического мастерства и организаторских умений, степени самостоятельности детей, программы, по которой работает конкретная ДОО.

Рабочий день воспитателя начинается с приема детей. В ходе данного режимного момента педагог решает разноплановые задачи: формирует у воспитанников положительный настрой, организует игровую деятельность, общается с их родителями. Благозвучная, грамотная, спокойная речь воспитателя обеспечивает доброжелательную обстановку в группе с первых минут пребывания в ней ребенка, помогает вызвать у родителей позитивное отношение к детскому саду, что, в свою очередь, способствует формированию положительного отношения к ДОО и у детей.

После приема воспитанников в режиме дня следуют: завтрак, непрерывная образовательная деятельность, прогулки, сон и другие режимные моменты. Каждый из них решает ряд образовательных, воспитательных и развивающих задач и предъявляет определенные требования к голосо-речевым возможностям воспитателя. Например, проведение гимнастики требует от педагога умения хорошо координировать речь и движение, однако очень многие взрослые не в полной мере владеют данной техникой.

Во время приема пищи детьми воспитателю приходится постоянно менять силу и интенсивность своего голоса: то шепотом обращаться к кому-либо из воспитанников, чтобы не отвлекать всю группу, то громко напоминать правила поведения за столом тем, кто неправильно держит столовые приборы, балуется за столом или торопится.

В режиме дня группы четко определено место занятий, их продолжительность и примерная последовательность, предусматривающая смену видов детской деятельности и чередование интенсивности голосо-речевой нагрузки воспитателя.

Так, занятия по развитию речи или формированию элементарных математических представлений (доля использования речи воспитателя на которых составляет до 85%) сменяются занятиями по лепке или рисованию (доля использования речи воспитателем — около 60%).

Занятия с дошкольниками носят преимущественно игровой характер. Руководя деятельностью воспитанников, педагог разъясняет задания, дает указания, советы, делает замечания. У детей необходимо сформировать интерес к предлагаемому материалу, мобилизовать их на распределение обязанностей и согласованность действий, вызвать чувство удовлетворения от результата работы, и речевые возможности воспитателя играют в решении обозначенных задач ведущую роль.

Организуя непрерывную образовательную деятельность с детьми, воспитатель использует ряд приемов: объяснение, сюрпризный момент, загадки, соревнования, демонстрации, комментарии деятельности воспитанников, ее оценка и др. Немаловажное значение имеет характер этой оценки и советов для поддержания у детей уверенности в своих возможностях, формирования представлений о необходимости качественно выполнять задания, сохранения на занятии доброжелательной эмоционально-положительной атмосферы.

Педагог управляет коллективом детей, контролирует и корригирует их деятельность в ходе бесед, инсценировок сказок, интерактивных игр и просмотра мультфильмов, прослушивания историй и др. В конце каждого мероприятия воспитатель обязательно подводит итоги.

При этом необходимо применять индивидуальный подход к каждому ребенку, независимо от его участия в мероприятии, ведь эмоциональный контакт со взрослым и оценка деятельности важны для всех детей. Похвала и порицание также требуют от воспитателя отдельных голосо-речевых навыков, важны не только слова, но и интонация, мелодичность голоса, с которой они сказаны.

Огромный воспитательный и развивающий потенциал несут в себе прогулки. Они могут проводиться по-разному: в виде занятий, экскурсий, путешествий, организованных или свободных игр детей и др. В любом случае (даже при свободной игре) педагог активно участвует в коммуникативном взаимодействии детей, стимулируя их речевое общение и совершенствуя их диалогическую и монологическую речь.

Режим дня ДОО предусматривает две прогулки (в первой и во второй половине дня). Грамотно организованная прогулка выполняет диагностическую и воспитательную функции, т. к. дети, не скованные рамками группы и занятия, проявляют непосредственность, характер и способности.

На прогулке часто проводятся подвижные игры, сопровождаемые кричалками, загадками, потешками, а также наблюдения за сезонными изменениями в природе, погодой, поведением животных и птиц. Воспитатель использует объяснение или беседу, что предполагает сочетание речи и движений, при этом голосовая нагрузка усиливается тем, что работать приходится на свежем воздухе как в теплое, так и в холодное время года.

По наблюдениям, большинство воспитателей более интенсивно используют свой голос на первой прогулке, чем на второй. Так, на утренней прогулке педагоги часто проводят наблюдения за погодой, подвижные игры и игры-инсценировки, во время вечерней прогулки воспитанникам предоставляется больше времени для свободной игры, осуществляется лишь руководство их деятельностью.

Однако часто со второй прогулки детей начинают забирать родители, и воспитателю приходится давать им консультации и напутственные советы, одновременно руководя деятельностью остальных воспитанников, что создает дополнительную нагрузку на голос.

Интересны и познавательны для детей и наименее сложные с точки зрения голосо-речевой нагрузки воспитателя прогулки, проводимые в форме игр-инсценировок и игр-путешествий: например, когда дошкольники выходят на прогулку, воспитатель сообщает им, что добрый волшебник спрятал клад, а педагогу поручил прочитать им подсказки-загадки. Отгадав их, они найдут сокровища. Но если дети будут шуметь и баловаться, то могут не услышать очередную загадку, и найти клад будет очень сложно.

Такой тип прогулки позволяет организовать воспитанников, поддерживать их интерес и не требует от воспитателя постоянного повышения голоса, ведь дети стараются услышать все загадки, выполняют задания «волшебника» и редко нарушают игровой замысел. Однако организация таких прогулок требует дополнительной подготовки, артистизма и специальных навыков воспитательно-образовательной работы, которые доступны не всем педагогам, особенно молодым. Помочь в организации подобных прогулок могут старшие воспитатели и учителя-логопеды ДОО, обеспечив воспитателя группы сюжетными играми и речевым материалом.

Таким образом, прогулка — время наибольшей нагрузки на голосовой аппарат воспитателя, т. к. работать приходится на улице, сочетая речь и движения, а психоэмоциональное напряжение увеличивается за счет большей свободы детей.

Голосо-речевая нагрузка воспитателя многократно увеличивается при подготовке к различным мероприятиям: утренникам, концертам. Ведь именно воспитателю приходится разучивать с детьми стихи и песни и показывать своим примером, как необходимо выступать перед зрителями. Осиплость, монотонность, нечеткость речи непозволительны, ведь формирование у дошкольников культуры речи является одной из задач профессиональной деятельности педагога, следовательно, передача неправильного речеведения недопустима.

Голосо-речевая нагрузка педагога возрастает и при возникновении в группе внештатных ситуаций (конфликты между детьми, стойкое нежелание выполнять инструкции воспитателя и др.). Такие ситуации чаще возникают в группах, где работают молодые специалисты. Именно начинающие педагоги больше других нуждаются в помощи старших коллег и учителя-логопеда ДОО по подбору индивидуального стиля коммуникативного поведения, способов снижения нагрузки на речевой аппарат и гигиены голоса, средств активизации и совершенствования речевого общения детей.

Среди задач профессиональной деятельности воспитателя можно выделить непосредственно общение с детьми и организацию их общения. Общение детей — это деятельность, в которой они учатся вести диалог, излагать свои предложения, убеждать, спорить, доказывать, отстаивать свое мнение.

Детские разговоры в младшей и средней группах часто ситуативны. Дети обсуждают ситуацию, которая актуальна для них в данный момент: это сюжет прочитанной на занятии сказки или подготовка группы к празднику. Общение в старших группах часто ведется по поводу происходящих событий. Задача воспитателя — направлять беседу детей, доступно раскрывая смысл и значение фактов окружающей жизни, формируя правильное отношение к ним.

Таким образом, общение педагога с воспитанниками непрерывно и разнообразно. Оно сопровождает все виды деятельности дошкольников на протяжении всего времени пребывания их в ДОО, и если воспитатель недостаточно владеет своим голосом, то в конце дня его речь становится то хриплой или сиплой, то непомерно тихой, вплоть до шепота, то крикливой, срывающейся, грубой, неприятной для слуха окружающих. Отсутствие в речи воспитателей должной мелодичности и полетности делают ее монотонной и невыразительной.

Увеличение голосо-речевой нагрузки воспитателей групп
компенсирующей и комбинированной направленности

Безусловно, грамотная, благозвучная, четкая, мелодичная речь воспитателя важна для осуществления воспитательно-образовательного процесса в каждой группе ДОО. Однако особенно недопустимо плохое голосообразование и голосоведение для педагогов, работающих в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи.

В таких группах, помимо выполнения общеразвивающих функций, воспитатель совместно с учителем-логопедом и другими специалистами работает над коррекцией нарушенной функции, активизацией компенсаторных возможностей каждого ребенка и устранением вторичных нарушений развития. Такой педагог должен владеть приемами различных отраслей коррекционной педагогики и элементами здоровьесберегающих технологий.

Обозначенные функции требуют от педагога и дополнительных коммуникативных умений:

  • строить общение с ребенком, опираясь на его речевые и познавательные возможности;

  • подбирать темп и громкость речи, учитывая особенности группы детей;

  • выбирать лексико-грамматический материал на занятиях адекватно коммуникативным возможностям воспитанников;

  • стимулировать речевое общение между детьми, помогать им правильно строить фразы;

  • грамотно сочетать в воспитательно-образовательном процессе словесные и наглядные методы в соответствии с характером нарушения и этапом коррекционной работы.

Для групп компенсирующей и комбинированной направленности разрабатывается особый режим дня, отличающийся от массовых групп. Там, где это предусмотрено, учитель-логопед проводит фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия. Выделяются часы для занятий воспитателя с подгруппами или отдельными воспитанниками по коррекции речевых и познавательных нарушений в соответствии с заданиями специалистов.

Одним из условий успешного преодоления речевого или иного недоразвития у дошкольников является тесное взаимодействие в коррекционно-образовательном процессе всех его субъектов, в первую очередь учителя-логопеда и воспитателя группы. Учитель-логопед руководит работой воспитателя по формированию звуковой культуры речи детей, расширению, уточнению и активизации словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи.

Воспитатель планирует свою работу как с учетом требований реализуемой образовательной программы дошкольного образования, так и речевых, познавательных возможностей детей и их достижений в ходе коррекционной работы, осуществляемой учителем-логопедом в соответствии с характером нарушения, и руководствуется методическими указаниями специалиста. Отдельные элементы логопедических заданий педагог ДОО включает в занятия по развитию речи, использует их в работе с воспитанниками во второй половине дня.

В задачу воспитателя также входит повседневное наблюдение за состоянием речи детей на каждом этапе коррекционного процесса, контроль за правильным использованием поставленных учителем-логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и т. п. При этом воспитатель не просто выполняет задания учителя-логопеда, а активно участвует в процессе воспитания правильной речи детей, т. к. коррекционно-педагогическое воздействие может осуществляться не только на логопедических и других занятиях, но и в течение всего времени пребывания воспитанников в ДОО.

Так, перед приемом пищи воспитатель может вспомнить с детьми ингредиенты блюд или названия посуды, что позволяет совершенствовать их лексический запас. Органично впишутся в план прогулки речевые игры типа «Что где растет?», «Кто что делает?». После тихого часа, помогая детям одеваться, педагог попутно повторяет с ними названия одежды и закрепляет грамматические конструкции типа: «моя юбка», «мой сарафан», «наденем на ножки» и др.

В процессе общения c дошкольниками воспитатель постоянно должен заботиться об организации речевой среды для полноценного развития детей и преодоления у них коммуникативных нарушений. Создавая условия для развития речевой деятельности детей, воспитатель:

  • стимулирует их речевое общение на занятиях, прогулках, в другие режимные моменты и в свободной деятельности;

  • побуждает внимательно слушать друг друга и вслушиваться в содержание высказываний;

  • контролирует и корректирует речевое поведение воспитанников;

  • формирует у них навыки самоконтроля и саморегуляции речи;

  • организовывает игры на развитие всех компонентов речевого общения;

  • привлекает внимание к слоговой структуре слова, последовательности и месту звуков в слове, интонационной стороне речи;

  • проводит работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, кинетического и кинестетического контроля, фонематического восприятия.

Коррекция речи, общего и речевого поведения осуществляется воспитателем на протяжении всего рабочего дня и должна быть неразрывно связана со всеми режимными моментами. Поэтому в повседневном общении воспитателя с детьми большое значение имеет его речь. Она должна служить образцом для воспитанников: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, образно-выразительной и грамматически правильной.

Перераспределение нагрузки между учителем-логопедом и воспитателем в разных ДОО осуществляется по-разному и регламентируется уставом. В некоторых детских садах учитель-логопед, помимо фронтальных коррекционных занятий, осуществляет также организацию игровой образовательной деятельности по развитию речи и обучению грамоте, в других эти функции выполняет воспитатель. Есть ДОО, в которых занятия по экологии и изобразительной деятельности ведут педагоги дополнительного образования.

Воспитателю рекомендуется посещать занятия учителя-логопеда с целью ознакомления с коррекционными методиками и создания единства требований к речевому поведению воспитанников группы. Однако в большинстве случаев это практически невозможно, т. к. воспитатель в часы работы учителя-логопеда проводит свои занятия с детьми. Данный пробел может быть отчасти восполнен консультативной деятельностью специалистов в виде выступлений с докладами на педагогических советах, круглых столах, проведения тематических лекций, а также ведением тетрадей взаимодействия с воспитателями групп.

Кроме консультирования педагогических работников по вопросам применения методов и приемов коррекционно-развивающей работы с детьми, важным направлением деятельности учителя-логопеда является информирование воспитателей о возможных способах совершенствования собственных речевых навыков. Ведь они еще больше, чем воспитатели массовых групп ДОО, нуждаются в информационной поддержке по проблемам развития голосо-речевого поведения, оптимизации и минимизации голосовой нагрузки, совершенствования коммуникативных возможностей и рефлексии собственных коммуникативных навыков.

Пути оптимизации голосо-речевой нагрузки педагогов

Анализ программ психолого-педагогической подготовки педагогических кадров по специальности «Дошкольное образование» показал, что в рамках речевой подготовки воспитателей основное внимание уделяется функциям педагогического общения, стилям общения воспитателя с ребенком, правилам эмоционального поведения личности в общении и т. п. Из этого можно сделать вывод, что недостаточно внимания уделяется анатомо-физиологическим механизмам и технике речи воспитателя, орфоэпическим нормам, красоте и выразительности голоса педагога как одной из необходимых составляющих плодотворного коммуникативного взаимодействия педагога и ребенка. Таким образом, существующие курсы речевой подготовки воспитателей («Теория и методика развития речи детей», «Детская литература с практикумом по выразительному чтению», «Основы педагогического мастерства», «Тренинг педагогического общения») не могут в полной мере обеспечить будущего педагога ДОО необходимыми знаниями в области физиологии и патологии речи детей и взрослых.

Более полные знания в области коммуникативной компетенции получают студенты, обучающиеся по специальности «Специальное дошкольное образование», прослушивая курсы «Специальная методика обучения и воспитания детей», «Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению» и др. Однако данные учебные дисциплины в основном охватывают тематику особенностей формирования, развития и коррекции речи детей и мало содержат материала по рефлексии и совершенствованию воспитателем собственных коммуникативных умений.

Наблюдения, проведенные в детских садах города Москвы, показали, что недостатки речевого поведения и голосовые нарушения у воспитателей не являются редкостью.

Одним из решений проблемы недостатка информации в области гигиены речи детей и взрослых, развития голоса и совершенствования речевых умений педагога может стать просветительская работа учителей-логопедов ДОО и ЦПМСС. Это могут быть различные мероприятия, например:

  • периодические лекции учителей-логопедов по освещению современного состояния проблемы коммуникативных нарушений у детей, способах стимуляции речевой активности воспитанников, средствах профилактики и коррекции речевого недоразвития;

  • семинары по теме формирования правильного голосо-речевого поведения воспитателей, саморефлексии коммуникативных навыков, гигиене голоса и способов нахождения высокоэффективных методов и средств речевой коммуникации;

  • практические занятия по постановке голоса и развитию голосо-речевых возможностей педагогов;

  • подготовка печатного материала (стендов, брошюр, тематических папок), в котором в доступной для воспитателей форме будут освещены основные правила гигиены голоса и речи, простые упражнения, позволяющие поддерживать голос педагога в здоровом состоянии и рекомендации по совершенствованию речевой культуры работников ДОО;

  • индивидуальные консультации по нахождению стратегий правильного коммуникативного поведения воспитателя группы, подбору упражнений по коррекции парциальных голосовых расстройств и выбору средств для снижения голосовой нагрузки педагога на занятиях и в другие режимные моменты;

  • тренинги, направленные на проигрывание воспитателями распространенных педагогических ситуаций, поиск способов правильного речевого поведения в этих ситуациях и путей оптимизации и минимизации голосо-речевой нагрузки в конкретные режимные моменты в течение рабочего дня, а также снятие психоэмоционального напряжения;

  • ведение тетрадей взаимодействия специалистов ДОО, в которых помимо сведений об актуальном состоянии речи детей, их продвижении по индивидуальному коррекционному маршруту и рекомендаций по дальнейшей коррекционной работе вносится раздел, касающийся голосо-речевых проблем воспитателей группы и рекомендаций по их устранению;

  • выявление у воспитателей стойких нарушений голоса и направление на консультацию к врачу-фониатру и фонопеду для подбора адекватных методов лечения и коррекции.

Предложенные мероприятия могут быть регламентированы уставом ДОО и внесены методистами в годовой план работы. Такой подход позволит повысить коммуникативную и общепрофессиональную компетентность воспитателей, сократить количество случаев наступления профессиональной непригодности педагогов ДОО, предупредить нарушения голоса и формирование неправильного речевого поведения у воспитанников.



Методы снижения голосо-речевой нагрузки воспитателей ДОО

Лихачева В.Б.
учитель-логопед ГБУ «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы», аспирант Московского педагогического государственного университета

Голос и речь играют большую роль в работе воспитателя. Между тем некоторые педагоги неразумно используют эти инструменты профессиональной деятельности в течение рабочего дня: нерационально распределяют словесные, наглядные и практические методы работы, отдавая предпочтение рассказу или беседам с детьми, злоупотребляют повышенным тоном, без необходимости используют шепотную речь или говорят в несвойственной им речевой манере. Все это может стать причиной заболеваний голосового аппарата, а в тяжелых случаях привести к профессиональной непригодности педагога. Какие методы помогут избежать этого, читайте в данной статье.

Также читайте о голосо-речевой нагрузке воспитателей и путях ее оптимизации.

Характер педагогического труда и условия, в которых он осуществляется, предъявляют повышенные требования к голосо-речевой функциональной системе. Вместе с тем вопросы воспитания голосовой культуры в нашей стране еще не имеют достаточно широкой постановки, нередки случаи профессиональных расстройств голоса у лиц, профессии которых связаны с повышенной нагрузкой на голосовой аппарат, в т. ч. и у педагогов ДОО.

Характеристики профессионального голоса педагога:

• достаточный уровень громкости;
• большая устойчивость и способность выдерживать длительную нагрузку;
• широкий динамический диапазон;
• разнообразие тембра;
• благозвучность;
• полетность;
• суггестивность;
• адаптивность к профессиональным ситуациям;
• гибкость и выносливость.

Ознакомление с условиями и спецификой труда воспитателя, наблюдения за тем, как он использует свой голосовой аппарат, позволяют выявить причины голосовых расстройств и определить особенности осуществления им коммуникативной функции речи.

Так, наблюдения показывают, что доля использования педагогами голоса при 12-часовой рабочей смене составляет около 65%. Если воспитатели работают в две смены по 7 часов каждый, то доля использования голоса первым воспитателем составляет 64%, а вторым — 50%. Таким образом, интенсивность голосо-речевой нагрузки воспитателя в первой половине дня больше, чем во второй.

Доля и качество использования голоса педагогом резко повышается при возникновении в группе неординарных ситуаций (конфликтов между детьми, проявления у них протестных реакций, чрезмерно шумные игры и др.). Такие ситуации чаще возникают в группах, в которых работают молодые специалисты, поэтому они больше нуждаются в голосо-речевой и общепрофессиональной поддержке.

Факторы, оказывающие неблагоприятное влияние на голос педагога:

• большое количество воспитанников в группе;
• постоянные гул и шум, создаваемые детьми;
• большое количество занятий;
• поочередное пребывание то в помещении, то на воздухе;
• жесткий режим дня;
• отсутствие возможности проводить релаксационные упражнения в течение рабочей смены;
• хронические эмоциональные перегрузки;
• стрессогенность воспитательно-образовательной среды.

Эти и другие факторы не только негативно влияют на голосо-речевую систему воспитателей, но и сказываются на психологическом климате группы, а значит, на формировании взаимоотношений педагога с детьми и воспитанников друг с другом.

Использование общепедагогических и специальных методов и приемов, направленных на сохранение и укрепление голоса, минимизацию голосовой нагрузки в течение рабочего дня, — залог успешной деятельности педагога. С их помощью можно добиться легкости звучания голоса, его полетности, а также поставить голос, т. е. приспособить его для выполнения основных задач воспитания и обучения детей, выявить его лучшие индивидуальные качества. Профессионально сформированный, поставленный голос в полной мере обеспечит вербальную сторону общения.

Рассмотрим подробнее общепедагогические методы и приемы снижения голосо-речевой нагрузки воспитателя в разные режимные моменты.

Прием детей в группу

Рабочий день воспитателя обычно начинается в 7 часов с приема детей в группу. В это время он реализует одновременно разноплановые задачи: встречает воспитанников, организует с ними утреннюю гимнастику, подвижные игры, общается с их родителями.

Прием детей может происходить по-разному. Один ребенок спокойно расстается с родителями и бежит в группу, другой — рад встрече с детьми, но его мама очень беспокоится за него и не хочет отпускать. Некоторые воспитанники плачут и прижимаются к родителям, а те, в свою очередь, тоже не хотят расставаться с ними. Другие родители очень торопятся на работу и уходят, оставляя плачущего ребенка в дверях группы. Таким образом, прием воспитанников всегда требует от педагога повышенной концентрации внимания, т. к. приходится одновременно работать с детьми и их родителями. Необходимо постоянно сохранять самообладание, потому что даже незначительное повышение голоса может испугать дошкольников и обострить ситуацию.

В качестве дополнительных нагрузок на голосо-речевую функцию в ходе данного режимного момента нужно отметить необходимость общаться сразу с несколькими людьми разных возрастов и переключаться с одной деятельности на другую.

Для снижения голосо-речевой и психоэмоциональной нагрузки при приеме детей:

  • размещайте на стендах группы памятки для родителей о том, как нужно готовить детей к детскому саду после выходных или болезни, как успокоить плачущего ребенка;

  • используйте отвлекающие игры типа «Зайка, зайка убегает, маму на работу провожает»;

  • разговаривайте с родителями негромко, используя суггестивность голоса и создавая положительный эмоциональный фон для общения.

Правила соблюдения гигиены голоса для воспитателей:

• поддерживайте постоянно голосовую форму, не допускайте охриплости или неестественного звучания голоса;
• научитесь отличать неполадки в голосовом аппарате вследствие простуды от неправильного голосообразования;
• избегайте повышенной голосо-речевой нагрузки даже в состоянии легкой простуды;
• соблюдайте правила нервно-психической гигиены, включающей мероприятия по снятию эмоционального напряжения, мышечному • расслаблению и регуляции общего мышечного тонуса и поддержанию положительного психоэмоционального состояния;
• ​говорите динамично, голос должен быть достаточно громким, с удобной высотой тона и иметь сбалансированный орально-назальный резонанс.

Первая половина дня

В первую половину дня в группах ДООорганизуются утренняя гимнастика, завтрак, занятия, прогулка и т. д. Практически в каждый из этих режимных моментов (особенно при проведении гимнастики, подвижных игр, физкультминуток) воспитатель вынужден сочетать речь и движение, что усиливает нагрузку на голос.

Занятия с детьми носят преимущественно игровой характер. Допускается организация деятельности дошкольников не только за столами, но и на ковре, стоя, сидя, лежа. Место занятий в режиме ДОО, их длительность четко определены, предусматривается смена детской деятельности.

Со сменой вида деятельности меняется и голосо-речевая нагрузка воспитателя. Ее максимум приходится на занятия по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, где воспитателю приходится объяснять детям новые понятия, комментировать их ответы, инсценировать фрагменты рассказов и сказок и др.

Менее интенсивна голосовая нагрузка на занятиях по рисованию, лепке и аппликации. Однако и здесь воспитателю приходится менять силу и интенсивность голоса, то поясняя выполнение той или иной операции всем детям, то комментируя деятельность отдельного ребенка. В процессе занятий необходимо применять индивидуальный подход к каждому воспитаннику независимо от того, справляется он с заданием или нет, ведь эмоциональный контакт со взрослым и оценка деятельности важны для всех детей.

При реализации коммуникативной функции речи для воспитателя ДОО большое значение имеет владение невербальными средствами общения, особенно с детьми младшего дошкольного возраста. Для них гораздо большую эмоциональную нагрузку несет интонация взрослого, его взгляд, улыбка, жест, чем слова.

Применение чрезмерно громкой речи и переход на крик на занятиях недопустимы, т. к. это не только не организует детей, но и создает неблагоприятный эмоциональный фон, что снижает усвоение дошкольниками программного материала. Вместе с тем форсирование, повышение воспитателем голоса, приводит к его перенапряжению и срыву, а следовательно, к риску возникновения профессиональных заболеваний голосового аппарата.

Для снижения голосо-речевой нагрузки на занятиях:

  • создайте знаковую систему общения с детьми в группе, придумайте совместно с ними сигналы (например: если зазвенит колокольчик — садимся за столики; если воспитатель взял фонарик — бежим на ковер, начинается физкультминутка и др.);

  • используйте современный, подобранный с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников дидактический материал, который вызовет у них интерес и организует их деятельность;

  • постепенно понижайте силу голоса и применяйте пантомимические и другие средства при возникновении в группе шумных ситуаций (не пытайтесь перекричать детей, привлеките их внимание каким-либо способом, тогда воспитанники начнут успокаиваться, и в группе установится тишина);

  • назначайте наиболее активных воспитанников своими помощниками, дежурными, которые помогут организовать уборку игрушек, подготовить группу к занятию, первыми водят в играх, выполняют простые поручения;

  • включайте на занятиях фрагменты мультфильмов, видеоролики с компьютерными героями, произносящими определенные инструкции, фонограммы голосов дикторов.

Фонограммы, записанные голосами профессионалов, станут для дошкольников образцом грамотной, красивой речи. Но не увлекайтесь использованием технических средств на занятиях. Помните, что только живое слово педагога может передать детям все краски, яркость и выразительность русского литературного языка.

Для снижения голосо-речевой нагрузки в конце занятия, когда нужно подвести итоги, активизируйте речевую деятельность детей. Попросите их рассказать, что им понравилось. Напомните основные моменты занятия с помощью рисунка на листе бумаги, слайдов или схемы в электронном формате (например, в виде домиков или вагончиков паровозика). Для оценки воспитанниками каждого момента занятия используйте сигнальные знаки. Для младших дошкольников подойдут кружочки: понравилось — красный круг, не понравилось — синий круг. В старших группах воспитанники могут оценивать занятие по 5-балльной системе устно.

В ходе самостоятельной деятельности детей важно, чтобы все они были заняты. В этот режимный момент, не нарушая детских замыслов, воспитатель осуществляет индивидуальную работу: советует, объясняет, обсуждает ход действий, стимулирует активность и самостоятельность каждого ребенка. Грамотный педагог проявляет интерес к детской деятельности, стремится к расширению ее содержания, получению результатов в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей. Он учит дошкольников организовывать свою деятельность, учитывая интересы сверстников, разъясняет правила, нормы поведения, уделяет особое внимание организации коллективных игр, формирует корректные взаимоотношения между детьми.

При организации самостоятельных детских игр необходимо создать развивающую среду для каждого ребенка, отталкиваясь от его интересов и потребностей. С учетом игровой ситуации педагог подбирает соответствующие интонации: одному воспитаннику представляется доброй волшебницей, которая разукрасила лист бумаги разными красками, другому — злой Гингемой, которая варит зелье, и т. п. Такое взаимодействие требует творческого подхода, хорошей концентрации и распределения внимания, а также профессиональной гибкости, умения быстро переходить с одной интонации на другую. Поэтому свободная игра детей таит для воспитателя такие «опасности», как быстрая смена высоты и силы голоса, необходимость говорить на несвойственной высоте и с непривычной силой, подражая различным персонажам.

Для снижения голосо-речевой нагрузки в ходе самостоятельной деятельности детей:

  • не отвлекайтесь на посторонние дела, наблюдая и контролируя деятельность воспитанников;

  • делите их на микрогруппы и формируйте сюжет игры для каждой из них;

  • привлекайте внимание детей с помощью красивой мелодии, сигнальных карточек, красочных игрушек, а не повышением голоса;

  • напоминайте воспитанникам по окончании самостоятельной деятельности, что нужно убрать игрушки — но не криком, находясь в другом углу помещения, а с помощью разных педагогических приемов. Например, предложите собраться всем вместе и послушать сказку о том, что, если игрушки не будут расставлены по местам, придет Пылесос Пылесосыч и засосет все, что разбросано, в свое брюхо, и потом не во что будет играть. Импровизированная сказка должна быть интересной и содержательной, чтобы дети в нее поверили.

Сбор детей на прогулку и сама прогулка — важные режимные моменты. Навыком одеваться без помощи взрослого, особенно в младших группах, владеют немногие дети, и в задачу педагога входит научить их этому за достаточно короткое время, не нарушая эмоционального климата в группе. В процессе подготовки к прогулке воспитатель наблюдает за тем, что умеют или не умеют воспитанники, за степенью их самостоятельности. Как правило, данный режимный момент проходит достаточно шумно и требует от педагога не только сильного, устойчивого голоса, но и хорошего распределения и переключения внимания, умения организовать детский коллектив, что создает дополнительное психофизиологическое напряжение.

Прогулки реализуют целый комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных функций, и чем интереснее они проводятся, тем выше эффективность воспитательно-образовательного процесса.

На прогулке во время наблюдений воспитатель поясняет детям те или иные природные явления, загадывает загадки, проводит викторины, беседы, подвижные игры. Ему приходится постоянно координировать движение и фонацию, а, организовывая самостоятельную деятельность детей, повышать силу и интенсивность голоса. Воспитанники часто находят занятия в разных местах площадки и всех их нужно охватить вниманием.

Кроме того, дополнительную нагрузку на голос создает необходимость работать в холодную и ветреную погоду, а также высокий уровень психоэмоционального напряжения.

В качестве способов снижения голосо-речевого напряжения на прогулках можно предложить выполнение особых упражнений, координирующих дыхание, фонацию и артикуляцию, а также специальную подготовку детей к прогулкам, в т. ч. выработку системы жестов и знаков. Например, предложите воспитанникам представить, что воспитатель — это регулировщик. Когда он поднимает правую руку вверх — надо подойти к нему; когда поднимает обе руки вверх — построиться парами и идти в группу; когда разводит прямые руки в стороны — можно самостоятельно поиграть на площадке и т. д. Для быстрого построения воспитанников парами используйте игры «Ручеек» или «Золотые ворота».

Чем интереснее проводятся прогулки для детей, чем лучше организована их деятельность, тем меньше психофизиологическая нагрузка воспитателя и тем реже ему приходится повышать голос.

Вернувшись с прогулки в группу, педагог помогает воспитанникам раздеться, напоминает, как надо убирать одежду, вести себя в туалете, пользоваться необходимыми принадлежностями, где чье место за столом, как правильно держать ложку и т. д.

Во время обеда и слова, и тон, и улыбка воспитателя должны способствовать созданию комфортного психологического климата в группе. В то же время дети осваивают элементарные этические нормы, а произнесенные педагогом названия ингредиентов блюд развивают их словарный запас.

Подготовка ко сну также предусматривает речевое взаимодействие с детьми. Как правило, они засыпают не сразу: приходится прочитать им сказку, с мягкой настойчивостью попросить тишины, спеть колыбельную песенку. Здесь большое значение имеет мелодичность и суггестивность речи воспитателя.

Детский сон — время отдыха для голоса воспитателя. Но не все педагоги рационально используют его, не давая своему главному «инструменту труда» отдохнуть. Часто воспитатели общаются с коллегами по телефону. В некоторых ДОО во время сна детей проводятся методические совещания, что не дает педагогам снять голосовое и общее утомление. Дать своему голосо-речевому аппарату необходимый отдых и при этом рационально использовать рабочее время воспитатели могут, заполняя во время тихого часа документы, изготавливая дидактические пособия или подготавливая группу к занятиям.

Вторая половина дня

После тихого часа воспитатель ДОО снова занят детьми: он следит за их опрятностью, формирует гигиенические навыки. Подъем после дневного сна и одевание воспитанников, как правило, сопровождаются индивидуальным общением с каждым. Воспитатель выявляет настроение воспитанников, их готовность к дальнейшей игровой деятельности. Параллельно он ведет мониторинг, осуществляя диагностическую и коррекционную функции, отмечает сформированность навыков опрятности, особенности моторики, динамику развития каждого дошкольника.

После полдника, как правило, проводятся подвижные игры, игры-драматизации или прогулка. Часто воспитатель готовит детей к различным праздникам, разучивает с ними стихи, песни. Здесь он демонстрирует не только речевое, но и вокальное мастерство, умение имитировать голоса разных персонажей и животных, что требует дополнительной голосо-речевой подготовки.

Во второй половине дня детей начинают постепенно забирать родители, и с каждым из них воспитатель проводит беседу, комментирует поведение ребенка, делится своими наблюдениями, дает советы, рекомендации. Общение с родителями требует от педагога безукоризненного владения своим голосом: ничто не должно показать усталость или тревогу, иначе ухудшится коммуникативное взаимодействие между участниками образовательных отношений.

Конец рабочего дня, по мнению некоторых воспитателей, не имеет больших голосовых нагрузок: детей в группе остается мало, они легко находят себе занятие, не надо проводить игры, требующие координации речи и движения, а также часто повышать голос. Однако, когда в группе остаются два-три ребенка, им необходима особая забота, ведь они не могут долго самостоятельно организовывать свою деятельность, постоянно задают вопросы и требуют внимания. При этом воспитатель не должен показывать накопившееся за день утомление или заниматься своими делами.

Для снижения голосо-речевой нагрузки в конце рабочего дня:

  • организуйте с детьми тихую игру или почитайте сказку;

  • предложите им вспомнить названия овощей, фруктов, предметов мебели или подвести итоги дня;

  • выполните упражнения на релаксацию.

Умение проводить тихие игры с дошкольниками и саморелаксацию позволят снизить усталость, следовательно, уменьшить напряжение голосового аппарата.

Таким образом, в течение всего рабочего дня воспитатель испытывает большую голосо-речевую нагрузку.

Важно отметить, что на состоянии голоса также отрицательно сказывается влияние и других факторов: возрастные изменения, происходящие с гортанью, различные патологические процессы, протекающие не только в органах голосообразования, но и во всем организме, внешние факторы макро- и микроклимата (повышенная влажность, сквозняки), курение, злоупотребление слишком острой или горячей пищей и т. д.

Поэтому для полноценной реализации коммуникативной функции в профессиональной деятельности воспитателям нужно запомнить и выполнять несложные правила:

  • следить за своим здоровьем;

  • соблюдать правила гигиены голоса;

  • контролировать голосо-речевую нагрузку в течение дня: использовать «педагогические уловки», давать отдых голосо-речевому аппарату;

  • не злоупотреблять повышенным тоном, подбирать интонацию адекватно педагогической ситуации;

  • проводить релаксационные минутки, в организации которых может помочь педагог-психолог ДОО.

Помимо использования общепедагогических методов и приемов, необходимо знать и использовать специальные дыхательные, голосовые и артикуляционные упражнения, приемы для снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, выработки рациональных способов голосоподачи и голосоведения.

Подробнее об этом читайте в следующем номере.


Специальные упражнения для укрепления голоса воспитателей

Лихачева В.Б.
учитель-логопед ГБУ «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы», аспирант Московского педагогического государственного университета

Любую проблему лучше предотвратить. Поэтому, если ваши педагоги еще не столкнулись с расстройствами голоса, начните профилактику заболеваний голосо-речевого аппарата прямо сейчас. О том, какие существуют специальные упражнения и как их можно использовать, читайте в данной статье.

Чтобы правильно использовать специальные методы и приемы укрепления голоса и снижения голосо-речевой нагрузки, воспитатели должны иметь элементарные знания анатомо-физиологических основ голосообразования, основных характеристик голоса и способов их развития. Учитывая то, что педагоги, как правило, владеют данными знаниями не в полной мере или не владеют совсем, им необходимо проходить курсы повышения квалификации по постановке голоса и развитию голосо-речевых навыков. Но что делать, если проблема уже есть и решать ее нужно сейчас?

Обратитесь за консультацией к учителю-логопеду или фониатру. Специалист расскажет о правилах гигиены голоса, поможет адаптировать его к особенностям работы в детском саду и избежать срыва голосовых связок, научит специальным упражнениям, которые в дальнейшем можно будет выполнять самостоятельно.

На что именно должны быть направлены упражнения? По мнению Ф.А. Ивановской, в понятие «развитие голоса» входит тренировка собственно голоса, фонации, других компонентов речи. Поэтому воспитателю необходимо тренировать голосовой, артикуляционный аппараты и мелодико-интонационную сторону речи.

Исходя из этого, можно выделить упражнения:

  • на снятие голосового и общего напряжения;

  • развитие фонационного (речевого) дыхания;

  • формирование правильных, физиологичных навыков голосообразования и голосоведения;

  • развитие артикуляционного аппарата;

  • совершенствование мелодико-интонационной организации речи.

Остановимся подробнее на некоторых комплексах специальных упражнений.

Голосовой аппарат  — совокупность органов, участвующих в голосообразовании. Состоит из трех частей: легких с системой вдыхательных и выдыхательных резонаторов, гортани с голосовыми связками и системы верхних резонаторов.

Артикуляционный аппарат  — анатомо-физиологическая система органов, включающая язык, мягкое и твердое небо, (ротоглотку), зубы верхней и нижней челюсти, губы, носоглотку и резонаторные полости, участвующие в порождении звуков речи и голоса.

Дыхательный аппарат  — совокупность органов, обеспечивающих газообмен в организме, а также очищение от пылевых частиц, увлажнение и согревание вдыхаемого воздуха. Включает носовую полость, глотку, гортань, трахею, бронхи и легкие.

Снимаем напряжение и укрепляем голос

Упражнения для снятия мышечного напряжения и укрепления голоса воспитатели могут выполнять самостоятельно, и при достаточном уровне овладения ими включать в занятия с детьми. Заниматься нужно ежедневно, в спокойной обстановке. Упражнения на общее расслабление необходимо выполнять в конце рабочего дня или перед сном.

В приложении 1 представлен комплекс упражнений для снятия мышечного напряжения, развития фонационного дыхания и тренировки голоса.

Для лучшего звучания голоса и приведения его в рабочее состояние в начале дня можно провести вибрационный массаж гортани («мычание» с одновременным постукиванием кончиками пальцев по лицу и шее в определенных направлениях). Эти упражнения настраивают голосо-речевой аппарат на звучание, активизируют лицевую мускулатуру, улучшают мимику лица.

Комплекс упражнений для вибрационного массажа гортани и рекомендации по их проведению представлены в приложении 2.

Что нужно, чтобы работа дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов была скоординированной?

• Развивать речевое дыхание во взаимодействии с фонацией (звукообразованием) и артикуляцией.

• Определить физиологичное (наиболее удобное для конкретного педагога) речевое звучание голоса.

• Развивать ощущение комфортного свободного произношения слов и фраз.

• Развивать слуховой и мышечный контроль собственной речи.

Выполняем дыхательную гимнастику

Методик развития фонационного дыхания много. Для педагогов, не обладающих специальными знаниями в области физиологии дыхательной системы, наиболее простой и удобной является традиционная методика развития фонационного дыхания, применяемая в логопедии.

Правильное речевое дыхание характеризуется коротким вдохом и длинным выдохом. Поэтому большинство упражнений традиционной дыхательной гимнастики направлено на формирование длительного плавного выдоха. Сначала необходимо научиться делать быстрый вдох и плавный долгий выдох через нос, а затем вдыхать носом и выдыхать ртом.

Многие упражнения можно проводить как самостоятельно в спокойной обстановке под релаксирующую музыку в конце дня, так и включать их в занятия с детьми. Для этого воспитатель должен знать физиологические нормы развития дыхания у дошкольников и уметь разнообразить комплекс упражнений игровыми приемами. Например, дети могут тренировать длительный речевой выдох, дуя на картонную свечку или помогая бегемотику потушить пожар1.

Комплекс традиционных упражнений на развитие фонационного дыхания представлен в приложении 3.

Для развития дыхания также подходит парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, которая (при правильном выполнении упражнений) позволяет:

  • снять нервное напряжение, справиться с ощущением тяжести в голове, устранить головокружение;

  • активизировать речевое дыхание;

  • восстановить голос при его потере в момент общей усталости;

  • снизить симптомы нарушений дыхания при некоторых заболеваниях дыхательной системы (например, при нетяжелых формах астмы).

Парадокс ее заключается в том, что внимание акцентируется не на выдохе, а на вдохе. Выдох как бы уходит в промежутке между двумя вдохами. Применение данной гимнастики не требует каких-либо специальных медицинских знаний или долгих тренировок.

Для выполнения любого упражнения необходимо приоткрыть рот и шмыгнуть носом, как бы вбирая воздух в себя, а далее сделать то, что требуется в упражнении (например, повернуть голову). Выдох произойдет сам.

Рекомендации по проведению некоторых упражнений представлены в приложении 4.

Александра Николаевна Стрельникова
(1912–1989) оперная певица и автор знаменитой дыхательной гимнастики.
Ее мать была преподавателем пения.

Перед началом Великой Отечественной войны А.Н. Стрельникова работала в труппе Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Еще в довоенные годы она применяла в собственной оперной практике отдельные упражнения своей будущей уникальной системы дыхания.

После войны она руководила художественной самодеятельностью, разъезжая с агитбригадой по Новосибирской области. Вернулась в Москву в 1953 г. с учениками, которые сразу поступили в Московскую консерваторию им. П.И. Чайковского и Государственное музыкальное училище им. Гнесиных (ныне колледж при РАМ им. Гнесиных). Работала педагогом-вокалистом в Центральном доме культуры железнодорожников.

Годы войны подорвали здоровье певицы, у нее было больное сердце. Спасая себя от приступов удушья, вместе с мамой она разработала собственную систему дыхания.

28 сентября 1973 г. Всесоюзный научно-исследовательский институт государственной патентной экспертизы впервые зарегистрировал авторское право преподавательницы пения на «Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса».

Осваиваем артикуляционную гимнастику

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Ее цель — выработка четкости, правильности движений органов артикуляционного аппарата и умения координировать его работу с системами дыхания и голосообразования.

Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики включает: упражнения для губ, щек, мышц глотки и мягкого неба, нижней челюсти, языка, гортани и мышц шеи.

Их можно выполнять постепенно в течение дня. Утром сделать упражнение «почистим зубки», появилась свободная минута в тихий час — «покачать язычок на качелях», вечером, готовя ужин, — «поцокать язычком» и т. д.

Содержание комплекса может меняться, но по 4–5 упражнений необходимо выполнять ежедневно.

Упражнения артикуляционной гимнастики можно и полезно выполнять вместе с детьми, используя сюжетные сказки о веселом язычке. Примеры таких сказок представлены в приложении 5.

Знакомимся с упражнениями на развитие высоты,
силы и тембра голоса

Высота и сила голоса — составляющие его выразительности. Работа над ними заключается в том, чтобы с помощью специальных упражнений педагог научился не форсировать голос, говоря слишком громко или слишком высоко.

Некоторые упражнения данного раздела имеют игровой характер, их можно включать в занятия с детьми. Делать это стоит только после того, как воспитатель сам хорошо их усвоил.

Большинство упражнений заключается в произнесении слов или фраз на различной высоте или силе голоса. Цель их в том, чтобы педагог попробовал говорить громче, тише, более высоким или более низким голосом и определил, какое звучание наиболее удобно именно для него.

Далее педагогу необходимо постепенно расширять свои физиологические возможности, меняя то высоту, то силу голоса. Поэтому, если какие-то упражнения комплекса вначале покажутся сложными, необходимо отложить их до тех пор, пока не будет усвоен более легкий материал.

Комплекс упражнений на развитие высоты и силы голоса представлен в приложении 6.

Тембр — индивидуальная окраска голоса, которая зависит от строения и особенностей функционирования голосо-речевой системы конкретного человека.

Упражнения на развитие тембра позволяют выработать звонкость голоса, устранить мешающую свободному голосотечению мышечную зажатость. Кроме того, способствуют выработке ровности, гибкости голоса, воспитанию его выносливости. Это важно для воспитателей, которым приходится выдерживать продолжительную голосовую нагрузку.

Примеры упражнений на развитие мелодико-интонационной стороны речи, которые можно использовать самим и включать в занятия с детьми, представлены в приложении 7.

Запоминаем общие рекомендации по выполнению упражнений

При выполнении упражнений необходимо соблюдать осторожность и постепенность.

Дыхательные и голосовые тренировки следует начинать с приведения организма в рабочее состояние, снятия эмоционального и физического напряжения с помощью упражнений на релаксацию.

Для этого нужно сесть на стул, принять удобную для релаксации позу: руки свободно лежат на коленях, ноги чуть расставлены, голова слегка опущена вниз. Расслабить лоб, брови, закрыть глаза, нарисовать в воображении картину отдыха (на берегу моря, в лесу и т. д.), постараться полностью расслабиться. Выходить из состояния релаксации следует также постепенно.

Выбирать нужно ту методику, которая наиболее понятна. Для достижения хорошего результата лучше сочетать разные методики.

Необязательно выполнять все упражнения комплекса. Достаточно 2–3 из каждого раздела, которые наиболее удобны и доступны. Важно соблюдать принцип «от простого к сложному».

Не следует выполнять те упражнения, которые не получаются или вызывают неприятные ощущения.

Тренировки по развитию дыхания и голоса должны быть регулярными. Упражнения выполняются дозировано, без напряжения.

Меры профилактики нарушений голоса не могут быть одинаковыми для всех. Они подбираются в зависимости от возраста воспитателя, его профессиональной подготовки, специфики работы (возраста детей), физиологических и психологических особенностей и т. д.

Профилактика голосовых расстройств предусматривает не только постоянные тренировки голосо-речевой системы и сведение к минимуму воздействие факторов, негативно влияющих на голос. Важно периодически проходить медицинские осмотры. Это позволит выявить начальные проявления тех или иных заболеваний голосового аппарата и предотвратить их.

Подобрать полноценный курс профилактических упражнений воспитателю поможет учитель-логопед ДОО, а при наличии признаков нарушений голоса — не обойтись без консультации врача-фониатра или фонопеда.

Также читайте: «Методы снижения голосо-речевой нагрузки воспитателей ДОО»

Приложение 1

Комплекс упражнений для снятия мышечного напряжения, развития фонационного дыхания и тренировки голоса2

  • Произнесите одно и то же предложение (прочитайте фразу из книги) лежа, стоя и сидя. Понаблюдайте и опишите свои ощущения. Определите, в каком положении вам удобнее говорить.

  • Вытяните в стороны сильные, напряженные руки. Затем расслабьте их, опустите, потянитесь за рукой сначала вправо, затем влево.

  • Потянитесь вверх, напрягите все тело (сделайте вдох) и как будто «бросьте» все тело вниз (сделайте выдох).

  • Поднимите вверх руки, потом опустите вниз сначала кисти рук, затем согните локти и бросьте руки вниз как плети.

  • Встаньте прямо, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Сделайте медленный полунаклон корпуса вперед (спина прямая) — вдох; вернитесь в исходное положение — выдох (можно протяжно тянуть: гм-м-м).

вернуться в текст

Приложение 2

Комплекс упражнений для вибрационного массажа гортани

Для подготовки гортани к вибрационному массажу «помычите»: найдите для себя удобное звучание согласного [м] и направьте его как бы в нос, постукивая кончиками пальцев по крыльям носа. Упражнение выполняется свободно, без напряжения мышц шеи, плечевого пояса, живота.

Массаж проводится постукиваниями кончиками пальцев при одновременном произнесении сонорных и других согласных:

  • от середины лба к ушам с произнесением звука [м-м-м];

  • от спинки носа к ушам с произнесением звука [м-м-м];

  • под носом от середины верхней надгубной части лица к ушам с произнесением звука [в-в-в];

  • по подбородку с произнесением звука [з-з-з];

  • в области груди с произнесением звука [д-д-д].

Упражнения сначала выполняйте в медленном темпе. Это обеспечит выработку правильных навыков речевого дыхания и плавного спокойного выдоха, снятие напряжения с мышц дыхательной и голосообразующей систем. Постепенно наращивайте темп выполнения упражнения.

Далее выполните голосовые упражнения с гласными [о] или [у], которые следует произносить протяжно, как можно более низким голосом.

Произнося звук [у], изменяйте силу голоса: сначала тихо, будто где-то далеко едет поезд, потом громко, будто стоите на станции, мимо которой проезжает поезд. Затем плавно изменяйте силу голоса, будто вьюга зимней ночью то усиливается, то затихает.

Аналогичные упражнения выполняйте со звуком [и] с изменением высоты голоса, имитируя писк сначала маленького, потом большого комара.

вернуться в текст

Приложение 3

Комплекс традиционных упражнений
на развитие фонационного дыхания,
используемые в логопедии3

  • Встаньте прямо, плечи слегка развернуты. Дышите спокойно, без поднятия или опускания плеч. Для контроля движений диафрагмы и ребер держите одну руку на верхней стенке живота, другую — сбоку на ребрах.

  • Выполните вначале беззвучные дыхательные упражнения. Например, глубокий вдох через нос и выдох через рот, вдох через нос и спокойный выдох через вытянутые трубочкой губы.

  • Выполните фонационные упражнения: пропойте гласные звуки на удобной высоте голоса; длительно произнесите ту или иную согласную, подражая различным звукам:

    • «лес шумит»: [ш-ш-ш];

    • «комар звенит»: [зь-зь-зь];

    • «шмель жужжит»: [ж-ж-ж] и др.

  • Выдыхайте воздух через суженное ротовое отверстие сильной толчкообразной струей для тренировки активности дыхательной мускулатуры. Можно дуть на воображаемое пламя свечи таким образом, чтобы оно заколыхалось: [фу], [фу], [фу-у].

вернуться в текст

Приложение 4

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики
А.Н. Стрельниковой

При выполнении дыхательных упражнений тренируется вдох носом. Он должен быть мгновенный, не объемный, а предельно активный, шумный, эмоциональный. Вдох следует делать одновременно с движением, в ритме своего шага.

Выдох — результат вдоха. Надо стараться не замечать его. Он должен быть естественный, пассивный, самопроизвольный.

Данная гимнастика включает следующие упражнения.

Повороты головы

И. п.: стоя прямо, повернуть голову вправо и сделать короткий шумный вдох. Затем сразу же (без остановки прямо) повернуть голову влево, шумно и коротко «понюхать воздух» с левой стороны. Повторить 16 раз. Во время упражнения нельзя напрягать шею. Туловище должно быть неподвижно, плечи не поворачивать вслед за головой и не поднимать.

Тянем канат

И. п.: стоя прямо, ноги на ширине плеч, руки подняты вверх, ладони сжаты в кулаки. Слегка присесть, руки согнуть в локтях, как будто потянуть канат, сделать короткий шумный вдох. Вернуться в и. п.

Обними плечи

И. п.: стоя прямо, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч, ладони сжаты в кулаки. В момент короткого шумного вдоха «бросить» руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Сразу же после короткого вдоха развести руки в стороны — в этот момент на выдохе пассивно уходит воздух.

Насос

И. п.: стоя прямо, руки опущены. Наклониться вниз, к полу, голова опущена. Сделать короткий шумный вдох в конце наклона. Слегка приподняться, но не выпрямляться полностью — в этот момент происходит пассивный выдох. Снова наклониться и одновременно с поклоном сделать короткий шумный вдох, и снова приподняться. Повторить 8 раз.

Марш

И. п.: стоя прямо, руки опущены вдоль тела. Поднять вверх правое колено и потянуть к нему левый локоть. Момент соприкосновения — короткий вдох. Опустить правое колено — в этот момент происходит произвольный выдох. То же самое выполнить с другой ноги. Повторить 16 раз (вдохов).

вернуться в текст

Приложение 5

Упражнения артикуляционной гимнастики

Комплекс упражнений для выполнения с детьми

Сказка «Веселое утро язычка»

Язычок с утра проснулся, открыл окошко (широко открыть рот, сказать «а-а-а»), посмотрел вверх (потянуть язычок к носу), нет ли на небе тучек. Посмотрел вниз (потянуть язычок к подбородку), нет ли луж.

Посмотрел направо (потянуть язычок к правому уху), не гуляют ли собачки, посмотрел налево (потянуть язычок к левому уху), не мычат ли коровы.

И отправился гулять (поводить язычком по верхней губе вправо-влево). Навстречу язычку идет ежик (произнести губами «пых-пых-пых»).

Язычок немного поболтал с ежиком (побить язычком по верхней губе, произнося «бл-бл-бл») и отправился гулять дальше (поводить язычком по нижней губе).

Пришел язычок к бабушке, а она печет блины (пошлепать язычок губами «пя-пя-пя»).

Язычок поел блинов с вареньем (потянуть язычок к носу, как будто слизывая капельку варенья с верхней губы) и лег отдыхать (положить широкий язык на нижнюю губу).

Сказка «Прогулочная»

Язычок гулять выходит (положить язычок на нижнюю губу),

Домик свой кругом обходит (облизать губы сначала слева направо, затем справа налево).

Кто-то тут, а кто-то там — он глядит по сторонам (потянуть язычок сначала вправо, затем влево).

Видит: губки очень гибки, ловко тянутся в улыбке (улыбнуться).

А теперь — наоборот, губки тянутся вперед (вытянуть губы трубочкой).

Язычок стал маляром — аккуратно красит дом (поводить язычком по твердому небу),

На качелях оказался — вверх взлетал и вниз спускался (потянуть язычок то к носу, то к подбородку) и т. д.

Комплекс упражнений для самостоятельного выполнения воспитателем

  • Широко откройте и закройте рот (сначала беззвучно, а затем с произнесением звука [а]).

  • Вытяните губы в трубочку и растяните на улыбку (сначала беззвучно, а затем с произнесением звуков [у], [и]).

  • Сложите губы трубочкой и выполните движения: вправо-влево, вверх-вниз, по кругу.

  • Приподнимите верхнюю губу и опустите нижнюю губу до десны.

  • Заведите губы за зубы («чешем губки»).

  • Поднимите язык на верхние зубы, затем опустите на нижние («качели»).

  • Выполните крестообразные движения языком на губах (вверх, вниз, вправо, влево).

  • Высуньте поочередно то широкий («лопата»), то острый («игла») язык.

  • Зацепите кончик языка за нижние зубы и высуньте язык горкой.

  • Сложите язык трубочкой и подуйте через нее.

вернуться в текст

Приложение 6

Комплекс упражнений на развитие высоты и силы голоса

Колокол

Представьте, что вы раскачиваете рукой воображаемый колокол и одновременно произносите звукосочетания на заданной высоте:

  • небольшой колокол — «дон-дон-дон» (произносится обычным голосом);

  • массивный колокол — «бом-бом-бом» (произносится низким голосом);

  • бубенчики — «динь-дон-динь-дон-динь-дон» (произносится высоким голосом).

Инопланетянин

Попеременно произносите звуки [у], [и], при этом звук [у] — низким голосом, а [и] — высоким.

Мишка, зайка, мышка

Данное упражнение выполняется вместе с детьми. Дети встают в круг, ведущий — в центре него. Ведущий бросает мяч и называет одного из персонажей (медведя, зайца или мышку).

Если он называет медведя, поймавший мяч отвечает низким голосом: «Я — Михаил Иванович, зачем звал?».

Если ведущий называет зайку, тот, кто поймал мяч, говорит обычным голосом: «Зайка-попрыгайка прыг-скок, прыг-скок».

Если ведущий называет мышку, поймавший мяч говорит в ответ высоким голосом: «Мышка-норушка в норку убежала».

Усиление голоса

Упражнение состоит в том, чтобы посчитать от 10 до 100 или произнести буквы алфавита, или назвать цвета радуги, постепенно увеличивая силу голоса: сначала беззвучно, потом шепотом, потом тихо и, наконец, громко.

Ослабление звука

Упражнение аналогично предыдущему, но направлено на ослабление силы голоса: посчитать от 10 до 1, произнести «аба-ава-ага-ада…», «буптиптапта-вуптиптапта-гуптиптапта-дуптиптапта…" и др. сначала громко, потом тихо, потом шепотом и, наконец, беззвучно.

Усиление-ослабление голоса

Упражнение состоит в том, чтобы без паузы, на одном выдохе произнести то громко, то тихо названия нот, месяцев, дней недели и др.

вернуться в текст

Приложение 7

Упражнения на развитие
мелодико-интонационной стороны речи4

  • Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: «Ау-ау». Произносить звуки надо громко, но не перенапрягая голосовые связки и используя рациональную голосоподачу.

  • Представьте, что вы играете с детьми в «паровозик». Произносите «ту-ту, ту-ту, ту-ту-ту» так, чтобы дети его услышали. Паровозик должен ехать громко и весело, мелодично и благозвучно, выпуская пар.

  • Представьте, что вы шагаете по ступенькам, произнося: «Первый этаж, второй этаж… седьмой этаж», постепенно повышая голос.

  • Прочитайте стихи, меняя силу голоса (от тихого до громкого, и наоборот), высоту (произношение в средней, низкой и высокой тональности), темп (медленно, умеренно, быстро) и в других комбинациях.

  • Выучите скороговорки. Например, произнесите скороговорку: «От топота копыт пыль по полю летит, пыль по полю летит от топота копыт» в том темпе, который подсказывает одна из следующих ситуаций:

  • вы диктуете данное сообщение непослушному ребенку;

  • рассказываете новость хорошей знакомой в неторопливой беседе;

  • выступаете с сообщением перед большой аудиторией;

  • сообщаете новость кому-либо, когда у вас совсем нет времени.

Произнесите скороговорку: «Белые бараны били в барабаны», выделяя по очереди каждое слово, как бы отвечая на вопросы:

  • Какие бараны били в барабаны?

  • Что делали белые бараны?

  • Во что били белые бараны?






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Голосоречевая нагрузка педагога

Автор: Великанова Елена Дмитриевна

Дата: 07.06.2018

Номер свидетельства: 472491

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Гигиена и охрана голоса у детей "
    ["seo_title"] => string(37) "gighiiena-i-okhrana-gholosa-u-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "136898"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417200202"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства