Просмотр содержимого документа
«Грамматический строй речи»
Грамматический строй речи
Грамматический строй речи – это закономерности, по которым в языке образуются и соединяются слова. Грамматика включает в себя морфологию и синтаксис. Морфология – это изучение грамматических свойств слова, его форм. Синтаксис изучает словосочетания и предложения. Грамматика русского языка для усвоения очень сложна, т.к. в русском языке достаточно много исключений из правил. Ребенок в процессе своего развития должен не только запомнить эти правила, но и правильно употреблять их в своей речи.
В процессе усвоения грамматических законов у ребенка развивается не только речь, но происходит развитие и логического мышления.
С ростом ребенка проблема формирования его речи становится одной из наиболее важных проблем. Для полноценного его развития необходимо с раннего возраста обеспечить ребенку кроме общения со взрослыми и другими детьми знакомство с художественной литературой и фольклором.
Ребенок постигает язык только на практической основе. Воспитываясь в языковой среде, он усваивает различные элементы языка (звуки, слова, словосочетания и предложения) и правила их употребления.
Постижение грамматических законов происходит вместе с формированием его словаря. Ребенок к шести годам вполне усваивает основные закономерности изменения слов и соединения их в предложении, употребляет все части речи. В то же время в речи дошкольника иногда могут наблюдаться ошибки словоизменения и словообразования. В этом случае необходимо исправлять ошибки ребенка, произнося правильный вариант.
Необходимо относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.
ПРОГРАММА
Младший возраст.
Учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
Помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (кошка - котенок- котята).
Учить употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около).
Помогать употреблять в речи форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив).
Помогать детям получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»).
Старший возраст.
1.Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (шесть кукол, четверо козлят) и прилагательные с существительными (лягушка - зеленое брюшко).
2.Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных.
3.Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, масленка, воспитатель, тракторист).
4.Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь-медведица-медвежонок), глаголов с приставками (забежал-выбежал-перебежал).
5.Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.
6.Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы).
7.Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.
Литература
1.Т.Б.Филичева, А.В.Соболева Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. Екатеринбург: Арго, 1996.
2.О.А.Безрукова. Грамматический строй речи.
3.О.А.Новиковская. Логопедическая грамматика для детей. Санкт–Петербург. Издательство «Корона Век», 2011.